Тестируем PETG от ABS-Maker.

Подписаться на 3Dtoday
mister Magomedov
Идет загрузка
Загрузка
28.12.17
8706
77
печатает на ZAV-MAX-PRO
Обзоры
60
Статья относится к принтерам:
ZAV-MAX-PRO ZAV-L
PREVIEW
Приветствую всех любителей 3д печати! Многие наверно знакомы с продукцией от ABS-Maker, но возможно не все.
Поведаю о ставшем в последнее время модном пластике PETG.

PET (полиэтиленгликольтерефталат) — пластичная смола. Это самый используемый пластик в мире. Его волокна вы можете найти в одежде, сосудах и контейнерах для еды, промышленных листах пластика, а также в сочетании со стекловолокном для технических смол. Тысячи видов товаров, продукты питания и напитки поставляются в этом материале и в него упаковываются.PETG (называемый также сополиэфиром PET) — модифицированная версия PET. Модификация состоит в добавлении при полимеризации второго хвоста гликоля. Получается иррегулярная молекулярная структура, пластик чист и аморфен, температура стеклования — около 88 °C."

Основные преимущества PETG перед PET состоят в следующем:
  • Он более долговечен. Если сильно нагреть обычный PET, он становится мутным и хрупким. Чего не происходит с PETG: добавочный гликоль препятствует кристаллизации и ломкости. Новый материал обладает также впечатляющими ударопрочными свойствами.
  • В отличие от PET он непроницаем для ультрафиолета.
  • Им можно профессионально печатать, его можно подвергать стерилизации.
Преимущества PETG при 3D-печати:
  • Считается, что PETG сочетает в себе преимущества ABS (прочность, термостойкость, долговечность) и PLA (легкость использования в печати).
  • Сплавление слоев, как правило, великолепное.
  • Низкая термоусадка. Можно не так опасаться искажений в размерах распечаток.
Вышеуказанная информация взята с просторов сети интернет.

Недавно во время "черной пятницы" я на распродаже приобрел катушку PETG от ABS-Maker, бирюзового цвета. Почему именно такого, да потому что только такой и оставался в наличии.))
Но вернемся к нашему пластику. Сам пластик упакован в толстую картонную коробку, внутри катушка пластика в тонком - тонком пакете с "зиплоком" и пакетиком силикагеля внутри.

Катушка очень практичная, отмечу, высокие бортики, по всему периметру бортиков есть отверстия, где можно зафиксировать пруток пластика, при снятии с принтера, у ФД пласт к примеру только можно зафиксировать в одном месте, ну это так мелочи)).
9c824831e74c43e4e4e5b768dba870ef.JPG
Вживую цвет очень интересный, как будто светло-зеленый бархат…Пруток отлично гнется и не ломается, место скручивания становится тоньше и растягивается. Толщина прутка в среднем составила 1,76 мм, пруток стабилен.

Перво-наперво решил затестить печать углов нависания, моделька для таких случаев имеется.
Ставим рекомендуемые производителем настройки температуры хотэнда и стола - 230/75 °С, заполнение 100%, слой 0.2 мм, 2 периметра, скорость 60 мм/с, ставим обдув на 100%, запускаем печать и идем на работу.

Вернувшись с работы, бегом в комнату.... и "картина маслом" наоборот, обнаруживаю, что тестовая моделька недопечатана, видимо забилось сопло.
df83cbe587a365d9bb174c449eaed83e.JPG
Ну да ладно, запускаем снова, однако температуру выставляем 240°С, обдув 100%, остальные параметры те же.

Моделька допечаталась почти до конца, смотрим результат:
21811e5cce98a4febfd25381889a30cf.JPG
66e1613b7234aa72939d4c66fa50c648.JPG
d56affd27b124d3efe95cc41cbb61487.JPG
efef126b7183ac3db6168c440fa0ce01.JPG
Кажется слои не успевают остывать, хоть обдув и включен на полную.

Тогда решил поставить две тестовые модельки рядом друг с другом, чтобы слои успевали остывать, температуру снизил до 235°С. Что-то не получается….снова подача пластика прекратилась….хочу заметить обдув был включен на полную. Видимо сказалось слишком резкое охлаждение, ведь печаталось в открытой термокамере.

