Изготовление мелкосерийной партии брелоков. Неправильный путь.

Подписаться на 3Dtoday
NotJes
Идет загрузка
Загрузка
03.08.17
5972
67
печатает на BiZon Prusa i3 Steel
Творчество
75
Приветствую всех читателей портала! Обычно мои заметки представляют собой некие рекомендации или советы по изготовлению каких либо изделий при помощи 3D-печати, окраске, технике обработки и пр. Но в этой статье я бы хотел объяснить как и почему не нужно делать. Что-то вроде описания моего не самого удачного опыта, поэтому надеюсь, что мои грабли кому-то окажутся полезными, ведь помимо собственных ошибок я расскажу и о том как решал сложившиеся проблемы по ходу пьесы, так сказать. Скажу сразу, что в конечном итоге изделие всё-таки получилось качественным и заказчик остался доволен. Но конечный продукт оказался немного дороже по себестоимости, да и времени было затрачено куда больше планируемого.

Итак, около пары месяцев назад у нас с супругой заказали изготовить небольшую партию брелоков по аниме-вселенной Macross. Конечное изделие должно было представлять собой небольшой шлем пилота (3-4 см в диаметре), раскрашенный в характерные цвета и имеющий подвес для крепления фурнитуры.
Модельку шлема с заказчиком выбрали здесь и решили что будем отталкиваться от неё.

Ошибка №1. Проверять модель до согласования её с заказчиком. А в идеале - моделить самому.

Модель шлема была представлена в натуральную величину, и как следствие, при уменьшении масштаба, толщина стенок стала столь мизерной что не способна была адекватно пропечататься. Попытки изменения ширины экструзии всё таки позволили распечатать модель в одну стенку, но для брелока такая сомнительная прочность неприемлема. Попытки расширить стенки различными модификаторами в 3ds max ни к чему хорошему не привели, т.к. сетка модели была просто ужасной. Решено было перемоделивать с учётом нужной толщины изделия. Заодно разрезал модель на две части для печати без поддержек и для лучшей детализации на тонком козырьке.
62c385322aac0d957df65af73093dd0a.jpg
Сначала планировал изготовить одну модель для отливки и тиражирования брелока в дальнейшем, но сославшись на непопулярность тематики и малой партии заказа отказался от этой затеи. И здря!

Ошибка №2. Даже такая относительная партия была бы проще в изготовлении если воспользоваться тиражированием методом литья.

Но нет, мы же самые умные, куда там! Пойдём "простым" путём.
7e7170ee137f797c0e5b52c40849ecc6.jpg
Красной линией показан тот самый срез по которому в дальнейшем половинки склеивались.

Далее как обычно: ацетоним/шкурим/ацетоним/шкурим.
84fe1f9f4f8a7d0dfd1ff13d867760d9.jpg
Зашкуренные мелким наждаком шлемы сбрызгиваются ацетоном для закрытия пор и щелей.
Сроки уже поджимали, поэтому количество циклов обработки пришлось уменьшать из-за чего после грунтования вылезли все косяки:
5ab42991de7e39e76303fc78c2944ce4.jpg

Ошибка №3. Не ленитесь вышкуривать модель! Это сэкономит не только грунт и краску но и время высыхания изделия.
8770d79ed23ea5576be7fb8f1c4d8c06.jpg
Это ужасно!

Даже котейка всем своим взглядом кагбэ говорит:
015a748c53d0a711fda1e7568e538863.jpg
- Нет, ну не балда ли ты?

Но времени нет, поэтому решено было решено добавить в краску (или в грунт) немного наполнителя в виде сухой смеси для приготовления шпатлёвки. Первый слой всё равно однотонного белого цвета. В принципе это решение оказалось правильным - полученная смесь прекрасно заполняла поры, а при высыхании не проседала как это было бы в случае с обычной краской.
02d52215b30baa19c4e921bb08d783fd.jpg
Дальше в брелоки вклеивается маленький зацеп для фурнитуры, в роли которого выступает обычная портновская булавка отрезанная до нужной длины.
296504ca383b6e24847db81e96a795fc.jpg
Совет: если хотите намертво вклеить нечто металлическое в ABS пластик, то нанесите капельку цианокрилатового клея (супер-клей) в полость, куда в дальнейшем будет вставляться металлическая часть. На сам металл наносить не нужно! Далее, разогреваем металлическую заготовку почти до красна и быстрым движением рук погружаем нашу раскаленную деталь в отверстие с клеем. Таким образом клей внутри практически моментально высыхает, в отличии от "холодного" способа вклеивания. Только делайте это подальше от глаз и в хорошо проветриваемом помещении, а то дым такой едкий что глазные белки на пол вываливаются, вместе с желтками 8). Важно чтобы отверстие было как-раз или чуть меньше чем металлическая заготовка, т.е. вставляться должно с усилием. Этот трюк в своё время применял на ремонте советских гитар у которых со временем вываливались барашки колков. После такой вклейки, колок крутить можно хоть пассатижами - железно сидит!

