Хотя пищевыми 3D-принтерами уже занимаются все, кому не лень, лишь отдельные экземпляры доходят до коммерческого рынка в удобоперевариваемом виде. Да и те редко напоминают доступные устройства, подобные в свое время революционному Replicator от MakerBot. Наиболее успешные попытки принадлежат 3D Systems, а точнее – проглоченным этой компанией стартапам. Но аппетит к 3D-печатным нямкам растет и среди сильных мира сего.
Что общего у Джастина Рокфеллера и вегетарианцев? Уж точно не кулинарные пристрастия. Молодой наследник легендарной династии решил вложиться в компанию Modern Meadow, занимающейся разработкой технологии аддитивного производства синтетического мяса. Инвестор считает, что «стейк-чипсы» (мясо, нарезанное тонкими слоями и напоминающее по форме картофельные чипсы), создаваемые Modern Meadow, могут стать основой для серьезной отрасли будущего, в котором стабильное производство пищевых продуктов будет все больше зависеть от непредсказуемых погодных условий и растущих выбросов парниковых газов.
«Я имел возможность отобедать печатными стейк-чипсами», – поведал молодой магнат. «На вкус они были слегка солоноваты, но весьма аппетитны». Modern Meadow создает свой продукт, выращивая животные клетки в лабораторных условиях, а затем используя полученную массу для 3D-печати тонких слоев живых тканей.
Одним из основателей Modern Meadow выступил Андрас Форгаш, до этого получивший славу в качестве соучредителя компании Organovo, лидирующей в разработке 3D-биопечати для медицинских целей. Партнером Андраса в том начинании стал его отец, Габор Форгаш. Да-да, пока Modern Meadow занимается разработкой 3D-печатных гамбургеров, Organovo работает над созданием 3D-печатных органов для трансплантации взамен оригиналов, напичканных холестерином из-за поедания 3D-печатных гамбургеров. Вот такая циклическая бизнес-модель!
Шутки шутками, а Форгаш и его команда(ы) добились немалых успехов. Собственно, состоятельность биопечати они уже доказали, остается лишь вопрос себестоимости. Стоимость килограмма печатного филе оценивается в тысячах долларов, что никак не способствует коммерческой привлекательности. Разработчикам и инвестору остается надеяться на естественное снижение стоимости за счет массового производства. Андрас даже проводит параллель с микропивоварнями, которые в течение последнего десятилетия плодились подобно кроликам.
Есть у Modern Meadow и запасной вариант – печать кожи. В конце концов, компании еще предстоит побороться и гастрономическими предрассудками. А вот маркетинг кресел и сумочек из 3D-печатной кожи должен быть куда проще. «Любая великая идея поначалу кажется плодом воображения сумасшедшего», – подводит черту Рокфеллер.
Остается только согласиться. Большинство из нас еще помнит мобильные телефоны размером с кирпич и со скромным ценником этак в $5 000. Теперь же «мобилками» сверкают чуть ли не детсадовцы. Остается надеяться, что молодой представитель клана Рокфеллеров не обделен деловой хваткой своих предков, и держать кулинарные книги под рукой.
Комментарии и вопросы
Да, видел. Стоит как крыло сам...
Ну очевидно что на иллюстрация...
А у вас на иллюстрациях разве....
Месяца 2 назад печатал эту мод...
Пришло данное уведомление от c...
Решил купить металлическую маг...
Приветствую товарищи, принтер...