Blender для печатников. Глава 7. Крутится-вертится куб небольшой. Операции над объектами.

Подписаться на 3Dtoday
3d20
Идет загрузка
Загрузка
16.10.18
916
28
печатает на PICASO Designer PRO 250
3D-моделирование
10
В предыдущей главе мы рассмотрели, как создавать объекты. Теперь перейдем к операциям над ними. Базовых операций в Blender — 3: перемещение, вращение, масштабирование. Данные операции можно выполнить с помощью N-панели, что рассматривалось во 2-ой главе, но можно и с помощью быстрых клавиш, что зачастую быстрее и удобнее при создании арт-объектов.

Предыдущие главы:
Введение. Как перестать бояться и начать моделировать.
Глава 1. Окна, окна, мир бездонный. Основы интерфейса.
Глава 2. Где эта кнопочка, где этот пункт. Основы работы с объектами. Часть первая — теоретическая.
Глава 2. Где эта кнопочка, где этот пункт. Основы работы с объектами. Часть вторая — практическая.
Глава 3. Я русский бы выучил только за то... Настройки.
Глава 4. HotKey! Как много в этом звуке... Горячие клавиши.
Blender для печатников. Глава 5. Куда идем мы с Пятачком. Основы навигации.
Blender для печатников. Глава 6. Звёздочка моя, ясная. Создание объектов.

По-умолчанию Blender использует следующие быстрые клавиши G(Go) — перемещение объекта, R(Rotate) — вращение объекта, S(Scale) — масштабирование объекта. Рассмотрим эти операции подробнее. Запустим Blender и создадим куб.
bfe02b522359201e127347c6217a2392.png
Меню первоначальной настройки трогать не будем.
Переместим куб в произвольную точку. Для этого нажмем G на клавиатуре и подвигаем курсором мыши. Куб будет двигаться вслед за курсором.
f0ec97b8bae887a6a14e789afd927627.png
Теперь, если нажать ЛКМ, то куб будет перемещен в новую позицию. Если нажать ПКМ, то операция перемещения отменится и куб вернется в первоначальную позицию. Нажмем ЛКМ. Куб переместился во всех трех плоскостях одновременно. Если нам необходимо перемещение куба только в одной плоскости — воспользуемся цифровой клавиатурой. Нажмем ЦК(1) для перехода в плоскость XZ. Нажмем G и начнем перемещать куб следя за цифрами в поле Location на N-панели. Как мы видим изменяются координаты положения куба только по осям X и Z. По оси Y координаты положения куба остаются без изменений.
69d7579ab84e28a078e33988ca7cc689.png
Если необходимо перемещать куб вдоль одной оси, то можно ввести букву этой оси (X, Y или Z) после нажатия клавиши G. Нажмем последовательно клавиши G и X. На экране появится розовая ось X, проходящая через куб, по которой данный куб и будет перемещаться.
bf97ce28585056a451cf08bf1e764d74.png
Если после названия оси ввести число, то произойдет перемещение объекта по заданной оси на расстояние, заданное данным числом. Например последовательное нажатие клавиш G, X, 2, 0 переместит куб по оси X на 20 мм.
2c444f7f84f9927e002be864b184a992.png
После ввода данной команды необходимо нажать ENTER для ее применения или ESC — для ее отмены. Также перемещать объект вдоль оси можно и при помощи цветных стрелок, указателей осей выходящих из объекта (3D манипуляторов). Наведем указатель мыши на зеленую стрелку, обозначающую ось Y.
38cb66f63204c89b7e22c9d6d6f46904.png
Нажмем на нее, появится зеленая линия оси, вдоль которой можно перемещать объект.
eb99815b93638a0df95baf80e4842ff1.png
Если после нажатия ЛКМ на 3D манипулятор зажать клавишу SHIFT, то перемещение будет происходить на меньшее расстояние, что очень удобно при точной подгонке объектов. Если SHIFT зажать перед нажатием ЛКМ на манипулятор, то перемещение будет происходить в плоскости, перпендикулярной выбранной оси.
PREVIEW
Операции вращения и масштабирования происходят полностью аналогично операции перемещения. Также, буквами названия оси, можно задавать ось, вдоль которой будет производиться операция. Также, цифрами указывать значение операции, только для вращения это будет угол поворота в градусах, а для масштабирования — величина, во сколько раз мы хотим увеличить объект (если хотим уменьшить — используем значение меньше 1, например S0.5 или S.5 уменьшит объект в 2 раза).
3D манипуляторы можно менять для выполнения соответствующих операций. Кнопки переключения типа 3D манипулятора находятся на панели меню окна 3D вида и выглядят следующим образом.
d7f31ea0af0a2c66fa0515c594663b31.png
Кнопка со стрелкой включает манипулятор перемещения.
fad4c289a78e820c69b4a8c745b62b76.png
Кнопка с дугой включает манипулятор вращения.
6ed8f25b60b24b416872e942d4c15b09.png
Кнопка с квадратиком включает манипулятор масштаба.
a09a25e6e4940c3201a7433d74aa1ec8.png
На этом все. В следующей главе мы рассмотрим системы координат.
Как всегда рад вашим вопросам и комментариям.
С уважением, Максим.
Подписаться на 3Dtoday
10
Комментарии к статье

