Ракета с 3D-печатными двигателями вывела на орбиту тринадцать спутников

news3dtoday
Идет загрузка
Загрузка
19.12.2018
2283
17
Новости

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

6
Американо-новозеландская компания Rocket Lab осуществила очередной пуск ракеты-носителя собственной разработки, оснащенной напечатанными на 3D-принтере двигателями. Это уже четвертый пуск по счету, второй чисто коммерческого характера и первый в интересах NASA: ракета вывела на орбиту сразу тринадцать спутников.
Ситуация с коммерческой космонавтикой парадоксальна в том смысле, что запустить спутник размером с автобус проще, чем небольшой аппарат массой в несколько кило. Все дело в стоимости и доступности носителей. Ракеты-носители изначально конструировались с расчетом на максимально возможную грузоподъемность, ведь на заре космонавтики спутники связи, аппараты для подглядывания за зарубежными партнерами и прочее серьезное оборудование не отличалось малыми размерами или массой. По мере развития технологий в сторону миниатюризации на смену громоздкой электронике пришли более компактные аналоги, но это лишь дало повод разработчикам коммерческих и военных аппаратов запихнуть в спутники побольше начинки. Другими словами, будущему мощных ракет-носителей пока ничего не грозит.
С другой стороны, миниатюризация привела к появлению компактных и недорогих узкопрофильных спутников – исследовательских и даже студенческих аппаратов. Сами-то спутники могут быть дешевыми, а вот ракета обойдется в десятки миллионов долларов. Отсюда и проблемы: владельцам маленьких аппаратов в формате CubeSat зачастую приходится ждать годами, пока не подвернется попутка с нужной траекторией и еще несколько десятков заказчиков, готовых купить запуск вскладчину. Текущий рекорд принадлежит индийской ракете PSLV-С37, в феврале прошлого года закинувшей на околоземную орбиту сразу 104 космических аппарата – 712-килограммовый картографический спутник Cartosat-2D и более сотни малышей, пристроившихся рядом с грузным собратом.
Само собой, такое положение дел устраивает только производителей больших ракет, и именно у них пытается утащить клиентов компания Rocket Lab. Бизнес-модель проста: с вас пять миллионов долларов, а мы закинем до 225 кг на низкую околоземную или 150 кило на солнечно-синхронную орбиту. Ждать годами тоже не придется: компания налаживает конвейерное производство ракет-носителей с намерением осуществлять по одному запуску в неделю. Выйти на заявленные темпы Rocket Lab планирует уже в следующем году.
В текущем же году предприятие занималось тем, что доказывало состоятельность своих планов на практике. Четвертый запуск, состоявшийся в минувшее воскресенье, 16 декабря, пополнил пространство вокруг Земли сразу тринадцатью космическими аппаратами. Этот же запуск стал первым в истории Rocket Lab, выполненным в интересах NASA, а именно в рамках образовательной программы ELaNa по содействию с выводом на орбиту университетских спутников. Один студенческий аппарат сделает замеры уровней радиации в поясах Ван Аллена, второй проверит функциональность роботизированных манипуляторов, третий испытает вариант солнечного паруса, и так далее. Предыдущий же и третий по счету запуск состоялся всего полтора месяца тому назад.
«Миссия ELaNa-19 важна для NASA, команды Rocket Lab и космической индустрии в целом. Два запуска с интервалом в пять недель, да еще в первый год орбитальных полетов – это беспрецедентное событие. Это именно то, что нужно операторам малых спутников, и Rocket Lab гордится тем, что смогла предоставить необходимое решение. Регулярные и надежные запуски малых спутников стали реальностью. Ждать больше нет необходимости», – заявил основатель и генеральный директор Rocket Lab Питер Бек.
Секрет же относительно недорогого и скоростного производства ракет-носителей лежит в использовании современных технологий и материалов. В конструкции ракет Electron широко применяются композитные материалы, включая углепластиковые баки, а обе ступени полагаются на двигатели с высокой долей 3D-печатных компонентов – камер сгорания, форсунок, насосов, топливных клапанов. На первой и второй ступенях используются двигатели Rutherford – девять на первой и один, модифицированный для оптимальной работы в вакууме, на второй. Для распределения спутников по индивидуальным орбитам можно использовать разгонный блок с, опять-таки, 3D-печатными двигателями Curie.
В целом, космическая программа в исполнении Rocket Lab пока идет максимально гладко. Единственной неудачей, да и то частичной, стала намеренная ликвидация первой ракеты после потери телеметрии. Как показало расследование, даже в том случае с носителем все было в порядке, а потеря сигнала стала результатом ошибки в программном обеспечении по вине подрядчика. Тем не менее, ракета вышла в космос, хоть и не на орбиту, и помогла собрать необходимые данные. Со второй попытки команда уже доставила три спутника (а заодно и диско-шар! Как тебе такое, Илон Маск?), а начиная с третьего запуска предлагает полеты целиком на коммерческой основе, считая испытания успешно завершенными. В октябре этого года Rocket Lab открыла дополнительные производственные мощности и приступила к обустройству второй пусковой площадки с намерением довести количество запусков до 52 в год.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

6
Комментарии к статье

Комментарии

19.12.2018 в 14:25
0

Из PLA хоть печатали двигатели?

