Победа над усадкой с помощью перфорации.

alpet
Идет загрузка
Загрузка
09.01.2021
5676
56
3D-печать

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

11
Статья относится к принтерам:
Anycubic 4Max Pro

Решился как-то сразу начать знакомство с пластиком ABS, напечатав сравнительно крупную деталь - коробочку порядка 110х110х80 мм. Это внезапно вылилось, в неделю мучений с постоянным отслаиванием результата от стола (несмотря на Ultrabase, подогрев, закрытое от сквозняков пространство) и очень заметным скруглением основания. Закончить печать всякий раз не удавалось, и перепробовав разные варианты улучшения адгезии, я решил попросту полностью избавиться от усадки материала. Технически это не сложно, при владении  3D-редактором, в котором собственно исходную деталь я и нарисовал - нужно заставить слайсер каждый слой заполнять по клеткам-островкам:

Для этого в "Компас 3D" достаточно:

1. Сделать две сетки из отрезков, смещенные друг от друга на половину размера ячейки

2. сделать операцию "Вырезать выдавливанием" для каждой, указав высоту в моем случае 0.9 мм и разницу в Z соответственно 1 мм.

3. Сделать массив из таких "вырезаний" вдоль оси Z, с чередованием через 2 мм. 

Как следствие, через каждый 1 мм, будут клетки сдвинутые относительно друг друга на 50%, почти как кирпичи в стенах (можно сделать и 33%, но смысла не вижу).

Казалось-бы визуально немногое меняется, но слайсер Cura продуцирует совершенно иной результат в G-code - принтер практически перестает укладывать линии длиной больше чем размер ячейки, и при этом каждую ячейку заполняет по отдельности. Пока он он заполняет одну ячейку, соседние подвергаются усадке и фимоз их краев стремиться к их-же центрам, а не к центру модели! 

Проверять процесс я решил с помощью тепловизора, вот так например печатается "шоколадная плитка" основания, а затем край модели:

Тепловизор порядком ошибается насчет температур, т.к. настроил печать я на 247 градусов. 

И вот сегодня, после 36 часов старательной работы, я получил деталь по своим критериям близкую к хорошему результату: 

По крайней мере, по оси X её размер в точности соответствует заданному в 110мм, по оси Y немного подвели жесткие поддержки (сам рисовал, напрасно) в виде полуволн. И никакой получается кривизны-улыбки в основании, что раньше обнаруживалось уже после 10 мм напечатанного изделия. Это мой второй результат работы с ABS, поэтому безупречного качества печати конечно пока рано ожидать. 

Итак, какие можно ожидать плюсы от подобного подхода:

1. Практически идеальная геометрия изделия, не побоюсь предположить - при любом материале для печати. Вопрос в размерах ячеек и подборе режима охлаждения.

2. Более надежное прилипание к столу. В случае данного изделия, я даже забыл помазать стол сиропом, но никакого отлипания до остывания стола так и не случилось.

3. Возможность спокойно повысить температуру хотэнда, соответственно увеличить спекаемость слоев и разгрузить экструдер от насилия. Это плюс по прочности на разрыв в измерении Z. 

Минусы тоже имеются:

1. Несколько снижается прочность на разрыв по осям XY, из-за того что более нет длинных нитей в принципе, только слипшиеся прямоугольники. 2. Время печати возрастает, из-за множества ретрактов в процессе. С некоторыми материалами растет риск обрыва или истирания нити в экструдере с остановкой процесса из-за этого. 

3. На результате остаются мелкие отверстия, если не прибегать к ацетоновой бане или шпатлеванию. 

4. Создание сеток и перфорация отнимает время на "рисование", да и компьютер с подготовленной моделью несколько сильнее загружается. 

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

11
Комментарии к статье

Комментарии

09.01.2021 в 21:45
7

ну не знаю главный парамет при печати ABS это время слоя, я для себя подобрал это порядка 25-30 сек на слой и пофиг уже что принтер не закрытый вот печатал ,тут выкладывали статью на про ацетоновую баню, корпус аппарата , ни каких дефектов ни отслаиваниот платформы ни растрескиваний

а вот корпус сам моделил для СКР

09.01.2021 в 22:11
1

качество - супер!!!

10.01.2021 в 16:38
0

напишите пожалуйста для неопытных. как вы расчитывали время слоя? как мне его считать на примере моей детали? от чего опирратся и т.д?

