и снова про про сушку PETG

Cmysh
Идет загрузка
Загрузка
07.04.2021
3257
36
Расходные материалы

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

29
Статья относится к принтерам:
Ender 3

перечитав многочисленные статьи про надо/не надо сушить пластик, а так же инфу, что PETG почти не набирает влагу, я спокойно отпечатал первый килограмм PETG от Syntech, качество которого меня более чем устраивало и заказал в середине октября впрок еще два. закинул, не распаковывая, коробки, обернутые упаковочным целлофаном  в дальний угол, мол, пусть будет. дело было поздней осенью.

пластик я не храню никак - после распаковки просто снимаю с принтера и лежит (валяется) он в открытом виде и где попало.

печатаю я на Ender3, почти в стоковом варианте, в случае с PETG  -- температура 245, стол 70, обдув 50%. изначально температура была 240, но при 245 мне больше нравилась поверхность верхних крышек.

но вот пришло время открыть новую пачку. и... все плохо. недоэкструзия, полный отстой. открываю вторую катушку - картина та же. более менее нормально печатается, если температуру повысить до 255, да и то бывают косяки, на 260 тестовые кубики вроде ничего. я в недоумении -- печать на остатках от первой катушки нормально. первая мысль - ну кинули меня на пластик, аж на два кило, обидно, первая катушка была заманухой. ругаться, звонить было поздно, прошло больше 4 месяцев с момента получения заказа.

кубик из пластика с новой катушки, 250 градусов:заказал PETG от FDPlast. 220 градусов - полет нормальный. тестовый кубик после открытия упаковки не сохранился, показать нечего.

и вот неделю назад, при печати очередной корпусни обнаружил, что на PETG от FDPlast спустя месяц после открытия упаковки тоже пошли косяки с экструзией:

а вот PETG от Syntech из другой новой упаковки:

была попытка выставить 245 градусов - пластик почти вообще не давился, после одного такого слоя выставил 250. если поднять температуру до 255-260 и снизить скорость печати до 60%, то все относительно нормально. почти. вот только запускать печать на 10-15 часов с таким нестабильным результатом не хотелось.

и вот тут я взгрустнул конкретно. дома почти три кило PETG пластика который практически нельзя использовать. пробовал сушить на батарее, но батареи градусов 30-35 градусов всего, ибо дома жарко и так, -- без результата. сушил на столе принтера с температурой 65°С около 4-5 часов, накрыв коробкой и обложив полотенцами (и без них) -- без результата. в совокупности с многочисленной инфой что PETG слабо набирает влагу, а также заявления некоторых товарищей что они вообще никогда ничего не сушат и все ок, подвело меня к мысли что косяк не в отсыревшем пластике, а в железе и моих кривых руках.

пока сегодня я не услышал "щелк" в сопле и не увидел после него пропуск экструзии в полтора мм при печати очередного кубика.

поехал в магазин, купил самую дешманскую сушилку для овощей, что была в наличии, OLTO HD-20 (цена вопроса 1500 р). крышку для микроволновки. убрал поддоны, катушку PETG от Syntech в сушилку, накрыл крышкой (поддоны ломать не стал, вещь куплена 20 минут назад - жалко), и на два с половиной часа. температуру замерял пирометром после прогрева оной - около 55-58 градусов, на максимум не выкручивал.

результат на фото.

одна катушка, до и после сушки, печаталось в один день, STL файл один и тот же, слева печатал при 255, справа при 240 (надо бы попробовать и ниже)

возможно, правый кубик неидеальный, ибо в Cura понакручивал всего, пытаясь вытянуть печать.

p.s. если честно, до сегодняшнего дня думал что сушка пластика это что-то на уровне плацебо. каюсь.

да, я не соблюдаю многочисленные рекомендации по хранению пластика, но изначально сырой пластик от производителя (Syntech), это как-то не очень. сначала не хотел указывать производителей, но пусть будет.

