Кремень КД Реклама
Кремень КМ Реклама

Втулка VS подшипник. Что лучше выбрать для 3Д принтера или любого другого станка с ЧПУ?

3Dcraft.by
Идет загрузка
Загрузка
08.02.2022
8540
23
Техничка

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

4

Дорогие друзья приветствую! Эту статью хочется посветить вопросу – линейные подшипники или втулки? 

Давайте разбираться.

Первое с чего начнём так это принцип работы. Линейные подшипники работают по принципу качения. Внутри подшипника находятся стальные шарики, которые контактируя с поверхностью направляющей, катятся по ней. Втулка же работает по принципу скольжения. И здесь стоит заметит – из-за того, что используется принцип скольжения, втулку предпочтительнее использовать из другого материала, чем направляющую. В паре направляющая/втулка должны использоваться 2 разных материала и при этом один материал должен быть мягче другого. Это необходимо, чтобы снизить коэффициент трения при скольжении. В машиностроении это зачастую сталь + бронза. Яркий пример это червячный редуктор – из-за того, что в нём происходит постоянное трение, там как раз используется стальной червяк и бронзовое червячное колесо.

И так первая разница заключается в том, что линейный подшипник работает по принципу качения, а втулка по принципу скольжения. 

Следующее на чём нужно остановиться, так это площадь контактного пятна. Контактное пятно в подшипнике — это место контакта шарика с направляющей вовремя движения. И чем контактное пятно больше, тем лучше. Линейный подшипник в этом плане немного уступает втулке. Каждый шарик, который контактирует с поверхностью вала имеет почти точечное касание. И если суммировать контактные пятна всех шариков, всё равно общая площадь пятна у подшипника будет меньше, чем у втулки. Из-за того, что контактное пятно во втулке это всё отверстие, а само отверстие стремится повторить диаметр вала, то и площадь контакта будет большой (нов всё же контактное пятно не полностью покрывает всю площадь внутреннего отверстия втулки, его немного ограничивает погрешность овальности у отверстия и вала).

И так мы поняли, что площадь контактного пятна у них разная. И дальше следует важный момент. Если мы прикладываем одинаковую нагрузку, но площадь контактного пятна разная, тогда износ в двух системах будет разным.

Для примера рассмотрим шило, прокалывающее поверхность. На его острие площадь контакта очень маленькая. И при незначительном усилии, поверхность можно легко деформировать. Если же шило затуплено, и площадь контакта большая, тогда усилий для повреждения поверхности нужно больше.

И так вернёмся к направляющей – если во время перемещения подшипник переносит движущийся вес на вал точечно, то и вал будет изнашиваться быстрее. Это выражено в виде выкатанных борозд на направляющей.

И так из всего сказанного можно сделать вывод, что по принципу работы вал в паре с линейным подшипником подвержены более быстрому износу. НО!!! Это не значит, что на практике у втулки рабочий ресурс будет больше.

Сейчас важно затронуть ещё такую вещь как твёрдость поверхности. Если вал, по которому двигается подшипник, закалён и твёрдость его поверхности высокая, то такая система прослужит дольше "сырой стали". Но это при условии, если шарики в подшипнике так же будут иметь высокую твёрдость, а подшипник будет собран с малыми допусками – простыми словами, если подшипник высокоточный. В этом случае такая система проработает достаточно долго. Но!!! Это удовольствие не из дешёвых. Закалённые направляющие стоят дорого. С подшипником всё ещё сложнее – он собирается из большого количество комплектующих, которые должны быть высокоточными это раз, сборка самого подшипника должна быть высокоточной это два, и шарики в подшипнике должны быть закалены это три. Поэтому цена может отличаться Очень сильно между низкоточным и высокоточным подшипником. По итогу же, когда покупается ноунейм вал и подшипник, в этом случае не стоит рассчитывать на высокий рабочий ресурс.

Но проблемы могут быть так же и с втулками. Если покупать ноунем валы + втулки, то может быть и такое, когда диаметр вала больше, чем отверстие во втулке (система отверстие/вал - имеет натяг) и вместо правильной работы, втулку стопорит на месте. Притирание может происходить достаточно долго. С подшипником проблем с притиранием немного меньше. Если в системе подшипник/вал есть натяг, то подшипник быстро накатает лёгкие борозды на "сыром" валу и натяг пропадёт.

Так же важно отметить, что если точность соосности внешнего диаметра и внутреннего отверстия во втулке низкая, то установка двух втулок подряд может вызвать дополнительное время подгонки. Если установить две втулки вряд и в них низкая соосность, то система будет работать с повышенным трением или же вовсе не сможет двигаться. В безвыходных ситуациях даже придётся рассверливать втулки. Если же установить 2 подшипника с низкой соосностью вряд, то они быстрее притрутся чем втулки.

Но всё же чтобы сэкономить нервы и силы, лучше купить сразу длинную втулку или длинный подшипник.

Итак, если всё выше сказанное перенести на практику, то ситуация выглядит следующим образом. Рекомендуется покупать длинную втулку или подшипник, вместо двух коротких – это уменьшит время сборки и заедание узлов.

Для уровня "любитель" - можно ставить как втулки, так и подшипники. Разница в точности и ресурсе не велика. Ноунейм подшипники немного уступают ноунейм втулкам в ресурсе, но незначительно. Это связано с тем, что подшипник является сборной единицей, состоящей из большого количества элементов. А от сборки, ресурс разных подшипников может отличатся на несколько порядков ( по ресурсу имеется ввиду - разница в несколько нулей).

Для "полупрофессионального" уровня стоит рассмотреть покупку линейных подшипников высокого качества + закалённые направляющие.

Для уровня "профессионал" стоит рассмотреть высокоточные каретки + рельсовые направляющие по типу HIWIN или любого другого производителя с похожей системой. В таких направляющих шарик имеет большое контактное пятно с рельсой из-за формы самой рельсы. Но если брать такую систему ноунейм, то есть риск, что ресурс у неё окажется не таким уж большим. И не в коем случае не стоит забывать, что направляющие должны быть закалены.

Спасибо за внимание, надеюсь материал оказался полезным, желаю вам всего хорошего!

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

4
Комментарии к статье