Запускаю тест, две модельки, 235°С, но уже без обдува, печать прошла успешно (фотки не сделал к сожалению).
Снова тест и 230°С без обдува, опять печать в топку! Теперь точно убедился, что при 230 градусах сопло забивается.

Запуск 245°С! Обдув отключен.

Детали напечатаны неплохо, подозрений на забитие сопла нет и в помине, однако соплей море:
eb7d4db5ed4e62602aa699322c263683.JPG
e6667472c22d0637b1f2190c49d811d6.JPG
Повышаем до 250°С! Включаем обдув на 100%:
0591391e759eba6bae24c0400484f9d4.JPG
526f6f7235e3c89c18b35d91d329a714.JPG
После таких тестов, решил провести тесты с температурой и ретрактом и посмотреть при каких настройках ретракта соплей будет минимум и выбрать оптимальный режим температуры.

Результаты теста с температурой:
c1f85e3a01242e0e433c4fb58d741a9e.jpg
Результаты теста с расстоянием ретракта, скорость ретракта 90 мм/с:
0782e7a9c4df7a308173844957f69d82.JPG
Также решил провести краштест пластика, поставив в сравнение с испытуемым PETG , PETG "noname" от китайского производителя.
70f9e4f3070ffebaf86929315093af53.JPG
f983de5cc094efb03d433543bfef99fb.JPG
Для этого была создана простейшая деталька, размерами 100*15*5 мм.
01bdf070f58963825fcc0ad8162c0b3b.png
Данная деталь будет напечатана с одними и теми же настройками, я имею ввиду заполнение, толщина слоя и периметры.
Хочу отметить, что "китаец" оказался менее текучим, чем PETG от ABS-Maker, и к столу при температуре 75°С не прилип! Пришлось повысить температуру стола до 95 °С, после чего проблема адгезии исчезла.

Получились вот такие детальки:
55309f983eb681b75405d09fcb8fc8e6.JPG
Особого оборудования у меня нет, решил провести тест по "колхозному" с помощью имеющихся электронных весов и рук. Зафиксировав зажимами каждую модельку на определенном расстоянии на краю стола, и потянув вверх с помощью весов.
2e4da1fd1be8e2e1683d0c6458ccd17b.JPG
Вот такой вот результат получился:
c944f5c34ecf1fe4dfa1a07119fa9884.JPG
Оба образчика выдержали нагрузку в 11,5 кг, после чего треснули в месте фиксации. Мое мнение - результат отличный на прочность.

Ну и в конце как всегда, поставил свою любимую фигурку “Истукан”, со следующими параметрами:

температура-245/75°С,
сопло-0.4,
слой-0.15,

заполнение-0;
периметр-3,
обдув-60 %.

Обратите внимание, какой длинный "чуб-хохол" остался из-за текучести данного пластика :D.
98fefbf991a191bace224fe6c0dd7cfe.JPG
b7f58b7a360eb8d63b93ef8433ce9df3.JPG
ed9317d80dc5b622bc2aa76aa574295d.JPG
Вот для сравнения палитра цветов, которую я нашел на просторах интернета,
мне кажется цвет соответствует заявленному:
858ce37244a8404db01461aa84924f53.jpg
Резюме:

Данный пластик от ABS-Maker мне понравился, цвет приятный, соответствует заявленному, адгезия отличная, к столу прилипает при заявленной производителем температуре в 75 °С. Для себя я выявил оптимальную температуру печати: хотэнд -245 °С. Настройки ретракта (если у Вас боуден): расстояние-4,8 мм, скорость-90 мм/с. Скорость печати-75-80 мм/с.

Всем удачи! И беспроблемной печати!
Подписаться на 3Dtoday
60
Комментарии к статье

