Ultran 630 sf. Первые впечатления.

Подписаться на 3Dtoday
Shiron
Идет загрузка
Загрузка
11.02.18
2164
37
печатает на PICASO Designer X PRO
Расходные материалы
13
Так случилось, что на 3DExpo удалось раздобыть несколько очень интересных пластиков. Благодаря Андрею из команды Picaso3D, среди трофеев был в том числе пробник Ultran 630 sf. Впоследствии приобрёл катушку уже для печати узлов SweetieBot'a.

Ultran представляет из себя угленаполненный нейлон с усадкой около 0.3-0.4% Держит температуру до 200 градусов. Идеально подходит для нагруженных деталей. Более подробно его свойства описаны здесь. Кстати говоря, часть деталей XPro напечатана ultran'ом.
Напечатанные пробники 20х50х2мм сломать гораздо сложнее чем аналогичные из ABS.
Пластину толщиной 4 мм сломать руками сможет далеко не каждый.

Внешний вид:
318c3214eda45ef25c5f57d8360063ce.jpg
Пластик поставляется в специальной термостойкой катушке 750гр. Запаян в герметичный вакуумный пакет с мешочком силикогеля.
9388c727f219718597ae1c3255802b9b.jpg
Пруток жёсткий, гнётся с большой неохотой, ломается при умеренном изгибе.
Пару раз пруток ломался при печати со стандартным расположением катушки на XPro, но проблема была скорее из-за перемотки пробника на другую катушку. (Об этом чуть позже)

Подготовка к печати
Для печати этим пластиком вам потребуется не только принтер с экструдером о 300 градусах и стальным соплом, но и конвекционная печь с термостатом для сушки пластиком перед печатью. Пластик очень жадный до воды.
Сушить Ultran надо при 100-120 градусах минимум часа два-три даже после распаковки из заводской упаковки.
И вот тут возникает первый подводный камень.
Термостат в обычных бытовых печках очень неточный. Тепловое излучение от тена не учитывает. Первую катушку на сороковой минуте постигла страшная участь.:
1debe5bd9214c941b32332c904a513d6.jpg
По словам производителя, катушка должна была держать 140 цельсия. Оргвыводы в сторону печи были сделаны, на время первой печати пластик перемотан на обычную катушку. Потом ultran вернулся на правильную бабину. Последствием перемотки стала слишком большая изогнутость пластика, что пару раз приводило к слому прутка в направляющей трубке.

Мораль сей басни такова: перед высокотемпературной сушкой в новой печи проверьте всё сначала на хомячкахпустой катушке. Важно максимально отсечь тепловое излучение от тена.
Ну и не ленитесь катушку поворачивать раз в 30-45 минут, если нет этой опции в печи.
Самый суровый вариант это конечно катушка из металла или того же ультрана.

Печать.
Так как XPro заточен на использование профилей пластика отдельно от нарезки детали для печати и производитель Ultran'a сотрудничает с Picaso, то мне пластик достался уже с преднастроенным профилем.
Температура экструдера 300 граусов. Для других принтеров может будет чуть меньше (при стальном сопле ABS
на Xpro печатается при 265)
Температура стола 45.
Пластик очень текуч, скорости на холостом ходу стоит выкручивать на максимум. Печать на скоростях 60мм/с проблем не вызывает. Интерфейсные слои поддержки с pva печатал на 45мм/с.
Ретракт работает, но точку старта слоя лучше рандомизировать.
Для адгезии ultran к стеклу лучше использовать клей-карандаш Kores:
f81d703a842fc3c238978861cadf9783.jpg
Примеры напечатанных деталей.
Для печати гномиков пластик слишком дорогой, поэтому рассмотрим на примере узла батареи на 16 а/ч для вот этой няхи.
a87745e966af7f2fe86a503298967d90.jpg
Основная деталь печаталась с покупной катушки. Крышки из предсерийного пластиком с пробника.
d0a08113f41fe3ef5168a318ed4b8e9a.jpg
89b9974d1a7d6d0209983f84e5efba43.jpg
Как и говорилось выше, пластик надо ОЧЕНЬ долго сушить.
Пункт 1: Бахрома на остром выступе, срезана во избежание повреждения изоляции банок. Даже почти три часа при 110 попугаях не гарантируют полную сушку после месяца нахождения в пакете с парой дырок.
Пункт 2: После процедуры смены печатающего сопла часть пластика вытекла на холостом ходу до детали. Если старт печати идёт с одной точки, получается плешь.
Пункт 3: Сушка полтора часа на 100 градусах не достаточна для нормальной печати. Деталь ломается по слоям почти как ABS. Центральная часть получилась очень жёсткая и сильно прочнее аналога из ABS.