09.01.2021 в 21:54
1

@diman77 впечатляет! Пока опыта не набрался, чтобы понимать в чем дело. У меня каждый слой заведомо больше 30 секунд печатает, особенно горизонтальные плоскости, и сильно ускорить это невозможно. Полагаю некоторые улучшения даст замена родного обдува. 

09.01.2021 в 22:12
0

вообще без обдува печаталось у меня, только мосты  но там их почти нету

12.01.2021 в 11:34
0

ABS печатается без обдува, только мелкие детали иногда стоит обдувать

15.01.2021 в 15:18
0

Скорее все индивидуально. Высокие цилиндры с обдувом процентов 25 получаются красивее и ровнее чем без обдува.

09.01.2021 в 22:10
0

а почему именно  ABS был  выбран, а не PETG?

09.01.2021 в 23:19
0

Пробую разные материалы из наличия. До этого печатал PETG и PLA без проблем. А предполагается ещё и с нейлоном иногда работать.

13.01.2021 в 10:45
0

Нейлон по сравнению с абс - это колдунство на ступень сложнее (как абс по сравнению с петг).

15.01.2021 в 15:28
0

PetG от Greg, рано или поздно забивает сопло почему то, у меня.

С hips и абс нет проблем.

И почему все не любят абс? Он предсказуем, да углы может задрать на больших деталях, но главное после обработки можно получить идеальную поверхность шлифовкой и ацетоном.

09.01.2021 в 22:38
11

И вот сегодня, после 36 часов старательной работы, я получил деталь по своим критериям близкую к хорошему результату:

после этих слов увидел картинку и был в шоке от такого безобразия((((((((((( такого отвратительного качества ни когда не получалось - геометрию можно коэффициентом в слайсере подобрать.

09.01.2021 в 23:09
0

только учусь. На самом деле, фото выглядит безобразным из-за обилия поддержек, в том числе лишних (не разобрался пока как их убирать). После зачистки модель вполне себе ровная и гладкая.

Какими коэффициентами можно убрать фимоз по углам, из-за чего нижняя поверхность становится практически выпуклой? Ладно-бы размеры только уплывали, так ещё и неровной становиться по крайней мере нижняя часть модели. Из рекомендаций только "подбор температуры" на этот счет встречал.

10.01.2021 в 14:12
2

проблема с адгезией.

вместо всяких "сиропов" рекомендую использовать раствор Энтеродеза (продается в аптеках) с изопропиловым спиртом. Я использую один пакет на один литр. Печатаю на зеркале, все хорошо липнет.

Также рекомендую использовать "Кайму" (в Куре раздел "Тип прилипания к столу")

Ну и:

1. Провести все необходимые калибровки принтера (судя по фото у принтера куча проблем... "поток", ось Z проверить надо, механику я имею ввиду).

2. Отрегулировать высоту первого слоя (если часто отлипает модель, значит стол слишком далеко).

10.01.2021 в 20:12
0

Можно просто Клей-карандаш, но обязательно на PVP - основе. Только не перепутать с ПВА/PVA. Их просто найти, они вместо 10 рублей за 8 грамм рублей по 50 стоят. У меня доходило с ним вплоть до разрушения 3 мм стекла при попытке снять крупную деталь. А уровень стола приводит к плохой адгезии также и в случае слишком маленьного расстояния

10.01.2021 в 23:20
0

Пробовал я клей карандаш, года три назад... та еще "кака", потом модель от него отмывать. Да и хуже он чем "пьяный засранец". И, кстати, смесь энтеродеза со спиртом, в том числе, сохраняет покрытие стола при снятии модели. После остывания естественно. :)

Если деталь плохо отходит, то можно капнуть немного спирта, и подождать чутка...

11.01.2021 в 15:26
0

Пакет это 5 гр?

11.01.2021 в 15:29
0

Да.

11.01.2021 в 15:34
0

О, повидон. Где-то у меня бутыль бетадина была, сейчас попробую, заодно и продезинфицирую:)

11.01.2021 в 15:40
0

Интересно, если энтеродез смешать с водкой и выпить - на утро будет похмелье, или сразу нет? :)))

11.01.2021 в 16:55
0

С калибровкой высоты стола я уже 10 раз связывался, после каждой прочистки зажарившегося хотэнда. Есть подозрение, что у него по середине провал, т.к. листок в серединной части скользит свободно и через сопротивление в крайних точках. А как проверить ось Z?

11.01.2021 в 17:19
0

Напечатайте кубик в одну стенку (заполнение 0, количество линий стенки 1, слои крышки 0).

