Ванночка на магнитных подушках

Ruvim
Идет загрузка
Загрузка
13.07.2020
5984
43
Применение

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

31

Всем Привет!

При травлении печатных плат методом ЛУТ столкнулся с долгим ожиданием. Я в курсе, что есть много химических соединений которые могут и быстрее вытравить медь.Но на данном этапе я пользуюсь: лимонной кислотой, солью и перекисью водорода.

  • Во первых это очень дешево!
  • Во вторых всегда есть под рукой!
  • В третьих не токсичен и не пачкает все вокруг!
  • Из недостатков не самая быстрая реакция. У меня на плату уходит около одного часа . Это если помешивать раз в 5 минут.

Ссылка на файлы - ТУТ

 Я был бы не я, если бы не пошел по самому странному пути:) Сделав ванночку на магнитах.

Честно говоря изначально все должно было быть на обычном эксцентрике соединенным с площадкой физически. Но за пол часа, как начать делать модель на компьютере в голову пришли магниты, и как я не боролся уже не смог отказаться от этой идеи.

Магниты направлены друг на друга одинаковой полярностью за счет чего и происходит эффект пружины. Я замерил расстояние и выяснил, что магнит 10мм на 5мм хорошо начинает отталкиваться от другого такого же магнита на расстоянии в 15мм. Для надежности я уменьшил расстояние до  13мм и начал делать 3D модель. При движении нижней каретки и верхней площадки, есть небольшое смещение магнитов относительно друг друга. И я опасался, что это может запороть весь мой гениальный замысел :D. Но как говорится, кто не рискует тот не переделывает свои проекты по 10 раз.

Забегая на перед скажу, что все получилось с первого раза и ничего переделывать не пришлось (что меня несказанно порадовало).

При отталкивании магниты стремятся уйти в сторону и чтобы этого не произошло нужен был надежный шарнир который не имел бы люфтов по сторонам. Тут пригодились 3мм валы которые я вытащил из старого CD-ROM. Они ровные, гладкие и стальные. В общем шарнир вышел жесткий и полностью соответствует моим требованиям. Вообще кто видел мои предыдущие проекты уже наверное заметил, что я люблю использовать эти валы. Они качественные и очень универсальные. Но если у вас не осталось старого CD-ROM, не расстраивайтесь такой вал всегда можно купить в Китае.

За основу дизайна всей конструкции легла вот эта ванночка которую я купил в Леруа Мерлен. Она достаточно большая и подходит для 99% всех плат которые я делаю да и выглядит ничего так.

В архиве для тек кто не имеет возможности купить в Леруа, будет STL-файл с такой ванночкой. Думаю идеально будет напечатать ее SBS пластиком и потом окунуть ванночку в Сольвент или Лимонен, тогда слои станут сплошными и она будет как литая. Изначально сам думал так сделать, но потом купил готовый вариант.

Еще такой небольшой лайвхак, при печати выступающих частей я использую скос в 45º таким образом не нужно делать поддержки, экономим время и качество печати отличное.

И еще нужно обратить внимание на ШИМ контролер скорости. Так как аккумулятор дает от 3.7-4в, а некоторые регуляторы начинают работать только от 5в. На видео я использовал не совсем правильный. Он включает мотор только после половины прокрутки переменного резистора. Правильно ставить вот ТАКОЙ я его в другом проекте проверял и работает он хорошо при маленьком вольтаже, но увы под рукой были только те.

На этом у меня пока все. Пишите свои замечания и идеи в комментах. Всем хорошего времени суток! И пусть ваше сопло никогда не забивается, а слои укладываются ровно :)

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

31
Комментарии к статье

Комментарии

13.07.2020 в 10:48
7

Когда я плотно занимался изготовлением плат, я пошел к стекольщику, он мне вырезал 5 кусков стекла для плоской вертикальной ванны, которую я затем склеил силиконом. На дно ванны положил ПЭТ-трубку с мелкими отверстиями и вывел ее на аквариумный компрессор, получилось перемешивание раствора воздухом :) Платы травились очень быстро и очень равномерно :) Травил, кстати, в персульфате аммония.

