Металл2024 Реклама
Метобр2024 Реклама

Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

news3dtoday
Идет загрузка
Загрузка
01.06.2018
2542
6
Новости

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

5

Крышка унитаза за $10 000? Командование материально-технического обеспечения ВВС США готово повсеместно внедрять аддитивные технологии ради снижения стоимости запасных частей и повышения эффективности ремонтных бригад. Вот только производителям военной техники идея совсем не нравится. Раскрываем подноготную.

Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

«У меня сейчас есть самолеты, которые ждут запасных частей полтора года. Представляете? Полтора года!» – кипятится Вильям Ропер, заместитель секретаря ВВС США по вопросам приобретения, технологий и логистики. Как поясняет чиновник, проблема снабжения заключается в том, что многие из требуемых деталей сняты с производства вместе с самими самолетами. Это вовсе не означает, что их нельзя заказать, но производители заняты другими контрактами, а речь идет о мелких партиях или даже единичных изделиях. Как результат, приходится ждать, да еще и переплачивать. Простой пример – крышка унитаза на транспортном самолете С-17 стоимостью в десять тысяч долларов.

Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

«Вот и думаешь: ну не может она столько стоить! И нет, она столько не стоит, но мы же просим компанию сделать крышку, а компания уже занимается чем-то другим. Значит, для того чтобы сделать эту деталь, им нужно остановить текущее производство, а это выливается в срыв сроков и упущенную выгоду. Отсюда и взвинченные цены, несмотря на то, что закупочные цены в каталоге выглядят совсем по-другому. Вряд ли компания захочет все бросить и запустить заново конвейер по изготовлению крышек для унитазов. Но что, если бы мы сами печатали эти крышки на 3D-принтерах? А производитель получал бы роялти. Мы бы быстрее получали необходимые запчасти, а им не пришлось бы перекидывать сотрудников с одной линии на другую. Вот этот вариант мы и обдумываем», – продолжает Ропер.

Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

Идея 3D-печати запасных частей для самолетов прорабатывается уже несколько лет. Бывают даже случаи, когда техники применяют теорию на практике, хотя не всегда безнаказанно. Так, в апреле этого года военнослужащие боевого батальона логистики 31-го экспедиционного отряда морской пехоты сумели самостоятельно починить один из многострадальных истребителей-бомбардировщиков F-35. Машине всего-навсего требовалась замена пластикового бампера на люке шасси. Оригинальная деталь износилась, а новую пришлось бы заказывать вместе с люком. Вместо этого техники напечатали деталь (на иллюстрации выше) на 3D-принтере, сэкономив время и деньги. Радовались они недолго: в скором времени самодельщикам «прилетело по шапкам» от командования, получившего гневную ноту протеста от корпорации Lockheed Martin, подкрепленную угрозой аннулировать гарантийные обязательства. Дескать, самолет-то ваш, но вот авторские права наши, так что занимайтесь лучше строевой подготовкой, а от самолета руки прочь!

Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

Подобного рода проблемы возникают в основном тогда, когда речь идет о новой технике, чьи производители активно защищают авторские права. Их тоже можно понять. А вдруг после такого ремонта самолет рухнет? Кто будет виноват? Нет, уж лучше выворачивайте карманы и покупайте оригинальные, сертифицированные детали, тем более что производителям тоже хочется кушать. Со старыми самолетами, снятыми с производства, дела обычно обстоят проще: например, логистический комплекс ВВС США в Оклахома-Сити вовсю печатает детали для бомбардировщиков B-1, B-2 и B-52, летающих радаров E-3 и танкеров KC-135 – кнопки для микрофонов, панели для отделки кабин, крепления для солнцезащитных щитков, подлокотники и так далее. Впрочем, даже здесь речь пока не идет об аддитивном производстве ключевых компонентов, например деталей несущей конструкции.

Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

Проблем много, и производители просто не успевают их решать, да и бюджет велик, но не безграничен. Авиационный парк стареет, а новая техника поступает слишком медленно. Факты таковы, что большинство пилотов F-16 летают на самолетах старше их самих. Знаменитый «летающий танк» A-10 вообще могут отправить на пенсию за отсутствием запчастей, несмотря на прекрасную службу в Ираке, Афганистане и других горячих точках. Всего в строю 280 машин, из них около ста требуют немедленной замены крыльев, но новые силовые наборы будут готовы не раньше 2029 года, да и еще не факт, что будут готовы вообще. Командование давно точит зуб на гадкого утенка и уже не раз пыталось от него избавиться. Спасали только протесты пилотов и сухопутных войск, ценящих высокую эффективность «Бородавочника» в роли самолета огневой поддержки. Производство штурмовиков остановлено в далеком 1984 году, да и компания Fairchild Republic прекратила самостоятельное существование, так что производство ремонтных комплектов с нуля влетит в копеечку. Тем временем, технологии 3D-печати силовых элементов, гидравлических систем и компонентов двигателей уже существуют, а 3D-печатные детали эксплуатируются на гражданском рынке. Почему бы не перенять опыт и не напечатать новые крылья?

Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

Ропер надеется решить проблему раздела интеллектуальной собственности, а ВВС США тем временем внедряют аддитивные технологии там, где можно, а заодно налаживают связи с производителями промышленных 3D-принтеров. В частности, ведется исследовательская программа, направленная на изучение возможности производства запчастей на аддитивных установках Figure 4 за авторством компании 3D Systems – высокопроизводительных фотополимерных системах, основанных на разновидности технологии цифровой проекторной стереолитографии.

А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

5
Комментарии к статье
Кремень КБ Реклама
Кремень КМ Реклама