Такой кубик Соркин предлагал использовать для калибровки потока.

Стенки должны быть гладкими, без явных дефектов. В идеале, конечно, сделать высоту кубика равной высоте оси Z...

Еще, кстати, может быть пробка...

11.01.2021 в 17:43
0

Попробую такой вариант. У меня стенки до последнего эксперимента и так получались отличными,  скажем вот для PLA:
Элемент бокса также напечатал из ABS, тоже с ровными и чистыми стенками, но заметным искривлением из-за деформации для нижних слоев. Боюсь, я пока двигался к последнему результату загубил отчасти сопла, отчасти тефлоновую короткую трубку, т.к. прочищал довольно грубыми инструментами их - сейчас заказал новые.

11.01.2021 в 17:54
0

Вот это хорошо получилось.

Попробуйте сделать температурную башню для использованного пластика, используйте кайму (я использую 16 линий каймы).

И конечно, будет трудно добиться хорошей адгезии если стол кривой (провал посередине, как указали). Тут может помочь "Подложка", она, кстати, уменьшит и деформацию детали, точнее сделает ее более равномерной).

11.01.2021 в 17:57
0

Деформация после нарезки на клетки, ушла в прошлое для ABS, теперь нужно экспериментировать уже с качеством и уменьшением пор на поверхности. Следующую попытку я думаю сделать так, чтобы был буквально один слой кожи, закрывающий поверхность - возможно его усадка не будет заметной на модели в целом:


09.01.2021 в 23:03
1

Интересно, спасибо!

Пара улучшений:

- можно делать ширину выреза 0.01 мм. Слайсер будет резать квадратами, по крайней мере в slic4r/prusa slicer ширина промежутков, которые слайсер игнорирует, настраивается. Разделенные на 0.01мм линии отлично слипнутся.

- чтобы внешняя поверхность не выглядела, как ядерная зима (как верно выше отметил Kovax), стоит не дорезать до края на ширину линии или двух. Но вообще не всё так плохо, на черном пластике дефекты особо заметны. Светлые пластики или с матовой поверхностью обычно скрывают артефакты 3д печати.

09.01.2021 в 23:13
0

я хотел максимум изоляции регионов получить, чтобы не случалось взаимного подогрева. Безусловно в рамках экспериментов можно будет найти вариант, чтобы отверстий совсем не было заметно. Особенно если сделать чередование через слой, а не через 1 мм - для этого нужно видимо плагин к Cura писать, т.к. подобное обилие отверстий подвесит попросту редактор. Что-же до края ради идеальной поверхности, тут боюсь вернется отчасти проблема усадки, т.к. первый проход слоя будет делаться принтером по большому кругу. У меня после небольшого вымачивания ацетоном большая часть артефактов сгладилась, а отверстия закупорились почти все.

09.01.2021 в 23:43
1

Похоже тут 3 потенциальных эффекта:

- локальный нагрев, тут "траншеи" не играют особой роли, так как 1 мм на фоне 20мм (ширина квадрата) роли почти не играет,

- дать возможность каждому квадрату независимо усесться во время печати -- тут траншея необходима. Хотя в текущем исполнении это снизит прочность на разрыв раза в 2. Эффект можно убрать чередованием, распределенным более равномерно.

- отсутствие сплошных длинных линий.

Можно ещё поэкспериментировать с заливкой кривой гильберта, у неё эффекты частично похожие. Хотя в тех вариантах, какие я видел, она плохо подходит под fdm.

10.01.2021 в 08:25
0

Странно, печатаю именно что на 4Max Pro, ABS (Bestfilament и Filamentarno), температура 245/100, стол ничем не мажу, - и не то, что проблем с прилипанием нет, так наоборот, тяжело снимать модели со стола.  Таких объёмных пока не печатал, но вот буквально вчера печатал длинную - 330 мм, на всю диагональ. Контуры в ней тоже будь здоров какой длины - никаких проблем:


10.01.2021 в 09:31
0

Даже не знаю, что я такого наколдовал с настройками Cura. У меня первый результат без намазывания стола закончился спихнутой моделью и кучей вермишели, пришлось снимать и очищать сопло также. Причем включал также флажок adhesive, чтобы вокруг коробочки была юбка однослойная - она скукоживается первым делом, примерно через 2-3 часа от начала печати. А когда попробовал минимальную допустимую температуру 240, в какой-то момент филамент просто перестал давиться и прожарился внутри хотэнда, пришлось опять-же снимать и мучительно вычищать. Не исключаю большую погрешность регулирования температуры.

