Кремень FMZ Реклама
Kremen FMHM Реклама

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

perfect_root
Идет загрузка
Загрузка
02.04.2021
9632
70
Техничка

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

25

Пластмассовый мир победил,

Пакет оказался сильней,

Последний кораблик остыл...

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

А кто ещё умудрился сорвать слой стекла не дождавшись остывания модели? Или забыл нанести адгезив, а печать уже прошла несколько часов?

Так вот, это будет эксперимент противостояния пластика и стекла.

-Что выбрать для хорошей адгезии пластика на подложке, как отказаться от использования адгезивного состава и какие плюшки получите при использовании узорчатого стекла...

Стекло

"Сегодня" в очередной раз оторвал слой стекла. Вместо того, чтобы оторвать модель от стола (простите, подложки). На самом деле вырвать кусок, это очень легко. Я пол года печатал соблюдая технологию, которую выработал с первых печатей.

"Если результат положительный - значит, всё правильно".

Да, пол года ни единого скола. Я слышал/читал, что PETg очень хорошо прилипает к чистому стеклу, что порой приводит к некоторым не совсем положительным последствиям. Но сам я так ни разу не увидел. До момента, пока мне не пришла мысль проверить, как это получается. И началась пора экспериментов.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Адге́зия (в физике) — сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел. Адгезия обусловлена межмолекулярными взаимодействиями в поверхностном слое и характеризуется удельной работой, необходимой для разделения поверхностей.

Когезия — связь между одинаковыми молекулами внутри тела в пределах одной фазы. Когезия характеризует прочность тела и его способность противостоять внешнему воздействию. Когезия — это действие или свойство взаимного притяжения одинаковых молекул.Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Чтобы сохранить подложку и долго ей пользоваться

("сырое" стекло 4 мм, гладкое).

  1. Хорошо помыть стекло. Это будет способствовать хорошему контакту адгезивного состава со стеклом. При всех манипуляциях не касаться руками стекла в области печати.
  2. Насухо протереть. Чтобы остатки воды не смешивались и не разбавляли АС.
  3. Тонким слоем нанести АС на стекло. Спрей, жидкость или твердый, не важно. (Пользуюсь спреем) Например, для спрея хватит один раз пшикнуть и опускаясь эмульсия ложится равномерно. Даже этого достаточно. Второй контрольный, если область печати широкая и одного раза не хватит чтобы покрыть область печати.
  4. Хорошо закрепить стекло. Чтобы не было прогиба на кривых столах и с кривыми стеклами, фиксировать следует только на углах стекла. Тогда стекло не будет прогибаться. Можно по две точки на углу, для надёжности. Подложка для модели или решение проблем с адгезией.Подложка для модели или решение проблем с адгезией.
  5. Печатать. Не важно какой площади будет модель, маленькой или большой, если все сделано правильно, то никаких проблем не будет.
  6. После печати не торопиться. Для того, чтобы не тратить время, должно быть дублирующее стекло. И пока первое остывает, ставим второе и запускаем следующую печать. Для хорошего качества модели остывание должно проходить равномерно, без резких перепадов температур. Стекла хранить удобно уже подготовленными к печати (например, в полиэтиленовых пакетах ИКЕА с zip-молнией или в бумажных конвертах).
  7. После достаточного остывания до комнатной температуры зачастую модель снимается без усилий. Тогда на стекло можно добавить клей и убрать в конверт. В случае, когда деталь большой площади крепко схватилась, достаточно ополоснуть в теплой воде. Все АС (клей 3D, энтеродез, пиво и пр.) смываются водой. И после полоскания "отпускают" модель. В очень редких случаях, крепкой посадки, можно снизить температуру воды на прохладную по ощущениям или мягко стукнуть модель.  Это самый крайний метод. Особый момент, что все удары по модели необходимо прилагать как можно ниже к основанию модели. Для примера температура при которой "отпускает" модель для PETg: 43-40­­°C.

И если следовать технологии описанной здесь использовать такой варварский метод не представится возможным.

И не забывайте сушить весь рабочий материал, а так же хранить в герметичных пакетах с порциями абсорбента.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Теперь перейдём к более интересной теме. Не смотря на доступность и дешевизну АС, это всё так же расходный материал.

А есть ли методы которые позволят использовать стекло без расходника?