Комментарии

29.12.17 в 01:04
4
Спасибо.
Я тоже недавно исследовал пластик от этого производителя.
К свойствам пластика претензий нет, но для творчества он не подходит, так как цвет у него не красивый совсем.
После печати деталь получается немного полупрозрачной и невзрачной.
Ну и конечно "паутина", это свойства этого полимера.
Но для технического применения очень достойный материал.
По этому мне немного непонятно, такое разнообразие цветов у производителя.
29.12.17 в 01:10
11
Мне не понравилась сильная текучесть этого пластика, даже при том, что в скрипте перед началом печати прописана подача пластика, чтобы сопло не оставалось пустым, этот пластик успеет вытечь до того как стол поднимется к соплу. Насчет разнообразия цветов...скажу что я и ранее заглядывал на их сайт, но особого выбора у них не замечал, то есть выбор то есть, но в наличии не было.
29.12.17 в 01:25
3
заглядывал на их сайт, но особого выбора у них не замечал,
У них бывают, проблемы с ассортиментом, но ребята работают над этим.
Недавно даже выпустили светящийся пластик, а цветов там море)))
Я чисто сделал подбор температуры, и напечатал шестерни с мелким "зубом" и отложил как пластик от REC, для технических деталей.
Завтра покажу фото деталей. В катушке намного красивее смотрится.
Это я к тому, что для декоративных целей, не очень, но это моё мнение.
29.12.17 в 01:31
8
Завтра покажу фото деталей.
с удовольствием посмотрел бы:)
29.12.17 в 11:04
4
Вот мой цвет. Написанj.................. Blue
f5b35321c2686690ebfdf678d43064a8.jpg

Столбик температурный
9f63d42dbf78a782416aaf3f777ff236.jpg

Работа над ретрактом.........победил "паутину"
c7202d69d80e242d580f046d6844f658.jpg

