Нидерландская кораблестроительная компания Damen Shipyards Group отрапортовала о завершении аддитивного производства первого функционального прототипа корабельного винта.
Голландцы всегда серьезно относились к мореплаванию, а потому не стоит удивляться, что крупнейший европейский торговый порт расположен именно в Нидерландах. Порт Роттердама принимает 36 тысяч судов в год, а грузовой поток превышает 400 тысяч тонн. Нам же торговая гавань интересна по другой причине: здесь располагается опытное предприятие RAMLAB, специализирующееся в производстве корабельных запасных частей с использованием аддитивных технологий.
Портовый фаблаб основан в 2016 году с целью упрощения ремонтной логистики: любая техника ломается, а везти запасные части в Роттердам из, скажем, Южной Кореи долго и затратно. К тому же, многие детали изготавливаются на заказ, что отнимает дополнительное время, а каждая минута простоя влетает владельцам кораблей в копеечку. Отсюда и идея производства запчастей прямо в порту, включая крупногабаритные изделия, такие как корабельные винты.
Проектом заинтересовалась компания Damen Shipyards, владеющая более чем пятьюдесятью верфями и ремонтными доками по всему миру. Со стапелей компании сходят до 150 кораблей в год, начиная с яхт и паромов и заканчивая контейнеровозами, танкерами и военными кораблями. Взглянув на демонстрационный образец, представленный на выставке Hannover Messe 2017 (на иллюстрации выше), нидерландские кораблестроители решили изготовить 3D-печатный винт для прибрежного буксира.
Винт под кодовым названием «WAAMpeller» изготовлен из никель-алюминий-бронзового сплава с помощью системы WAAM (отсюда и название) – промышленного робота-манипулятора, оборудованного сварочным аппаратом. WAAM же расшифровывается, как «Аддитивное производство методом дуговой сварки». Пара таких шестиосевых систем, разработанных инженерами из Университета Твенте, установлена в RAMLAB. Трехлопастной винт основан на дизайне немецкой компании Promarin Propeller und Marinetechnik GmbH, поставляющей оригинальные винты для буксиров Damen Stan Tug 1606.
3D-печатный винт достигает 1,35 м в диаметре и весит около 400 кг, хотя и это не предел для 3D-принтеров WAAM в распоряжении RAMLAB, способных печатать изделия размером до 2х2х7 метров. Формирование заготовки уже завершено, однако полной готовности изделие достигнет только после обработки. Фрезеровкой займется специальный производственный центр компании Autodesk в Бирмингеме, заодно снабжающей RAMLAB необходимым программным обеспечением. Главный вопрос заключается в способности 3D-печатного винта противостоять коррозии и механической усталости, а потому первым этапом проекта стало изготовление опытных образцов в виде пластин для испытаний на прочность.
«Все дело в том, что 3D-печатные изделия наращиваются слой за слоем. Как результат, их механические характеристики зависят от направления прилагаемых сил – это называется анизотропностью. Литые изделия, с другой стороны, изотропны – характеристики материала не зависят от направления», – поясняет главный инженер проекта Кеес Кустерс.
Первый образец послужит исключительно в демонстрационных целях, однако команда уже готовится к производству второго, усовершенствованного прототипа с учетом выявленных ошибок. К изготовлению планируется приступить в следующем месяце, а конечное изделие будет испытано под присмотром инспекционной компании инспекционной компании Bureau Veritas с целью получения сертификата соответствия типа. Если все пройдет успешно, то к концу текущего года второй образец будет установлен на буксир и станет первым 3D-печатным винтом, введенным в эксплуатацию на настоящем судне.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Комментарии и вопросы
Вы еще это ПО по закону исполь...
В статье умолчали о важном. Се...
Удивляют тролли, т.е. вы тоже....
Вопрос в том, как изменить кол...
Я уже писал подобный вопрос, н...
Всем доброго дня/ночи. На срез...
На Авито нашел Creality pad, п...