Кстати, клей советую брать в FixPrice.
Это, пожалуй, лучшее предложение. За 55 р. вы получаете 5 тюбиков цианокрилата + тюбик резинового клея.

Отвлёкся я немного :D Продолжаем!
Наносим первый слой синего цвета.
4f403ba64a44ea937f14d1d097171ed6.jpg
Просушка.
9c21e11a1b5e4d7612799699ee2bcfa8.jpg
И второй слой.
3f0f3040226403caf4ae53f6ba5b25ba.jpg
Брелоки начинают приобретать аппетитно-карамельный вид!

При помощи тонко нарезанных кусочков изоленты, делаем маску для окрашивания красным цветом.

:D
dbdcc40b63dbdc9e670afb43bc752b70.jpg
8483ee368d86df3ee1f15d984adf4cc9.jpg
И последний этап - лакирование. В этот раз мы воспользовались немного другим лаком, который обещает более высокую износоустойчивость и долговечность
fe191c2c8eca940adf0e6fa47e7de94d.JPG
76e4fc45b952b12d7214e0718eec7a73.jpg
Та-дам!
4e83e52d70b87b49a49f10e3d98e2280.jpg
PREVIEW
a200fbbda1d121510e2fb6fc684ca0d9.jpg
27249fe60f5bd74905c64dfd89d38329.jpg
P.s. подробное описание используемых ЛКМ и техник нанесения в этой статье.
Подписаться на 3Dtoday
75
Комментарии к статье

Комментарии

03.08.17 в 17:58
1
Я не понял Вашей "неправильности".

Продолжение - будет?
03.08.17 в 18:27
4
Нет, продолжения не будет. Неправильность в ошибках. Можно было бы сделать лучше и быстрее :)
04.08.17 в 00:15
1
Тогда в продолжении - напишите про следующий мелкотиражный заказ.

Всё равно я не понял , как можно было сделать то же самое, но - быстрее...
03.08.17 в 18:13
1
А если лаком покрываете изделия. Не проще нанести декали?
03.08.17 в 18:25
1
Не имел опыта работы с ними. Я так понимаю, они на прозрачной плёнке печатаются? Там же ещё поверхность кривая, тяжело будет ровно приклеить. Хотя мысль интересная...)
03.08.17 в 19:19
0
Да там не только прозрачная подложка. Есть и белая.
03.08.17 в 18:14
4
Получилось супер :!::!::!: :)
А по поводу цианакрилата, то да, операцию с нагреванием этого клея лучше делать в противогазе ибо глаза и правда можно попортить.
Кстати он засыхает от попадания на него влаги (воды). :)
03.08.17 в 18:34
2
Да ладно? Нужно попробовать трюк с водой. Спасибо!
03.08.17 в 18:39
0
попробуйте. Кстати именно по этому пальцы склеиваются моментально.
Если на пальцы попал клей и вы вытерли всё что смогли уже, то лучше под воду суньте потом, дабы не приклеиться к чему-либо )
03.08.17 в 19:05
2
Фикс-прайсовский цианокрилат ваще жестокий - он если на пальцы попадает так жечь начинает как сумасшедший. Клей, конечно, огонь))
03.08.17 в 20:08
8
Нежная у Вас кожа. Вот только вляпал себе пол ладони на днях. Ни чего. Вот ловить горячий паяльник падяющий во включенный разобранный ноут за сотку рублей... вот это да. жгет не по детски )
04.08.17 в 09:44
1
Так в том то и суть что он по ходу от партии к партии свою жгучесть меняет. Хз, мож от производителя зависит.
04.08.17 в 14:54
1
При контакте с обычной пищевой содой цанакрилат так же моментально застывает.
03.08.17 в 18:18
1
Качество, как всегда, на высоте! Отличная работа!

