Фотополимеры FunToDo

Подписаться на 3Dtoday
goga44
Идет загрузка
Загрузка
02.08.18
1136
43
печатает на Hercules New
Расходные материалы
22
Статья относится к принтерам:
Wanhao Duplicator 7 (D7)
1b2ab7e7f2ccb89258a46a02544d558d.jpg
Приветствую Коллеги!
Сегодня хочу поделиться впечатлениями при работе фотополимерами от фирмы FunToDo.
Это были третьи на очереди полимеры, которые мне удалось попробовать на принтере Wanhao D7_V 1.3. В начале печатал через программу Creation Workshop, а в последующем, принтер управлялся через NanoDlp. В основном фотографии моделей слоем 40 мкр.
Покупал полимер в ЭТОМ магазине. На сайте есть информация, что они являются официальным дистрибьютором компании FunToDo из Нидерландов.
Очень понравилась такая услуга, как продажа полимера в небольшом объёме, всего 250 мл. Заказал у них два "пробника" И на этих пробниках происходило познания тонкостей фотополимернуой печати.
В этом посте, опишу все полимеры этой компании, которыми мне удалось печатать.
Fun To Do Snow White (SW)
с возможностью добавления пигмента
5700 руб/литр
Fun To Do Standard Blend (SB)
является недорогим и оптимальным фотополимером для повседневной 3D печати.
4900 руб/литр
Fun To Do Industrial Blend (IB)
повышенной прочности, способный сохранять свои физические свойства при очень низких и очень высоких температурах.
5900 руб/литр
Fun To Do Dentifix-3D Modelling
разработан специально для стоматологических клиник.
7600 руб/литр
Fun To Do Deep Black (DB)
с частицами углерода для максимальной детализации моделей. Мы объединили полимер с частицами углерода, который позволяет печатать объекты в самых высоких разрешениях
5700 руб/литр
Первым был полимер Fun To Do Snow White (SW)
Полимер белого цвета, печатается без проблем. Первые слои 90 сек (этот параметр сильно зависит от шероховатости поверхности рабочей платформы), последующие слои, получилось печатать со временем засветки 13 секунд.
e1ebae42355a0e3d882e17e12ccd3eae.jpg
Скорее всего, на время влияет добавка белого пигмента. Пигмент рассеивает и отражает световые волны. Модели получаются молочного цвета, немного полупрозрачные. Мелкие детали немного заплывают, это происходит из-за паразитной засветки по Х и У, из-за пигмента. После до-засветки, деталь становится хрупкой, надо быть аккуратным, когда убираешь поддержки.
Есть одна не очень приятная особенность полимера, белый пигмент, довольно быстро оседает на дно ванны. Перед каждой печатью, после ночи простоя, смолу надо перемешать обязательно. Хотя во время самой печати, сильного оседания я не заметил. При движении, платформа перемешивает эту смесь.
Вот несколько примеров
b542ba55f856838995fdcf171bdc08f1.jpg
48398505f119077954749be3a8086ca8.jpg
Мои впечатления:
Полимер подходит для печати моделей без очень мелких деталей. Скульптуры, детали для архитектурных макетов, возможно и для моделистов, больших масштабов.
Ещё одно преимущество полимера, красивая окраска цветными красителями.
К сожалению, у меня закончились 250 мл и я не успел попробовать его подкрашивать, но видел работы от других коллег.

Второй на испытание попал Fun To Do Standard Blend (SB)
Приятно, что полимер можно заказать чёрным, красным и натуральным. Мой выбор выпал на чёрный.
Проводя стандартные тесты, определил время засветки слоя.
Первый слой 40 мкр 50 сек. (как я уже писал выше, у меня уже была новая рабочая платформа с крупной насечкой, по этому время можно было сократить почти в два раза)
Последующие слои 40 мкр 7 секунд.
d1225d6a6881676ea1f0aaaa05c30805.jpg
Вот несколько образцов печати
be48176d475f6f8d134946b66c566cea.jpg
b3d15f91a4d573ad49bee60eca669ca0.jpg
Мои впечатления:
У этого полимера самая низкая цена 4900 руб\литр. Классно, что можно купить два цвета и полимер без пигментов и красить самому. Очень хорошее время печати 7 сек.
Довольно точная передача мелких деталей. Не так быстро оседает пигмент.

