Астронавты NASA примерили новые скафандры с 3D-печатными шлемами

news3dtoday
Идет загрузка
Загрузка
23.08.2019
2859
1
Новости

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

9
На мысе Канаверал прошла тренировка астронавтов Дугласа Хёрли и Роберта Бенкена, отобранных для первого пилотируемого полета на корабле Crew Dragon. Космолетчики работали в новых скафандрах, также сконструированных компанией SpaceX, причем шлемы почти целиком напечатаны на 3D-принтерах.
Для участия в полетах на Crew Dragon уже отобраны четыре астронавта: первый полет под шифром Demo-2 осуществят Дуглас Хёрли и Роберт Бенкен, а в роли запасного экипажа для первой и основного для второй экспедиции выступят Виктор Гловер и Майкл Хопкинс. Обозначение Demo-1 получил самый первый полет Crew Dragon в марте этого года, осуществленный в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Demo-2 станет третьим по счету запуском, но уже с экипажем.
Второй запуск не предусматривает выход носителя и корабля за пределы атмосферы и будет использован для проверки систем спасения: примерно через минуту после взлета условно аварийного носителя будут осуществлены отстрел и посадка капсулы. Изначально этот полет должен был выполнить корабль, участвовавший в миссии Demo-1, но этот аппарат взорвался на испытательном стенде уже после успешного возвращения. Как результат, рабочий график сдвинули вправо, и теперь первый пилотируемый полет состоится в конце текущего или даже начале следующего года. В случае успеха экспедиции Demo-2 испытательная программа официально завершится, Crew Dragon будет полностью сертифицирован и принят на вооружение, а Гловер и Хопкинс выполнят первый послеприемочный и второй по счету пилотируемый полет под шифром Crew Dragon-1 с продолжительным пребыванием экипажа на МКС.
Запутались? Отлично, тогда давайте лучше посмотрим на скафандры. Это совершенно новая экипировка, тоже разработанная инженерами SpaceX, но при участии консультантов в лице ветеранов NASA. Одна из них — астронавт Сунита Уильямс, дважды слетавшая на Международную космическую станцию, совершившая семь вылазок в открытый космос и в общей сложности проработавшая на орбите почти год. А еще она стала первым человеком, пробежавшим марафон на орбите! За 4 часа и 24 минуты, между прочим, и ее результат был засчитан судьями бостонского марафона 2007 года, несмотря на удаленное участие.
Сунита считает, что новые мягкие скафандры — самые удобные из всех, которые она надевала, а ей приходилось работать и в американском ACES во время полета на космическом челноке, и в российском «Соколе» во время второго полета к МКС, уже на космическом корабле «Союз». «Соколы» она, кстати, хвалит, называя «классными», но все-таки это дизайн 70-80-х годов, а прогресс не стоит на месте. Аналогично ACES и «Соколам», скафандр от SpaceX не имеет полноценной встроенной системы жизнеобеспечения для продолжительной автономной работы, а потому не предназначен для выходов в открытый космос. «Сокол», например, имеет запас кислорода только на два часа. Такие легкие, мягкие скафандры предназначены в первую очередь для защиты экипажей в случае разгерметизации кораблей, так что упор делается на удобство и компактность конструкции.
Сейчас в США готовят два новых типа мягких скафандров — второй вариант (на иллюстрации выше) испытывает корпорация Boeing для эксплуатации экипажами собственных космических кораблей CST-100 Starliner. Самая очевидная внешняя разница между двумя защитными костюмами заключается в герметичном, быстронадеваемом капюшоне на скафандре Boeing, тогда как SpaceX сделала выбор в пользу полноценного шлема с опускаемым забралом. Как утверждается на сайте NASA, эти шлемы изготавливаются с помощью 3D-печати и подгоняются под индивидуальных пользователей. И оно понятно: раз SpaceX печатает двигатели, то почему бы не скафандры? Сунита, кстати, предпочитает вариант от SpaceX, так как в полностью застегнутом скафандре от Boeing практически невозможно разогнуться в полный рост. Он скроен так, что удобен при эксплуатации в сидячем положении, но чтобы выпрямиться, нужно расстегнуть молнию на животе. Впрочем, в случае разгерметизации капсулы мягкий скафандр все равно раздуется и будет ограничивать мобильность, да и вообще в тесном корабле особо не побегаешь. Остается только сидеть и ждать. Зато весит вариант от Boeing всего пять с половиной килограммов.
Все разъемы для систем жизнеобеспечения сведены в одну панель на правом бедре. Костюм получает электропитание и воздух от бортовых систем, в шлеме предусмотрено воздушное охлаждение, а забрало удерживается в закрытом положении двумя замками с кнопками по левую и правую стороны.
Перчатки скафандра сконструированы с расчетом на удобство при работе с сенсорными экранами, заменяющими в Crew Dragon привычные приборные панели.
Кстати, у астронавтов будут и портативные набедренные интерфейсы в виде планшетов от Apple. Белая ткань изготовлена из разновидности политетрафторэтилена (то бишь тефлона), а серые участки — из мета-арамида Nomex, близкого родственника нейлона и кевлара, широко используемого в экипировке пожарников ввиду хорошей огнестойкости.
На тренировке Хёрли, Бенкен и наземные службы отрабатывали предполетные процедуры на тренажере Crew Dragon, а затем эвакуацию астронавтов из макета корабля после условного приводнения. Точная дата запуска Demo-2 пока не называется, но ориентировочно полет состоится не ранее декабря текущего года, а вероятнее всего — в начале следующего.

А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

9
Комментарии к статье