С момента основания в середине 2014 года российская компания «Лин Индастриал» пережила немало успехов и неудач. Главная задача стартапа – разработка недорогой ракеты-носителя легкого класса, отечественного аналога новозеландским «
Электронам» и американским «
Векторам». Основал компанию инженер и редактор журнала «Новости космонавтики» Александр Ильин, в какой-то момент уставший писать о чужих достижениях и решивший самолично взяться за покорение космоса. Рассказываем, что довелось пережить первым частным ракетчикам России, и каковы планы на будущее.
Нет, грандиозных планов по освоению Марса у «Лин Индастриал», подобно SpaceX, не наблюдается. Ну хорошо, наблюдаются, но только не Марса, а Луны, да и то в очень долгосрочной перспективе. Пока же внимание команды нацелено на ближний космос: задача состоит в разработке легких ракет-носителей в рамках программы «Таймыр», способных выводить на орбиту относительно небольшие коммерческие и университетские спутники. С учетом установки партии и верховного руководства страны «всех догнать, перегнать и импортозаместить», стать резидентом Сколково не составило особого труда. Куда сложнее оказалось найти деньги.
Первая значимая финансовая помощь теперь уже самой известной российской частной космической компании прибыла, как это ни забавно, из соседнего государства. В роли инвестора выступил предприниматель и соучредитель белорусской компании Wargaming Сергей Буркатовский, старый приятель Александра. Сергей вложил несколько миллионов рублей вдобавок к пятимиллионному микрогранту Сколково. Заполучив стартовый капитал, команда взялась за разработку отдельных узлов и постройку небольших ракет для испытаний системы управления.
Все шло неплохо, но в декабре прошлого года чуть не произошла катастрофа. Несмотря на тонны обожания и одобрения со стороны государственных структур, академических учреждений и всяческих официальных лиц, разработчикам так и не удалось получить доступ к стенду для испытаний ракетных двигателей. И правда, а вдруг стенд сломается? Что важнее, частная космонавтика или казенное имущество? В общем, даже пообещавший поддержку Московский авиационный институт внезапно решил выйти из игры, а ребятам пришлось тратить деньги и время на сооружение собственного стенда.
Справившись с этой задачей, осталось найти место для испытаний. Тут не помог даже Роскосмос, над чьим журналом, теми самыми «Новостями космонавтики», Ильин верно работал на протяжении многих лет. Стенд и рабочий прототип двигателя отвезли на пустырь в промзоне, где темной ночью, надеясь на отсутствие посторонних, провели испытания. Итогом стал взрыв двигателя, а один из осколков пролетел несколько десятков метров, а затем пробил забор и стену бытовки, как назло поранив ничего не подозревавшего человека. К счастью, обошлось без смертельного исхода, а Ильин и его команда незамедлительно признали вину и выразили готовность оплатить лечение и выплатить компенсацию.
Тем не менее, концепция двигателя в целом была доказана, а команде удалось получить необходимые данные. Но полоса невезения на этом не закончилась. Теперь у компании возникли финансовые трудности, причем настолько серьезные, что с начала года Ильин последовательно распродавал часть оборудования и заготовок, пытаясь хотя бы сохранить целостность команды. Так продолжалось до вчерашнего дня, когда «Лин Индастриал» официально вошла в состав
группы компаний «Галактика», оказывавшей посильную помощь с лета этого года.
«После сложных переговоров со старыми инвесторами в октябре-ноябре было принято решение о вхождении «Лин Индастриал» в состав ГК «Галактика». Планируется, что ГК «Галактика» привлечет средства, достаточные для продолжения проекта орбитальной ракеты на уровне «железа». Основное направление – зондирующие суборбитальные ракеты и сверхлегкие ракеты-носители. Кроме того, наша команда принимает активное участие в развитии других проектов ГК «Галактика». В случае получения необходимого финансирования мы планируем создать большое «космическое» КБ, около ста человек, которое будет заниматься несколькими перспективными направлениями. 150 миллионов рублей – это примерная сумма, необходимая для того, чтобы провести огневые испытания маршевого двигателя ракеты «Таймыр», включая строительство стационарного стенда для таких испытаний. Подразумевается, что это будут не средства ГК «Галактика», а привлеченные инвестиции», – рассказывает Александр.
Пока продолжалась, да и продолжается финансовая катавасия, команда успела пересмотреть проект. Основные усилия будут направлены на реализацию варианта «Таймыр-3-100», самого перспективного с точки зрения коммерческого спроса. Изначально планировалось создать двухступенчатую ракету, но ради унификации двигателей и экономии решили добавить еще одну ступень. Экономия заключается в том, что команда планирует использовать относительно дешевые алюминиевые баки вместо углепластиковых, как на более дорогих двухступенчатых ракетах Electron, испытываемых новозеландской компанией Rocket Lab. Зато у «Электрона» переняли идею электрических насосов вместо вытеснительной системы подачи топлива, а также изготовления двигателей на 3D-принтерах.
«Первым на стенд для огневых испытаний встанет новый двигатель на 100 кгс, камера которого будет изготовлена методом 3D-печати из инконеля и оснащена полноценной «рубашкой» охлаждения, а давление в камере будет достигать 60 атмосфер! Так будут протестированы ключевые операции работы с двигателем и огневым стендом. Для этого двигателя мы уже выполнили расчеты геометрии и смоделировали тепловые процессы. Данный двигатель станет демонстратором технологий для основного рабочего варианта ЖРД на 500 кгс», – поясняет Ильин.
Финальная версия ракеты-носителя «Таймыр-3-100» сможет выводить на орбиту высотой 500 км полезную нагрузку массой до 80 кг. Стоимость вывода одного килограмма оценивается в 15-20 тысяч долларов, то есть примерно вдвое ниже, чем у новозеландских конкурентов. Первый орбитальный полет компания надеется провести в 2023 году, если положение с финансами наладится в ближайшие месяцы. Затем уже будут вестись работы над более тяжелыми и способными версиями. Дополнительную информацию можно найти
на официальном сайте компании «Лин Индастриал».
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Комментарии и вопросы
Не обращайте на него снимание....
То-есть, считаете, за мои 3Д б...
Кстати, есть ваши работы с под...
Всем добрый вечерКто сможет по...
Только осваиваю технику, замет...
Доброго времени.Сражаюсь с тем...
Надоело возится с профилями и...