Третий на очереди Fun To Do Industrial Blend (IB)
Так же продаётся в трёх цветах, чёрный, красный и натуральный.
Я пробовал красный.
Время засветки первые слои 40 сек, последующие 7 секунд.
ae65f4301644d69bfd595147868b0adc.jpg
Печатается без проблем, довольно точно передаёт мелкий рельеф и мелкие детали.
Есть проблемы с оседанием пигмента. По времени дольше, чем белый.
Хотя после засветки полимер вроде как эластичный, но при удалении поддержек часто бывают сколы. Нужно быть аккуратным. Из него пришлось печатать реальный заказ, так как были проблемы с печатью другим полимером. Этот полимер справился на отлично но заказчик мне написал, что очень проблематично удалять поддержки. Скорее всего, это была и моя проблема, так как в то время ещё делал немного толстоватые места перехода от поддержки к детали.
Вот фотографии принтов с этого материала.
3daeea882e21d656cef5beb5814013bb.jpg
35df3a8ed41641c10ce270b5503eb21d.jpg
Мои выводы:
Хороший полимер, но он дороже Standard Blend. Стоит 5900 руб\литр. Для моих целей Standard Blend подойдёт больше.

Ещё один полимер, который я попробовал это Fun To Do Dentifix-3D Modelling
Этот полимер создан для конкретных задач, но меня попросили включить его в свою статью и я конечно решил его попробовать. Об этом материале уже была статья от Романа, и он более подробно рассказал про него, но я дополню его, своими наблюдениями.
К этому времени у меня уже полностью устоялся процесс тестирования нового, попавшего ко мне полимера и я довольно быстро подбираю время засветки на слой.
29b508ccc5dc1a5e3960630027b5c793.jpg
Полимер очень приятного жёлтого оттенка. Роман писал, что у него полимер был с разводами, но я думаю, что у него была плохо промыта ванна и в эту смолу попал краситель из другого полимера. Я подготовил чистую ванну и ни на одной модели я не наблюдал включений другого цвета. Подобрав параметры, решил дополнить свою коллекцию танков, новыми моделями.
Печатает точно, но совсем мелкие детали немного замыливает.
фото работ
c70aa4d46bec0d0c92025f52327f0a0f.jpg
9c9c4c54d2d8df4bd76ed6871bbede0e.jpg
ea119dd6f262bbdbd639e051487fb564.jpg
Эту модель попросил напечатать сын. Он смоделировал для кого-то подарок.
23d270b602014dea259411627357c543.jpg
А это мы покрасили слонёнка. Краска отлично ложится и держится хорошо.
982206820282f3ca09e3fceb899d4f5e.jpg
Вывод:
Полимер хорошо себя показал в печати. Ни каких проблем не обнаружил. Единственно, что отпугивает, это его цена 7600 руб\литр, но надо учесть, что полимер предназначен для особых целей и обычный человек, скорее всего, купит другой.

Остался ещё один полимер, который я опишу, это Fun To Do Deep Black (DB)
Как то общаясь с коллегой (обсуждали разные фотополимеры) он очень хвалил именно DB. По его мнению, это был самый лучший полимер. Мне тоже хотелось его попробовать. Как то рассказал об этом сыну и он на день рожденье, подарил мне целый литр!
Конечно, сразу я приступил к тестам.
Полимер мне показался самым точным из всего, что я видел на тот момент. После печати модель имела чёрно-бархатистую поверхность! Очень красиво.
Хотя время засветки на моём принтере было довольно большим 80 секунд первые слои и 14 секунд последующие. Это почти в два раза больше других полимеров этой компании.
babebc93874ca9b082ec41f1defc086a.jpg
После я начал замечать на высоких моделях, непонятные изъяны. Очень долго пробовал менять параметры печати. Скорости, подъёма, время ожидания после и до печати, высоты подъёма и понял, что проблема не уходит.
Выглядит это так
50689ecf7655ccc0ad4151511b73e24e.jpg
1608cd80d388730ebef9ea4fe0bf4cfc.jpg
2b703648caef09299855d24b5d08b1d3.jpg
02231f4384317ad3c9692c8167741dc8.jpg
0feb32b7dddbed0726d4527a5c25e9dd.jpg
e1281b2640136797703043ea35ff2923.jpg
Думал, что плохо перемешал полимер перед заливкой, всё-таки в него добавляют частицы углерода, но длительное перемешивание не принесло результата.
В общем, пока с этим образцом мне не удалось "подружится", но я не теряю надежды, может всё- таки удастся найти те настройки, при которых будет отличный результат. На фейсбуке, люди печатают им, и я не видел, что бы писали о таких проблемах.
При тестах я заметил, что частицы углерода довольно быстро оседают, это так же нарушает вид изделия. если печатать долго, то в верхних частях на модели проскакивают прозрачные участки.
Как будет свободное время, обязательно продолжу тестирование.
Вот ещё фото изделий из Fun To Do Deep Black
3874a8e69f380ae77c32785bece42806.jpg
cf297bd59f7b918f2c063c70036e850c.jpg
338954652b931af295192587421c3dd3.jpg
3391a8faeb414c913874c846a886f4d4.jpg
fa0c3fbe332ba3c3ec80603168d67251.jpg
9fa9cd56471f8bbbb27aa623069376f4.jpg
Вывод:
Полимер очень точно передаёт самые мелкие детали, но для моего принтера оказался очень капризный в настройка.
Ещё у меня остался не испробованный пробник Castable Blend. Это выжигаемый полимер, для литья из металлов. Пока нет возможности найти человека, который сможет попробовать выжечь его и сделать пробную отливку. Со временем обязательно попробуем.