13.07.2020 в 14:50
1

Жалко,что я сейчас не хожу на работу а сижу дома на изоляции, а то бы тоже поместил сюда фото своего "бульбулятора". Когда я начал травить платы описанным автором раствором то сразу увидел. что после начала травления на меди образуются мелкие пузырьки закрывающие медь и соответственно мешающие дальнейшему травлению. Более того, под пузырьками образуется плёнка белой соли, которая тоже закрывает медь. Естественный выход - как можно более плоская пластиковая ёмкость и трубка с дырками на дно + аквариумный компрессор. Поток пузырей от бульбуляции сбивает мелкие пузырьки с платы и она травится буквально минут за пятнадцать.

13.07.2020 в 15:17
1

Кстати, забыл написать, что качать я сразу попробовал, но это "мёртвому припарки" - пузырьки держатся очень крепко и для того, чтобы они "схлопнулись" нужно плату вынимать из раствора на воздух.

13.07.2020 в 15:19
0

Более того - плавное покачивание не особо-то перемешивает раствор :)

13.07.2020 в 16:58
1

Вы не совсем правы. В данной ванночке пузыри полностью сбиваются от постоянно перемещающийся жидкости. А в целом я не притененную на лучшее приспособление года. Просто мне нравятся механизмы и нравится данный проект как развлечение и воплощение своих идей. Она удобна тем, что ее легко промыть и она всегда чистая. Еще хорошо от флюса отмывать платы.

У меня есть желание сделать из акрила вертикальную ванночку и бульбулировать) но только из за того, что я хочу напечатать собственный маленький насос для воздуха. Ну или сделаю вакуумный пинцет. Посмотрим. Просто в последние годы совершенно перестал делать платы. У китайцев дешевле и качественнее выходит заказать. 

13.07.2020 в 17:37
0

Да я и не спорю. Раз сбиваются, то туды их в качель!. Всё классно, сэр, мне и многим понравилось. "Дайте два!" :)) Хорошая творческая работа, с кайфом помоделированная, попечатанная, попаяная в своё удовольствие. Здесь большинство тудэевцев именно такие творческие пиплы.

А что у китайцев есть товарищи изготавливающие печатные платы и чтобы принимали лэйаутовские файлы? А то я попытался вывести из него в гербер формат так он мне дырдочки совсем не там нарисовал. вот я и опасаюсь им отправлять.

31.07.2020 в 20:46

Комментарий удалён

31.07.2020 в 20:52

Комментарий удалён

31.07.2020 в 20:45
0

Вертикальная ванна - самое то для плат. Но с воздухом есть проблема. Он отрывает краску с поверхности фольги. Если это фоторезист, то он прочно сцепляется с основой, а если ЛУТ, то едва держится. В результате от дорожек мало что остается через 10-15 минут.

И не надо меня убеждать что у меня не правильный принтер/тонер/журнальные листы не того издательства и утюг не того китайского магазина. В том то и дело, что эти компоненты и их сочетания ВСЕГДА имеют неизвестные свойства и дают непредсказуемый результат (точнее предсказуемо неудачный). Давно я завязал с самостоятельным травлением плат, но когда делал, реально очень хорошие результаты были только с фоторезистом (аэрозольным). Сейчас продают листовой. По мне так аэрозольный намного экономичнее - одного пузырька на туеву хучу плат хватает. У меня всегда срок годности выходил раньше чем я успевал его использовать. Ну, а кто делает МНОГО, тому сам бог велел делать прототип из баллончика, а в серию отдавать на производство - так дешевле и лучше.

ЛУТ годится только для радиокружка пионэров, для которого фоторезист - непозволительная роскошь, а руки занять надо.

01.08.2020 в 01:32
0

И не надо меня убеждать что у меня не правильный принтер/тонер/журнальные листы не того издательства и утюг не того китайского магазина.