По итогам первоначального общения с этим пластиком могу сказать, что самое сложное в нём это сушка.
Сушить его надо полностью (по 3 часа) перед каждой печатью. Излишня текучесть пластика уменьшается при нормальной просушке, но старт печати лучше начинать изнутри детали особенно на уровне, где есть поддержки. Мелочь стоит печатать с prime pillar или в довесок к более массивным деталям.
Подписаться на 3Dtoday
13
Комментарии к статье

Комментарии

11.02.18 в 20:04
0
А что производитель говорит на счет пропитки? Как я понял, без нее слои расходятся только так.
11.02.18 в 20:14
0
На просушенном пластике слои спекаются лучше чем ABS. Если пластик недосушен, то межслойная адгезия мягко говоря слабовата.
11.02.18 в 20:16
0
Значит будем лучше сушить :D

Надолго хватает такой просушки? После какой по счету печати надо снова сушить?
11.02.18 в 20:35
1
После каждой... Оставил на ночь после долгой печати и симптомы влаги появились.

Уже есть мысли этот пластик тупо в печке поселить :D
12.02.18 в 00:21
0
Дык в X PRO ведь функция сушки есть. Работает или нет? Я не пробовал ещё )
12.02.18 в 00:43
0
Та сушка для обычного пластика хороша. Положил PVA на стол и сушишь при 75-80ти попугаях)
Utran же нужно обдувать горячим воздухом в 110-120 градусов.
20.05.18 в 21:54
0
Работает, только камера X Pro не имеет дополнительных нагревателей, а в настройках сушки задается температура *стола*. В итоге выше +50 воздух в камере нагреть лично мне не удалось (измерял гирляндой DS18B20)
20.05.18 в 22:01
0
Там как я понял на стол катушку нужно положить и сушить, PVA так сушу, вроде получается.
20.05.18 в 23:45
0
Для PVA нужно +80, он у Вас больше от теплового (ИК) излучения сушится, похоже.
Какую температуру стола ставите?
Сколько часов сушите?
Под катушку подкладываете что-то или кладете прямо на стекло?
Сушеный PVA потом совсем-совсем не пузырит при заправке?