Для ответа на этот вопрос, я решил поменять подложку. Юлия в компании Актуальное Стекло, любезно предоставила образцы. Взял несколько возможных вариантов стекол с различными покрытиями. Один с обработкой пласти. Остальные с узорами на самом стекле. И один тип стекла подвергался термической обработке. Это жаропрочное стекло, которое может выдержать температуру до 200⁰C.

Так же оно прочнее чем "сырое" стекло без обработки.

Здесь, в цехе, по истине открываются большие возможности. Стекла можно нарезать в любой удобный размер, обработать края для безопасности и даже закалить стекло.

Теперь немного информации по наличию.

Образцы

Сырое стекло.

Обычное силикатное стекло получают из расплавов с различным химическим составом; подготовленное сырье проходит процесс варки, затем остужается и проходит процесс отжига, необходимый для снятия остаточных напряжений. 

  • Сырое без обработки

‌Узорчатые стекла.

Узорчатое стекло – это разновидность стекла, имеющая рельефное оформление с одной или двух сторон. Получают такой рельеф при помощи специальных валиков, на которые предварительно наносится соответствующий объемный рисунок. Для получения качественного и долговечного рельефного изображения стекло перед обработкой валиками тщательно прокаливается.

  • "Скрим"
  • "Пунто"
  • "Кризет"

‌С обработкой поверхности.

Технология пескоструя основывается на обработке стекла воздушной струей с частицами абразива из частиц кварцевого песка, который делает матовой поверхность стекла.

  • "Сатин". Обычное с обработкой пескоструем

‌Стекло термической обработки.

  • Жаропрочное

Технология изготовления заключается в придании обычному стеклу особых свойств, способности выдерживать высокие температуры. Суть ее в том, чтобы соединить несколько стекол при помощи специального полимера. Подбирают стекла необходимых габаритов, очищают поверхности, высушивают. При помощи специального полимера склеивают. Полимер обладает особым свойством распределять тепловую нагрузку равномерно по всему пакету. Дальше следует обжиг пакета при температуре 650–680 градусов с последующим охлаждением.

Теперь можно приступать к тестам.

Качество печати на поврежденном сопле оставляет желать лучшего, но от этого качество эксперимента только улучшается, ибо даже при неисправном адгезия и печать проходят хорошо.

Все образцы запускаются в печать после обезжиривания моющим средством и без адгезивного состава. На образце стекла печатается модель пластиком PETG, площадью 50х50 мм, высотой 5 мм, с заполнением 100%. Высота первого слоя 0,2 мм, высота последующих слоёв 0,1 мм, . После печати без выдержки остывания опускается в холодную воду ХХ ⁰С. Если образец выдерживает испытание, образец подвергается повторному тесту, при котором модель снимается механическим способом. Ударом в основание модели. В финал проходит образец который успешно проходит все испытания.

"Сырое", без обработки пласти. Многие ими уже пользовались и вероятно большинство из Вас успели познакомиться с его существенным недостатком. Поверхности с обеих сторон идеально гладкие. Стекло не способно сопротивляться к перепадам температур и легко повреждается при усадке пластика. 

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Первый слой так же имеет гладкую глянцевую поверхность. Модель неохотно отлипает и зачастую может вырвать прилегающий слой стекла. 

Данный образец провалил оба испытания. Если жёстко к нему относиться, то не выдерживает перепад температур и механические удары. На модели остаются куски стекла. Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Преимущество данного вида можно считать то, что он "безотказный" его уровень удержания модели зависит от концентрации АС, а размазывание первого слоя идеальное. Так же оно абсолютно ровное по плоскости и хорошо подойдёт, когда требуется выдержать точный размер модели. 

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Скрим. Стекло имеющее на своей лицевой стороне узор напоминающий маленькие квадратные точки. С тыльной стороны, поверхность не идеально гладкая. Имеет стабильный некоторый узор в виде волнистых линий. Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Это наилучший образец, в котором сочетается всё. Хороший симметричный узор, не высокая текстура, способность крепко удерживать модель, прочность которая позволяет быстро остужать без риска повреждения. Не испытывалось к критически крайних условиях. Позволяет удерживать размер модели в пределах ±0,2 мм по ZПодложка для модели или решение проблем с адгезией.

