Макет храма Бэла

PICASO3D
Идет загрузка
Загрузка
21.05.2021
3054
7
Применение

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

15
Статья относится к принтерам:
PICASO Designer X PRO PICASO Designer X PICASO Designer PRO 250

3 декабря 2020 года в Эрмитаже была открыта выставка «Две Пальмиры: реальная и виртуальная». День Пальмиры в Эрмитаже проводился совместно с Институтом истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) и Архитектурной мастерской М. Атаянца (АММА) под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и включал серию мероприятий, посвящённых обсуждению роли древнего города в мировой культуре, возможности и методов реставрации памятника, проблемам сохранения объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Археологические памятники Пальмиры».

Основная идея выставки «Две Пальмиры: реальная и виртуальная» – представить текущий этап изучения Пальмиры и продемонстрировать результаты самого современного мониторинга состояния памятника.

На экспозиции представлена высокоточная модель – детальный макет храма Бэла, разрушенного в 2015 году. Храм выполнен в масштабе 1:33 и представляет знаменитый памятник в виде полной реконструкции. Макет изготовлен по цифровой реконструкции, выполненной специалистами Архитектурной мастерской Максима Атаянца. Эта цифровая модель значительно превосходит все известные на сегодняшний день подобные работы по научному подходу к вопросам реконструкции, детализации и качеству исполнения. На основе этой реконструкции также создано интерактивное приложение с возможностью виртуальной прогулки по территории храма, с которым можно познакомиться на экспозиции.

Еще одна часть экспозиции – детальный макет территории античной Пальмиры в масштабе 1:300, исполненный методом 3D печати специалистами Севастопольского государственного университета по материалам фотограмметрического сканирования, выполненного специалистами Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) и компанией «Геоскан». С цифровой моделью можно познакомиться на специальном сайте.

Максим Атаянц, основатель и руководитель архитектурной мастерской М. Атаяца

Откуда родилась идея восстановления Пальмиры?

Нужно сказать, что уничтожение Пальмирских памятников произвело тяжёлое впечатление, для нас это было равносильно убийству близкого человека, взятого в заложники. Для разрушения были выбраны самые широко известные, знаковые памятники: храм Бэла, храм Баалшамина, Триумфальная арка. Позже был повреждён театр и взорван тетрапилон... Сейчас российская армия обеспечивает сохранность и безопасность памятников Пальмиры, но груды щебня и каменных блоков на месте прекрасных зданий взывали нас к действиям.

У специалиста такая ситуация, после первого шока, вызывает желание что-то сделать, предпринять нечто полезное.

В Пальмиру, несмотря на опасность, на несколько часов выезжали представители ЮНЕСКО и швейцарские специалисты, периодический визуальный мониторинг ведут сотрудники Департамента древностей и музеев Сирии, однако серьезных действий направленных на восстановление, было немного. Исключением стала решительная деятельность заместителя директора Института истории материальной культуры РАН Натальи Фёдоровны Соловьевой, замечательного профессионала, организатора и специалиста в области охранной археологии. После освобождения Пальмиры она напрямую обратилась с просьбой к министру обороны С.К. Шойгу с предложением организовать экспедицию на место разрушений. Экспедиция состоялась в 2016 году.

В тяжёлых условиях с помощью военных картографов удалось зафиксировать состояние всей археологической зоны и основных объектов после взрывов и повреждений. С помощью дрона выполнялась подробная съёмка пострадавших памятников.

На тот момент я ничего не знал об этой экспедиции, но мне пришла в голову мысль попытаться сделать цифровую реконструкцию храма Бэла. Он наиболее сильно пострадал, а его в истории архитектуры очень важное. Виртуальное воссоздание разрушенного здания такой сложности - дело трудное, многоэтапное, кропотливое и долгое. Необходимо было найти и оценить обмерные чертежи и варианты графической реконструкции, собрать из всех возможных источников фотоматериалы храма до разрушения, сформировать команду специалистов по фотограмметрии и компьютерной графике.

