Вокруг Blender ходит много мифов, легенд и слухов. Например, что это очень сложный редактор, в котором работают только красноглазики и фанаты. А что бы его освоить необходимо запомнить 100500 сочетаний клавиш — иначе никак. Ну и вообще он бесплатный — а значит ничего толкового в нем сделать нельзя. А если и можно, то без точных размеров и вообще — это не CAD, а баловство одно. И вообще интерфейс у него неудобный. Попробую развеять эти мифы, ответив на часто задаваемые вопросы.
- Blender очень сложный редактор, в котором работают только фанаты. Его практически невозможно освоить обычному человеку.
Не сложнее 3D принтера. Печать освоили, с настройками слайсера разобрались, значит и Blender освоите. А вообще он не сложнее SolidWorks или 3DStudioMax. Единственный минус — отсутствие встроенной системы обучения. Это компенсируется большим количеством бесплатных статей и уроков в интернете.
- Каких уроков? Там все на английском? На русском ничего нет, а если и есть, то слишком старое!
http://b3d.mezon.ru — помимо уроков на этом сайте можно скачать русский перевод книги Джеймса Кронистера «Blender Basics 4-е издание». Очень удобная книга для новичков. По поводу давности уроков. Если исходить из этапов кардинального изменения интерфейса программы (а именно это видят новички в первую очередь), то ключевыми точками были версии 2.0, 2.3 и 2.5. На данный момент стабильной является версия 2.7. Это значит, что работая с версией 2.7 вы можете брать учебник или уроки по версиям 2.5-2.6 и не заметите больших различий в интерфейсе программы.
- Я запустил Blender, там заставка, я по ней щелкаю, а она не исчезает и кнопки закрыть нету.
Щелкните не по заставке, она исчезнет.
- Ладно, заставку закрыл, там кубик со стрелками и кружечек, я по экрану щелкаю, кружечек прыгает. Нажимаю правую кнопку мыши, никаких меню не выпадает и экран не крутиться. Что вообще делать то?
Кружочек — это 3d курсор. Он обозначает место, где будут созданы новая деталь или объект или куда перемещена деталь или объект с которым вы работает. Правая кнопка мыши отвечает в Blender за выделение объектов, то есть если бы кубиков было несколько, вы могли бы указать с каким из них вы будете работать. За вращение камеры отвечает средняя кнопка мыши (нажмите на колесико и подвигайте мышь). Вращение колесика отвечает за масштаб сцены. Таким образом, как мы видим, мышь в Blender используется на все 146%. Клавиатура в нем используется также. Отсюда, кстати, совет владельцам ноутбуков с тачпадом без мультитача и клавиатурой без цифрового блока. Для работы с Blender подключите внешние мышь и клавиатуру — сильно удобнее работать будет. А дальше — читайте учебник или уроки.
- Во-во, клавиатура... на 146%... Я что, монстр, все эти клавиши запоминать. А без знания этих клавиш, говорят, в Blender ничего не сделаешь. Тут месяц учить придется. Я лучше это время на моделирование в другом редакторе потрачу!
Данное утверждение справедливо только для старых версий. До версии 2.0 или даже 2.3 действительно без знания горячих клавиш в Blender нечего было делать. В последних версиях Blender (тех, что больше 2.5) клавиатура нужна только для ускорения работы. Все операции можно выполнить из меню. Но с быстрыми клавишами работа очень сильно ускоряется. Думаю вы сами со временем к этому придете.
- Да кому нужны эти быстрые клавиши? Это же неудобно! Blender вообще кривой и его какие то криворучки делали!!!11Адын
Вы когда нибудь с MacOS работали? Знаете сколько там быстрых клавиш? Погуглите. Попробуйте сказать яблочнику, что у него кривая система или ее создатель криворучка. Причем, как и в случае с Blender эти клавиши можно не использовать, просто с ними удобнее и быстрее.
- Сравнили, MacOS и Blender! Профессиональную систему для дизайнеров и какой то бесплатный редактор. Да там наверное сочетания клавиш в разы проще.
Вы удивитесь, но MacOS тоже бесплатная система. А создатели Blender вместе с сообществом, что бы выкупить его у инвесторов и сделать бесплатным в свое время заплатили $100000. По поводу удобства — у меня например одно из самых используемых сочетаний в MacOS — Cmd+Alt+Shift+3 — сделать снимок экрана и автоматически сохранить его на рабочий стол. Сравните с последовательностью выполнения аналогичного действия в Windows.
- Ладно попробую я ваш Blender, а что я вообще могу с этим кубиком сделать?
Можете за цветные стрелки потаскать его по экрану и расположить его в удобном месте. Можете покрутить, повертеть, изменить размеры.
- А отредактировать я его могу, что бы это не совсем кубик стал?
Можете. Для этого надо изменить режим работы редактора. В Blender есть несколько режимов работы с объектами. Поначалу основными будут два: объектный режим и режим редактирования. В объектном режим, в котором вы сейчас находитесь можно добавлять или удалять объекты, переключаться между ними, изменять их размер и положение на сцене, объединять или разделять их. В режиме редактирования вы можете редактировать сами объекты. Добавлять или удалять грани, ребра, вершины, перемещать их, масштабировать, в общем делать из кубика шарик, а из шарика котика. Переключение между этими режимами производится клавишей Tab или из меню. Но это впрочем уже тема для других статей.
- То есть я могу делать в Blender котиков?
Конечно, многие только этим и занимаются.
- А если я не хочу делать котиков? У мне сломался корпус на мезонном ускорителе под управлением Arduino. Хочу новый сделать. А там точные размеры нужны.
Не вопрос. Blender можно использовать и в качестве простой CAD системы. Он поддерживает сетки для точного позиционирования, а также ручной ввод размеров, углов и координат. При этом можно очень легко изменить внешний вид, что бы видеть деталь одновременно в трех проекциях и аксонометрии, как привыкли чертежники. Ну и ничто не мешает создать на новом корпусе котика в качестве украшения.
- А шестеренки я в нем создавать могу?
Легко. Даже проще, чем в SolidWorks.
- У Blender очень неудобный интерфейс. Я не могу с ним работать.
Не неудобный, а скорее непривычный. Или как его называют создатели — инновационный. Стоп. Где-то я уже эти слова слышал. Можно спросить, а какой версией Microsoft офиса вы сейчас пользуетесь? А почему не старой? Привыкли?
- А что мне нужно для того, что бы распечатать полученную деталь? Там наверно какие то дополнительные программы или плагины.
Только 3D принтер со своим слайсером. Основной формат файлов, с которым работает подавляющее большинство принтеров — STL — Blender понимает из коробки. Он может открывать объекты из этих файлов и сохранять свои объекты в данном формате. Так же у Blender в базовой комплектации есть инструменты для подготовки геометрии к печати и автоматического исправления дефектов геометрии. В случае использования других 3D редакторов вам придется устанавливать данные инструменты (например NetFabb) дополнительно.
- А могу я в Blender редактировать модели для печати, созданные не мной, а скачанные с сайтов в интернете.
Конечно можете.
Если у вас есть другие вопросы подобного плана — задавайте, попробую ответить на них в комментариях.
С уважением, Максим.
Комментарии и вопросы
умоляю скажите где взять модел...
Я, видимо, не понял про провол...
Сопло 0.4 покрывает практическ...
Здравствуйте, хотелось бы узна...
Добрый день. Решил слайсер прю...
Здравствуйте! Начинаю уже сход...
Здравствуйте товарищи, прошу п...