Кремень FMZ Реклама
Kremen FMHM Реклама

"Стеклянные" фигурки из под фотополимерника

AndyBig
Идет загрузка
Загрузка
13.12.2020
9632
28
Техничка

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

51
Статья относится к принтерам:
Anycubic Photon S

Хочу показать и рассказать технику получения глянцевых фигурок, напечатанных на фотополимерном принтере, на примере оленей-игрушек, которых можно повесить на елку или поставить на каминную полку :) Америку я не открываю, подобные способы уже давно известны, но не всем и не всегда в подробностях.

Модель оленя вот эта - https://www.thingiverse.com/thing:571949 . Я уменьшил его до 7 см высоты (до кончиков рогов), немного утолщил петельку, сделал полым и проделал пару отверстий для исключения эффекта присоски и возможности промывки внутри. Печаталось из смолы Elegoo Red с антиалиасингом х4. 

Зачем это? 

Ну, во-первых для красоты. Порой прозрачная фигурка из цветной смолы смотрится очень интересно и красиво. Во-вторых для каких-то прозрачных модельных деталей - остекления, например. Еще это может пригодиться при печати световодов к светодиодам.

Современные фотополимерники имеют очень неплохое разрешение - меньше 50 мкм по всем осям. И хотя эта цифра кажется очень маленькой, гладкими на вид модели из под печати не выходят, увы. И слои по Z и пиксели по X/Y создают на поверхности миниатюрные выпуклости, которые глазами почти не видны уже с полуметра, но тем не менее они дают матовый эффект поверхности и различные рисунки интерференции. Кто-то может сказать: "Да я же видел в роликах как получаются блестящие фигурки прямо из принтера!". Ага, в роликах получаются. Потому что или время засветки слишком большое (на нормальном времени у блогеров не получается напечатать потому что они не умеют готовить модель к печати) или принтер сильно мылит (но блогеры этого не понимают или делают вид что все отлично, так и должно быть на хороших принтерах). В обеих случаях это означает, что детализация печати будет ниже плинтуса :) 

Суть проблемы 

Вот есть прозрачная смола красивого цвета, из которой захотелось напечатать красивую цветную прозрачную фигурку. Как на рекламных картинках производителей смол :)) Ставите на печать, по завершению снимаете платформу и видите красоту неописунную - фигурки прямо как с рекламы смолы сошли :) 

Все получилось, вау!

Да щас... Красота моментально сходит с фигурок во время промывки вместе с остатками жидкой смолы :) И фигурки становятся гораздо менее красивыми и похожими на рекламные картинки. 

Если принтер обладает действительно хорошей резкостью печати, то простое покрытие лаком не поможет, даже густым с помощью кисточки. Однокомпонентные лаки довольно сильно усыхают и обтягивают бугорки пикселей, повторяя их форму. Слоев за 5-10 может быть и получится, но после пары слоев акрилового лака поверхность все еще выглядит вот так:

Можно, конечно, поставить время засветки в 2 раза больше нормального и это скорее всего даст глянец, но печатать, к примеру, 12 часов вместо 6? Не самый удобный вариант :)

Можно взять эпоксидку или двухкомпонентный лак, но разводить их по 2-3 мл - то еще удовольствие. Или надо будет развести 5-10 мл и 90% пустить в отходы. Плюс время полимеризации не очень маленькое :)

Предлагаемое решение 

Предлагаемый мною вариант (известный в узких кругах, я думаю) имеет то преимущество, что он не требует никаких материалов, за которыми надо идти в магазин или заказывать отдельно :) Все материалы, как правило, уже есть у тех, кто печатает на фотополимерном принтере. Ну, может кроме лака, который совершенно не сложно купить в локальном магазине. И без которого даже можно обойтись, получив лишь чуть менее красивый результат.

Итак. После промывки модели мы имеем вот такую картину (все фото будут в двух одинаковых вариантах - с подсветкой сбоку и с подсветкой сзади):

Видно, что какая-то прозрачность есть, но глянцевостью тут и не пахнет.

1. Необходимо покрыть густым слоем лака внутренность фигурки если она пустотелая. 

Если этого не сделать, то внутренняя матовость не даст проявиться прозрачности, хотя наружный глянец и будет присутствовать.

Я просто заливаю лак внутрь, затыкаю отверстие в модели и прогоняю пару раз лак по всем внутренним поверхностям. Потом шприцом с иголкой вытягиваю излишки лака. Важный момент: нужно избегать попадания лака на внешние поверхности модели, а если он все же попал, необходимо его тщательно вытереть. Это имеет критическое значение для качества следующего шага. Именно поэтому я и вытягиваю излишки лака шприцом, а не выливаю их просто из отверстия в модели.

