Металл2024 Реклама
Метобр2024 Реклама

Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин

3DtodayFest
Идет загрузка
Загрузка
31.01.2019
5025
26
Разное

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

12
Герой сегодняшнего рассказа — Радик Губайдуллин, автор самодельного мотоцикла Verum и основатель мастерской Vizuit.Lab. Рассказываем, как московский экономист превратился в мотоконструктора, и какую роль в проекте сыграли технологии 3D-печати.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
Проект уникального мотоцикла получил рабочее название Verum, что на латыни означает «правда», хотя, как поясняет автор, он опирался на еще одно значение этого слова — «реальный, возможный», а значит имеющий право на жизнь. Целью проекта изначально было доказать самому себе способность на что-то большее, чем просто цифры на бумаге и экране монитора. В 2015 году Радик собрал вокруг себя группу таких же энтузиастов — вольный коллектив самодельщиков, помогающих друг другу по мере возможностей и именующих себя Vizuit.Lab. Как поясняет конструктор, в мотоцикле позаимствован только двигатель и часть рамы, а все остальное спроектировано и изготовлено с нуля.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
3D-печатью Радик занимается около полутора лет, с августа 2017 года. Поначалу он прибегал к услугам одного известного московского печатника, но по мере развития проекта издержки перевалили за двадцать тысяч рублей, и это на мелкие детали. Далее предстояло напечатать массивный бак, так что пришло время задуматься о покупке собственного оборудования. Первым 3D-принтером в арсенале Радика стал подержанный Hercules производства красноярской компании «Импринта».
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
«На мой взгляд FDM 3D-печать незаменима для среднего бюджета и такого типа разработок, как мотоцикл с нуля. Соотношение «цена-результат» идеально отвечает моим запросам, главный из которых — проверить свою идею на работоспособность, не потратив на это лишнего времени и денег. Исходя из освоенных возможностей принтера решил, что на готовом мотоцикле весь бак, включая топливный резервуар, крышки, плуг, накладка фары, оба крыла и некоторые скрытые элементы будут напечатаны из соответствующих задачам материалов. И все это будет конечными изделиями, и все это на домашнем принтере! До сих пор ощущаю некоторое удивление по этому поводу, но знаю, что все это будет прекрасно эксплуатироваться и выдержит испытания реальными дорогами», — уверен автор.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
Дружба с «Импринтой» заладилась, и со временем парк 3D-принтеров разросся до флагманского «Геркулеса», крупноформатного Hercules Strong и одного Hercules New. Еще один 3D-принтер уже на подходе. 3D-принтерами других производителей Радик не пользовался и не собирается: оборудование от Imprinta его вполне устраивает, тем более что была возможность сравнить распечатки с изделиями, полученными на других аппаратах.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
«Сам лично я печатал только на оборудовании этой компании. До этого доводилось получать детали с разных принтеров, включая промышленные, так что разницу на момент выбора оборудования я прекрасно понимал. Откровенно говоря, я очень доволен результатом работы и сервисом. Был в самом начале мой косяк, из-за которого принтер стал неравномерно выдавливать материал, возникали пропуски. Техническая поддержка выдержала мой натиск — я, как всегда, торопился починить и продолжать печать — и помогла найти истинную причину поломки. В итоге печать стала даже лучше, чем была после покупки. Менять производителя нет никакого желания, тем более что теперь с ними выстроились партнерские отношения, которые для меня дороже остальных факторов. Забавно, но так сложилось, что когда готовились к предыдущей выставке как обычно не хватало времени, и я пошел за помощью по объявлениям о 3D-печати на заказ. Помог парнишка, который печатает дома, и оказалось, что у него тоже Hercules. Когда он понял объем необходимой печати, он взял у друга еще один принтер того же происхождения. В итоге бак, переходящий в сидение с общей длиной 1,4 метра, был напечатан на четырех принтерах Hercules. Чистое время печати — 240 часов. Состоит из шестнадцати кусочков. И за все время работы лишь один брак, связанный с неверной настройкой в самом начале», — поясняет Радик.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
Если изготовлением полимерных деталей Радик теперь занимается самостоятельно, то с металлическими компонентами приходится полагаться на помощь извне. С этим уже несколько лет помогает компания Box39, специализирующаяся как раз на кастомизации и постройке уникальных мотоциклов. Мастерская предприятия оснащена двумя пятиосевыми фрезерными центрами.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
«Это производственная компания, выросшая из обычного гаража и занимающаяся разработкой эксклюзивного оснащения для мотоциклов и, конечно, самих мотоциклов на очень высоком уровне. Именно эти ребята вдохнули жизнь в Vizuit.Lab, открыв доступ к фрезеровке по относительно дружелюбной для молодых кастомайзеров цене. Хотя и это не главное. Важен был сервис, который они мне дали. Тут на меня смотрели совершенно понимающими глазами и без вопросов и комментариев из серии «тебе оно надо? Купи готовую». С тех пор и повелось, что вся фрезеровка только у них. Соответственно, на мотоцикле все фрезерованные детали были придуманы и спроектированы мной, а программирование и механическая обработка — на стороне Box39», — рассказывает Радик.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
Донором двигателя и рамы выступил мотоцикл Yamaha Road Star 1600 2001-го года выпуска. Verum имеет пневматическую переднюю и заднюю подвеску, оси колес полые, при этом внутри задней оси установлен токопередатчик на колесо, а на ободе смонтирована задняя светотехника (сигнал тормоза и габаритные огни), вращающаяся вместе с колесом. От изготовления бака методом «металшейпинга», то есть холодной формовкой и сваркой металла, раскроенного по снятым с объемной модели лекалам, Радик тоже отказался, так как металл в процессе нередко деформируется, теряя заданную форму. Вместо этого конструктор решил и здесь использовать 3D-печатный вариант — на прототипе из ПЛА, а на готовой машине уже из полиуретана.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
Бортовое оборудование управляется с помощью сенсорного экрана: тестовый вариант собран на базе Arduino Mega и управляет пневмоподвеской и светотехникой, а также позволяет отслеживать температуру двигателя и окружающей среды, скорость и так далее. Как поясняет конструктор, есть задумка научить его управлять впрыском топлива и подачей воздуха на карбюратор, но человек, который разрабатывал плату и программировал не дотянул до конца. Пока что система работает неидеально, а дорабатывать, видимо, придется самостоятельно.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
«При постройке мотоциклов другими мастерскими я часто видел, как технология изготовления деталей или их конструкция убивают дизайнерскую задумку. И это понятно: дизайнер рисует что-то невероятное, а конструктор срезает все до уровня того, что позволяет реальность — параметры станков, конвейеров, особенности материалов или их обработки. Не скажу, что я смог преодолеть абсолютно все ограничения. Конечный результат все же отошел от начального, но для первого серьезного проекта, я думаю, вышло очень неплохо. Однако и это было крайне сложно. Например, конструкция передней вилки трижды переработана с нуля. По плану мотоцикл поедет этим летом, а увидеть его можно будет на 3Dtoday Fest. Впервые мотоцикл увидел свет на выставке 3D Print Expo 2018, но с тех пор кое-что обновилось, так что будет на что посмотреть и в этот раз», — поясняет автор.
Истории участников 3Dtoday Fest: Радик Губайдуллин
Готовы познакомиться с проектом поближе и пообщаться с конструктором? Тогда приходите на фестиваль 3D-печати 3DtodayFest! Подробная программа и информация о билетах доступны по этой ссылке.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

12
Комментарии к статье
Кремень КБ Реклама
Кремень КМ Реклама