10.01.2021 в 10:05
1

Если у Вас оригинальный 4max Pro, а не 4max Pro 2.0, то у него есть известная проблема с неправильно прописаным в прошивке типом термистора. Поверьте мультиметром с термопарой. Ну или сразу залейте Marlin 2.0 с Гитхаба, в котором эта проблема уже исправлена.

10.01.2021 в 10:11
0

У меня похоже именно оригинальный, покупал за 22 тыр. на али в декабре. Спасибо за наводку!

10.01.2021 в 13:38
0

Переберите ПГ. Очень часто трубка тракта не доходит до термобарьера. Пластик подается очень неравномерно.

10.01.2021 в 20:45
0

Залил новую прошивку, принтер стал вести себя странно - при включении скажем Preheat включает двигатели по осям зачем-то. Сверился термометром, при показаниях на оном 220С, принтер уверен что стабилизировал температуру на 240С. При этом нить застывает почти сразу после выхода, так что надо калибровать это дело ещё.

10.01.2021 в 10:04

Комментарий удалён

10.01.2021 в 10:19
0

Проблема загибания есть на всех пластиках 

Я пока только с пла работал, и победил загибы просто добавив паузы каждые 3 слоя по 1 минуте на усадку, так печатаю первые 1.5-2 см детали.

Дальше без пауз. Усадки нет

10.01.2021 в 18:48
0

клей для стола зачем придумывали?) ПЛА самый безпроблемный пластик

10.01.2021 в 13:07
2

Давненько новичков не посылали на тот ресурс где описано большинство проблем с печатью)) принтеры все новее, пользователей все больше, а вопросы одни и те же))

10.01.2021 в 13:37
1

Налицо неравномерная укладка пластика. Перебирайте тракт, промерьте также толщину (толщины) прутка. У меня так отвратительно 4max PRO печатает только остатками некондиционного ZBS, у которого сечение "гуляет" в пределах "десяток".

10.01.2021 в 17:19
0

Закрытый корпус, стол голое стекло 105гр, сопло 245 гр, клей для печати от THE3DM.RU. Хорошо держит любой пластик, легко отделяется после остывания. Хватает очень на долго. Для протирки стола изопропиловый спирт.

10.01.2021 в 19:33
2

ABS отлично держится за лак для волос сверхсильный из фикспрайса (стоит около 70р за банку), печатаю на стекло.

Ещё очень хорошо влияет на качество детали закрытый корпус - я себе сделал стеллаж обшитый оргстеклом, во время печати внутри держится около +45 температура, как результат дополнительно можно открыть окно, что при печати абс-ом спасёт от вони. Ну и слоится пластик существенно меньше, при стандартных даже настройках слайсера.

Касательно плато для печати помогает охреневший брим, типа 16мм, поддержку рекомендую древовидную из куры (гораздо надёжнее вертикальной обычной) + стоит врубить поднятие головки при разрывах печати.

Попробуйте эти моменты, качество резко вырастет.

10.01.2021 в 20:33
3

750 гр ABS - BestFilament

44 часа печати !

Заводская прошивка с температурой стола которая могла работать только 95 градусов.

Обдув 30%, сопло 0,6 мм

Через два дня после выходных приехал на работу и увидел результат - был удивлен 100% качеством. 

Может я и псих, но печаталось именно в выходные без присмотра. 


11.01.2021 в 01:29
2

Автор, Вам бы не с усадкой бороться, а общее качество печати подтянуть, пипец, проблем море, страшно смотреть, а вас усадка беспокоит...

11.01.2021 в 13:26
0

Пожалуй не соглашусь с вами. Было-бы надо красиво, и на выставку - восторженное восхищение снимать, я бы на фотополимерном распечатал, или использовал PLA. Моя же задача была поскорее прекратить эксперименты и получить ровную коробку, с чем и удалось справиться. За то время пока я шел к этому решению, было изрядно нервов потрачено, особенно при разборке хотэнда для прочистки. Вот спущу пару кг ABS на эксперименты, тогда и буду требовать красивость и общее качество от своих изделий ;)

11.01.2021 в 15:29
0

Просто люди посмотрят вот такие результаты и думают что 3Д печать это (извините меня) - говно... И приходится им долго объяснять, а затем зазывать и показывать, что 3Д печать это далеко не совсем все то что есть на просторах интернета. Вы такими публикациями потрите картину о возможностях 3Д печати, возможно даже и отпугиваете как заказчиков 3Д печати так и будущих владельцев 3Д принтеров. 