Пунто. Узорчатые стекло имеющее две текстуры. Одна основная, состоит из выдавленный квадратов. Вторая - продольные линии. Основной узор глубокий. Может достигать 0,3 мм. На обратной стороне имеет не стабильные волнистые линии.  Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Сочетание текстуры добавляет дополнительный интерес. Выдерживает оба теста, прочное. Для уверенной печати желательно использовать высоту первого слоя 0,3 мм. Удержание модели чуть хуже чем Скрим.Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

‌Кризет. Очень сильно напоминает Скрим, только текстура несколько выше. Квадратные точки ощущаются намного лучше.Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Так же выдерживает оба теста. Но высоту первого слоя лучше выставить 0,3 мм. Еще данный тип имеет больше толщину стекла. И это важный момент потому, что можно легко повредить сопло об рифлёную поверхность (доказано на личном опыте). Удерживает модель на уровне между Скрим и Пунто. Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

‌Сатин. Обычное "сырое" стекло у которого лицевая сторона обработана методом пескоструйной очистки. При этом обработанная сторона становится матовой.Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Самое "вредное" из образцов. Маленький кубик печатается хорошо и имеет интересную абсолютно ровную, но матовую поверхность. Не отбрасывает бликов на поверхности. Но на больших моделях наблюдается отлипание первого слоя (поврежденное сопло доставляет дополнительные неприятности в виде отрыва некоторых линий). Не проходит оба теста, только потому, что модель не особо крепко держится на поверхности. Из-за этого остаётся целым. При использование клея все недостатки устраняются, но по данным условиям теста не проходит. Удержание модели наихудшее.

‌Жаропрочное. Стекло прошедшее термическую отработку по технологии. Имеет повышенную термическую стойкость. И ударопрочность. На вид такое стекло отличается розовато-кофейным оттенком. И иногда переливается на торцевой части.Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

К сожалению на данный момент не имею большого образца. Маленький 30X40 мм позволяет напечатать на себе модель, которая отлично прилипает и хорошо держится на протяжении всей печати. При свете на поверхности можно различить незначительные переливы поверхности. На первом слое они никак не проявляются и примыкающий слой остаётся глянцевым и ровным как от "сырого" стекла. Стекло проходит отлично оба теста, но не может рассматриваться полноценно в виду имеющихся габаритов и отклонения от остальных образцов. К тому же его цена 20-25к за м² уменьшает доступность. На габариты стола 220X230 мм такой кусок с обработкой краёв обойдётся в 1500-1700 руб. (цены указаны для прайса компании Актуальное Стекло). Что приближает к стоимости "ультрабазы", но по достоинствам превосходящее её. Когда все остальные образцы обходятся в ~200 руб. за тот же кусок.

Бонус

Просматривая другие образцы стекол, отметил для себя наиболее интересные варианты которые открывают границы для творческой деятельности.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Подложка для модели или решение проблем с адгезией.

Итоги

Подводя итоги многочасовой печати и издевательства над подложками могу с уверенностью сказать, опираясь на полученный опыт, что в дальнейшем буду использовать только узорчатое стекло. Данные тесты ещё следует провести с другими типами пластика, но пока мне это не грозит, мой основной материал PETg

По наблюдениям ключевым моментом позволяющим отказаться от использования адгезивного состава является поверхность прокаленого стекла. Она не идеально ровная, а имеющая какую либо текстуру (даже на казалось бы гладкой поверхности). Поработав с различными образцами, я уже по виду на стекло с уверенностью могу сказать какое сможет выполнять все функции подложки.

Развивая эту мысль, так как я выполняю с основном заказную печать, займусь разработкой индивидуального логотипа. И лазерной гравировкой нанесу на всю площадь жаропрочного стекла. Таким образом я смогу не только защитить свою продукцию, но и придать ей индивидуальную особенность. А если добавлю к логотипу контактную информацию, то это будет отличной рекламой на моих изделиях. 

Кто занимается печатной деятельностью под заказ, не благодарите. ))) Пользуйтесь на здоровье. А я пойду полирну свою новую ачивку:

Начал печатать на узорчатом стекле ещё до того как это стало мейнстримом. ©

Всем бобра! И до новых экспериментов!

(возможно в не далеком будущем я дополню эту статью недостающим тестом.. но это не точно ^_^ )

"Оставайтесь Уважаемыми людьми и будьте честны с собой и окружающими". ©Perfect Root

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

25
Комментарии к статье