Комментарии

16.10.18 в 17:00
-1
Здравствуйте Максим, возможно что парачку людей не соглосятся с моим мнением но шесть уроков по UI это какойто перебор. Или более чем сздание стандартных фигур и кручение таковых не в вашем скиловом профиле?
16.10.18 в 17:24
6
И вам не хворать. Большинство людей бросают Blender именно из-за того, что не могут разобраться в его интерфейсе. И если при написании уроков я начну сразу говорить, создайте цилиндр, диаметром 10 см, добавьте к нему шар, диаметром 15 см, сплющеный по оси Z до 2 см, объедините их, перейдите в режим редактирования, выделите по вершины по диаметру шара и т.д., то на портале меня поймут и смогут повторить операции человек 50 от силы, которым мои уроки в принципе и не нужны. Мне придется либо расписывать каждое свое действие в каждом уроке, либо долго в комментариях объяснять, что я хотел сказать, либо, как сейчас делать вводный ликбез по интерфейсу, дабы потом не отвлекаться от обучения.
По поводу скилла, посмотрите дату создания первого урока. Все это время я занимаюсь моделированием совмещая Компас и Blender. Не знаю, высокий я скилл в моделировании наработал или нет, Blender Foundation сертификатов вроде не выдает. Знаю только, что рендерю я отвратительно, так-как моделирую под печать, а это физический рендер :-)
Запаситесь терпением, первая практическая работа будет через занятие.
17.10.18 в 07:20
-1
В самом деле. Но кто-то, кто уже разбирается в Блендере, просто пройдёт мимо. Другие ещё на втором уроке ушли на специальный сайт и всё узнали.
Эти уроки рассчитаны на новичков предгуманитарного уровня, потому и адская подробность.
17.10.18 в 09:02
3
Т.е. люди 20 лет проработавшие в трехмерке в Автокаде - новички предгуманитарного уровня?
Полегче на оборотах, сосисочка....
Мне лично эти уроки нравятся именно тем, что объясняют как и куда тыкаться...
А зачем, и в какой последовательности строить модель - дык, это я и так знаю.
И людей, которые многие летА проработали в Компасе, автокаде, солидворксе и т.п. - не мало.
И им интересны именно особенности интерфейса, а не алгоритм построения...
17.10.18 в 12:35
-1
Интерфейс Блендера до безобразия прост (сравнительно с Максом например, субъективно). Он полностью раскрывается всего парой статей, одним плакатом с одного тематического сайта и прочтением всплывающих подсказок при наведении на кнопочки. Тем более просто, если в наличии опыт в иных прогах для моделирования.

Я говорю о статьях с практической точки зрения. Атомарно простые и подробнейшие уроки в виде: "Теперь, если нажать ЛКМ, то куб будет перемещен в новую позицию. Если нажать ПКМ, то операция перемещения отменится и куб вернется в первоначальную позицию. Нажмем ЛКМ. " это такое себе. Изучать по ним программу = ползти со скоростью мёртвой улитки.
Но если вы читаете статьи просто для развлечения, то дело вкуса.
17.10.18 в 12:45
3
Cамый простой интерфейс (на мой взгляд) - у автокада. Можно тыкаться с закрытыми глазами, все логично, просто и понятно.
Куча настроек интерфейса, командная строка...и т.п. - красота!
Вот только почему-то со мной многие не соглашаются...
По сравнению с автокадом у блендера настолько сложный и нелогичный интерфейс, что раскрыть его парой статей.... - попробуйте. Мне кажется, что это просто невозможно.
Напишите свою статью - и посмотрим, реально ли это.
17.10.18 в 13:25
3
Самый простой интерфейс на мой взгляд у Linux без графического интерфейса. Чистая командная строка, никаких тебе кнопочек, рюшечек - вбивай команды да работай потихоньку - даже мышки не надо :-)
17.10.18 в 13:52
1
Зря смеетесь.
Командная строка резко упрощает многие операции, кроме того в ней отображаются все действия - всегда модно отмотать назад и посмотреть, где ты что неправильно сделал...
17.10.18 в 14:34
3
А я не смеюсь, вообще эти уроки из под Linux создаются :-) И раньше я очень много времени проводил в консоли.
17.10.18 в 14:55
0
раньше я очень много времени проводил в консоли
Первые команды, которые надо зазубрить - это
-help
/?

ну и их варианты с комбинациями.

Корни - в UNIXe, великом и ужасном.
ОСРВ - не предлагать ;-)
17.10.18 в 14:59
2
Первая команда man, вторая rm -rf / и только потом приходит понимание.
17.10.18 в 15:01
1
Ok.
Устал жонглировать пятью разными линуксами, попробую Ваш подход, давно мною подзабытый...