Потому что даже крохотные пузырьки означают влагу (рассмотрите под увеличительным стеклом).
Спасибо.
20.05.18 в 23:57
0
Температура 100, сушу около часа (переворачиваю в процессе пару раз), катушку просто на стекло, после сушки ровная нить и печатает без проблем.
12.02.18 в 15:54
0
Если температура в печке не будет выше 100 градусов - можно поселять.
12.02.18 в 15:24
0
Производитель такого не говорил :-) Производитель говорил, что напечатанную деталь можно пропитать эпоксидным связующим для получения герметичного изделия. Пропитка так же приведёт к увеличению прочности и сделает эту прочность практически изотропной. Пористость детали можно регулировать режимами печати. Т.е. деталь сможет впитать от 1,2-6% связующего. В общем это отдельная технология и тема для отдельной статьи.
12.02.18 в 15:33
0
Научите тонкостям пропитки?)
12.02.18 в 16:57
1
12.02.18 в 15:39
0
Звучит интересно. Можно поподробнее?
11.02.18 в 21:00
0
какие уникальные свойства этого пластика оправдывают адский гемор с сушкой?
11.02.18 в 21:22
2
Нейлон, но с очень маленькой усадкой. В первом абзаце написано же.
11.02.18 в 21:43
0
Термостойкость твёрдость и прочность при нормально подготовленной печати без дикой усадки.
Ни в коем случае не замена abs/pla.
11.02.18 в 21:48
0
спасибо, ясно
11.02.18 в 23:21
1
Спасибо за обзор!
12.02.18 в 00:20
0
Хммм.. Интересно Picaso будет делать рубиновые сопла для печати карбонозаряженным? Обычными соплами только побаловаться с карбоновым наполнением можно..
12.02.18 в 00:40
0
Стального пока хватает. Но по такому варианту стоит наверно задать вопрос.
12.02.18 в 05:46
0
Так. Приехали... Значит у Х PRO штатные сопла - сталь?! :o А как этот пластик к ацетону?
12.02.18 в 10:08
0
В версии с завода - сопла латунные. Хотите печатать Ultran-ом, покупайте у них стальные ;)
12.02.18 в 11:55
0
Не по умолчанию. Но стальные сопла для XPro есть.
В ацетоне ultran не купал, на днях попробую.
12.02.18 в 13:04
0
Спасибо, буду ждать новостей про взаимодействие с ацетоном :)
12.02.18 в 13:30
0
К ацетону он точно будет стоек, равно как и к подавляющему большинству доступных в свободной продаже растворителей. Тут наверное можно скорее изучать и сравнивать набухание. Растворить его можно разве что кислотой и то не всякой :) Муравьиная вроде должна растворить...
13.02.18 в 05:32
0
Не-не, нам как раз и надо, чтоб стойким был к ацетону и спиртам. И мало-мало антистатик.
12.02.18 в 15:44
0
Ацетон никак не влияет на PA6.
12.02.18 в 15:30
0
Есть стальные нержавеющие сопла. Обращайтесь в Пикасо, в наличии есть сопла 0.3, 0.5, 0.8 мм. По запросу клиента все продаваемые принтеры могут оснащаться стальными соплами.
13.02.18 в 04:33
0
Спасибо, обязательно по запуску принтеров обращусь, 0.5 и 0.8 как раз нам нужны бы. Вот только Polygon X не даёт поменять диаметр сопла при подготовке задания. Надеюсь - пока не даёт.
12.02.18 в 13:03
3
Излишня текучесть пластика уменьшается при нормальной просушке
Текучесть тут не при чем. Если в пластике содержится вода, то она начинает превращаться в пар и, расширяясь, образует множество пор в полимере. Он увеличивается в объеме и начинает переть из сопла. Текучесть полимерной основы (ПТР) при этом, понятно, не меняется :)
Полиамид (основа ультрана) по хорошему нужно сушить 4-6 часов и желательно не просто горячим, но и сухим (осушенным) воздухом. Вот тогда он высохнет.
12.02.18 в 13:08
0
Спасибо за информацию. Нейлоном до этого особо не печатал, буду иметь ввиду.
12.02.18 в 20:05
2
Все вот говорят сушить сушить, вакуумировать кто нибудь пробовал?
13.02.18 в 13:38
0
Есть и такой вид сушки :)
09.04.18 в 15:54
0
Помоему PA-6 при 290 градусах должен активно разлагаться с выделением кучи нехорошестей...
Для капронов/нейлонов производители прутка обычно не рекомендуют превышать 260-265 градусов.
20.05.18 в 22:11
0
Термостат в обычных бытовых печках очень неточный. Тепловое излучение от тена не учитывает. Первую катушку на сороковой минуте постигла страшная участь.:
Обычные пластики (ABS/PLA/PVA) с температурой сушки +60..90 можно подсушивать в бытовой духовке, но ни в коем случае не теном, а вентилятором с нагревом. Поскольку термостат духовки имеет цену деления градусов 20, нужен банный термометр (до +140) и ручная подстройка. Однако воздух подается просто горячий, а нужно горячий и сухой, как в самолете на высоте 10км. Условный размер артефактов печати будет прямо пропорционален влажности.

Бобина для Ультрана специально сделана из поликарбоната, который (в теории) плавится где-то на +140-150.
Соответственно, сушить надо где-то на +100-120, и чем холоднее, тем дольше (я бы сушил 5 часов на +100 или 3 часа на +120).
Но если уж и связываться с Ультраном, нужен нормальный сушильный шкаф.
После +100 не расплавить катушку в духовке довольно сложно даже вентилятором при наличии банного термометра.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Итоги первого отраслевого вебинара компании ИМПРИНТА

Цветочные горшки из Fallout 4. Необычное применение Filamentarno!

Мой путь к директ-подаче

Пермский 3D-печатный боевой робот получил новые навыки

«Вертолеты России» займутся серийной 3D-печатью деталей к 2020 году

FlyingBear P905 переделка крепления ролика ремня по оси Y