Герой сегодняшнего рассказа — Радик Губайдуллин, автор самодельного мотоцикла Verum и основатель мастерской Vizuit.Lab. Рассказываем, как московский экономист превратился в мотоконструктора, и какую роль в проекте сыграли технологии 3D-печати.
Проект уникального мотоцикла получил рабочее название Verum, что на латыни означает «правда», хотя, как поясняет автор, он опирался на еще одно значение этого слова — «реальный, возможный», а значит имеющий право на жизнь. Целью проекта изначально было доказать самому себе способность на что-то большее, чем просто цифры на бумаге и экране монитора. В 2015 году Радик собрал вокруг себя группу таких же энтузиастов — вольный коллектив самодельщиков, помогающих друг другу по мере возможностей и именующих себя
Vizuit.Lab. Как поясняет конструктор, в мотоцикле позаимствован только двигатель и часть рамы, а все остальное спроектировано и изготовлено с нуля.
3D-печатью Радик занимается около полутора лет, с августа 2017 года. Поначалу он прибегал к услугам одного известного московского печатника, но по мере развития проекта издержки перевалили за двадцать тысяч рублей, и это на мелкие детали. Далее предстояло напечатать массивный бак, так что пришло время задуматься о покупке собственного оборудования. Первым 3D-принтером в арсенале Радика стал подержанный Hercules производства красноярской компании «Импринта».
«На мой взгляд FDM 3D-печать незаменима для среднего бюджета и такого типа разработок, как мотоцикл с нуля. Соотношение «цена-результат» идеально отвечает моим запросам, главный из которых — проверить свою идею на работоспособность, не потратив на это лишнего времени и денег. Исходя из освоенных возможностей принтера решил, что на готовом мотоцикле весь бак, включая топливный резервуар, крышки, плуг, накладка фары, оба крыла и некоторые скрытые элементы будут напечатаны из соответствующих задачам материалов. И все это будет конечными изделиями, и все это на домашнем принтере! До сих пор ощущаю некоторое удивление по этому поводу, но знаю, что все это будет прекрасно эксплуатироваться и выдержит испытания реальными дорогами», — уверен автор.
Дружба с «Импринтой» заладилась, и со временем парк 3D-принтеров разросся до флагманского «Геркулеса», крупноформатного Hercules Strong и одного Hercules New. Еще один 3D-принтер уже на подходе. 3D-принтерами других производителей Радик не пользовался и не собирается: оборудование от Imprinta его вполне устраивает, тем более что была возможность сравнить распечатки с изделиями, полученными на других аппаратах.
«Сам лично я печатал только на оборудовании этой компании. До этого доводилось получать детали с разных принтеров, включая промышленные, так что разницу на момент выбора оборудования я прекрасно понимал. Откровенно говоря, я очень доволен результатом работы и сервисом. Был в самом начале мой косяк, из-за которого принтер стал неравномерно выдавливать материал, возникали пропуски. Техническая поддержка выдержала мой натиск — я, как всегда, торопился починить и продолжать печать — и помогла найти истинную причину поломки. В итоге печать стала даже лучше, чем была после покупки. Менять производителя нет никакого желания, тем более что теперь с ними выстроились партнерские отношения, которые для меня дороже остальных факторов. Забавно, но так сложилось, что когда готовились к предыдущей выставке как обычно не хватало времени, и я пошел за помощью по объявлениям о 3D-печати на заказ. Помог парнишка, который печатает дома, и оказалось, что у него тоже Hercules. Когда он понял объем необходимой печати, он взял у друга еще один принтер того же происхождения. В итоге бак, переходящий в сидение с общей длиной 1,4 метра, был напечатан на четырех принтерах Hercules. Чистое время печати — 240 часов. Состоит из шестнадцати кусочков. И за все время работы лишь один брак, связанный с неверной настройкой в самом начале», — поясняет Радик.
Если изготовлением полимерных деталей Радик теперь занимается самостоятельно, то с металлическими компонентами приходится полагаться на помощь извне. С этим уже несколько лет помогает компания Box39, специализирующаяся как раз на кастомизации и постройке уникальных мотоциклов. Мастерская предприятия оснащена двумя пятиосевыми фрезерными центрами.
«Это производственная компания, выросшая из обычного гаража и занимающаяся разработкой эксклюзивного оснащения для мотоциклов и, конечно, самих мотоциклов на очень высоком уровне. Именно эти ребята вдохнули жизнь в Vizuit.Lab, открыв доступ к фрезеровке по относительно дружелюбной для молодых кастомайзеров цене. Хотя и это не главное. Важен был сервис, который они мне дали. Тут на меня смотрели совершенно понимающими глазами и без вопросов и комментариев из серии «тебе оно надо? Купи готовую». С тех пор и повелось, что вся фрезеровка только у них. Соответственно, на мотоцикле все фрезерованные детали были придуманы и спроектированы мной, а программирование и механическая обработка — на стороне Box39», — рассказывает Радик.
Донором двигателя и рамы выступил мотоцикл Yamaha Road Star 1600 2001-го года выпуска. Verum имеет пневматическую переднюю и заднюю подвеску, оси колес полые, при этом внутри задней оси установлен токопередатчик на колесо, а на ободе смонтирована задняя светотехника (сигнал тормоза и габаритные огни), вращающаяся вместе с колесом. От изготовления бака методом «металшейпинга», то есть холодной формовкой и сваркой металла, раскроенного по снятым с объемной модели лекалам, Радик тоже отказался, так как металл в процессе нередко деформируется, теряя заданную форму. Вместо этого конструктор решил и здесь использовать 3D-печатный вариант — на прототипе из ПЛА, а на готовой машине уже из полиуретана.
Бортовое оборудование управляется с помощью сенсорного экрана: тестовый вариант собран на базе Arduino Mega и управляет пневмоподвеской и светотехникой, а также позволяет отслеживать температуру двигателя и окружающей среды, скорость и так далее. Как поясняет конструктор, есть задумка научить его управлять впрыском топлива и подачей воздуха на карбюратор, но человек, который разрабатывал плату и программировал не дотянул до конца. Пока что система работает неидеально, а дорабатывать, видимо, придется самостоятельно.
«При постройке мотоциклов другими мастерскими я часто видел, как технология изготовления деталей или их конструкция убивают дизайнерскую задумку. И это понятно: дизайнер рисует что-то невероятное, а конструктор срезает все до уровня того, что позволяет реальность — параметры станков, конвейеров, особенности материалов или их обработки. Не скажу, что я смог преодолеть абсолютно все ограничения. Конечный результат все же отошел от начального, но для первого серьезного проекта, я думаю, вышло очень неплохо. Однако и это было крайне сложно. Например, конструкция передней вилки трижды переработана с нуля. По плану мотоцикл поедет этим летом, а увидеть его можно будет на 3Dtoday Fest. Впервые мотоцикл увидел свет на выставке 3D Print Expo 2018, но с тех пор кое-что обновилось, так что будет на что посмотреть и в этот раз», — поясняет автор.
Готовы познакомиться с проектом поближе и пообщаться с конструктором? Тогда приходите на фестиваль 3D-печати 3DtodayFest! Подробная программа и информация о билетах доступны по этой ссылке.
Комментарии и вопросы
Все ок, инфа полезная сама по....
Так он практически сразу после...
Как грицца, it depends...Если....
Всем привет, может кто знает п...
Приветствую, начал знакомится...
Здравствуйте. Имеется стоковый...
Всем доброго! По поводу жидкой...