Aerotex - практикум 2: победа будет за нами!
После написания предыдущей статьи у меня и, как я потом понял, у комментаторов осталось некоторое минорное впечатление от результатов печати. И как же ему не возникнуть, если первоначально поставленная задача выполнена не была. И хоть положительные результаты и были достигнуты, они смотрелись несколько скудно. И поэтому меня не оставляли мысли о том, как же добиться желаемого результата. И вот, пару дней спустя у меня появилась идея, что же еще можно сделать чтобы найти правильный путь.
Во первых, хотя в спецификациях на параметры печати моей модели было указано "сопло 0.4", было видно, что в некоторых местах ширины дорожки явно недостаточно - между линиями видны промежутки, так же и на отпечатанной модели это было заметно. К тому же возникла идея, что в достаточно стесненном пространстве под соплом пластик не может хорошо вспениваться (давление не сбрасыватся, а затем уже пластик остывает и становится твердым). Это видно и в некоторых местах модели - по углам, где сопло проходит сразу дважды, а обдув в это время вообще в стороне, вместо ровных линий образуются раздувшиеся червяки. Т.е. когда остывание пластика замедляется, вспенивание продолжается уже после того как сопло отъехало. Поэтому первым делом я увеличил высоту слоя до 0,3, а ширину экструзии поставил 0,5. И результат сразу же стал заметен - слои стали более стабильны, перестали появляться дырки и торчащие фрагменты дорожек. Одновременно я обновил прошивку платы и в ней появилась новая фича - Linear extrusion (аналог linear advance), которая сразу же была заюзана и тоже внесла лепту в улучшение результатов - стыки и углы стали намного ближе к идеалу чем со всеми костыльными средствами симплифая.
Обратите внимание - справа шов нуууу.. так себе, верно? А с некоторого уровня (заметно в левой части) - его едва видно. Вот это разница в работе без LE и с ней. Результат мне очень даже понравился и одновременно открылись пути для дальнейшего совершенствования процесса. Но по порядку..
Сперва определяющий момент, который я таки умудрился упустить в прошлый раз - разница в весе напечатанного. Вот для сравнения два одинаковых фюзеляжа модели - один напечатан из PET-G и уже склеен, второй - только что отпечатанные детали из Aerotex. Разница очевидна.
Это только часть детали, но легко экстраполировав на полный вес, вино что та же модель может иметь вес 840г или 530г - это "две большие разницы"!
Ткперь что касается прочности и хрупкости. Данные по прочности есть в спецификациях материалов и у меня нет лаборатории для их проверки, а что касается хрупкости, то вот недопечатанный фрагмент...
Как видно, материал вполне гибкий. Даже, как ни странно, более гибкий чем PET-G. У деталей из последнего при падении откалывается выступающий край, если упадет на него, из аэротекса только пружинит и не отламывается, что меня несколько удивило. Ну а если нажать совсем сильно, то конечно...
Это та же деталь - для разглядывания. Видны пузырьки в толще, видно что слои очень хорошо ложатся и склеиваются.
Но это всё были простые детали, а что же будем делать с крыльями? Я пришел к выводу, что для того чтобы усадка была минимальной и не приводила к механичской деструкции, нужно во первых, быстро охлаждать пластик после выхода из сопла (иначе острые края распухают, плывут и деформируются), но (и это принципиально) охлаждать нужно примерно до температуры стеклования или немного ниже. Тогда пластик останется слека элластичным и напряжения в нем не будут возникать. А это 100-105°. Выходит охлаждать нужно.. Феном! Ну, фен я пока приделать к принтеру не могу, но охлаждающий вентилятор все равно забирает воздух в той же камере, а он там нагрет. Или нет - смотря сколько времени был включен стол. В итоге я законопатил все отверстия в колпаке принтера, чтобы не было утечки теплого воздуха и включил стол на преднагрев на часок. А потом запустил печать части крыла.. Результат:
Эта часть чуть проще чем та с которой у меня случился фейл в прошлый раз и я еще сделал усиленные контактные площадки под углами. Но результат получился отличный без всяких но! Нигде не треснуло и не отслоилось! Отделилось острым шпателем без труда. Ну, теперь можно и "в последний бой" с самой трудной частью..
И тут тоже всё получилось! Печатал при 250°, толщине слоя 0,3мм (первый слой 0,2), ширине экструзии - 0,5мм, коэффициенте экструзии 80%. Температура стола - 107° на первом слое, 100° на остальных. Охлаждение на 1 слое - 0, со 2 слоя 10%, с высоты где деталь становится сплошной - 30%. Блестит потому что не дожидаясь остывания стола обработал растворителем с целью снять остаточные напряжения (слегка размягчить), т.к. после отделения от стола предыдущего изделия позже оказалось что оно на 1 мм все же сыграло. А тут напряжение выше - видно что правая по снимку сторона немного волнистая. На деле эти волны не большие и заметного вреда не принесут, к тому же бОльшя их часть окажется прижатой к фюзеляжу снизу, а другая сторона и вовсе получилась отличной! Так что гештальт я закрываю, всем удачной печати и ясного неба!
С прошедшим всех раздником!
Еще больше интересных статей
Как я победил печать нейлоном FDPlast (чёрный) - легко и просто!
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Станок для PET филамента из пластиковых бутылок.
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Постобработка прозрачных пластиков 'Filamentarno!'
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Комментарии и вопросы
Да не. Горячо не значит сухо.....
На ЧПУ бы отфрезеровать
Как это вообще вяжется. Ну вот...
Всем доброго времени суток, кт...
Добрый день! Подскажите,...
Здравствуйте, уважаемые. ...
Всем здравствуйте! После нагре...