После этого я оставляю фигурку минут на 10, чтобы лак внутри чуть-чуть подсох и перехожу к следующему шагу. 

Вот так выглядит фигурка, покрытая лаком изнутри:

2. Покрываем модель снаружи фотополимером. 

Лучший результат дает густой так называемый "ювелирный" фотополимер. Он продается на Али как материал для поделок в бижутерии вместо эпоксидки, например - https://aliexpress.ru/item/32921020052.html . Им же, кстати, удобно и склеивать части моделей. Отличие от принтерных фотополимеров - он густой и просвечивается/полимеризуется на большую глубину, до нескольких мм. За счет густоты он лучше заполняет промежутки между пиксельными бугорками и дает более ровный слой. Однако вполне можно использовать и ту же смолу, которой модель печаталась, результат тоже очень неплох :) 

Наносится смола кисточкой. Сильно густо наносить необязательно, но и полусухой кисть держать не нужно. Перед нанесением очень желательно обезжирить поверхность модели если хватались за нее пальцами, иначе смола может пойти пятнами. 

После нанесения смолы на фигурку нужно дать ей пару минут на то, чтобы смола окончательно выровнялась по поверхности и, может быть, излишки ее стекли на салфетку, на которую модель на это время поставили. 

Предупреждение: если работаете с ювелирной смолой, то не нужно включать яркий рабочий свет над столом - она запросто может начать полимеризоваться под ним прямо на кисти :) Если на модели остались следы акрилового лака из прошлого шага, то смола в этом месте скорее всего отслоится. 

Кисточка легко промывается спиртом или растворителем/ацетоном. 

3. Засветка. 

Теперь можно поставить модель под УФ-засветку чтобы наше покрытие полимеризовалось. Буквально на 30-60 секунд, этого достаточно. После этого берем модель и ... топим ее в прозрачной емкости с чистой водой :) 

Вопрос засветки без доступа кислорода уже не раз поднимался в обсуждениях к статьям и в самих статьях. Суть его в том, что кислород в воздухе является ингибитором процесса полимеризации, то есть он мешает этому процессу. Поэтому на внешней поверхности остается тонкий слой неполимеризовавшейся смолы. Он ощущается как слегка жирное покрытие на модели, которое легко стирается пальцами, оставляя под собой матовую поверхность и пачкая пальцы. Чтобы внешний слой смолы полимеризовался полностью, нужно дозасвечивать в отсутствии кислорода, и простейший способ добиться этого - опустить модель в воду. Еще засвечивают в глицерине, в пропиленгликоле. Читал я так же о методе выжигания кислорода свечкой в закрытой емкости с моделью. Можно, наверное, откачать воздух из емкости :) Но наиболее просто все же просто опустить модель в воду :) 

Тут полоска акрила сверху давит на рога оленя, притапливая его, т.к. он пустотелый и сам тонуть не хочет :) 

И вот так ставим емкость с моделью под УФ для окончательной засветки на 10-30 минут. 

После окончания засветки и просушки модели (поверхность у нее уже не имеет жирного ощущения и не теряет глянец от прикосновений) получаем почти готовый результат. 

Вот так получается при покрытии той же смолой, которой модель печаталась: 

А вот так с ювелирной прозрачной:

Это уже вполне удовлетворительно, но можно сделать еще лучше, если сверху покрыть глянцевым лаком. 

4. Лакирование. 

Я в этот раз решил попробовать посоветованный мне знакомым моделистом лак, известный среди моделистов под названием "футура". На самом деле это штатовское средство для блеска полов, но у нас оно известно только среди моделистов именно как очень текучий лак, дающий отличную глянцевость :) В оригинале это средство выглядит вот так: 

У нас же оно продается разлитым по мелким флаконам с самодельными этикетками :)

И да, этот лак действительно дает после высыхания очень тонкий слой. Как пишут, им почти невозможно "залить" модель. И при нанесении кисточкой он из-за своей текучести (почти как вода) не оставляет мазков. В принципе, можно вообще окунуть в него модель, дать стечь излишкам и все будет отлично выглядеть :) Да и запах у него приятный, что-то между парфюмом и ароматизированной бытовой химией. 

Можно использовать и любой другой, любимый или имеющийся в наличии. Главное - прозрачный, глянцевый и не оставить потеков :)

Как и перед намазыванием смолы, модель желательно обезжирить перед лакированием. 

Расписывать тут особо нечего - лак наносится любым удобным способом. Кистью, аэрографом, баллончиком. 

После высыхания лака получаем окончательную модельку, которая выглядит как отлитая из стекла :) 

Это лак по печатной смоле: 

А это лак по ювелирной: 

За сим откланиваюсь, надеюсь кому-то это окажется полезным :)

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

51
Комментарии к статье