Идеальный принтер для школы — какой он?
Эпопея со школьным принтером сегодня продолжилась несколько неожиданными образом — хотэнд нашего «Летающего медведя» (подробнее про него см. здесь, там же есть ссылки на прошлые мои публикации про принтер для школы) наглухо забился.
Для меня это не впервой — на своём домашнем Sapphire Pro я перебирал головку уже не один раз. В общем, разобрал голову, расковырял пробку (PTFE-трубка не очень плотно прилегала к термобарьеру, видимо, подсела, или подвыдернулась) и собрал всё обратно подумал, что неплохо бы под шумок забабахать полу-директ. Ну, владельцы Ghost 5, думаю, в курсе как это делается. Дабы сделать всё побыстрее, взял вариант крепления от Дмитрия Соркина и быстренько напечатал его из PLA. Да, вот такой вот я нехороший! А если серьёзно — PETG под рукой не оказалось, ABS’ом я дома и в школе не печатаю, а SBS слишком упругий для таких целей). В перспективе, скорее всего, переделаю под вариант от Сибмейкера — он полегче и под стандартный e3d v6, а не штатное чудо-юдо «Медведя». Тем более, что у меня как раз завалялся новенький e3d v6 от Two Tress (не «Треугольники» и не Mellowm конечно, но в школе денег на такие вещи не выпросишь, все апгрейды делаю за свои кровные, так что…).
В общем, пока вновь собранный Ghost 5 печатал тестовый кубик, я размышлял, каким должен быть идеальный принтер для школы. И вот к каким выводам пришёл. Сразу оговорюсь: всё нижесказанное — моё личное мнение, на истину в последней инстанции ни коим разом не претендую, исхожу сугубо из своего опыта (ну, и совсем немного из опыта коллег-печатников с переносом этого опыта на реалии школьной жизни). В общем, как-то так…
1. Принтер для школы должен быть относительно бюджетным. Блин, ну реально не по карману рядовой школе купить Picaso за 150 тысяч! Более или менее приемлемый бюджет — в районе 50-60 тысяч. С дугой стороны, наворотов никаких за эти деньги не нужно (см. Ниже).
2. Закрытый корпус. Желательно с возможностью отвода запахов прямо в вентиляцию (т. е.нужен патрубок для подсоединения гофры), или фильтрами. Чтобы в кабинете не пахло от слова «совсем». В реалиях наших школ отдельное помещение под печать никто не выделит, и принтер будет стоять в кабинете информатики (или «Точки роста»). Вентиляция в большинстве школ тоже так себе (я только пару лет назад добился, чтобы из вентканала в кабинете выгребли вековые залежи птичьих трупиков разных стадий разложения). А даже PLA после 5-6 часов печати вполне себе в воздухе ощущается.
3. Простая и надёжная механика. В рядовой школе нет специалистов, которые смогут обслуживать принтер. Вот прямо совсем нет. И нет денег на постоянные поездки в сервис. Или есть, но раз в полгода. Т.е. в реальности принтер с пробкой в горле, или ослабшим ремнём оси будет стоять и ждать (возможно годами), пока найдётся кто-то способный решить проблему. Все эти китайцы, которые сейчас гонят по программе «Точка роста» будут в очень многих школах доставаться в день приезда какой-нибудь проверки — пофоткать для отчёта. А дорогущие Picaso отработают гарантию — и будут ждать, пока в бюджете найдутся лишние деньги (но об этом — ниже).
Ещё важно минимизировать вибрации. С очень большой вероятностью принтер поставят на старую парту (как в моём случае) или какой-нибудь не очень нужный стол, который будет ощутимо вибрировать при печати на скоростях даже в 60 мм/с (проверено! :( ). Чем меньше вибраций исходно — тем лучше.
4. Предельно простой интерфейс и максимально подробная инструкция по эксплуатации. Если кинематика подразумевает периодическую натяжку ремней — для этого должен быть удобный «барашек» и комикс на тему «Как правильно покрутить барашек, чтобы печатало зашибись!». Если смена сопел — то одной рукой за пару минут. Если регулярная смазка — то бутылёк с запасом на несколько лет в комплекте (копейки же стоит!) и чёткие указания как часто и куда мазать.
То же относится и к программному интерфейсу. Лично я уважаю свободное ПО и классические интерфейсы, но, блин, Marlin + LCD12864 + «крутилка» — это реально прошлый век, который очень многих в наше время вгонит в ступор. Большинству пользователей в школе нужен некий аналог кнопки «Сделать зашибись!». Вот как в Polygon у всё тех же Picaso с их пресетами «Черновик», «Качество» и т. п. (но у них же навигация через экран принтера, имхо, ужасна — довелось покопаться один раз).
5. Максимальная ремонтопригодность. Собственно, отдельные моменты уже выше упомянул. В школе нет: а) специалистов; б) денег. Следовательно, в случае поломки лучший шанс принтера на починку — это покупка учителем запчастей на условном «Алиэкспрессе» за копейки и замена на коленке. А для этого запчасти не должны быть сильно уникальными (привет разработчикам Ghost 5 и двух популярных отечественных моделей!). Понятно, что собственные инженерные решения — это хорошо в плане качества и (вероятно) себестоимости. Но плохо в плане ремонтопригодности. Ещё раз напомню: мы говорим не бизнес-сегменте, а о школах, где нет… Ну, вы уже в курсе. Мне в этом плане очень понравились решения в принтере от Дмитрий Соркина — всё просто и доступно к покупке (корпус бы ещё не из профиля — и почти идеал бы был для школы, каким я его вижу).
6. Ну, и напоследок немного размышлений о ТТХ. Давайте исходить из реальных потребностей образования. Выбор пластиков, которыми можно печатать в школах без риска привлечь внимание Роспотребнадзора — очень невелик. Примерно из 1 пункта. Изредка в закрытой камере можно попечатать PETG, SBS и всяким интересными композитам (если денег удастся выбить) на базе PLA (Wood, «мрамор» и т. п.). Т.е. по факту сильно высокие температуры экструдера и стола не нужны. Классики китайских принтеров — 260/110, в принципе, вполне достаточно. Ну, может с небольшим запасом, чтобы не гонять принтер на пределе, если что потребуется. Всякие 450/180 не нужны.
Область печати — около 230/230/230. Как показал мой опыт, «медведевских» 255*210*210 (которые, по факту на 100% использовать не удаётся) хватает впритык. Моделили/печатали с детьми органайзеры для канцтоваров, игрушечный грузовик, вазы (вазы брали готовые, сначала чисто для демонстрации возможностей принтера; потом — по просьбам увидевших образцы учителей :) ). И для этих целей «медведевских» 210 мм оказалось маловато, приходилось немного ограничивать творческие порывы учеников. Кое-что печатал на своей Sapphire – его область честные 235/235/235 (ну, то есть теперь честные, я немного поколупался в прошивке и поиграл с концевиками).
Пожалуй, на этом пока закончу. Понятно, что я не все мелочи упомянул, но самые основные моменты постарался расписать. Жду ваших замечаний и вопросов.
Еще больше интересных статей
Anycubic на Formnext 2025: анонсированы новые Photon P1, Kobra S1 Max и Kobra X
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Сотрудничество realme и Bambu Lab
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Ультрабюджетный лазерный СО2 станок своими руками
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.


Комментарии и вопросы
Кстати с PETG такой проблемы н...
Как есть никуда. вентилятор ох...
Нет смысла перешивать, мейн ве...
Например на нижнем или верхнем...
Ну например послал на печать и...
Всем привет. Печатал деталь и...
Друзья помогите начинающему пе...