А не было мыслей для выравнивания поверхности покрыть изделия джюсом из растворителя и пластика?
03.08.17 в 18:23
1
Пасиба!)

Да, конечно была. Но там нужна просушка минимум один вечер, да и мелкие детали безвозвратно теряются.
03.08.17 в 20:09
1
Зато эффект достойный! Да и наличие фена с прохладным обдувом решает))
03.08.17 в 18:33
1
Отличная работа.
Неприятный для многих вопрос, но: Какова цена всей партии и какое кол-во брелков? 15 шт?
03.08.17 в 18:36
2
Да, 15 штук. Ответил в личку (по традиции)
03.08.17 в 19:08
1
Вот тоже стало интересно, т.к. что-то подобное спрашивали уже.
03.08.17 в 20:55
1
Тот же вопрос.:D
04.08.17 в 00:49
1
Можно тоже ценник в личку?
04.08.17 в 11:01
1
И мне в личку цену пожалуйста
04.08.17 в 14:15
0
Можно и мне цену в личку :)
04.08.17 в 16:21
0
и мне если можно)
08.08.17 в 05:03
1
Дурная традиция, зачем писать всем в личку, если можно написать одним сообщением в комментариях? В тем более сразу будет понятна примерная стоимость заказа для потенциальных клиентов.
10.08.17 в 15:21
0
Можно и мне в личку? ))
04.08.17 в 12:28
0
и я тоже хочу узнать цену если можно 8)
04.08.17 в 17:48
0
вопрос к автору поста,
03.08.17 в 20:50
1
Ну и мне в личку киньте, ценник, а то ощущение что за даром все делаю 8)
03.08.17 в 21:21
0
а подскажите - что нужно собрать на верстаке, чтобы освоить тиражирование через литье?
интересуют более-менее конкретные наименования, т.к. силиконов бесконечное количество, с неслабым разбросом цен.
например - под изготовление молдов для литья, для собственно литья из пластика, может быть - для литья цветным металлом (латуни, серебро).
Может, есть магаз, куда можно придти и жестко выслушать консультанта?
или правильный url, где можно купить по списку и не продавать почку для этого?
04.08.17 в 00:35
2
Tooldecor на платине, да он дороже чем на олове, но качество на высоте. Оловянные силиконы использую только для гипса или черновых заготовок.

https://www.lenkapenka.ru/tooldecor-25-pischevoj-silikon-dlja-form-1-kg.html

для дубляжа используем жидкий пластик, мне нравится вот такой

https://www.lenkapenka.ru/smooth-cast-305-belyj-zhidkij-plastik-poliuretanovyj.html, для колеровки есть спецколеры, но мне лень их покупать, подкрашиваю каплей акриловой модельной краски.

в обязательном порядке нужна камера для дегазации и литья под давлением.
не надо вестись на рекламу спец баков, подойдет красконагнетательный бак, в качестве компрессора и вакууматора у меня насос от холодильника. наличие манометра обязательно. наличие фильтров по входу и выходу обязательно, наличие аварийного клапана СТРОГО обязательно.

по работе, силиконы вакуумируем, пластики льем под давлением. не забываем делать выпары.

в силикон можно лить и металл, но форма становится одноразовой. поверхность становится жесткой и при сгибании/растяжении выкрашивается.

есть конечно сплавы типа РОЗЕ, их можно лить в силикон не боясь, форме ничего не будет.
03.08.17 в 21:23
0
задумался и забыл написать - отличный результат, выглядит хорошо.
03.08.17 в 23:09
1
Чистый циакрин - Cosmofen CA 12, 150 рублей за 20 грамм в строймагазинах.Умельцы космофена зачем-то пищевую соду применяют, лично я не пробовал.
04.08.17 в 00:35
0
Сода - это про другое. Насыпаем чуток соды в место склейки, заливаем циакрином, ЭТО стремительно с адовой вонищей полимеризуется. Когда надо быстро и достаточно надежно сделать "объемный" шов. Ну, типичное - восстановление посадочного места под петлю в дерьмовых ноутбуках.
10.08.17 в 15:38
0
Дороговато что то.
В строй магазине последний раз покупал Cosmo CA-500.200 за 90р.
04.08.17 в 08:48
0
Фотополимерный принтер решает :) Делов на 1,5 часа печати + поверхность практически идеальная.
04.08.17 в 09:12
0
Конечно :D Только 2 кг фотопластика стоят как мой принтер+ 12кг пластика и + почти полный комплект запчастей для принтера :D . Может конечно преувеличил но 5 кг точно стоят дороже 8)
04.08.17 в 09:39
0
2 кг фотополимера - примерно 12...15 к рублей.
12 кг пластика - минимум 6 к рублей.
У вас принтер стоимостью менее 10К? Правда?