а посыл статьи - от новичка (отпечатано в совокупности пару кило пластика) для новичков о сушке, пусть будет еще один пост с фото. сегодня, читая статьи о косяках печати, про отсыревание пластика думал чуть ли не в последнюю очередь.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

29
Комментарии к статье

Комментарии

07.04.2021 в 08:58
0

О. А я то думаю.... 

А а фидер во время щелчка буксует? А то что то по градусам и вотэтому всему  та же картина. Только может щелчки не слышу за звуками проскальзывающее колеса подачи

07.04.2021 в 09:24
0

не буксует. ну или я не замечаю, стука пропуска шагов двигателя нет (после покупки принтера был, пропал после калибровки шагов).

еще замечал, что при высокой скорости, например на заполнении, где головка мчится, сопло ну прям плевалось пластиком на некоторых слоях. потому и решил снизить скорость печати (3 фото). вообще думал что у меня термистор головы врать стал, потому что помню что на 220-240 нормально все было на пластике от FDPlast, а после появления проблем на нем, лечил повышением температуры до 250-255, то есть картина стала повторятся как и с пластиком от Syntech.

хотенд я весь пересобирал, прочищал сопло, менял сопло, поменял тефлоновую трубку на всякий, поменял вент охлаждения хотенда на улитку и экспериментировал с охлаждением, потому как думал что недогревает или наоборот перегревается.

07.04.2021 в 09:26
3

Да как бы давно известно, что petg также влагу набирает. Если он сыреет - там еще и сопли с "волосней" появляются. Я не знаю, где это такие "ыксперты" нашлись, что не сушат, но гнать этих диванных спецов надо в шею. 

07.04.2021 в 10:02
0

Практически все пластики набирают влагу, даже SBS – разница лишь в том, сколько времени на это нужно, 8 часов или 8 месяцев.

07.04.2021 в 11:38
2

не прогоняй меня дядя) хотя бы весной) Отпечатал пару десятков кг петг синтека без сушки. В течении пары лет. Просто валяются в кладовке или рядом с принтером. Такого как у автора не встречал. Потенциально сушка любого пластика улучшит его свойства при печати. И возможно с его принтером или настройками печати что то не так. И это невидимое мне улучшение для его условий печати критично.  Может и мел в филаменте так влияет - именно что белый цвет.

Пысы: выбор цвета для демонстрации  фото дефекта на все сто)

07.04.2021 в 12:41
7

Тебе никогда не приходило в голову, что условия жизни у всех немножко разные?

Кто-то живёт в квартире и мучается, что там влажность слишком низкая.

Кто-то живёт в частном доме без системы вентиляции и рекуперации и наоборот, страдает от избыточной влажности.

Кто-то вовсе живёт в Сочи или на берегу океана, и без осушителя там сухая одежда за ночь становится мокрой (не влажной).

Тем, кто живёт при влажности до 20%, не понять проблемы тех, кто живёт при влажности в 60 (формально предел по нормам РФ) или более процентов.

brn
07.04.2021 в 15:32
-1

Здесь все такие критичные и резкие? Попробуйте больше овощей и клетчатки кушать.

Уточняю, допустимой нормой относительной влажности - 15-75%, по отмененному санпин оптимальные значения  были 40-60%  

После того как петг на производстве выдавили и он остыл в воде, думаю с большим количеством влаги филамент больше никогда не сталкивается в своем жизненном цикле.

У нас летом тоже бывает достаточно влажно. Так что какую свою лишнюю влагу петг мог набирать. Но без наблюдаемых последствий.

Автор не упомянул что он печатает и хранит в каких то ненормальных условиях. В болотном тумане или под тропическим ливнем. Хотя ранее уже бывали запросы о помощи отказавшему принтеру - после тонн советов выяснилось что он стоит в промерзшем сыром гараже. 

Штош, любой опыт будет полезен - буду печатать белым петг с такой проблемой, то понятно что делать.

08.04.2021 в 08:11
0

К чему такие резкие заявления, я вот тоже никогда не сушу пластик. Некоторые катушки уже года три с остатками пластика лежат и нормально печатаются. Принтер стоит в отапливаемом гараже, зимой температура бывает падает до 13-14 градусов в сильные морозы. Некоторые катушки даже без коробок хранятся. 

