Шарнирное безумие
Шарнирные куклы. Как много в этом слове для меня боли, страданий и нервно дергающегося глаза из-за несоответствий представлений и реальности) Для тех кто не вкурсе:
BJD (сокр. от ball-jointed doll), БЖД-кукла — кукла в виде фигуры человека или животного, отличительной особенностью которой является наличие подвижных шарнирных соединений частей тела на местах суставов и (или) в местах подвижности тела, что позволяет такой кукле принимать практически любые позы.
Изящные и гармоничные БЖД девочки. Фото взято отсюда
Самое привлекательное, для меня, это возможность кастомизации. Каждая кукла, даже отлитая в одной партии, после одевания, раскрашивания становится уникальной. Проявляется свой характер. Т.е на основе одной модели можно создать огромное количество разных персонажей.
Поразительно насколько живой становится кукла после работы мастера. Справа отлитая кукла, слева она же после макияжа и одевания.
В БЖД я попала, можно так сказать, с жопы) Мне не интересно было покупать готовую куклу и вообще нужен был определенный персонаж, я заморочилась переделкой шарнирного мальчика с thingiverse. Об этом я рассказывала здесь.
"А почему бы не сделать свою девочку? Что нибудь в стиле Вахи! Есть же мальчик, на котором можно посмотреть правильное расположение шарниров. Быстро управлюсь и будет мне еще одна кукла!"
Я знаю что бываю импульсивна. Я стараюсь 100 раз подумать прежде чем браться за что-то, потому что я могу “сдуться” на полпути и будет лежать незаконченная вещь и ждать пока у меня появится вдохновение/желание доделать ее.Еще я как то не подумала, что у меня околонулевые знания анатомии, минимальные знания 3д моделирования и отсутствие нормального плана и главное финального наброска! “Да как нибудь по ходу определюсь” - было охренеть каким неправильным планом.
Мое состояние через пару месяцев моделирования и кучи правок было похожее.
Но глаза боятся, а руки делают - © Секс по телефону.
Моделирование
Для облегчения взяла грубую модель девушки из бесплатных источников. Плевать на детализацию, главное анатомия и пропорции.
Добавляем полигонов и погнали. Алгоритм действий примерно такой:
1. Лепим-лепим-лепим. Добавляем детали, меняем некоторые пропорции, намечаем роботизированную руку и ногу. Короче пытаемся сделать +/- что то близкое к тому какая кукла должна получится в итоге.
Я не пыталась сделать все анатомически верно. Я сразу знала что ничегошеньки не получится т.к опыта скульптуры у меня нет, а в анамнезе посещение пары уроков художественной школы в детском саду. Именно поэтому я взяла за основу персонажа из фэнтезийной вселенной где у человека может быть пару лишних органов, имплантов и классическая анатомия идет нафиг.
В какой то момент терпение заканчивается и я начинаю резать модель в местах где предполагаются шарниры. Добавляю туда шары - это будущая основа для шарниров.
Подгонка шарниров и создание общей формы робо ноги.
2. Опираясь на шары немного меняю форму модели что бы смотрелось это +/- гармонично. После массы правок печатаю модель на 3D принтере что бы убедится что шарнир работает как надо и его подвижность меня устраивает. На должности FDM у меня трудится верный UlTi Steel.
Первые версии кукольного тела, хорошо видно как менялся бедренный шарнироприемник.
3. После печати совмещаю полученные части, натягиваю куклу (если есть вырезы), радуюсь 5 - 15 минут. Замечаю косяки. Некоторое время делаю вид что косяк незначительный. Грязно матерюсь и переделываю модель.
Повторять пункты 2-3 до идеального результата или, как в моем случае, до тошноты от слов Blender, лепка, кукла.
Мое "кладбище" из которого можно точно собрать еще пару кукол. Это то что осталось потому что пока рука не поднимается выкинуть.
Лично мои фатальные и не очень ошибки:
- Слишком глубоко утопленный шарнир. Получается шарнир вроде и есть, но его подвижность нулевая. Или например короткий шарнир типа боб (два соединенных шара) - это то же влияет на подвижностью
На фото хорошо видно разный угол сгиба колена из за разной длинны шарнира
- Слишком подвижные суставы. Например колени. Первым вариантом шарнира были 2 соединенных шара, но без ограничителя нога гнулась немного не в тех направлениях. Пришлось ограничить подвижность срезав шары по краям.
Перелом ног заказывали?
- С робо ногой сделала шарнироприемник слишком мелким и нога не фиксировалась в прямом положении. Пришлось нарастить стенку.
В такое положение произвольно сгибалась нога из-за мелкого шарнироприемника.