Ну и пробы, печать шестерней.
03bd1dcb5f0d373b78036c5bc7abc2e9.jpg

Больше пока не печатал.
29.12.17 в 12:45
6
отличная работа! ну кто бы сомневался) 235 на фотках мне кажется норм температура, хотя сам выбрал 245:)
29.12.17 в 14:28
4
235 на фотках мне кажется норм температура
Именно на такой и остановился. По кубику сразу всё видно. По этому не ленюсь и печатаю его для каждой новой катушки.)))
29.12.17 в 16:38
5
Кстати, я также поступаю! Каждая новая партия катушек это рулетка))
29.12.17 в 20:59
1
каким соплом шестерню печатали?
29.12.17 в 21:04
0
каким соплом шестерню печатали?
0.4
Скорости ставил маленькие, что бы зубцы не сминало.
08.05.18 в 23:17
0
а чем сопли-паутину победил?
08.05.18 в 23:54
0
У симфлай функция есть, небольшой возврат сопла перед ретрактом. Как бы витирает сопло. Только это помогло.
09.05.18 в 00:30
0
скажи плз, как она называется. Я Курой пользуюсь, попробую там что-нибудь похожее найти.
У ПЕТГа сопливость повышенная. У себя ретракт на 10мм выставил (высота нагревательного кубика), помогло, но не сильно - паутина все равно остается.
09.05.18 в 07:48
0
Функция называется Wipe Nozzle
У неё есть параметр, на сколько мм сместится назад
То есть идёт движение сопла назад и этим как бы вытирается лишний пластик.
29.12.17 в 02:24
5
По этому производителю:
Натуральный полупрозрачный (в изделии светло-серебристый) исключительно приятен в работе.
Подкрашенные светлые полупрозрачные (жёлтый, светло-зелёный, другие ещё не пробовал) тоже прекрасны.
Печатаются 230/75, ретракт 7/75, скорости не более 60, внешний 40, ну и подбирать поток в сторону отсутствия паутины вплоть до 90%.
А вот серый потребовал времени и по прочности мне показался похуже, скорее это из-за матирующих добавок.
К сожалению, дома других фото нет, но и для артобъектов (ёлочки волосатые, фиджеты...), он вполне пригоден..
96b83c468f15e5aca92b0dd3d687966c.JPG
29.12.17 в 02:44
8
Спасибо! Ждал от вас дополнительной информации :)
Но на 230 у меня забивалось сопло... 235 норм
29.12.17 в 02:52
3
Цифры в нашем деле достаточно условны.
Я обычно вручную подаю пластик и по ощущениям предполагаю базовую температуру.
29.12.17 в 02:46
1
у меня возникла проблема с их пластиком... очень быстро забивается сопло
сопло 0.4, печатаю 240/80, скорость 40/80
нового сопла хватает на 50-80 метров филамента, потом начинает проскакивать экструдер
просто ставлю новое сопло, и пластик льется без проблем
уже 3 сопла лежат, чистить не пробовал, на праздниках буду экспериментировать с чисткой
с ABS и PLA таких проблем не было
29.12.17 в 02:47
4
Мне понравилось печатать при 245
29.12.17 в 02:56
1
пробовал и 250, результат тот же
29.12.17 в 03:01
4
Может действительно пластик бракованный попался...
29.12.17 в 03:03
1
из трех катушек печатаю, серебро, красный и синий
29.12.17 в 03:42
2
Хоть цифры и условные, но ABS я печатаю на 240, а PETG на 230.
Т.е. точка отсчёта всё же имеется.
29.12.17 в 02:57
3
Было у меня нечто подобное с серым PETG, когда я с ним долбился и увеличивал температуру.
Ну тому соплу было в обед 100 лет, просто поменял.
29.12.17 в 03:07
1
позавчера просто в середине небольшой детали, затрещал экструдер...
в ручную пытался продавить пластик через сопло, нужно было прилагать большое усилие, и пластик выдавливался закручивая струю вверх
поменял сопло, полился нормально через сопло без усилия
29.12.17 в 03:10
6
Очень странно, выходит он грязный что ли?! Может фильтр поставить, если забивается сопло.
29.12.17 в 03:17
1
фильтр стоит, экструдер E3D v6, подача через боуден
29.12.17 в 03:20
2
Печатала серым, оранжевым и белым, от серого пластика фильтр пачкается сильно. От двух других практически не остается следа.
29.12.17 в 03:37
2
Попытайтесь всё же печатать на более низких температурах.
И не держите долго пластик в прогретом сопле.
Ну и Удачи, без неё никак!
29.12.17 в 03:46
3
поэкспериментирую с низкими температурами, сопло как-раз новое стоит
29.12.17 в 03:52
3
Не гонитесь за скоростями, этот пластик их не любит.
Если рваное заполнение, поставьте ширину линии заполнения 0.5мм - проверенное лекарство.
Ну и на всякий случай - на стол БФ2, как теперь без него жить? :)
Доберусь до принтера, кину ещё фото с PETG и точно гляну настройки.
29.12.17 в 07:51
0
у меня возникла проблема с их пластиком... очень быстро забивается сопло
так и в чем причина?
основные это грязь и плохое охлаждение термобарьера, еще какие бывают?
29.12.17 в 08:21
1
Вот, та же беда, набрал их пластика в черную пятницу, а теперь мучаюсь.
Белым - все отлично печатается, нарадоваться не могу, а серый и желтый - постоянно сопла 0,4 забиваются, даже резким выдергиванием прутка потом не прочищаются, 2 штуки уже поменял. Желтого пол катушки извел за последние 4 дня в попытках напечатать собачек на сувениры, процентов 70 в мусорку.
Думаю под него лучше сопла побольше, но тогда о декоративности уже разговора не идет... :(
29.12.17 в 08:28
7
На сувениры можно и пла использовать, петг больше для технических целей имхо
29.12.17 в 08:37
1
Жёлтый только этот под рукой был :) Да и к белому вообще претензий никаких и в сувенирке в том числе, с грамотным ретрактом и нормальными моделями соплей ничтожно мало.
29.12.17 в 20:26
2
Всё получается. Приобретал тоже в пятницу.
1f4bbc879f4fef549cc608706d225112.jpg

~ 14 часов печати, сопло 0.4, 234 / 70, эрик краузе на зеркале. Обдув 50% Скорости не помню точно, но не более 60.
P902.
29.12.17 в 20:37
2
а я желтый не успел купить. только нажал на него, как выскочило уведомление, что товара нет в наличии, хотя на экране показывало, что есть, ну вот я и схватил оставшийся зеленый))
29.12.17 в 20:55
0
А я успел взять желтый, оранжевый, красный и зелёный.
Пока попробовал первый и последний. Впечатления неплохие. Разве что с малыми стенками (коробка) межслойная адгезия страдает, видимо надо температуру завышать.
08.01.18 в 11:35
2
Ну, видимо вам повезло с партией пластика. У меня одна собачка все-таки получилась перед НГ с последним соплом 0.4, а следующая - вот такая вышла:
49afdd4a045176050cca8780a37afd71.jpg


