О выжигаемом полимере от Harz labs

Подписаться на 3Dtoday
maxvelts
Идет загрузка
Загрузка
15.11.17
2582
14
печатает на TEVO Black Widow
Расходные материалы
18
Всем доброго дня! В первый раз пишу подобную статью. Надеюсь, она будет интересной. Чтобы цель статьи была понятна, для начала расскажу немного о себе.

По профессии я стоматолог. Около года назад мною был куплен первый 3д-принтер. Это был ФДМ принтер. Пропечатав около 6-ти месяцев, был приобретен еще один принтер, но уже по технологии DLP, а именно KLD-1260. После покупки второго девайса, мое хобби потихоньку начало занимать свое место в профессии. Что из этого получится и как хобби поможет в моей профессии, читайте в мои статьях)))

Сегодня хочу поделиться опытом по работе с выжигаемым фотополимерном от компании HARZ labs.
PREVIEW
Незадолго до поездки в Москву по рабочим вопросам в сентябре, я договорился о встрече с ребятами - представителями компании HARZ labs. Встреча была недолгой, минут 40, но мне хватило этого времени, чтобы получить неприлично много информации о фотополимерных материалах, технологии DLP печати, постобработки полученных изделий и т.д. Радует что парни не просто “бодяжат” какую-то жижу в некиих пропорциях, а понимают процесс полимеризации материала, как во время печати, так и в момент постполимеризации.

Так вот... Дали мне 2 пробника: базовый и выжигаемый. На базовом пробнике останавливаться долго не буду, так как на 3dtoday.ru уже есть подробный обзор этого полимера. Скажу одно, печать базовым полимером очень проста и понятна. По работе полимер оказался самым удобным из всех тех, с которыми мне приходилось сталкиваться….

Вернёмся к выжигаемому. Мне дали пробник полимера версии 1.11.6. К тестам этого материала приступил не сразу, потому что обкатывал базовый полимер… Когда руки дошли до выжигаемого, то основные настройки взял точно такие же, как и на базовом. Но не тут то было. Модель было пересвечена. Я решил провести калибровку времени засветки для выжигаемого материала
29c97ed0ec3bb6593ca057703ad7fea1.jpg
17 сек - это время засветки на базовом материале… Видно, что пересвет сильный.
e57e1ff8fd25dfae561071447364ae48.jpg
15 сек - лучше, но все равно результат не ахти.
95bce5543d87484872705e6d33ab6db1.jpg
13 сек - оказался лучшим вариантом, так как, снижая время засветки, части модели просто отваливаются
После печати деталь отмывалась в ультразвуковой мойке со спиртом в течение 180 сек.
00c25f3347f284687287f5b6e59056fb.jpg
Затем высушил от спирта.После этого следовал процесс дополимеризации модели. Он проводился в ультрафиолетовом боксе около 2 минут.
b8cbbf861f635c733309ec20bdc45b89.jpg
Думаю, сам процесс постобработки нужно будет описать более подробно в моей следующей статье, так как информации о ней много и включать ее в данной обзор будет перебор


В итоге получил приемлемую модель при следующих параметрах печати:
- Высота слоя - 40 микрон;
- Время экспозиции - 13 сек;
- Время промывки в спирте - 180 секунд в общем + 90 секунд - в чистом;
- Сушка - 15 мин;- Время постполимеризации - 2 минуты.

Вот с этими настройками я и начал эксперименты в своей стамотологической профессии…
Была отсканирована гипсовая модель
06be143a2722a947497eae685f3ae0ae.jpg
3334ccfad37204707be6457655f62d5d.png
и создана реставрация, которую и буду принтовать.
66eef4be934db76f32055534a9d72680.png
Расставив поддержки, модель пошла на слайсинг. После чего - на принтер… 2 часа ожидания и вот, что получаем
b3e47cb6cb77f36ef20f2c4acb90c129.jpg
Первый блин комом… Как оказалось, только что выращенная модель из выжигаемого полимера намного мягче, чем из базового. Отсюда и проблема…
Делаем поддержки больше и вперед
54e53e202aed0ff2d4b6eebb92bd8e79.jpg
372a14b17386776ac48504691fe10b9b.jpg
bf34db4f040c076e3360ff695760c6b2.jpg