Если не секрет сколько "модификаций" вы внесли в свой принтер ?

11.01.2021 в 16:52
0

Лампу поменял синюю на белую, вот и все модификации. 

11.01.2021 в 19:37
0

Тогда действительно не понятно почему если вы ничего не ломали он так плохо у вас печатает... :)

12.01.2021 в 10:31
0

Насчет "ломал", это конечно вопрос трактовок. У меня есть подозрение, что испортил как минимум оба комплектных сопла 0.4 мм. Одному сточил носик, забыв про калибровку после разборки и чистки хотэнда. Другому немного расширил входной канал, вычищая его от подгоревшего пластика сверлом 2мм. До представленного результата слои укладывались вполне неплохо и красиво, разве что местами изнутри "стены отваливались". 

11.01.2021 в 22:18
0

Скорее всего проблема с усадкой-прилипанием не просто так. Как бы объяснить то..

Ну если у вас уровень печати на троечку по всем параметрам, то с чего-бы в довольно капризной печати ABS ей быть хорошей? В частности с прилипанием.

13.01.2021 в 11:23
0

До данной модели, и нескольких прочисток хотэнда, достаточно сносную поверхность выдавал принтер для ABS:

Однако модель искривлялась, по мере печатания. Сейчас я пробую наладить процесс с самой последней прошивкой Marlin 2.0.5, по ощущениям не самой стабильной. Со вчерашнего дня принтер продолжает 27 часовое задание.

13.01.2021 в 15:56
0

Выглядит вполне нормально. Есть вопросы по паре мест, но несущественно это. Просто фото в посте выглядит ужасно.

13.01.2021 в 20:10
0

Это уже результат моей нетерпеливости. Хотелось побыстрее статью выложить, а с улучшением качества я ожидаю многонедельные эксперименты, да и сопла новые придут не скоро. А энтузиазм делиться результатами экспериментов, у меня быстро испаряется, вот и поспешил. 

11.01.2021 в 17:39
0

у меня аникубик дельта, стол родной, оторвать абс проблема. хоть на горячую хоть на тёплую хоть на холодную

13.01.2021 в 12:57
1

Никогда не печатал АБС наслушавшись про сложности работы с ним. Только PETG, которому подавай точный диапазон температуры.

После рекламы на этом сайте купил дешёвый АБС FDplast, попробовать. Без него массовая печать нужных изделий из PETG была бы экономически нецелесообразным занятием.

И знаете что? Никаких проблем с отлипанием (использую любой лак из магазина), а в какой-то момент убрал колпак над принтером.

Уплывание размеров после остывания незначительно и не требует корректировки в модели.

Если спросите какой у меня принтер - прослезитесь.

13.01.2021 в 13:01
0

Печатал вертикально без брима

13.01.2021 в 20:17
1

Все эти страшилки по АБС сильно преувеличены. Каких то 5 лет назад кроме него и ПЛА за конский ценник ничего и не было. И печатали. 

Да есть нюансы. Но не критичные.

Меня лично в АБС не устраивает только запах ну и в целом испарения. У меня принтеры стоят в пределах 2х метров и если печатать весь день сидя рядом, к вечеру голова начинает раскалываться. С ПЛА и ПЕТГ таких проблем нет.

14.01.2021 в 21:28
0

Сегодня извлек из принтера более-менее получившуюся деталь, по той-же схеме напечатанную, но с зазорами между регионами порядка 0.1 мм, и тонким (одинарным) слоем "кожи" на поверхности.


После замены короткой тефлоновой трубки и более-менее привыканию к новой прошивке, стали достаточно неплохо выглядеть стенки. Слой "кожи" полностью не скрывает точки разрезов. 

Как и предполагал, частично вернулась усадка на углах модели:


С этим вполне удалось справиться напильником, но в итоге я эту деталь загубил полностью, сначала в ацетон положил надолго, а потом ещё и под тепловентилятором оставил. Покрывшуюся волдырями коробку попробовал сломать/разорвать - не вышло, спайка между слоями отличная. Осталось пластика ABS буквально на последнюю попытку )

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Исследователи ZHAW разработали новый процесс 3D-печати.

Капеллан-дредноут

Кинематика XY/2

А что, так тоже можно?

Бабочка с зажимом.

Скрипты для помощи в калибровке стола. Изучаем G Code на практике для начинающих и не только выпуск № 1