Достал пластик из экструдера, а там:
f4798502d1755ac5b8ae9a6e83f17f29.jpg


На катушке дальше посмотрел - через пару метров еще подобное "инородное тело", только белое.
Расстроился, снял желтый от греха подальше, сопло поставил 0.5 (меньшее что осталось, 0.4 так ни одного прочистить толком не удалось), пока белым все печатаю... Что-то опасаюсь теперь от АБС Мейкер пластик заказывать...
31.12.17 в 15:00
1
Брал перед пятницей, никаких забиваний никогда не было, хотя оставляю пластик в хотэнде, выключаю просто нажав на сетевой выключатель.
Сопло 0,3, слой 0,13, температура 255/60, скорость 90, ФИЛЬТРА нет.
Как чистить даже и не знаю.
Но все комплектующие по утверждению производителя из Англии.
Проблемы - подтекание из сопла при разогреве и недостаточная спаиваемость слоев (иногда первый слой остается на стекле при отрывании его лезвием канцножа).
29.12.17 в 06:35
13
Вот всё что нашлось после тестирований, остальное благополучно раздал.
4a79b655e8acd8c0d54e33f5df6ab66f.JPG
29.12.17 в 08:42
3
Офигительная моделька елочки! Классно получилось!
29.12.17 в 11:54
1
Ёлочка - просто сказка! Моделью можешь поделиться?
29.12.17 в 12:36
2
Друг, аврал закончился, все ссылки потёр.
Ищется легко по имени файла.
REALISTIC-TREE-V3.stl
Сопло 0.4, ширина 0.5, слой 0.25, периметры скорость15!!!.
Я включал обдув 50% на 50 слое :)
Можно квадратно-гнездовым.
Удачи!

e31937762ab946bb89b5fab96337f510.JPG
29.12.17 в 07:36
4
Для себя я выявил оптимальную температуру печати: хотэнд -245 °С.
У вас неправильные попугаи какие-то :D У меня на ультике с его термопарой есть небольшой перегрев на 225. На 240 его уж чуть ли не пенить начинает...
29.12.17 в 07:57
5
Я своих попугаев мерил с термо парой, так что все тип топ:D
29.12.17 в 12:50
0
Авотхз. На моих двух дровах 240-250, сколько там реально - тайна покрытая гайкой :D
29.12.17 в 07:56
0
стол 70 и малярный скотч, сопло - 229 без обдува
на каляку и голый стол что-то не липнет :(

4c12f0ac750fd2a23acde4bf273131e7.JPG
29.12.17 в 07:57
6
Именно на каляку! Еле оторвал!
29.12.17 в 08:19
0
Именно на каляку! Еле оторвал!
так у вас зеркало, может еще в этом дело ;)
попробую потом еще стол подогреть побольше, чтоб уж печатать все одинаково на каляке
29.12.17 в 13:31
1
Аналогично каляка. После неё оторвать этот petg вообще еле получается. Печатаю на 235/60.
Может быть по разному все каляку наносят? Я экспериментально пришёл к следующему порядку. Чищу холодный стол (скоблю бугры), потом протираю влажной тряпкой, так чтобы оставшиеся следы каляки чуть растворились и размазались, затем грею до 60 и пока греется мажу калякой 2-3 слоя, но не густо. После каждого слоя жду когда он визуально высохнет. Все! Модель липнет намертво!

Пс. По случаю закупился калякой по 20 рублей полную коробку. Запасец!))
29.12.17 в 14:17
5
Где же вы её родную такую дешёвую нашли?))))
16697dd307ecd728a1b07c7373b791c0.jpg
e6f3e3ef48afeca5d4d9b1816e89f412.jpg
29.12.17 в 17:54
1
Нашёл каляку на просторах. Оптом. И не вчера же.. Полгода уже пользуюсь и ещё штук 20-30 осталось.
Не знаю зачем там пивом и прочим мажут, но мне каляки более чем достаточно.
29.12.17 в 20:43
2
Каляка форевер!)
29.12.17 в 17:02
0
спасибо тебе, добрый человек
0ec5de50eb72f0f64d2774b57fbb422f.JPG
29.12.17 в 08:27
4
Этому petg хватило 75 градусов, а китайцу пришлось повысить до 95....
29.12.17 в 08:29
0
Судя по статье и отзывам - пластик не очень хорош и не может составить конкуренцию АБСу
29.12.17 в 08:41
7
ABS очень прост в печати только потому, что используется давно и всем и вся известны его настройки, а также нюансы печати, настройками печати petg ещё не все овладели. А пластик очень хорош именно в технических целях.
29.12.17 в 15:22
2
Всё так, тллько наоборот у меня. При наличии ПЕТГа, АБС мне даром не нужен.
И вы забыли указать невоспоиимчивость к влаге из воздуза жи.
29.12.17 в 11:34
1
Судя по статье и отзывам - пластик не очень хорош и не может составить конкуренцию АБСу
Почему все твердят про АБС? Если уж и конкуренция - то ПЛА.