PS 5 кг фотополимера - 27...50 к рублей.... Так что не 5 кг, а пуд полимера стоит дороже вашего принтера с пластиком и комплектом запчастей.
04.08.17 в 10:24
0
Принтер 20к, пластик 12кг примерно 7к ,запчасти 4к. И того-31к. А фотополимер я видел в инете и по 12к за 1 кг. А если еще прибавить стоимость SLA принтера...... Я и написал что погорячился с 2 килограммами :D Но согласен, в качестве печати их сравнивать нельзя, особенно в качестве печати мелких деталей. Но я как раз брал принтер для печати крупных деталей и качество поверхностей у меня стоит в приоритете далеко не на первом месте. Хотя посматривал на SLA принтеры, но стоимость расходников однозначно склонила весы в сторону FDM печати.
04.08.17 в 10:44
1
12к за 1 кг - это еще не предел, можно найти и по 25-50 к за кг. Можно, но нужно ли?
Дык, и пластик для FDM можно найти фирменный в катриджах по бешеной цене... Или какой-нибудь экзот...
Цена нормального по качеству фотополимера 5...8 к за литр - кончено, в несколько раз дороже бюджетного пластика для FDM, но не настолько, чтобы так стебаться.
Цена LCD принтера по акции - 25-30к...
Цена самого дешевого SLA принтера по акции -120к, без - 190.
Цена LCD принтера на кик-стартере - 13к.
Вполне сравнимо с ценами на FDM принтеры.
DLP и LCD принтеры из шишек и желудей местные спецы оценивают в 10...20 к - дешевле FDM китов.
04.08.17 в 11:21
1
DLP и LCD принтеры из шишек и желудей
Вот это 5 баллов )))

Принтер в виде КИТа 6.800 + проектор dlp около 15.000. Итого: 21.800 Область печати XYZ 200х125х150 мм

Полимер 5500 3DLabs
04.08.17 в 11:48
0
Вы LCD принтером пользовались? В инете пишут у них качество не очень.
04.08.17 в 12:01
0
Смотря с чем сравнивать... Хороший печатник то же самое достигнет с соплом 0,4...0,2мм слоем 0,1...0,05 и на FDM.
Просто то качество, что на FDM требует особых знаний и навыков, настроек и опытов - LCD принтер выдает "из коробки" без настроек и особых знаний любому новичку. ну еще и скорость - LCD формирует слой целиком, поэтому если сравнивать с FDM равной по качеству - скорость должна быть намного выше.
Тут уже было много постов с примерами печати - смотрите, решайте сами.
В целом для Ванхао D7 - точность порядка 0,3..0,15 мм по XY, тонкие отверстия заплывают, небольшой воблинг с шагом порядка 4 мм.
04.08.17 в 12:06
0
тонкие отверстия заплывают, небольшой воблинг с шагом порядка 4 мм.
Мне прямо интересно, будет в ближайшее время тут всплеск такого говна? Как с перегретыми сопливыми полосатыми совами вот прямо совсем недавно.
04.08.17 в 12:20
0
А вот интересно, есть фотопластик сравнимый по прочности с нейлоном ?
04.08.17 в 12:48
0
Я не находил.
Может и есть, большинство производителей не указывают характеристики фотополимера после отверждения.
Учтите, что бюджетный фотополимеры появились только в последние 2-3 года, когда фотостереолитография стала доступной "для широким масс населения" по цене оборудования. Например технологии LCD - чуть более года. Будет спрос - будет предложение.
04.08.17 в 12:55
0
Понятно, посмотрю сам. Но похоже Lcd принтер больше подходит для печати художественных, ювелирных, литейных изделий.. А для механики пожалуй пока лучше FDM, да и материалов на него гораздо больше.
04.08.17 в 13:01
0
Есть, но это уже не стандартные смолы, а специальные, со специальной ценой... У стандартного, универсального фотополимера прочность на разрыв около 23 мПа. Для наглядности эпоксидная смола ЭД-20 вам даст представления по физико-механике фотополимера. Есть ещё "резиновые" фотополимеры. Пример в отверждённом виде - печать любого предприятия.