Даже не собирался :) Я только с фоторезистом и травил в этой ванне :)

По мне так аэрозольный намного экономичнее

Зато вонючий настолько, что в квартире им не особо попользуешься :) Да и чтобы наносить ровный тонкий слой - надо еще руку хорошо набить.

13.07.2020 в 11:35
2

При небольшом подогреве раствора время травления сильно уменьшается.

13.07.2020 в 22:31
0

>> При небольшом подогреве

Мармитником для террариумов?

13.07.2020 в 11:37
1

Позанудствую: ЛУТ всё же методика создания маски на поверхности фольги. Травить после этого можно как угодно, лишь бы маска не разрушалась.

А так: уважуха автору за живость ума и талант в придумывании приспособ разной степени полезности.

13.07.2020 в 11:49
0

придумывании приспособ разной степени полезности.

Ахаха 😂 Тот случай когда не понятно похвалили тебя или обозвали дураком :) 

13.07.2020 в 12:20
2

Скорее случай из серии "Чем бы дитя ни тешилось" :)))

13.07.2020 в 18:27
1

А это уже зависит от персонального отношения к конкретной приблуде. Данную я для себя пока отнёс к категории "забавно". 

И на каждую приблуду можно отхватить отзывов от "прЭлэстно!" до " а на кой?" и "я в Китае такую за н-цать копеек куплю". Многие вещи мы делаем для себя, но если вдруг кому такая ещё пригодится, то это очень хорошо. Может, не сама вещь, а идея, в ней заложенная. 

13.07.2020 в 13:58
2

Я просто оставлю это здесь.

https://www.instructables.com/id/Acrylic-Etching-Tank-for-PCB-Boards/

13.07.2020 в 14:05
0

Чертежи тут https://github.com/Bougakov/PCB

31.07.2020 в 20:59
0

Это не правильная кювета. Там емкость - пипеткой наливать. А количество меди, которое меди может раствориться в заданном объеме раствора - величина небольшая. В такой емкости, если травить плату в размер емкости (и так небольшой), а не размером 5х20мм, придется менять раствор... раз 5-10 минимум.! Вот поэтому толщина этой ванночки должна быть примерно как размах ног емкости на этом фото!

03.08.2020 в 14:26
0

Ну во 1. Не обязательно травить всю медь с платы, Достаточно травить некоторую зону вокруг дорожек.

Во 2. Разной химии нужно разное количество.

И в 3. Ванночку можно сделать любой толщины которой вам захочется.

Аппарат рабочий, аппарат наглядный, занимает мало места в шкафу.

03.08.2020 в 20:40
0

1) Так-то да, нет нужды вытравливать всю медь, оставляя волосинки 0,4мм. Но и дорожки по 2-3мм шириной тоже никому не нужны, если они не силовые - только емкость увеличивают. В любом случае меди там стравливается достаточно - это кажется что её мало, а на самом деле растворяется существенное количество, так же нужно понимать, что раствор должен быть с  кратным избытком, а не впритык, иначе скорость травления будет экспоненциально падать до нуля и останутся пятна непротравы и дендриты, перемыкающие дорожки.

2) "Разной химии нужно разное количество." - как раз перекиси нужно до фига, по сравнению, например, с хлорным железом.

3) "Ванночку можно сделать любой толщины которой вам захочется." - не захочется, а см.п.1. Такая ванночка как на приведенном фото - никудышная из-за ничтожного объема. Не надо морочить людям голову заведомо неправильными конструкциями.

03.08.2020 в 20:46
0

Какой у вас расход перекиси на см^2 ?

04.08.2020 в 08:38
0

Перекиью не травил (30%-ной раньше не было) - пробовал персульфат по стандартному рецепту - его расход где-то в два больше чем у хлорного железа. На см не считал, но для протравки платы в ванночку чуть больше размеров протравливаемой платы нужно наливать 1,5-2см толщиной иначе недотравливает. А тут какие-то жалкие 5мм (а может и три - трудно понять по фото какая толщина оргстекла), да еще часть раствора сам текстолит вытеснит (при толщине зазора 5мм, 2мм текстолита это почти половина объема!). Хотя бы 1 см был - с учетом перемешивания раствора было бы вполне, а так ерунда какая-то.