Общий вывод о полимерах компании FunToDo:
Эти полимеры вполне подходят для разных видов работ на фотополимерных принтерах аналогичных Wanhao D7. Полимеры, довольно хорошо и предсказуемо печатают. Отлично ведут себя после финальной засветке. Без проблем покрываются грунтами.
Думаю, что для начинающих, осваивать эту технологию эти полимеры, отличный старт. Очень радует, что пробники можно купить в небольшом объёме, что для начинающих, очень важно. И учиться на них будет довольно легко.
Из недостатков:
Почти во всех образцах, которые идут с пигментами, идёт осаждение частиц при простое принтера, но можно покупать натуральный полимер и подкрашивать красителями, не имеющими такого количества пигмента.
Запах. Полимеры имеют одинаковый, не сильный запах. Конечно после первого полимера от Wanhao, который был в комплекте с принтером, они практически не пахнут, но после нескольких часов печати в закрытой комнате, запах накапливается. Так как смолы от FunToDo, довольно жидкие, отмываются в спирту очень хорошо и быстро.
Вот наверное и всё, что мне удалось понять при работе с полимерами FunToDo.
Значения засветки слоя могут отличаться от моих, так как уже давно стало понятно, что найти два, совершенно одинаковых Wanhao D7 невозможно. Эти значения могут быть приняты как отправная точка для подбора времени засветки.
Удачной Вам печати.
Подписаться на 3Dtoday
22
Комментарии к статье

Комментарии

02.08.18 в 18:55
2
Спасибо за данную информацию, которую ни где ни добудешь как только на своём опыте.
Но меня вдохновляет, что полимер wanhao не такой уж и безнадёжный относительно этого бренда. Для меня запашок не проблема.
Кстати, видел на али полимер в упаковке как FunToDO но продавец в углу фото прикрепил лейб wanhao да и продаёт его не дёшево.
02.08.18 в 19:07
4
Спасибо за данную информацию, которую ни где ни добудешь как только на своём опыте
Тут на портале, мы делимся своим опытом. Так и должно быть. Статья делалась, для тех, кто только начинает пробовать фотополимерную печать.

Но меня вдохновляет, что полимер wanhao не такой уж и безнадёжный
Может Wanhao тоже работает над качеством полимера. Я пробовал только ту смолу, которая была в комплекте с принтером, это было почти самое начало. У неё была очень сильная засветка и конечно очень сильный запах, но тогда принтер стоял рядом с моим рабочим местом.
03.08.18 в 07:44
1
Ванхао изменил поставщика смолы.
Теперь она другая.
Как выражается засветка?
03.08.18 в 09:19
0
Как выражается засветка?
Смолой от Wanhao я печатал только в начале. Новую не пробовал.
02.08.18 в 19:26
3
Спасибо, Игорь, за столь подробный обзор. Читая твои статьи про печать полимерами, хочется также стать владельцем такого принтера))

Пиши еще, очень интересно)
Перед грунтовкой детальку ничем не обрабатываешь? Слоник классный вышел, сразу видно чья школа ;-)
02.08.18 в 19:42
3
Перед грунтовкой детальку ничем не обрабатываешь?
Краска из балончика, довольно хорошо держится. У нас просто не было времени на грунтовку.

Слоник классный вышел, сразу видно чья школа
Спасибо. Как то у сына внезапно появилась тяга к придумыванию интересных форм.


