Кремень FMZ Реклама
Kremen FMHM Реклама

Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'

Hy6yk
Идет загрузка
Загрузка
06.03.2019
2135
5
Личные дневники

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

4
Статья относится к принтерам:
Ender 3 Pro

Добрый день, уважаемая публика!

Очередная командировка и есть время чтобы немного посидеть в тишине и попечатать… к сожалению, фотографий на телефоне не много, поэтому сдобрить текст особо не получится. Возможно попозже, как домой вернусь, добавлю.

Не знаю даже, как можно было-бы назвать этот опус. Потому как, тут будет совсем кратко о том, чем мне удалось попечатать (а удалось за месяц совсем немного, но раз уж обещал написать), ещё будет о том, что запланировал себе в качестве доделок/переделок и собственно закончится всё вопросами по этим самым переделкам. Вопросы эти, я думаю, тут лишними не будут – просто для начала я их себе сформулирую и постараюсь сформулировать правильно, а как известно – правильно сформулированный вопрос это уже половина ответа)) Ну и возможно кто-то из «старших товарищей» увидит и подскажет чего интересного.

Ну что же, начнём про печать: Хотелось бы сразу оговориться, что не претендую на истину в последней инстанции, просто изложу свои впечатления от печати тем пластиком, которым успел хоть как-то попечатать. Причём это скорее предварительные мои выводы (не побоюсь даже слова «поверхностные») – совсем немного времени у меня на это удалось выделить. Я умышленно не буду вдаваться в потребительские свойства пластиков и сравнивать их с этой точки зрения – это скорее будет впечатление новичка с позиции каким пластиком проще печатать. Ещё, пожалуй, стоит напомнить, что принтер, которым я пользуюсь - Ender 3Pro.

И так, начал я свой путь в 3D-печати с пластика PLA. И очень хорошо, что так получилось, что я начал именно с него - печатать им легко. Он как бы это сказать, не капризный что ли. Включай обдув на полную, настройки в слайсере по умолчанию (я пока «освоил» Cura), скорость в достаточно широком диапазоне ставь (я пробовал от 50 до 100 и вроде даже 120 на заполнение ставил) и результат почти всегда отличный. Одним словом, на мой взгляд это прекрасный пластик для того, чтобы войти во вкус.

Потому как даже если где-то промахнулись немного с настройками, результат вы всё равно получите, пусть с прыщами или соплями, но результат! А не комок пластика, спагетти или ещё чего непотребного. Я в основном печатаю им всякие игрушки для детей, фигурки, коробочки – одни словом безделушки. Хотя была одна условно полезная вещица – это, уж не знаю как называется – штука чтобы кофе «притаптывать»/разравнивать в рожке кофемашинки)) вот как модель выглядит, реальной фотографии к сожалению с собой нет

Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'

Вообще, я думаю, что если это и будет кому-то интересно читать, то таким же, как и я – новичкам в 3D печати. Поэтому я и не хотел вдаваться в технологические подробности печати, об этом вполне компетентно другие люди пишут, снимают видео и это у них гораздо лучше получается. Но всё же, думаю стоить упомянуть хотя бы об адгезии первого слоя к столу. А то из выше написанного можно понять – «голову не грей, бери ПЛА и всё получится». А это не так))

Собственно «адгезия» – это прилипание. Для того, чтобы мы смогли напечатать деталь, необходимо чтобы первый слой пластика достаточно надёжно прилип к столу и не отлипал вплоть до окончания печати детали. И одним из главных условий надёжного прилипания пластика к столу, является параллельность стола горизонтальной плоскости (вернее плоскости XY). Не менее важно, чтобы фактическая плоскость отсчёта по Z, соответствовала индикации (когда после команды «Auto home» на экране отображается Z0, а зазор между соплом и столом стремится к нулю).

В поисковик забиваем «калибровка стола» своего принтера и находим кучу материала, читаем, смотрим, пользуемся советами бывалых)) Также есть понятие усилитель адгезии - в контексте 3D печати, помимо специально разработанных составов, это всякие клеи карандаши на основе ПВП , скотчи, смесь пластика с растворителем, ПВА, тёмное пиво, лаки для волос, самоклеящиеся плёнки для струйных принтеров, вроде всё упомянул что попадалось (но я далеко не всё из этого попробовал)))

Опять же, в поисковик отправляем запрос «Адгезия» для вашего пластика и экспериментируем))). Мне понравился ПВА – доступно везде, держит отменно, порой даже через чур и приходится прибегать к морозилке, чтобы деталь отклеилась.