04.08.2020 в 17:44
0

Никто не запрещает поставить толстое оргстекло в середину, или несколько слоев тонкого.

05.08.2020 в 08:03
0

Никто не запрещает сделать хоть пятилитрового объема! Но это будет уже другая ванночка! На фото представлено готовое изделие с заданными размерами, о его недостатке я и сказал. Что вам еще не понятно?

05.08.2020 в 18:46
0

Хорошо, что вы указали на то, что данный DIY проект имеет недостатки в виде малого объема при травлении больших плат.

Хорошо, что я указал на то, что этот недостаток при желании легко устранить.

Хорошо, что автор проекта поделился им с обществом и выложил чертежи, спасибо ему, он экономит наше время.

13.07.2020 в 16:04
4

Господа тудэевцы, не оспаривая методику автора проекта позвольте все же высказать некоторые замечания основанные на личном опыте.

Трансферная бумага, как впрочем и всякая другая, под действием тепла, (в данном случае утюга), усаживается. То есть, уменьшает свой размер. Не намного, но всё-таки. Я заметил это после того, как попытался дважды напечатать рисунок платы на трансферной бумаге. Спросите, для чего такое извращение? Очень просто: это старые принтеры клали тонера дофига и более, а современные экономят, и экономят особенно на больших сплошных участках. Вот для того то, чтобы тонера было побольше я и печатал рисунок дважды. Позиционирование принтера хорошее и совмещение было хорошее, но размеры рисунка чуток менялись, потому что первый раз печаталось на непрокалённой бумаге, а второй раз на прокалённой. Поэтому, перед печатью рисунка я пару раз пропускал трансферку через принтер впустую а потом уже печатал рисунок. Это особенно важно если делаешь методом ЛУТ двухстороннюю плату. Это первое.

Второе -  прикатывая распечатку утюгом, я кончиком утюга с силой прохожу по всем дорожкам так, что они даже проступают слегка сквозь бумагу. Тогда они хорошо прилипают к меди. Расплыться конечно могут. но только если у вас выставлена вообще космическая температура утюга, такая, что начинает обугливаться бумага. Тогда конечно дело швах.

После прикатки осторожно приподнимаю края трансферки не смещая её и смотрю, всё ли хорошо прикаталось. "Если где-то кое-где у нас порой", то ещё раз прохожу этот участок утюгом.

После снятия трансферки полигоны и рваные дорожки (если такие всё-таки случились) прокрашиваю китайским водонерастворимым маркером и только после этого goto в "бульбулятор". 

На видео автора хорошо видно неприкатанные участки и протравленные полигоны. По времени 10:05 и 10:48

Вот, собственно и всё. Это всего лишь мой опыт не претендующий на истину в последней инстанции.

Автору проекта плюс и творческих успехов!

Я пользуюсь способом колхозным и угарным, поэтому поделюсь здесь, кажется вам понравится. Нашел перманентный маркер с самым тонким концом, кажется, 0.2 мм. В куре нарезаю фотку схемы платы, получается модель для литофании в один слой, лежащая горизонтально, естесвенно. Ставлю оффсет примерно в 2мм и отправляю на "печать", а на столе уже будущая плата на двустороннем скотче, а маркер уже прицеплен на голову, хоть на термосопли с грубой парковкой о стол чуть ниже стола. Собственно, все. Принтер используется, как плоттер, конечно, но, как по мне, с этой термотрансферкой довольно много сложностей, да и двухмерного принтера нет)))

Вау! Видео процесса в студию! На крайняк - фото. А лучше - статью.

31.07.2020 в 20:52
0

Очень угарный! Я б посмотрел что выходит.

10.08.2020 в 08:43
0

Выходит то неплохо, кстати, несколько плат так вытравил уже.

13.07.2020 в 19:15
0

Да тут прекрасная идея для химической мешалки или автоматического встряхивателя для пробирок и планшетов.