07.04.2021 в 10:34
0

У меня в наличии ПЕТГ от Синтех, х-т-п и АБС мейкер, так вот Синтеховский в сравнении меньше всех влагу набирает. А упаковка с силикагелем - скорее плацебо. От климата еще зависит как я понял.

07.04.2021 в 11:19
0

Так у вас проблема с подбором температуры, а не с влажностью. Вон те самые дырки - пропуск пластика или недостаточное его выдавливание. Если пластик влажный и с пузырями на стадии производства, то будет стрелять и иметь внешние дефекты типа прыщей.

Более того такие дефекты еще связаны с самим экструдером.

07.04.2021 в 11:33
1

возможно, вы читали невнимательно. температуру я подбирал. уточню здесь:  "новые" катушки PETG от Syntech - начинал с 245 и заканчивал 260 с шагом 5 градусов. 240 и ниже - печать вообще была невозможна.

+постепенное ухудшение печати PETG от FDPlast. лечилось увеличением температуры, опять же с шагом 5 градусов. дошел до 255 с 220.

и такая разительная (иначе не скажу)  смена рабочей температуры после 2.5 часов в сушке. здесь не ошибка подбора температуры.

не утверждаю, что пластик влажный у продавца именно на стадии производства или на хранении. я снял почти пустую катушку где все было нормально, распаковал новую от того же производителя и получил неудовлетворительную печать сразу же на первой печати. так как качество не улучшалось со момента распаковки, и улучшилось после просушки, я делаю вывод, что пластик был сырой еще в заводской упаковке до вскрытия.

07.04.2021 в 11:35
0

Мне не надо читать все, т.к. есть огромный опыт с разными производителями и PETg в целом много лет. достаточно посмотреть на фото и найти основные проблемы. Возможно в вашем случае все вместе.

07.04.2021 в 11:51
0

pet-g от fdplast! Та же самая история, пока не просушил - печать не получалась совсем. После просушки нормально печатается, но есть подозрения что спустя 2 месяца после сушки надо подсушить снова.

07.04.2021 в 13:21
3

Зимой надо носить шапку, в африке панамку. Влажность везде разная, и от сезона зависит. Вот сейчас батареи выключат,дождики пойдут и всё что в пакеты не спрятано, защелкает.

П.С. А принтер тихим сделать, что бы щелчки слышать.

07.04.2021 в 14:07
6

Когда нужно напечатать на четверку, достаточно вынуть свежий филамент из упаковки и печатать. Если нужно напечатать с максимальным качеством, то филамент следует дополнительно долго сушить, даже если катушка новейшая. Это касается всех филаментов всех производителей. Устрйство для сушки филамента необходимо абсолютно всем серьезным пользователям fdm печати. Эту простую истину следует внушать всем, кто берет себе принтер. 



07.04.2021 в 16:11
0

PETG от GREG 3D та же история. После трёх месяцев перерыва вставил катушку и получил такие же точно пропуски печати. Тоже поначалу грешил на принтер,  пока не догадался просушить катушку и всё стало в порядке. 

07.04.2021 в 16:20
1

А кто-то имел наглость утверждать, что пластик не набирает влагу? Видимо печатал только во время отопительного сезона, когда влажность в квартире понижена

07.04.2021 в 16:47
1

ну вот например с сайта FDPlast (мы говорим о PETG):

...С хранением пластика PETG не возникает проблем, он практически не подвержен воздействию нормальной влажности воздуха окружающей среды. Однако для получения идеального результата печати филамент целесообразно хранить в сухом месте, с силикагелем...

на всякий случай вот что подразумевается под "нормальной" по ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» :

Зимой — 30—45%, но не больше 60%
Летом — 30—60%, но не больше 65
%

а вот с сайта BESTFILAMENT:

К счастью, как PET, так и PETG практически не подвержены воздействию обычной влажности воздуха окружающей среды, поэтому с печатью и хранением особых проблем не возникает. И все же, хорошо, чтобы филамент хранился в как можно более сухом месте, рядом с силикатными пакетиками.

