KREMEN Реклама
KREMEN Реклама

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

T-FLEX CAD
Идет загрузка
Загрузка
29.08.2022
1187
0
Разное

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

2

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLMАвтор: А. В. Петухов, старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения» ГГТУ имени П.О. Сухого

Значительные достижения в области внедрения информационных технологий в учебный процесс не могут возникнуть сами по себе. Успех в этой сфере обеспечивается многолетней и упорной работой, направленной на постепенный переход от использования традиционных методов обучения к автоматизированным. Этот переход рассматривается на примере внедрения системы автоматизированного проектирования технологических процессов.

Впервые система автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП) была внедрена в процесс курсового проектирования по дисциплине «Технология изготовления гидроприводов» в 1995 году. Опубликованные в этот период методические указания к курсовой работе по курсу «Технология изготовления гидроприводов» для специальности 12.11 «Гидромашины, гидроприводы, гидропневмоавтоматика» рекомендовали студентам при выполнении курсовой работы использовать САПР ТП.

Необходимость перехода от традиционного (ручного) проектирования к автоматизированному диктовалась потребностью разрешения противоречия между повышением сложности и качества создаваемых машин, с одной стороны, и снижением сроков их морального старения, с другой. Используемая САПР ТП представляла собой один из структурных компонентов САПР ТПП. Эта система при ее использовании в производственных условиях является инструментом технолога и нормировщика при проектировании технологических процессов в режиме диалога с ЭВМ.

Результатом внедрения САПР ТП в учебный процесс явилось приобретение студентами опыта, который позволил им по окончании вуза уверенно работать с автоматизированными системами в различных сферах деятельности, никогда не сомневаясь в правильности своих действий.

Решение задач автоматизации технологического проектирования

Выполнение курсовых и дипломных проектов при помощи систем автоматизированного проектирования значительно усложнилось в условиях пандемии. Сложившаяся ситуация послужила стимулом для исследований цифровой трансформации учебного процесса, в результате которых были сформированы следующие стадии процесса: Выбор автоматизированной системы

1. Выбор автоматизированной системы

На этой стадии было проведено комплексное исследование систем разных компаний, включающее качественную и количественную оценки.

В основу методики качественной оценки положена теория выбора и принятия решений, которая исследует математические модели этого вида деятельности [1]. В данном случае имеется множество автоматизированных систем (АС), и задача сводится к выделению из него некоторого подмножества на основе представления о качестве вариантов, характеризующемся принципом оптимальности. Ввиду того, что в рассматриваемой задаче множество альтернатив, которыми являются АС, известно, она может быть отнесена к задаче выбора [1].

Рассматриваемые при проведении исследования альтернативы обладают многими свойствами, оказывающими влияние на решение. Укрупненно эти свойства могут быть классифицированы в определенные множества. При решении задачи выбора компании рассматривались следующие множества свойств:

  • М' — возможность использования автоматизированных систем, разработанных компанией, для решения комплекса конструкторско-технологических задач;
  • М'' — возможность использования автоматизированных систем, разработанных компанией, для решения комплекса задач электронного документооборота.

Детализация указанных множеств, показывает, что каждое из них образовано нескольким свойствами. Например,

М'{m1', m2', m3', m4', m5'},

где m1' — возможность создания параметрической 2D- и 3D-модели обрабатываемой детали;

m2' — возможность проектирования технологического процесса механической обработки детали;

m3' — возможность разработки управляющих программ для программно-управляемого оборудования;

m4' — возможность создания параметрической 3D-модели станочного приспособления, используемого в технологическом процессе изготовления обрабатываемой детали;

m5' — возможность проведения нагружения параметрической 3D-модели станочного приспособления для определения его работоспособности.

Аналогично,

М''{m1'', m2'', m3'', m4'', m5'', m6''},

где m1'' — возможность авторизированного входа в систему;

m2'' — возможность редактирования документов;

m3'' — возможность работы с файлами;

m4'' — возможность отправки и получения сообщений;

m5'' — возможность работы с заданиями;

m6'' — возможность поиска объектов.

Для формализации выбора наиболее подходящего поставщика программного обеспечения на основе доступных источников было принято решение о проведении классификации разработок фирм-поставщиков по трём группам.

К первой группе были отнесены претенденты, разработки которых поддерживают сквозное проектирование. Указанное требование реализовано в разработках всех трёх рассматриваемых фирм-поставщиков.

Ко второй группе были отнесены претенденты, в системах которых дополнительно предусмотрен контроль исполнительской дисциплины. Это требование также реализовано в разработках всех фирм-поставщиков.

К третьей группе были отнесены претенденты — интегрированные и платформенные CAD/CAM-системы, которые поддерживают разработку управляющих программ для оборудования с ЧПУ, а также имеющие модуль, позволяющий моделировать процессы нагружения конструкций и оценивать ее прочность с использованием метода конечных элементов. Эти требования были реализованы в разработках двух российских компаний.

Окончательное решение в пользу разработок компании «Топ Системы» было принято ввиду того, что учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого» с 2006 года включено в Программу поддержки вузов «Факультет САПР» компании «Топ Системы». А также потому, что в штате университета имеется преподаватель, обладающий c ноября 2019 года квалификационным статусом – «Сертифицированный преподаватель T-FLEX CAD».