Теоретически добиться прочности нейлона можно. Практически тоже можно ))
04.08.17 в 13:09
0
Пробовал как-то из эпоксидки шестерни делать, стираются за 10 минут работы. И наполнители подбирал, и из чистой эпоксидки разных сортов лил, эффект практически один, стираются быстро. А вот из того-же ABS или PLA результат уже на порядок лучше, про нейлон я даже не говорю.
04.08.17 в 13:43
0
А из полиуретана не пробовали?
Фотоинициаторы для уретановых смол есть, фотоотверждаемые уретановые лаки и клеи широко используются - значит, теоретически, могут появиться уретановые фотополимеры и для 3Dпечати.
04.08.17 в 14:02
0
Да я их счас печатаю без проблем, правда тяжело напечатать с модулем меньше 0.75. У меня выложены модели планетарных и обычных редукторов.
04.08.17 в 14:06
0
Я имел ввиду - отливать из полиуретана. Широко используется при тиражировании мелкой серией литьем в силиконовые формы, тут вверху даже ссылка была на конкретный литьевой полиуретан и формовочный силикон в "ленке-пенке"...
04.08.17 в 14:19
0
Я понял, но в данный момент мне проще их печатать, если нужно будет много то буду думать.
04.08.17 в 09:16
0
Я тоже обрабатываю модели растворителем, но не брызгаю а или опускаю ненадолго в растворитель (стряхивая излишки после извлечения модели) или просто прохожусь по модели несколько раз беличьей кисточкой смоченной в растворителе. Но есть еще способ- ацетоновая баня. Попробуйте, дает хороший эффект.
04.08.17 в 09:51
1
Баня, к сожалению, убивает детали. Поверхность получается клёвой но не для таких размеров. Там ше все эти впадинки, заострённые стрелочки и прочее. Всё сгладится напрочь))
04.08.17 в 10:13
0
Ну тут нужно подбирать время, если передержать то конечно все поплывет. Я просто думал вы не пробовали.
04.08.17 в 10:27
0
ацетоните как?
04.08.17 в 12:16
1
Да во флакон с распылителем (у жены стырил) залил и пшикаю на модельки. Оседает равномерно. Правда, если пластик имеет хоть какой-то цвет - белые разводы гарантированы.
06.08.17 в 12:16
0
вот про разводы и хотел узнать, окунанием тоже остаются
07.08.17 в 11:23
1
Я смог побороть разводы только тем чтобы не было большого градиента между ацетоном, моделью и воздухом в помещении. Делаю на балконе, без проветривания на момент распыления, и слегка, до 35-40 градусов, прогретым ацетом, и тогда нет проблем с разводами.
04.08.17 в 11:42
0
Кстати, клей советую брать в FixPrice.
клей этот кроме как для склейки пластика более ни на что не пригоден кстати. но АБС/ПЛА клеит великолепно, ну и цена конечно :)
04.08.17 в 12:17
0
Результат вполне приличный. Название не совсем правильное наверно.
04.08.17 в 12:48
0
спасибо, интересно
10.08.17 в 14:42
0
Если я правильно понял, то окрашивание синим цветом производилось кисточкой. А что за кисть? И как получить такую поверхность без признаков работы кисточкой? У меня пока только если из баллончика/аэрографа красить так получается.
10.08.17 в 15:43
0
Наверное ПАВ добавили т.е. разбавляли разбавленным мистером мускул ;)
15.08.17 в 15:14
0
Не, тут дело в краске. Кисть самая обычная белка (двоечка, вроде) От краски зависит очень многое. 10 цветов стоят в районе 750р. в СПб.
10.08.17 в 16:21
0
молодцы классно получилось

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

3Dtoday за 60 секунд от 17 июля

Сформирован план развития российских аддитивных технологий в период до 2025 года

Новая программа лояльности REC

Первая печать на JAP Micro

Tethon 3D предлагает керамический порошок для струйных 3D-принтеров на основе оксида алюминия

Marlin: управление шаговыми двигателями