Спасибо, Игорь
Вам тоже спасибо.
03.08.18 в 12:49
0
А моделькой слоника не поделитесь? Очень интересно получился.
03.08.18 в 12:56
0
Очень интересно получился.
Это модель сын делал, я у него спрошу.
03.08.18 в 13:07
0
Буду весьма признателен.
02.08.18 в 19:58
2
Спасибо за статью! Я сейчас тоже по сути только начинаю работать с фотополимерной печатью, и вопросов масса!
Я уже печатал CastableBlend и могу сказать, что этот материал достаточно специфичный. У него так же оседает пигмент, и он даже без дозасветки он очень хрупкий (ломается и между слоями, и поперёк), заметно, что он предназначен исключительно для формовки и не рассчитан на нагрузки. Печатал разным временем, самый лучший результат получался на 5-7с на слой.
Кстати, родной полимер оказался действтиельно не так уж плох и достаточно прочный, только вот засветка сильная на нём.
02.08.18 в 20:04
2
Спасибо за статью!
Вам тоже спасибо.
У него так же оседает пигмент
Фотополимеры жидкие и по этому идёт такое разделение компонентов. На фейсбуке, зарубежные коллеги даже насос маленький ставили для перемешивания при долгой печати.
Надо попробовать натуральный полимер, без добавок пигмента. Думаю с ним будет интересно работать.
02.08.18 в 20:20
2
Единственное, добавлю. Пигмент осел прилично примерно через неделю простоя. За 2-3 дня простоя с ним ничего не было. То есть, по идее, во время печати это никак сказываться не должно.
Надо попробовать натуральный полимер, без добавок пигмента.

Кстати, интересно, насколько сильно влияет (что влияет то понятно) на паразитную засветку.
03.08.18 в 01:30
2
(что влияет то понятно) на паразитную засветку.
На "паразитную" засветку влияет:
первое- схема устройства образование световых волн в самом принтере. Про это писали уже много раз. У Wanhao и других подобных принтеров, эта конструкция очень примитивная. Конусный отражатель. Лучи отражаются несколько раз и попадают на плоскость дисплея под разными углами.
Вот Вам первый фактор.
Второй фактор, В полимере имеется взвесь, белого пигмента, он тоже отражает и рассеивает световые лучи.
Белый пигмент отражает весь световой спектр, почему белый цвет, мы видим именно белым.
Вот по этому чёрные и красные фотополимеры, более точные.
03.08.18 в 08:46
1
Кстати, интересно, насколько сильно влияет (что влияет то понятно) на паразитную засветку.
Зависит от производителя.
Натуральный Fan To Do (пробовал IB) - имеет бешенную паразитную засветку по оси Z, приемлемые по оси XY.
Натуральные Harzlab - вполне приемлемые паразитные засветки.
Натуральный 3Dlab - практически не имеет паразитной засветки
Для уменьшения - подкрашивание в красные, вишневые или черные цвета.
Белый пигмент в небольшом количестве увеличивает паразитную засветку, синий - практически не влияет (снижает только в очень большом количестве)
03.08.18 в 09:31
1
Натуральный Fan To Do (пробовал IB) - имеет бешенную паразитную засветку по оси Z, приемлемые по оси XY.
Вы не пробовали его красить УФ чернилами, например?
У меня мысль такая, что должен получится интересный полимер.
03.08.18 в 09:43
2
Нет, не пробовал...
Я вообще больше склоняюсь к мысли все красить пастами Палиж...
Пробовал красить Иплит черными Уф-чернилами - обнаружил, что чернила увеличивают адгезию к пленке...
Так что неудача с пленкой для ламинирования, возможно, связана с этим. Надо будет повторить опыт с пленкой уже на другом полимере...
03.08.18 в 09:54
1
Пробовал красить Иплит черными Уф-чернилами - обнаружил, что чернила увеличивают адгезию к пленке...
Интересное наблюдение. Надо будет тоже попробовать. Я печатал на плёнке от ламинирования. как раз с чёрными УФ. Ванночка ещё стоит целая.
03.08.18 в 11:35
1
чернила увеличивают адгезию к пленке...
Так что неудача с пленкой для ламинирования, возможно, связана с этим.

Вот это интересное наблюдение, поскольку как разу думаю попробовать с плёнкой для ламинирования. Тут это целая отдельная тема для опытов и поиска решений...
03.08.18 в 11:43
0
как разу думаю попробовать с плёнкой для ламинирования
Пишите о результатах. У меня тоже на очереди будут эксперименты.
02.08.18 в 22:36
1
"Лед тронулся, господа присяжные..." - так хочется сказать после появления уже нескольких подробных и обстоятельных статей на тему фотополимерных принтеров/смол. А то была прямо какая-то информационная блокада...
Хочется сказать спасибо и попросить продолжать в том же духе!
03.08.18 в 01:34
2
А то была прямо какая-то информационная блокада
Ни какой блокады нет.
Понимание процесса происходит не сразу. Что бы что то рассказать другим, надо самому понять, как это происходит.
Главное в нашем деле, это практика.
Будут новые познания, обязательно поделюсь ими.
03.08.18 в 08:50
1
А то была прямо какая-то информационная блокада...
Если и была - то у кого-то в голове...
Я статьи про смолы начал писать на этом портале год назад, по мере пробования, до меня тоже писали... Параллельно со мной тоже писали...
А то что массово начали писать только год назад - дык, и массовой печать стала только недавно.
03.08.18 в 02:04
2
goga44, Понравилось!