2. Адаптация системы к условиям ее использования в учебном процессе

Адаптация системы T-FLEX Технология к использованию в учебном процессе заключалась в наполнении баз данных технологического проектирования. Их состав показан на рис. 1.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 1. Состав баз данных технологического проектирования

В состоянии поставки в системе T-FLEX Технология хорошо сформирована база данных наименований операций. Фрагмент этой базы представлен на рис. 2.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 2. Фрагмент базы данных наименований операций

При формировании базы данных технологического оборудования активно использовалась работа [2]. Отличительной особенностью указанной работы является то, что помимо технических характеристик оборудования в ней указана его стоимость, а также категория ремонтной сложности. Это позволяет объективно оценить технологическую себестоимость обработки детали.

Для формирования базы шаблонов текстов переходов использовались нормативные документы, регламентирующие правила записи переходов.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 3. Фрагмент базы данных шаблонов текстов переходов

3. Внедрение системы в учебный процесс

В учебный процесс система T-FLEX Технология внедрялась по трём направлениям.

Во-первых, система используется при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов» студентами специальности 1-36 01 01 «Технология машиностроения».

Во-вторых, система применяется при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Автоматизированные системы технологической подготовки производства» студентами специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)».

В-третьих, она используется при выполнении курсового и дипломного проектирования студентами специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)».

Период внедрения системы T-FLEX Технология совпал c пандемией COVID-19, что в свою очередь наложило на работу системы дополнительные требования.

Эти требования заключались в том, что система должна не только функционировать в рамках локальной сети университета, но и обеспечивать стабильную дистанционную работу со студентами, находящимися по месту жительства. Эта возможность была предоставлена студентам за счёт использования клиент-серверной технологии.

На персональных компьютерах (ноутбуках), подключенных к сети Интернет, была установлена клиентская часть программного обеспечения системы T-FLEX Технология. Сотрудниками центра информационных технологий был отработан порядок авторизованного доступа студентов к серверной части программного обеспечения системы. Это позволило организовать дистанционное проектирование технологических процессов при курсовом и дипломном проектировании. Далее приведем описание последовательности проектирования технологического процесса с использованием системы T-FLEX Технология на примере детали «рычаг 16Б20П.061.405».

Первым этапом проектирования общего технологического процесса является создание параметрического чертежа в T-FLEX CAD 17 (рис. 4) с нанесением всех необходимых размеров, а также базы данных к нему, содержащей все необходимые параметры для нескольких исполнений (рис. 5).

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 4. Параметризированный чертеж детали рычаг 16Б20П.061.405

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 5. База данных детали рычаг 16Б20П.061.405

Далее необходимо связать информацию, содержащуюся в базе данных, с системой T-FLEX CAD. Для этого во вкладке Редактор переменных (рис. 6), используя параметр Обозначение, создается список, содержащий обозначения исполнений детали, указанных в базе данных, и проводится привязка переменных к параметрическому чертежу рычага.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 6. Редактор переменных в T-FLEX CAD

Создаётся «Типовой технологический процесс» (рис. 7), который содержит последовательность выполняемых операций. Для добавления операции необходимо выбрать «Типовая технологическая операция» (рис. 8).

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 7. Окно создания типового технологического процесса

В окне свойств операции заполняются такие параметры, как: номер, код, наименование, эскиз, оснащение, инструкции, исполнители, материалы.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 8. Окно свойств типовой технологической операции

Далее в операции создаётся «Типовой технологический переход» (рис. 9), где заполняются такие параметры как: операционное и вспомогательное время, текст перехода, режимы, оснащение.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 9. Окно свойств типового технологического перехода

На вкладке Параметры (рис. 10) создаётся связь между переменной в тексте перехода и обозначением поверхности на операционном эскизе.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 10. Вкладка «параметры» типового технологического перехода

Все остальные операции заполняются аналогичным способом.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 11. Схема технологического процесса

На заключительном этапе проектирования формируется готовый комплект документов, состоящий из титульного листа, маршрутной карты, операционных карт и карт эскизов. Для получения комплекта документов необходимо воспользоваться вкладкой Документация.

Система T-FLEX Технология является платформенным решением совместно с PLM-системой T-FLEX DOCs. Благодаря этому при курсовом и дипломном проектировании появляется возможность дополнительно использовать такие возможности, как отправка и получение сообщений, а также работа с заданиями и поиск объектов. Всё это подготавливает студентов к работе на виртуальном предприятии, создание и развитие которых является перспективным направлением развития машиностроения в нашей республике.

Разработка управляющих программ в среде T-FLEX CAM

Современный этап развития CAD-систем (Computer-Aided Design) характеризуется значительным расширением сферы их использования. Теперь получить 3D-модель детали из 2D-чертежа (и наоборот) стало достаточно просто. При этом появилась возможность быстро и точно определять ряд параметров, таких как вес детали, площадь ее поверхности, координаты центра тяжести и моменты инерции относительно осей X, Y, Z. Интересным направлением совершенствования CAD-систем является их интеграция с CAM-системами (Computer-Aided Manufacturing). Одной из основных задач, решаемых CAM-системами, является разработка управляющих программ для станков с ЧПУ.