13.07.2020 в 20:59
1

Чёт сильно долго. 35мкм при ~20С и с циркуляцией у меня травится минут 20, не больше.
100г 5% перекиси 30г лимонки 5г соли
Кстати, раствор одноразовый.

14.07.2020 в 02:46
0

Соль еще добавишь вообще за 10 минут проест. Она там чисто как катализатор реакции. Попробуй

14.07.2020 в 10:18
0

Не, слишком быстро тоже плохо, неравномерно травится.

16.07.2020 в 19:42
0

Так это от платы зависит, мелкая плата 10х18мм на 5 резисторов смд'шных и 3 или 4 контактных площадок, односторонняя. И 5 минут нормально протравилась. А на 100 мм платах, щёткой пузырьки сгоняешь и вверх вниз перемещаешь плату, 10-15 минут и все нормально и равномерно. А если час травить где то может под тонером прожрать дорожку

13.07.2020 в 22:35
0

1. Покачивающуюся ванну можно сделать и чуть проще, задействуя компьютерный кулер без лопастей и кусок магнита от разобранного нжмд.

Разумеется и пружины и "коромысло" с предложенными ТС шарнирами - тоже нужны, но экономия времени на этапе Ардуино и настройки - существенна.

См. проект любой "мешалки" методом DIY.

 

2. Про наличие мармитника тут уже Коллеги написали - это очевидно ускорит все травленческие процессы "почти бесплатных" реагентов.

14.07.2020 в 02:50
1

Автор молодец, видно душу вложил и в проект и в статью! Хотя травить целый час это черезчур, подогреть раствор градусов до 50 и посолить побольше, 10 минут и готово

14.07.2020 в 17:08
1

Несколько лет назад я тоже все делал ЛУТ-ом. Сейчас фрезерую, ЛУТ забыл как страшный сон. Дело вот в чем: утюг в ЛУТ-е оказался не очень-то и нужным. Перенести тонер на плату с высокой точностью можно с помощью ацетона. И быстрее, и точнее, и бумаги для термопереноса не нужно - достаточно старых глянцевых журналов.

Травил всегда хлорным железом: оно конечно адово пачкается, но его у меня много и травит оно быстро... если в кипятке. А так вот тут уже кто-то фотку прикрепил травилки с волшебными пузырьками, я себе подобную делал, только с обратной стороны еще было 12 лампочек маленьких для подогрева. Травило еще быстрее чем кипятком. А еще я делал вибростол. Взял кусок корпуса старого привода CDROM, приклеил к нему куски толстого резинового шланга (типа ножки с амортизацией), а к самому корпусу с нижней стороны жестко закрепил моторчик от детской игрушки с эксцентриком на валу. Сверху на стол можно было ставить ванночку с реагентом для травления - специально чтобы ванночка не скользила клал лист резины. Ну и тоже работало, только шумно.

А так оно да - поделка годная. Но мой совет: купи себе простенький ЧПУ и научи его фрезеровать платы. Забудешь ЛУТ как страшный сон.

15.07.2020 в 05:48
0

Если у вас принтер с пруса-кинематикой, можно поставить кювету на стол и двигать им. Заодно подогревать. Если куб -- всё то же, но приделайте к голове ложку или лопатку.

16.07.2020 в 19:45
0

Можно и на стиралку поставить))) 

19.08.2020 в 14:39
0

На что только не идут люди, что только не придумывают, но только бы извернуться и обойтись без фрезера

19.08.2020 в 17:07
0

Не совсем вас понял.

19.08.2020 в 18:25
0

Чтобы не повторятся, чуть выше vivalzard в двух последних предложениях своего комментария все объяснил.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Небольшой лайфхак.

Прошивка ghost 4S на ghost 5

Делаем кнопку stop для octoprint на Raspberry pi

Госзакупки, "Точка Роста" и 3D-принтер за тройную цену...

Ремонт дома с помощью 3D принтера | 3D печать держателей для гардеробной из Clotho ABS

Сгорел на работе