Ладья, как её ни валяй, всё равно рулит, хотя на Ваших фото мне понравился ещё и IB-красный - своей насыщенностью и толщиной слоя.

Кстати, а какой из описанных Вами фотополимеров - оказался самым прозрачным?
03.08.18 в 09:28
1
goga44, Понравилось!
Спасибо.
Кстати, а какой из описанных Вами фотополимеров - оказался самым прозрачным?
Эти смолы все не прозрачные. Если подсветить с обратной стороны, думаю SW и красный будут немного пропускать световой поток.
03.08.18 в 07:48
1
Можете по фотополимерам что-то добавить.

https://docs.google.com/spreadsheets/d/15aE3H84a-DRv0rDy-GLSeLOPb5TawhpEaB8STzQGpqs/edit?usp=drivesdk
03.08.18 в 09:24
0
Можете по фотополимерам что-то добавить.
Посмотрю позже немного.
03.08.18 в 08:54
1
Хорошая статья...
Значения засветки слоя могут отличаться от моих, так как уже давно стало понятно, что найти два, совершенно одинаковых Wanhao D7 невозможно
Тут дело не столько в разбросах Ваньки-7, сколько в освещенности экрана - в центре она выше, чем по краям, и у тех, кто печатает в центре - будут одни значения, а кто по всей площади или по краям - другие.
Ни и тонкие стенки требуют большего времени засветки.
03.08.18 в 08:56
1
На фотографии оружия для меха из IB - такое впечатление, что лезвие оторвалось от поддержек.
Это эффект фогографирования, отделения поддержек, или дефект печати?
03.08.18 в 09:23
1
отделения поддержек, или дефект печати?
Да, всё верно, эту деталь оторвало от поддержек и она ушла в брак.
Хотелось сделать пятно контакта, как можно меньше, но "переборщил"
03.08.18 в 09:46
1
Когда я печатал длинные (120 мм) детали горизонтально - обнаружил,ч то их часто отрывает от поддержек или разрывает.
Стал вешать на более высоки поддержки (4 мм) - стало лучше.
Видимо дело в усадке полимера...
03.08.18 в 09:58
1
Стал вешать на более высоки поддержки (4 мм) - стало лучше.
Я давно уже поднимаю деталь на 4 мм от платформы. На этой высоте у принтера непредсказуемое поведение.
Сейчас настраиваю второй принтер БУ + новая ось Z (обновление купил) Стало намного лучше. Я позже напишу, как восстанавливал принтер.
03.08.18 в 19:21
1
Негоцианты в Питере, уже интересно!!! Единственный вопрос, платформа крашеная или ободранная до металла??? Просто у Меня, ещё старая...
04.08.18 в 08:29
0
крашеная или ободранная до металла??? Просто у Меня, ещё старая...
Платформа без покрытия.
04.08.18 в 12:51
1
Просто у меня ещё ранний вариант, с крашеной платформой, а по прилипанию фотополимера сторонних производителей были противоречивые утверждения... Тут либо ободрать старую, либо покупать новую...
04.08.18 в 14:39
0
Тут либо ободрать старую, либо покупать новую...
У меня кроме родного не липло ни чего. Я заказал себе пластинку из дюраля и так на ней и печатаю.
04.08.18 в 19:31
0
Сейчас и по родному сомнения, Я, правда ещё литр старого не добил...
05.08.18 в 10:30
0
Приклейте на ровный деревянный брусок наждачную бумагу и сточите это покрытие. Всё будет отлично липнуть.
14.08.18 в 20:00
0
Какое время засветки посоветуете для полимера CB, на 50 и 35 микрон?
14.08.18 в 20:03
0
Может SB?
Если он, тогда. 40 мкр 7 секунд.
Там есть в описании.
14.08.18 в 20:08
0
Fun To Do Castable или Castable Blend
14.08.18 в 20:17
0
Эту смолу я ещё не тестировал. Немного позже буду с ней разбираться.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Строим термобашню в слайсере Simplify3D.

32 бита для самых маленьких

Основы работы с Tinkercad или видео часть курса по аддитивным технологиям Виртуальной школы Тульской области

Компания Victrex представляет новые PAEK-материалы для 3d-печати

Ростех инвестирует три миллиарда рублей в центр аддитивных технологий

Как поменять тефлоновую трубку на Hercules и Hercules Strong