вот и возникает ложное ощущение, что PETG в целом пофигу на влажность.

07.04.2021 в 16:42
0

Блин у всех такая высокая рабочая температура. У меня все 3 принтера печатают Petg от Fdplast в диапазоне от 220 до 230 иначе идет дикая волосня и загибание краев нависающих элементов прям как у ABS.  Перепечатав раз 20 модель для теста ретракта а также мостов пришел к этим температурам. 

А с сырым Pteg тоже были проблемы уже где то писал об этом щелкает как из пулемета. 

08.04.2021 в 09:57
0

Я печатаю PETG на 240 градусах. Можно и на 220 печатать, но прочность изделия уменьшается. Это легко проверить напечатав температурный столбик в один слой и механически разрушить. Но при 240 градусах "сопливость" PETG действительно проявляется сильнее.

12.04.2021 в 23:36
0

Есть вероятность что у вас термодатчик не откалиброван и при реальных 240 градусах показывает 220

07.04.2021 в 17:33
0

Блин у всех такая высокая рабочая температура. У меня все 3 принтера печатают Petg от Fdplast в диапазоне от 220 до 230 иначе идет дикая волосня и загибание краев нависающих элементов

абсолютно присоединяюсь в вышесказанному.

Я тот самый, которые не сушат и сроду не сушили ПЕТГ. Печатаю им не первый год, те цвета или остатки которые не идут вход - лежат также чутьли не годами даже не в пакетах. Пыль не влияет. 

Филамент от БФ (не реклама). Температура 230, сопло 0.4. Как поставились эти настройки так тоже стоят с незапамятных времен. 

Ничего не трещит, прекрасная спекаемость, брак - редкость (бывает на оч мелких мелких деталях сложной формы). Да и тот не критичный.

Волосни никакой нет. Да и бывает она вовсе не от влаги - либо скорость слишком велика либо ретракт недостаточен. А также и слишком высокая температура хотенда. Отсюда и происходит, что пластик не успевает всосаться и остыть и при холостом перемещении из него вытягивается та самая сопля. 

На простых всяких технических деталях (параллепипеды и подобное) никаких проблем нет, все выглядит прекрасно, разрывов слоев нет.

Кстати, нет и никакх переделок, собвенных "обдувов" и тому подобной ахиней и псевдотюнинга. Просто все должно быть настроено, протянуто и смазано. 

Отсюда вывод: кому то надо сушить PETG, а кому то можно и не сушить))))

08.04.2021 в 12:24
0

А у меня из сопла пузыри выходили даже, когда пластик нагревался. :) То ли пока была смесь PLA-PETG после смены, и это воздух окончательно вышел (хотя к тому времени уже вполне длинную колбаску выдавил после смены), то ли правда пластик очень сырой. Сушка 6 часов в духовке при 57-67 градусах привела к потере 2 грамм на катушке чуть меньше кило. :) И примерно через 1.5-2 недели снова ощущение, что раздается иногда потрескивание в сопле... Как будто пластик подсох только на внешних витках. :)

Правда, на дырки и неспекаемость это не влияет вообще. Этот PETG хрен порвешь при температуре печати 225-240. А на слоях вообще не заметил разницы после сушки. Разве что немного ровнее были стенки и пропал волос после прочистки сопла + исчезла капля в начале юбки. Но сейчас даже с потрескиванием пластика в сопле их тоже нет.

07.04.2021 в 17:40
0

Кстати, за одно уж, и по режимам стола для PETG.

Вышеназванный ПЕТГ также уже наверно годами печатается на ультрабазе, с каймой, температура 81. 

Ничем не намазывается. Отскакиевает сам когда температура опускается до 37 примерно. 

