Корпорация Thermwood продемонстрировала возможности фирменного крупноформатного гибридного 3D-принтера LSAM, изготовив 3D-печатную модель и стеклопластиковую форму для производства катерных корпусов. Хотя установка и позволяет производить готовые полимерные изделия, компания акцентирует внимание на изготовлении оснастки для литья и вакуумной формовки. Рассказываем, как это работает.
Компания Thermwood Corporation изначально занималась производством мебели, а точнее пластиковых деталей «под дерево». Необходимое оборудование предприятие создавало и продолжает создавать самостоятельно, со временем став одним из первых и наиболее известных производителей промышленных станков с числовым программным управлением. К аддитивным технологиям компания проявила интерес относительно недавно, причем толчком стало сотрудничество с небезызвестной компанией Local Motors – первым в мире производителем автомобилей с 3D-печатными кузовами.
Кузова печатаются на крупноформатном FDM 3D-принтере BAAM производства компании Cincinnati Incorporated, но затем требуют тщательной постобработки, включая фрезеровку и шлифовку. Для механической обработки как раз используется оборудование от Thermwood Corporation. Подивившись результатам, руководство Thermwood решило создать собственный аналог огромного 3D-принтера, благо что портальные ЧПУ-фрезеры в ассортименте уже имелись. Осталось лишь масштабировать конструкцию и навесить экструдер. Технология получила название LSAM («Large-Scale Additive Manufacturing» или «Крупноформатное аддитивное производство»), а фирменные установки сохраняют возможность механической постобработки напечатанных изделий.
В принципе, компания могла бы пойти по тому же пути, что и Local Motors, но так как на предприятии давно отлажены процессы литья и вакуумной формовки, Thermwood решила немного усложнить процесс ради повышенного качества готовых продуктов. Другими словами, установку решили применить не для печати кузовов, а для печати мастер-моделей корпусов – шаблонов для изготовления формовочной оснастки. Все же корпусов, а не кузовов, ибо Thermwood обратила внимание на водный, а не автомобильный транспорт.
Катера и яхты со стеклопластиковыми корпусами появились еще в 60-х, быстро завоевав популярность. Одним из основных факторов, повышающих себестоимость производства, остается изготовление формовочной оснастки. Сама оснастка выполняется либо из-дерева и фанеры, а затем долго и кропотливо собирается, либо из того же стеклопластика по деревянным шаблонам. Можно корпус просто напечатать, даже с использованием углеволоконных композитов, как это делает Local Motors, но относительно высокая пористость и возможность расслоения не лучшим образом сочетаются с эксплуатацией на воде. С другой стороны, можно быстро и дешево напечатать шаблон, а формы и корпуса изготавливать традиционным методом, из стеклопластика. На том и остановились.
В проекте приняли участие яхтостроительная компания Marine Concepts, предоставившая оригинальный дизайн катера, и материаловедческая компания Techmer PM, снабдившая инженеров фирменным АБС-пластиком Electrafil ABS LT1. Готовая мастер-модель весит примерно 700 кг, на 3D-печать ушло около тридцати часов, а еще 50 часов заняла постобработка.
В принципе, экструдер опытной установки способен выдавливать почти сто килограммов АБС-пластика в час, а размер рабочей области достигает 3х6 метров, но модель решили напечатать по частям, видимо из-за термоусадки. Напечатанные компоненты склеили уретановой смолой, а затем подвергли механической обработке – на той же установке, но теперь уже целиком. После этого осталось лишь покрыть мастер-модель смолой со стекловолокном, дождаться высыхания и снять форму с шаблона.
Хотя в этом случае была напечатана мастер-модель для изготовления только нижней формы, ничто не мешает печатать двусторонние шаблоны, с которых можно снимать сразу верхнюю и нижнюю части оснастки. Как минимум, это приведет к значительной экономии пластика. Отталкиваясь от результатов первых опытов, специалисты компании уверены, что процесс можно значительно упростить, печатая сразу пластиковые формы вместо шаблонов.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Комментарии и вопросы
У меня был выбор: freeCad или....
Да. греется. но можно подрегул...
Тоже вот вяло думаю добавить к...
Принтер очень долго думает(или...
Добрый день. Подскажите как пр...
Всем доброго времени суток, пр...
Добрый день, прошу помощи. Куп...