Типовые проблемы с электроникой (2)
Откровенно 'мертвые' шаговые двигатели - явление, встречаемое нечасто. И спалить их тоже надо постараться. Так что, пожалуй, самое популярное - это обрыв провода или некачественный обжим разъема. Или перепутанный порядок контактов в разъеме.
Нормальная работа шагового двигателя.
Отрываем таракану две лапки, свистим - таракан убегает.
Отрываем таракану четыре лапки, свистим - таракан убегает.
Отрываем таракану все лапки, свистим - таракан на месте.
Вывод: таракан без лапок не слышит.
'Тестовый стенд'.
Отважный доброволец.
Основной симптом - вместо вращения вал двигателя дергается с небольшой амплитудой. Похоже на блокировку (когда по какой-то причине у двигателя не хватает силенок), но это не оно - двигатель аналогично себя ведет без нагрузки.
Не вникая в подробности устройства шаговых двигателей, изложу минимум. Две пары проводов, соответствующие двум обмоткам. Порядок контактов в разъеме, подключаемом к плате управления, таков: один конец одной обмотки, второй конец той же обмотки. Затем один конец второй обмотки и второй конец ее же. Отсюда вывод следующий: для первичной проверки берем мультиметр и на отключенном от платы двигателе измеряем сопротивление между контактами первой пары. Норма - единицы Ом. То же самое касается второй пары.
Сопротивление обмотки 17HS8401.
И вот здесь возможны варианты.
Обрыв
Отрываем одну лапку.
Та же оторванная лапка, малая скорость.
Одна пара в норме, другая - в обрыве. Хорошо, если на другом конце провода тоже есть разъем, тогда можно его отсоединить и методом прозвонки найти проблемный провод. Плохо, когда разъема нет (провода входят прямо в корпус двигателя). В любом случае, наиболее вероятны две причины - провод перебит где-то в середине (ищем сильные заломы и растяжения). И вторая - изначально плохой обжим или обрыв в разъеме. В этом случае разбираем разъем. Скорее всего, это будет 'дюпонт' - черный, плоский. Тонким ножом или 'часовой' плоской отверткой необходимо отжать защелку и вытащить провод с металлическим наконечником. Затем извлеченное визуально диагностируется (возможно, потребуется увеличительное стекло). Да, еще может быть разъем XH - белый такой, который невозможно воткнуть 'неправильно'. Разбирается чуть сложнее - нужно иголкой поджать усик наконечника, в прорези его видно.
Наконечник 'дюпонта' в девственном состоянии.
Предполагается, что двумя зубчиками обжата изоляция провода, а еще двумя - собственно зачищеные жилки. Бывает, что обжата только изоляция, а жилки обломлены. Или обеими парами зубчиков зажата изоляция, контакта нет. Тут нужно действовать по ситуации и возможностям - например, пропаять наконечник (при отсутствии навыка велика вероятность залить его полностью припоем и испортить). Или приобрести наконечник в радиолавке, обрезать провод, зачистить и обжать заново (делается это специнструментом - обжимкой, но можно наловчиться и маленькими плоскогубцами). Наконец, если надо 'прям ща, и ничего нет' - временно припаять провода прямо к управляющей плате. Не рекомендую, но в каких-то случаях может быть единственно возможным аварийным вариантом.
Перепутанный порядок
Перепутанный порядок.
Бывает так, что двигатель собирался слепым китайцем в пятницу вечером. И он воткнул провода, например, следующим образом: 1A 2A 1B 2B, где 1 и 2 - номера обмоток, A и B - один и второй конец обмотки. Нормальный порядок - 1A 1B 2A 2B. Значит, нам нужно вытащить из корпуса разъема провода 2A и 1B и поменять местами.
Коза
Самое противное - если какие-то провода 'звонятся' накоротко, т.е., с нулевым сопротивлением. Вот тут, если визуальный осмотр кабеля и разъемов ничего не дал, может понадобиться вскрытие двигателя. Операция несложная, но требует аккуратности. Откручиваем четыре винта, снимаем крышку (тут может потребоваться нож или что-то подобное, острое и жесткое), не теряем пружинные шайбы. Смотрим с умными видом во внутренности и ищем, может ли там что 'коротить'. К сожалению, более конкретной методики поиска неисправности в данном случае я не предложу.
Вскрытый 17HS8401.
Закругляясь, отмечу, что часто встречаемое 'дырдырдырканье' двигателя экструдера, когда он не может пропихнуть филамент в сопло, как правило, НЕ относится к проблемам электроники. Это может быть, например, симптомом плохого охлаждения термобарьера. Или недостаточной температуры нагревателя. Или сопло уперлось в стол и филамент просто некуда давить. Обычно двигатель тут ни при чем. Если, конечно, нормально настроено ограничение тока драйвера…
Еще больше интересных статей
Размотчик филамента. Бесшумная версия.
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Проверка улучшения от Bondtech, k1/k1c upgrade kit
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Наконец у меня дошли руки поставить набор улучшений от Bondtech на при...
G-CODE по-русски для 3D печати (Мини-справочник)
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Комментарии и вопросы
Прямо захотелось его купить дл...
Если имеется ввиду установить....
Я именно о стабильном росте......
Прихожу и вижу что везде что т...
Имеется конфигурационный файл...
вставил карту, выбрал файл, ни...
Добрый день, столкнулся с тако...