- Слишком тонкие и мелкие детали. Если для статичной статуэтки можно без проблем делать тонкие, полупрозрачные детали, то с БЖД такое не прокатит.
- Меня спасло что я делаю маленьких кукол и натягиваю их на спандекс, но с нормальными резинками для БЖД такое не прокатит. Тонкие детальки просто треснут и раскрошатся. Трубка в голени и локоть из шестеренок живы только благодаря не сильной натяжке.
- Неправильные вырезы. Резинка внутри куклы должна идти максимально вертикально иначе кукла либо потеряет в подвижности или шарниры не будут правильно работать.
- Уплывают пропорции разных частей тела. Например руки мне пришлось переделывать 3-4 раза.
Что-то я переделала, на что то, к своему стыду, положила большой и толстый.
Основной фишкой стали съемные щитки на механической ноге и руке, под которыми должны прятаться провода и трубки. В идеале нужно было использовать магниты для фиксации, но искать мелкие магниты и заказывать их было настолько лень, что я сделала защелки.
Те самые защелки на голени
Печать
Сначала я распечатала техно девочку на FDM. Проверила подвижность, работоспособность шарниров и т.д.
Внимательные заметят дырки в районе запястья из-за слишком тонкой стенки и одинаковые ноги. Это кстати огромный плюс 3Д - в пару кликов можно отзеркалить любую деталь. Кто лепит руками поймет)
Особой детализации не требовалось, меня волновали общие формы, хотя местами получилось вполне недурно учитывая 0,4 сопло и слой 0,15 - 0,2 и очень сырой ABS.
Девочка получилась на удивление устойчивой и подвижной. Общий вид получился далек от первоначальной концепции, но меня устроил.
Здесь уже разные ноги. Слева щитки одеты, справа сняты.
Далее распечатываем все на свеже-приобретенном Voxelab proxima 6.0 из фотополимера и вот она красотка:
И тут внезапно оказывается что я накололась с балансом. Это один из тех нюансов о котором мало где упоминают, но это тоже важно если хочется что бы кукла уверенно стояла.
FDM девочка получилась очень легкая, за счет небольшого заполнения и тонких стенок, а фотополимерная тяжелее, особенно в верхней части, что плохо сказалось на ее устойчивости. Что бы поставить куклу, например на одну ногу, приходится долго ловить точку баланса.
На ноге пришлось добавить еще одну защелку, т.к один щиток провисал. Так что в фотополимере то же были свои доработки и переделки.
Покраска и сборка
После предварительной сборки разбираем куклу, дополнительно обезжириваем и красим ее в телесный цвет. Для этого я использовала краску в аэрозольном баллончике. Металлические части красятся естественно в металлик.
Техно, для меня, смотрелось бы нереалистично без торчащих проводов (забыла значок жигулей на лбу). Что бы кукла осталась подвижной провода то же должны быть подвижными, поэтому я не стала их моделировать и печатать. Нашла куски тонких разноцветных проводочков и вооружившись секундным клеем приклеила их по нужным местам.
Провода кстати медные, так что сколько то грамм цветмета в девочке есть)
Собираем и начинается ответственный момент покраски полутонов, который я по неопытности запорола.
Для покраски или тонирования таких кукол обычно используют сухую пастель. Ее можно натереть на наждачке и полученный пигмент нанести в нужные места. Такой пигмент хорошо тушуется и ложится прозрачным слоем. После нанесения пигмента его закрепляют прозрачным матовым лаком.
По глупости я купила масляную пастель, к тому же не той цветовой гаммы. Масляная пастель нифига не тушуется и ложится слишком плотным слоем. Но в итоге получилась вот такая жутковатая техно-девочка.
Парик сляпан при помощи синтетических волос и клеевого пистолета на коленке за 20 минут.
Итоги
С одной стороны получившееся кукла не вызывает у меня в душе какого-то вау эффекта и это расстраивает. Возможно я просто устала, т.к делала ее очень долго, в основном ночами, а черепаший прогресс изматывает и в финале чувствуешь не радость от завершенной работы, а опустошенность.
После покраски я выложила фото своей куклы в группу мастеров БЖД и там меня попросили продублировать запись в группу “Банда мастеров”. Там было достаточно много противоречивых отзывов от “Необычно и круто” до “Фу какая дрянь, блевать охота”.
Но я отношусь к этому спокойно. Во первых - всем понравится не получится, во вторых, если рассматривать БЖД как искусство, кукла вызвала реакцию - значит цель достигнута. Ведь искусство это не про нравится, а про эмоциональный отклик, независимо от того положительный он или нет.