Спервоначалу, как положено, накупил салфеток спиртовых, протирал сперва перед каждой новой печатью, потом через несколько раз, потом когда стол выглядит пыльным, потом вовсе перестал его чем либо протирать. Сообразил, что пыль не мешет адгезии. Так эти салфетки и лежат, уже наверное года 2. 

Все прекрасно работает, тьху тьху))) Ибо если температурный режим верный, а сам филамент от достаточно стабильного производителя, то только "уход" калибровки (либо стола либо температур, т.е. термисторов) может приводить к неприлипаниям и тому подобное. 

07.04.2021 в 19:03
4

Печатаю преимущественно PETG. Для себя в Украине нашел ДОСТОЙНОГО, производителя пластика, фирм у нас не так и много, первое что удивило так это то что белый, это реально белый цвет, не прозрачно белый, как у других, черный это, это просто черный, а не смола вытекающая из сопла. И вот что они пишут по поводу PETG, далее цитата взята с их сайта.

"Этот пластик очень гигроскопичный. По заявлениям производителя сырья (гранул) перед переработкой (плавлением) просушенный заранее пластик может находиться на открытом воздухе не более 1.5 часа. По этому после вскрытия упаковки с катушкой и заправки нити в 3д принтер нужно обеспечить защиту катушки с пластиком от контакта с влажным окружающим воздухом — путем помещения ее в пластиковый герметичный бокс с сухим силикагелем или оставить ее в пакете замком zip-lock с небольшой щелью в замке достаточного для прохождения прутка за пределы пакета. Сушка пластика осуществляется путем его прогрева до 70-73 градусов в течении 2-4 часов в эл. духовке с конвекцией или другой нагреваемой камере с возможностью поддерживать данную температуру. Превышать данную температуру нельзя, так как нить потеряет прямую форму". Это не реклама филамента, специально фирму не назвал. Кому нужно найдет.

Поэтому всегда перед многочасовой, ответственной печатью всегда сушу. И никогда, после сушки, не было ни паутины, ни соплей, ни облоя. 

У тех кого всегда все печатается без сушки тд. скажу одно, измерьте у себя в квартире, влажность. На работе часто не сушу, там влажность 25-32% (дышится тяжеловато, часто проветриваем), дома 55-68% и скажу одно, та же катушка на том же принтере печатается по разному в этих 2-х помещениях. А вообще это вечный холивар, но для себя проверить, потратив пару часов на сушку, а не переберать механику и прошивку, калибровать потоки, ретракты, пиды и тд, намного быстрее и проще. 

07.04.2021 в 19:33
1

Вы пишете про 3Dпласт - меня их это описание про влажность в начале очень напрягло, я провел один тест - замочил кубик в воде, взвесив его на ювелирных весах до замачивания и через три дня и увы - вес добавился аж на 3%. Так что влагу он берет и не мало. Но приходит пластик в вакуумных пакетах, довольно толстых и за пол года проблем с их пластиком не было. А для спокойствия я всегда снимаю катушку с принтера, если печатать не собираюсь в ближайшие часы, запаковываю в тот же пакет и отсасываю воздух из пакета при помощи трубки. Еще ни разу не сушил. 

07.04.2021 в 21:20
0

теоретически можно предположить, что помимо влажности воздуха еще и состав примесей (а они там наверно есть) и даже красителей может играть роль в интенсивности взаимодействия с парами в атмосфере. 

Ведь на физическом уровне это означает, что молекулы воды притягиваются и прилипают. 

Но, почемуто обычные ПЕТ бутылки для колы, воды и даже пива - нифига не набухают и не размокают. И даже выражаясь по-научному - не смачиваются особо. На поверхности образуются просто капли. Т.е. вандервальсовы силы, которые и отвечают за смачивание, отталкивают молекулы воды. 

Я допускаю, что вода, банально в процессе конденсации, может оказаться в мешке с гранулами пластика. Она там просто сконденсируется и будет содержаться. Но. Куда она помещается в экструдированном филаменте диаметром 1.75? Проникает в поверхностный слой?? Каким образом? Значит, на микроуровне пластик не имеет ровной поверхности а имеет свили, пузыри и полости. 