Многие разработчики программного обеспечения для автоматизации конструкторской и технологической подготовки производства уже оснастили свои системы соответствующими модулями, в том числе и компания «Топ Системы» — она разработала приложение T-FLEX ЧПУ, работающее в среде конструкторской системы T-FLEX CAD.

Высшие учебные заведения ставят перед собой актуальную задачу — ввести изучение интегрированных CAD/CAM-систем в учебный процесс подготовки инженеров-проектировщиков. Упор при этом нужно делать на практическое овладение навыками разработки управляющих программ с использованием 3D-модели изготавливаемой детали

Подготовка к внедрению в учебный процесс проектирования с использованием CAD/CAM-систем Гомельского государственного университета имени П.О. Сухого состояла из следующих этапов:

  1. Закупка лицензионного программного обеспечения T-FLEX CAD и T-FLEX ЧПУ.
  2. Установка и адаптация указанного программного обеспечения к условиям использования в учебном процессе ГГТУ имени П.О. Сухого.
  3. Подготовка учебно-методической литературы, содержащей руководство по применению CAD/CAM-системы, при курсовом и дипломном проектировании. Особенности этого этапа описаны в [3].

Исследование возможности использования CAD/CAM-системы при подготовке инженеров-проектировщиков было проведено студентами специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)» при выполнении курсового проекта по дисциплине «Автоматизированные системы технологической подготовки производства» и при выполнении дипломного проекта.

Разработка управляющей программы проводилась в системе автоматизированного проектирования T-FLEX CAD и приложении T-FLEX ЧПУ.

Для получения управляющей программы были выполнены следующие действия:

1. С помощью команды Редактор инструментов был создан режущий инструмент с необходимыми параметрами и сохранен в файле с расширением *.too (рис.12);

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 12. Редактор инструментов

2. На панели инструментов была выбрана команда Сверление 5D, а в ней – имя операции, инструмент, поверхность, относительно которой будет выполняться обработка, и параметры сверления (глубина, частота вращения, подача и т.д.). Результаты этой обработки представлены на рис. 13-15;

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

3. На панели инструментов была выбрана команда Фрезерование 3D, а в ней – имя операции, инструмент, грань, которая будет фрезероваться, угол наклона инструмента, тип прохода и параметры фрезерования (глубина, частота вращения, подача и т.д.). Результаты этой обработки представлены на рис. 16-18.

4. Для проверки разработанной программы была запущена команда Имитатор обработки, при работе которой траектория движения инструмента была представлена видео-роликом;

5. Полученный результат в виде управляющей программы, фрагмент которой показан на рис 19, был сохранен в файле для передачи на станок.

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Подготовка инженеров-проектировщиков на базе комплекса T-FLEX PLM

Рис. 19. Листинг управляющей программы: Операция 030 Горизонтально-фрезерная (Цилиндрическая фреза L = 80 D = 30)

Внедрение системы проектирования в учебный процесс показало не только возможность получения управляющей программы для станка с ЧПУ, но и практическую реализацию этой возможности студентами на базе лицензионного программного обеспечения. Результаты в виде управляющих программ, полученных в процессе дипломного проектирования с использованием платформенных CAD/CAM-систем, были высоко оценены членами Государственной экзаменационной комиссии.

Перспективы

В настоящее время существует три основных направления, по которым должна и будет развиваться цифровая трансформация проектирования технологических процессов и преподавание дисциплины САПР ТП.

Первое направление связано с внедрением программных продуктов, автоматизирующих выполнение функций управления проектами и документооборотом. Описание одной из таких систем, а именно T-FLEX DOCs, приводится в практикуме по курсу Системы автоматизированного проектирования технологических процессов, изданном в 2015 году. В нем описываются режимы работы с документами, файлами, сообщениями и заданиями, а также даются рекомендации по использованию системы для поиска объектов.

Второе направление – расширение применения T-FLEX CAD.

Третье направление связано с использованием 3D моделей для выполнения прочностных расчетов.

Богатый исторический опыт применения систем автоматизированного проектирования в учебном процессе подготовки высококвалифицированных инженеров-проектировщиков в перспективе гарантирует постоянное совершенствование как самих систем, так и методов преподавания, связанных с ними дисциплин.

Литература

  1. Петухов А.B. Формализация задачи выбора автоматизированной системы. Системный анализ и прикладная информатика. 2018;(1):16-20. 
  2. Технология машиностроения. Курсовое проектирование : учеб. пособие / М.М. Кане [и др.]; под ред. М.М. Кане; В.К. Шелега. — Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 2013. – 311 с.
  3. Петухов А.B. Цифровая трансформация проектирования технологических процессов при подготовке инженеров-проектировщиков: история и перспективы. Цифровая трансформация. 2020;(1):57-72. https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-1-57-72

Подробнее о программе "Факультет САПР" 

Загрузить бесплатную версию T-FLEX CAD 17

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

2
Комментарии к статье
Металлообработка 2025 Реклама
Металлообработка 2025 Реклама