После пары лет работы, когда появились результаты, я показал их Михаилу Борисовичу Пиотровскому, директору Эрмитажа, на которого российским руководством возложена задача координировать всю помощь в сохранении культурного наследия в Сирии. Он предложил нам с Натальей Фёдоровной скоординировать нашу деятельность, и мы, предварительно посетив Дамаск и получив разрешение на работы, уже вместе отправились в Пальмиру в сентябре 2019 года.

Борис Атаянц, руководитель отдела визуализации в Архитектурной мастерской М. Атаянца

Какие средства были использованы для изготовления макета?

Для изготовления макета нами были использованы:

  • чертежи снятые с французской монографии, посвященной памятнику;
  • фотографии разного класса точности (от фотографий из интернета, до фотографий Максима Борисовича из экспедиции 2019 года);
  • 3D модели, полученные методом фотограмметрии лежащих на земле отдельных блоков после разрушения.

Какие были варианты создания кроме 3D печати?

При создании макета изначально в качестве основы был выбран метод 3D печати,

так как при таком масштабе вытачивать изделия на ЧПУ-станке нецелесообразно, а изготовление модели полностью вручную и/или из пробки (один из классических методов создания макетов архитектуры, особенно руин) не дало бы нужного качества.

Мы выбрали 2 технологии 3D печати: SLA (для высокодетализированных элементов) и FDM для основной массы макета. После этого макет собирался из составных частей - от деталей в один кубический сантиметр, до элементов в несколько десятков сантиметров в длину (стволы колонн, например). Далее каждый элемент подгонялся друг к другу, их шпаклевали, грунтовали и красили, а в отдельных случаях, элементы покрывались сусальным золотом.

Сколько времени заняла печать?

Печатью занимались компании REDFAB и Студия 3D печати из Санкт-Петербурга, обе фирмы работают на оборудовании PICASO 3D. Макет создавался на принтерах Designer X, Designer X PRO, Designer PRO 250, PICASO 3D Designer.

Александр из REDFAB рассказал нам о сложностях печати: «Детали были поделены на «кубики», каждый из которых печатался около 15 часов. Всего мы распечатали около 100 таких «кубиков» и колонны». Для печати был выбран натуральный ABS от Filamentarno. Основная сложность - нарезать детали таким образом, чтобы швы в изделии совпадали со швами в модели, например на стыке плит. Также необходимо было все грамотно промаркировать, чтобы сборщики не запутались, а мы не печатали лишние части изделия.»

У Студии 3D печати в Санкт-Петербурге задачи и проблемы были такие же. «Проектом занимались около 2.5 месяцев - круглосуточно печатали на 8 принтерах. Самое сложное в этой работе было распределить детали по принтерам, правильно их разделить на фрагменты, если изначальную модель не удавалось разместить плоскостью на столе. Иногда количество фрагментов значительно увеличивалось после разделения. Затем на каждую партию составлялась программа печати (gcode), детали маркировались по принадлежности к партии, затем номер части и, при необходимости, номер фрагмента. Иногда подготовительные работы к печати занимали несколько суток.»

После печати макет собирался и окрашивался профессиональными реставраторами, задача была - добиться максимальной схожести с оригиналом. Например, для создания золотых элементов использовалось сусальное золото, а не краска.

Сколько времени прошло от идеи до выставки?

Идея сделать цифровую модель реконструкции, а как следствие и макет, появилась в середине 2016 года, с этого же момента стартовал рабочий процесс до самой выставки. Основное время ушло на создание точной 3D модели, на печать и обработку макета потребовалось примерно полгода.

В завершении рассказа предлагаем вам посмотреть видеоэкскурсию по выставке от петербургского архитектора и художника Максима Атаянца, который с 2005 года регулярно ездил в Пальмиру.

Статья подготовлена по материалам портала Прошлое, Государственного Эрмитажа, Севастопольского государственного университета, Мастерской Максима Атаянца, компании REDFAB.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

15
Комментарии к статье