И там прям стоько воды, что она не успевает испаряться при том, что печать на 230 граудсов идет. Ну это малореально. В  хотенде там выше по трубке тоже не комнатная температура. 

Это какаяж должна быть скорость подачи, чтобы не успевала вода в микроколичествах испариться?

07.04.2021 в 21:23
0

думаю, что это от некачественной экструзии при изготовлении филамента. В экструдер после шнека идет смесь с пузырями. И они превращаются в микропузыри. Просто воздушные, с водяными парами пузыри. И они и разрываются при печати. 

Кароче, нормалный пластик никаких проблем не создает. Темболее ПЕТ.

08.04.2021 в 17:51
0

"Бороться, искать, найти и перепрятать"

Печатаю монофиламентовским coPET (те-же яйца что и PETG, только в профиль), он тоже реально настолько белый что эксперимент с литофаном на 1мм базовом слое провалился из-за непрозрачности ;-)

Но спасибо за наводку на еще одного производителя!

По теме публикации, тоже сушил копет буквально на печке, если за месяц не расходовался.

Но делал это так, для психологического спокойствия.

Теперь со всей ответственностью буду использовать сушилку для овощей ибо на столе принтера делать это как то противоречит религии ;-)

11.04.2021 в 15:06
0

только от цены не офигейте-она правдивая, и скидки очень часто бывают и да, катушка пластиковая.

07.04.2021 в 21:26
0

я провел один тест - замочил кубик в воде, взвесив его на ювелирных весах до замачивания и через три дня и увы - вес добавился аж на 3%. 

дык, кубик то он же пористый полностью. Вы литой кусок ПЕТГ попробуйте размочить. 

Либо взять бутылку пустую от воды и ее взвесить)))) 3% - это значит 2л каждая бутыль кока-колы впитывает в себя примерно 6 грамм кокаколы? 

08.04.2021 в 01:39
0

Пэтг и Пэт не совсем одно и то же - модификация делает возможным печатать им на массовом принтере, однако мы ведь точно не знаем на какой компромисс пошли химики, чтобы получить такую возможность. Пэт, например, нейтрален к дихлорэтану, наш Пэтг им растворяется и склеивается намертво. 

08.04.2021 в 07:59
0

У вас какой то другой ПетГ, а так то он растворяется дихлорметаном, а не дихлорэтаном,

08.04.2021 в 10:04
0

Он растворяется и дихлорметаном и дихлорэтаном.

08.04.2021 в 18:03
0

Подтверждаю Petg от FDplast прекрасно клеится дихлорэтаном  https://aliexpress.ru/item/1005002160506538.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.42b033eddjUioE&sku_id=12000018916512274 получилось так я спешил и вместо дихлорметана заказал дихлорэтан, ну думаю судьба злодейка,  фиг с ним дай попробую а он взял да склеил и так что  только с "мясом" удалось оторвать приклеенный кусок. 

08.04.2021 в 10:27
0

Я изначально пользовался PETG от BF и не сушил его. Все печаталось нормально. Потом приобрел PETG от HTP. И его надо было сушить из упаковки ибо нормально не печаталось. Заодно решил попробовать посушить и PETG от BF - стало печататься немного лучше.

Но что я заметил потом... Просушенный пластик гораздо быстрее снова набирал влагу и печатать без сушки им было не возможно. И это происходило и с HTP и с BF. Т.е. не просушенным пластиком от BF можно было печатать нормально из коробки, но после его просушки он набирал влагу за 3-4 дня открытого хранения. Чем это объяснить я не знаю. Возможно при сушке открываются микропоры???

А вот Nylon без сушки не печатается совсем, что от BF, что от HTP.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Коротко на видео о сборке лазерной диодной головы на numb диоде

Действующие акции на пластик для 3D печати

Недельный Дайджест от Импринты №8

Мелки из Dark Souls

Пасхальный кролик Роберт и яичная тележка

Anycubic chiron. Обзор , сравнение с конкурентами, и ремонт. Часть 1