Дальше все по отработанной схеме: спирт, сушка, постполимеризация.
Затем примерка на гипсовый штампик
d8f34aeff82c57da4c52b3097925649c.jpg
И вот снова возникшая проблема - усадка полимера при полимеризации. Да, можно было подточить, убрать места супер контактов и коронка бы села, но задача стоит в том, чтобы отладить весь процесс таким образом, чтобы ручного труда было как можно меньше… Благо это можно сделать программно.
Возвращаюсь в слайсер и меняю расширение первоначальной модели на 1% больше. Потом еще на один и ещё, добиваясь хорошего прилегания
e5a1bc6d7537c97025c2445a647946ff.jpg
В результате видим, что при увеличении модели на 3% достигается приемлемая печать
e5fe3f6222af1e933020e72116fcbc60.jpg
Далее следовал процесс отливки готовых коронок из металла - кобальт-хромовым сплавом
58d19beca4c98be9e91ae367d7e4391b.jpg
Коронки не подвергались обработке. После литья, сразу примерялись на штампик. Как видно, образец с размером в 103% сел лучше всех, но даже и у него есть погрешности. По моему мнению, погрешности были изначально еще на моменте печати. Так же есть вопросы к этапам отливки модели (коронки). Будем тестировать дальше… Если будет интерес к этапам литья, то сделаю отдельную статью на эту тему… Так же буду дальше тестировать материал и свой принтер…

Главное, начало положено, и как по мне, успехи очень даже неплохие

Жду новую версию выжигаемого полимера для продолжения экспериментов с данным
материалом.

P.S. Ну и пара фоток по текстуре в макро
4820e98bd503ae1e517ccca47a38ed7f.jpg
e99bd2c85f8f8b25a04cd74e01066dc6.jpg
b53708166f8d55533bad08acfed4d593.jpg
Подписаться на 3Dtoday
18
Комментарии к статье

Комментарии

15.11.17 в 12:02
1
Спасибо за подробную статью.
Надеюсь на продолжение.
15.11.17 в 12:46
1
Спасибо, буду стараться, думаю сделать статью на тему именно литья... Должно быть интересно
15.11.17 в 13:55
1
Да, будет очень интересно.
Но так же было бы интересно прочитать обзор принтера KLD-LCD 1260, и ПО, которое он использует.
Самое интересное - насколько он отличается от Ванхао D7
15.11.17 в 14:10
1
Хм, можно сделать, отличия не большие, в ПО KLD-LCD 1260 по моему мнению проигрывает...

постараюсь в ближайшее время сделать обзор)
15.11.17 в 14:34
1
Буду ждать.
15.11.17 в 12:29
0
Благодарю!

Очень наглядно.

Приведите пожалуйста ссылку на использованную Вами .STL-модель калибровочных пластин на фото #2 - #6.

С Уважением,
Ski.
15.11.17 в 12:44
1
Спасибо за отзыв!

Вот .STL
15.11.17 в 14:29
0
Максим, спасибо за подробную статью. Можно у вас узнать, какая формромасса использована и какой цикл выжигания полимера, если это конечно не секрет
15.11.17 в 14:41
1
Секретов нет, но ответ будет в след. статье, т.к. сам литьем не занимаюсь и могу дать неверную информацию... В готовящейся статье буду непосредственно консультироваться с литейщиком. Думаб так будет продуктивнее...Можно накидать сюда интересующие вопросы, которые стоит рассрыть в посте...
15.11.17 в 18:00
1
Очень интересная статья, прочитал с большим удовольствием. Спасибо за Ваш труд.
15.11.17 в 23:28
1
А Вы не проверяли какая паразитная засветка? Может проблема в посадке на штампик в ней? По фото полимер достаточно прозрачный.
16.11.17 в 07:58
1
Для этого печатал тестовык модели, на них хорошо видно есть паразитная засаетка или нет...

Как отпечатанную коронку проверить на паразитную засаетку? визуально этого не видно...

Есть еще идея, после отмывки, пока деталь мягкая, посадить ее на штампик, а потом уже полимеризавать. Модет из этого что-то и выйдет, буду пробывать)
16.11.17 в 08:48
1
Интересная идея...
Надо будет попробовать поэксперемнировать с деформацией отпечатков до окончательной засветки.
16.11.17 в 10:58
0
Про литье ждем :)

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

3Dtoday за 60 секунд от 16 июля

Аналитики IDC прогнозируют двукратный рост европейского рынка 3D-печати к 2022 году

3D Systems предлагает настольные фотополимерные 3D-принтеры FabPro 1000

Новая версия 3D принтера SkyOne

Lockheed Martin оснащает спутники 3D-печатными титановыми баками

3D-принтер итальянца в России: Raise3D N1 Dual — моделирование и прототипирование