Благодарю за подсказку!
17.10.18 в 15:17
1
Современный Linux какой-то вежливый пошел, он спросит - вы уверены? А вот старый - просто выполнит команду. :-)
17.10.18 в 15:24
1
Зачем же так жестоко, а ведь кто то возьмет и повторит!
17.10.18 в 16:09
1
Так говорю-же: нынче Linux интеллигентный пошел - он спрашивает. Тем более мы про просветление разговариваем. А для полного просветления надо хоть раз "случайно" снести систему :-). Впрочем да. Не принимайте мои слова как побуждение к действию! За выполнение данной команды автор ответственности не несет! :-)
18.10.18 в 07:24
1
Это звучит, как вызов! Чтож, я в самом деле попробую уместить разбор интерфейса в пару статеек.
18.10.18 в 07:34
0
Достойный ответ!
Если сумеете - все будут только рады!
17.10.18 в 13:23
3
Так и остальную информацию можно найти на указанных вами сайтах. Во введении я даже рекомендовал один из них. Также рекомендую https://docs.blender.org/ - очень подробная справка по редактору. Не вижу ничего плохого, что бы получать информацию из разных источников во время ожидания выхода очередного урока :-)
17.10.18 в 14:52
0
Он полностью раскрывается всего парой статей, одним плакатом с одного тематического сайта и...
Ok.
Где пруфы?
Где ссылки?

Синдром ОБС - развиваете?

Надо заканчивать фразы, которыми бросаетесь...

...если вы читаете статьи просто для развлечения, то дело вкуса...
Не совсем.
Для самообразования в основном.
Поэтому -

Лови минус.
17.10.18 в 09:12
1
рассчитаны на новичков предгуманитарного уровня
Я до сих пор в компасе сидел, поэтому не совсем новичок. После того как разработчики поменяли интерфейс есть дикое желание с него соскочить. Про блендер слышу впервые и мне интересно что за зверь такой.
17.10.18 в 09:42
1
У меня по началу тоже было такое желание. Но завершив пару проектов на производстве в 17ой версии и попробовав 18ую я передумал. Сейчас меня почти все устраивает.
17.10.18 в 09:59
3
У Blenderа и Компаса абсолютно разные подходы к редактированию. Компас - это САПР и работает с твердотельным моделированием. Blender - полигональный редактор, он может работать с твердотелкой, как Компас и я покажу это буквально через урок, но основные режимы работы у него немного другие - это будем разбирать чуть позже. В свою очередь Компас поддерживает дерево построений и возможность подправить размеры в любой момент. У Blender с этим хуже. При изготовлении моделей для печати эти 2 редактора отлично дополняют друг-друга. Поэтому моделисту-печатнику желательно знать оба.
А новый интерфейс в 17 компасе лично мне понравился. Сильно напоминает SolidWorks :-)
17.10.18 в 12:56
1
На мой взгляд у блендера есть существенный минус по сравн с любым САПР. Из него КТД не сформировать и отсутствует база ГОСТ овских размеров/изделий/резьб/размеров/шероховатостей и пр. В остальном работать можно, особенно если надо просто под печать сварганить чего-нибудь.
17.10.18 в 14:39
2
На мой взгляд, самый большой недостаток Blender, как раз в отсутствии дерева построений. Но подозреваю, что создать такое дерево для полигонального редактора - технически невыполнимая задача :-( А болты и гайки с метрической резьбой у Blender в примитивах есть :-).
17.10.18 в 15:02
0
Болты и гайки, а шплинты, шайбы, и еще куча изделий. Все-таки САПР это обширные библиотеки стандартов + полная параметризация моделирования. А блендер это скорее творческое моделирование. Кстати в сапр тоже есть поверхностное моделирование и там вполне возможно все гнуть/крутить ручками.
17.10.18 в 16:04
1
Ох... не надо про плоскостное моделирование в Компас. Неудобно оно там сделано. Может я его готовить не умею, но консультировался с одним из разработчиков Азбуки, он со мной солидарен. Все таки каждый редактор для своих задач, универсального пока не сделали. А жаль.
17.10.18 в 16:12
0
Если говорить о Компас то инструмент "Группа точек по кривой" + "Поверхность по сети точек" или группа кривых + "поверхность по сети кривых" дает очень неплохие результаты в моделировании поверхности. Не так наглядно как в Блендере но результат то же.
17.10.18 в 16:16
1
Ну если говорить о сплайновом моделировании, то там ИМХО Rhinoceros без вариантов :-).

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Почти из коробки. Подкрутить и допилить, Geeetech A10M (3)

Дополнительная плата дисплея для Zav MAX PRO

XYZprinting приоткрыла завесу над четырьмя новыми фирменными 3D-принтерами

Бизнес КЕЙС по 3D печати : Каждой БУКВЕ по Принтеру от компании 3Dtool

В Бельгии создали самый большой транспортируемый 3D-принтер

КОМПАС-3D v17 Home. Основы 3D-проектирования. Часть 9. Эргономичный маркер.