ABS очень прост в печати только потому, что используется давно и всем и вся известны его настройки, а также нюансы печати
АБС прост в печати в закрытом корпусе (точка) ;)
29.12.17 в 11:51
7
Наверное многое зависит от красителя... Оранжевый у меня нареканий почти не вызвал. Вот только нижняя поверхность фигур с поддержками получается не очень красивая, наверное из-за текучести... Ну и полупрозрачность иногда мешает, просвечивает внутренний слой... Но если в один периметр печатать - очень даже симпатично выходит :)
d984c661b79b3ae003f04ed1b333b64f.jpg
ee918074b569b0de310fa4dc58f1ca2b.jpg


Печаталось как рекомендовал производитель - 230 сопло и 75 стол. Возможно, модели просто удачные - с небольшим количеством ретракта и переходов.

113ba78cdd8f469e6cc4ef967f3d9d92.jpg
b38323b38a244f7d47bf55f2d9f9d4b1.jpg
29.12.17 в 12:07
3
просто Шикарно! очень симпатично!
29.12.17 в 12:13
6
Первая проба серебристого. Пластик - огонь.

29.12.17 в 12:16
4
а на фоне - "Юстас Алексу" )))
29.12.17 в 12:24
2
О, а это очень просто. Выбирал фоточки для чего-то, выписывал номера. Шорт-лист, так сказать.
29.12.17 в 12:55
4
действительно огонь!
29.12.17 в 12:21
3
ПЕТГи не любят высокую скорость. Печатаю max на 40, сопла не забиваются.
Да медленно, но мы и за печать ПЕТГом берем дороже
29.12.17 в 12:56
5
стоит попробовать, спасибо за совет
29.12.17 в 14:04
3
А на что именно стоит скорость 40? Просто я обычно ставлю внешний периметр на 30-40, а вот внутренний периметр и заполнение ставлю 60 и 80 соответственно. И все ОК! И быстро...
29.12.17 в 18:15
0
внутрянку и сетку ставлю одинаково - 50, наружка 40
29.12.17 в 17:13
1
Спасибо за хорошую статью! действительно полезная информация! так как я имел проблемы с выбором температуры и настройками отката при печати с PETG . теперь благодаря твоей статье, качество печати у меня заметно улучшилось!
29.12.17 в 18:42
3
и Вам спасибо!
29.12.17 в 21:07
4
Печатаю в основном для технических целей пластиком PETG от ABS-Maker , поэтому мне в основном нужна только прочность деталей. Температура 215, ( термопарой не калибровал), скорость внешних стенок 50 мм/с, заполнение 80 мм/с, инфил всегда 90-100%, обдув выключен. Мне нравиться прозрачный, этот светильник третий, повесил в проходной коридор, жена дала добро ещё на два светильника в спальные комнаты.
7464c0bd6dff09b6d1344b831192fa9d.JPG
29.12.17 в 21:13
0
Мне нравиться прозрачный, этот светильник третий
Выдерживает нагрев от ламп?
29.12.17 в 21:17
2
Лампы светодиодные. Всё нормально. На фото две ближние лампы отключил для фото.
29.12.17 в 22:52
2
очень красиво и оригинально смотрится, как будто крупные необработанные камни драгоценные)
29.12.17 в 22:03
0
А не знаете как этот пластик в обработке? чем?

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

3D Bioprinting Solutions готовит новый 3D-принтер для отправки на МКС

Распаковка - Сборка - Первая печать на A6

Нидерландские исследователи отправятся к Южному полюсу на 3D-печатном солнечном вездеходе

Барселона готовится принять форум аддитивных технологий IN(3D)USTRY 2018

Результаты конкурса фотожаб

По итогам выставки 3D EXPO