19.12.2018 в 14:27
0

Да уж, пока 'новички' делают углепластиковые баки и 3D-печатные двигатели, 'старички' пытаются печатать баки на 3D-принтерах из алюминия и делать ракетные двигатели вручную...
Кто прав - покажет будущее...

19.12.2018 в 21:21
0

Кто как дешевле может, тот так и делает. Прекрасно что универсальность идёт туда, куда ей завещал Грабин, а под каждую задачу ищут наилучшее именно для неё решение.

20.12.2018 в 07:37
0

Прекрасно что универсальность идёт туда, куда ей завещал Грабин, а под каждую задачу ищут наилучшее именно для неё решение.
U? Глядя на современные смартфоны, которые являются плохими компьютерами, плохими коммуникаторами, плохими фотоаппаратами, плохими.... Но тем не менее универсальными - я что-то не ощущаю, что универсальность идет туда, куда её пытался отправить Грабин.

20.12.2018 в 17:53
0

Ракеты не смартфоны же. Принципиально.

19.12.2018 в 14:58
2

И так космического мусора на орбите хватает, теперь появилась возможность каждую неделю его туда добавлять......

На лбу написано что-то вроде:

'Срочно, срочно лечу в NZ, и эдак, лет на 5, а то и на 15-ть, на казённыя харчи и за гос.счёт'...

19.12.2018 в 16:30
1

Малый вес полезной нагрузки - меньше размер носителя, меньше затрат. Если ракета будет стартовать из стратосферы, затраты еще уменьшатся. Всего-то, гелием шарик надул и через небольшое время, он на расчетной высоте. Жди только оптимальной точки старта.

19.12.2018 в 21:23
0

Не взлетит. От высоты точки запуска затраты зависят очень мало, ибо главная их часть на горизонтальную скорость.
Запуск с самолёта же многие делают.

20.12.2018 в 11:52
0

Я исхожу из того, что в любом случае, надо разгонять до определенной величины скорости по касательной. Тут не важна высота старта. Если от поверхности земли хватило, то и тут должно хватить. На преодолении подъема, нужно то же тратить. Поскольку высота частично набрана, можно заменить вес и объем топлива эквивалентной полезной массой. Ракетоноситель выводит небольшую массу, по этой причине, прибавка на 10-50 кг, это еще несколько спутников, а значит, рентабельность запуска выше.
Самолет дает некоторую, относительно не большую горизонтальную скорость. Все МИГ-31 самолеты, но не все самолеты МИГ-31.

20.12.2018 в 18:04
0

На сам подъём энергии уходит мало. И экономия топлива первой ступени превращается в величину полезной нагрузки очень-очень не прямо. 10-50 кг экономии превратятся в 100-500 г нагрузки, а рентабельность пострадает из-за небесплатного и самого себя не запускающего аэростата. Он несколько дороже любого керосина. И тоже кстати жрёт топливо, в виде лёгкого газа.

Самолёт даёт кроме высоты таки да, ещё скорость. И позволяет пуск с любой широты в любую сторону, тоже приятно. В сумме выигрыш получается не то чтобы лучше обычной ракеты, но достаточно весомый чтобы рассматривать как альтернативу. При пуске с авиалайнера ракета для той же нагрузки получается процентов на 20 меньше.

19.12.2018 в 16:44
1

Ч.Т.Д.

Четыре путя развития космонавтики:

1. Решетчато-сверлово-распильный;

2. Электро-Авто-Паромный;

3. Зелёно-заячьими прыжками на рисовые плантации реголита;

4. 3D-печатный - островной...

Вот и замену 'Шаттлам' - нашли, пока наследные 'Протоны' - допиливались...

ski
19.12.2018 в 19:51
0

А что ты сделал для развития?

19.12.2018 в 22:12
0

А что ты сделал для развития
Я - помечтал и забыл, как кошмарный сон.

Хороша была попытка Гагарина, да вот только Ньютон - всё равно оказался прав...

Любимая погремушка наших вояк - уже перестала быть игрушкой... да и до эффективности Катюши - им далеко...

А Вы - всё верите Сказочке вождя про ядерный ракетный двигатель?

Только сегодня сообщили про успешный запуск нашей ракеты 'Союз' с терр.французской Гвианы.
Выведен ОДИН спутник, кстати - французский.

Военный.

Повторюсь - Ч.Т.Д.

Наши вояки и бизнес - вещи несовместимые.
В смысле пользы для отчизны.

19.12.2018 в 17:25
0

Не надо так делать, мне например, теперь монитор от плевка оттирать пришлось. А то напостят фотографий всяких разных.. плеваться рефлекторно начинаешь...

19.12.2018 в 19:50
0

Комментарий скрыт

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Схема CoreYZ+CoreXYZ ну или наверно CoreXYZ

Продолжение работы с моделькой паровоза

Delta дома или побюджетней на мечту

Upgrade 3D принтеров PICASO Designer X series. Создаем 3D печатные Фермы. Удаленное управление.

Старт тестирования 3D принтера WanHao GR 1

Закусывание китайских кареток MGN9H