Наносим тонким слоем на холодный стол, печатаем на горячий. Клей карандаш тоже по-своему хорош, но мне не нравится, как он наносится на стол, вернее не нравится поверхность стола после нанесения – она получается не ровная и из-за этого нижняя поверхность детали такая-же не ровная. Где-то попадалась информация, что можно использовать цапон-лак в качестве усилителя адгезии, всё хочу зайти в магазин радиодеталей (там вроде должен продаваться), но почему-то всё ноги не доходят.

Но вернёмся к пластикам. Второе чем «посчастливилось» печатать это HIPS. И он «обрадовал» меня таким занятным свойством как загибание краёв. Особенно на больших деталях и деталях сложной формы. Всё дело в том, что этот пластик довольно сильно усаживается и если модель остывает неравномерно, то отлипание/загибание гарантировано. При этом может быть так, что края отлипли и загнулись, а центр детали намертво прилип к столу и отдирать его приходится с большим трудом, и порой с повреждением самой детали (ПВА на столе).

Как мне кажется, свои пять копеек (хотя там, наверное, все пятьдесят) в неравномерное остывание, а соответственно и коробление, вносит штатный обдув радиатора Эндеровского хотэнда. Он сделан таким образом, что задувает на деталь. Я на скорую руку нашёл на Thingivers модель обдува под штатные вентиляторы, распечатал, смоделил решётку для вентилятора, но пока не успел испытать при печати HIPS-ом.

Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'
Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'

Полагаю, что ситуация, пусть совсем немного, но должна улучшиться. Во всяком случае теперь рукой не чувствуется потока воздуха под хотэндом. Для полного избавления от коробления необходимо организовывать закрытую рабочую зону – термобокс – что с конструкцией таких принтеров как Эндер 3 возможно, но не очень удобно (главный вопрос – а надо ли?). В общем, HIPS у меня пока не основной пластик, мне им ещё предстоит научиться печатать, чтобы получать предсказуемый результат. Вот кстати изделие)).

Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'

И синий, и белый это HIPS. Диаметр летающей тарелки 208. В детском саду дочерям задали соорудить кормушку совместно с родителями – вот что получилось)). Верхняя и нижняя части, иллюминаторы и радиальные полосы, всё печатал по отдельности, затем склеивал сольвентом. Так это выглядит в модели.

Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'

Белый (натуральный) HIPS почему-то оказался более хрупким чем синий. Вот прям сам пруток крошится при изгибе. Мне кажется это из- за того, что пруток попался старый – похоже завалялся у производителя, возможно натуральный цвет не очень ходовой.

Далее прикупил SBS и PET-G. SBS я взял переходный цвет, т.к мне цвет не важен был – было интересно попробовать им попечатать, ну и переходный цвет был дешевле. Пришёл переход с белого на чёрный (а может серый). В самом начале совсем белый к концу катушки становится немного сероватым. SBS мне очень понравился тем, что прекрасно липнет на чистое горячее стекло и как следствие – глянцевая нижняя поверхность детали. Но мне пока не удалось им нормально печатать на скоростях выше 40 мм/сек – появляются разрывы, особенно в заполнении и как следствие в крышке. Насколько я понимаю, это связано с тем, что пластик достаточно гибкий и в момент начала движения пруток в боудене изгибается/сжимается и не успевает продавиться через сопло.

Тут похоже нужно поиграться с настройками ретракта, наката, ускорения, температуры, может ещё чего-то. Но из-за катастрофической нехватки времени пошёл по самому простому пути – просто снизил скорость печати и сделал её одинаковой на разных элементах – на стенках, заполнении, крышке и дне. Я кстати также умышленно, стараюсь не писать о температурах экструзии и стола – просто потому, что разные производители рекомендуют немного разную температуру для одного типа пластика, а также, индикация температуры на моём принтере с вероятностью близкой к единице отличается от индикации на вашем (вопрос лишь в том – на какую величину).