Но я своих кукол к искусству не отношу) Это просто мое хобби которое позволяет расслабится и получить немного положительных эмоций.
Небольшой P.S.
После этого “небольшого” проекта, мой творческий зуд ненадолго утих и я смогла какое то время жить спокойно. Но персонаж в одной яой манхве зацепил настолько что промаявшись какое то время я все же решила засесть за модель мужской куклы.
Принцип тот же - моделим, печать на FDM для проверки шарниров и уже почти в финале печать из фотополимера.
Здесь я старалась ставить для себя +/- достижимые цели и учесть прошлые ошибки. Добиться портретного сходства я не надеялась, решила что просто попробую сделать максимально подвижного мальчика, с добавлением черт понравившегося персонажа.
Например характерный шрам на спине. Наверно быстрее было бы найти шрифт с китайскими иероглифами и выгнуть его по изгибам тела, но я явно не ищу легких путей.
Попробовала сделать двойные плечевые шарниры, но получились они у меня не особо функциональными.
Разрез головы здесь совсем другой. Лицо съемное, держится на магнитах. Так можно сделать несколько лиц с разными эмоциями и легко их менять.
28 - это версия лица. Иногда я упарываюсь по несущественным деталям и могу несколько дней менять только разрез глаз, каждый раз печатая новый вариант)
Шарниров в теле больше. Это позволяет кукле принимать позы ближе к человеческому телу, но я еще не сильно большой мастер в шарнирах и анатомии. Уверена что можно сделать все более гармонично и функционально, но не знаю хватит ли терпения)
Я знаю что таких рельефных мышц обычно нет на человеческом теле. Какой то процент жировой массы быть должен, но оригинальный персонаж в рисовке автора именно рельефный.
Мальчик натянут уже не на спандекс, а на кукольную 2мм резинку. Она гораздо мощнее (пока натягивала куклу засадила в палец проволку и оставила вмятину на духовке соскользнувшими пассатижами), поэтому плохая подгонка шарниров и тонкие стенки становятся фатальными ошибками.
Треснул шарнироприемник предплечья на одной руке
Спустя неделю откололся кусочек шарнироприемника на теле.
Теперь я понимаю почему кукольники предпочитают отливать своих кукол из ПУ и пока не очень доверяют фотополимерной печати. Но я как то не готова открывать дома литейку с блекджеком, силиконом и вакуумной камерой) Да и зачем мне партия кукол. Домашние и так не сильно в восторге от моего хобби, но я уже научилась огрызаться и отстаивать свои хотелки.
Трещина в коленном шарнироприемнике. Причем только на одной ноге. Или тонкая стенка или плохо встал шарнир и нагрузка распределилась неравномерно.
Но это всего лишь очередные ошибки решение которых добавляет в мою копилочку, немного опыта. То что мальчик покрашен не значит что он завершен) В планах, помимо исправления ошибок, есть желание попробовать сделать подвижные пальцы на руках (еще думаю над тем как это реализовать в таком размере, но идеи уже есть) и подвижную стопу.
Возможно в будущем я решусь на меньший формат. Сейчас рост моих кукол укладывается в диапазон 24-28см, я хочу попробовать уложится в 10-15 см, но я слабо представляю как сделать парик и одежду на такую кроху. Возможно придумаю что нибудь в съемных доспехах, которые можно будет то же распечатать.
Периодически я переключаюсь на эксперименты с изготовлением париков, шитья одежды и т.д. Для такого масштаба кукол это отдельный вид извращенства, но надеюсь я найду технологию которая будет для меня комфортна.
Например процесс пошива парика из козьей шкуры. Более трудоемкий, но пока более понятный, для меня, чем сборка из тресс на термо-клей. Впереди покраска, стрижка и укладка.
Но я не тороплюсь т.к это все таки всего лишь хобби. Продавать своих кукол я вряд ли буду, т.к продажник из меня паршивый, да и косяков на мой взгляд слишком много. К тому же: “У самурая нет цели, только путь…”
Еще больше интересных статей
Изи Панда
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Я — папа двоих детей. Часто, приходя в ресторан, сталкиваюсь с пробл...
Я вам панельку принёс.
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Для подсветки используется светодиодн...
Рассказ на тему творческого применения моего станка и что из этого вышло...
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Давненько я не писал на Портале, ибо чукча в большинстве своем амплуа...
Комментарии и вопросы
Чем монолит, залитый в 3D-печа...
Китайцы давно продают на эндер...
Из личного - винт и так отличн...
Приветствую товарищи, принтер...
Всем привет, возник вопрос - к...
Прикупил тут парочку. С расчет...
Здравствуйте. Мне бы хотелось...