Резюмируя по SBS – надо поковырять ещё настройки с целью повышения скорости печати, но в целом пластик мне понравился и межслоевая адгезия у него гораздо лучше, чем у HIPS-a. Хотя если попечатать HIPS-ом на скорости 40, то возможно и у него будет всё в порядке с межслоевой адгезией;-)

А вот о PET-G сказать особо нечего – напечатал им всего одну деталь – простой лоток, четыре стенки и дно. Размерами 163 на 95. Нормально лип на Эриховский клей карандаш. Все перемещения осуществлялись вдоль осей, никаких криволинейных поверхностей в детали не было, поэтому качество поверхностей было близким к идеалу (вдоль оси Y наблюдался незначительный эффект «лососёвой кожи», если я его конечно правильно диагностировал, но это вопрос не к пластику). Скорость ставил 80 на стенки и дно, а больше там ничего и не было)). В целом пластик понравился.

Углы кстати на всех деталях, которые я распечатывал немного острые (где-то видел, что называют это «Кровоточащими» углами – как понял это из-за «трудностей перевода», но звучит забавно). Эффект этот наблюдал на всех пластиках, где-то больше, где-то меньше – вроде лечат такой функцией как Linear Advance, но для этого надо перепрошиваться, в стоковой прошивке она отключена. Про печать, пожалуй всё…

На основании опыта эксплуатации, а также начитавшись всего помаленьку, запланировал себе кое-какие доделки/переделки, призванные, как мне кажется, улучшить эксплуатационные качества самого принтера и получаемых с него изделий. А для этого нужно, во-первых, перепрошиться. Во-вторых, хочу прикрутить, а сначала изготовить его, датчик (мне милее термин «щуп») типа BL-Touch. И в-третьих, хотелось бы как-то организовать автоотключение.

В принципе, всего этого можно было бы и не делать, меня и текущее качество устраивает и «кровоточащие» углы совершенно не пугают и откалиброваться можно «по бумажке» (я использую слесарный щуп толщиной 0,03), это всё больше ради спортивного интереса, ради расширения кругозора. Ниже вкратце опишу, а для чего мне всё это понадобилось:

- Перепрошиться – без перепрошивки все остальные мои хотелки в принципе не выполнимы.

- Щуп типа BL-Touch – у меня есть несколько стёкол, которые я периодически меняю, то печатаю на чистом стекле SBS-ом, то с клеем всё остальное. Часто бывает, что пока одна отпечатаная деталька стынет на снятом со стола стекле уже запускаю новую печать. После смены стекла есть необходимость небольшой подналадки стола. Выше писал, что его ещё и изготовить требуется – ну да, чего-то захотелось мне попробовать сделать щуп своими руками, из имеющеихся в наличии оптического концевика от разобранного, старого принтера и сервомашинки SG90 (покупал как-то для авиамодельки). Тут сразу стоит оговориться, что я совсем не силён в электронике, но в принципе общую картину будущего щупа себе уже обрисовал и далее уже хоть как-то, но понятно куда двигаться.

Единственное с чем не могу пока определиться – как лучше организовать питание сервы и оптического концевика. Ставить DC-DC преобразователь? Пока щуп выглядит так

Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'

- Автоотключение – очень часто запускаю принтер на ночь, и он половину ночи просто стоит включенный и крутит вентиляторами. Автоотключение звучит здОрово, но на плате нет вывода PS_ON. Посмотрев распиновку платы нашёл один незадействованный пин – 29 и вроде как для того чтобы подключиться к нему надо найти его и подпаяться к самой плате. Так вот можно ли как-то сконфигурировать прошивку чтобы пин 29 стал пином PS-ON? Я пока ответа не нашёл на этот вопрос, чуть позже задам в рубрику вопросы-ответы если не найду, но мало ли вдруг кто-то здесь подскажет.

На этом, пока всё. Далее, как вернусь домой и будет время воплотить все свои планы в жизнь, отпишусь что получилось.

Всего понемногу, или вторая часть 'Марлезонского балета'

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

4
Комментарии к статье