Литье полиуретана. Когда 3д-печати мало. Часть 1.

Подписаться на 3Dtoday
guniamc
Идет загрузка
Загрузка
09.09.18
7262
53
печатает на Prusa i3
Разное
50
Сразу к делу: я первый раз купил это вещество, проводил какие-то опыты и литье впервые. Так что не ждите правильных терминов и техник. Я безграмотен в русском языке. Но тем, кому интересна эта тема, я прошу погрузится в пучину очаровательных мужских забав.
О производителе и покупке.
У нас легко купить полиуретан зарубежный. В банках 2*0,45 стоит около 22$ (тут и дальше цены будут в американской валюте, чтобы не напрягать мозг переводом BYN-RUB-UAH для читающих). Всегда хочется лучше и подешевле, поэтому был найден российский производитель в Москве. Там за 10кг итогового вещества (2 банки по 5кг) просят 90$, что 9$ за 1 кг, или более чем в 2 раза дешевле зарубежного аналога.

Осталось несколько проблем:
  1. куда деть 10кг
  2. как уговорить семью на нужный "поуши" полиуретан
  3. доставка в Минск
  4. оплата из Минска
1) Недавно я создавал вопрос с кличем о покупке полиуретана в складчину Спасибо всем в комментариях, жаль что минчан в этой теме не нашлось. Однако, отозвались мои друзья Вася и Сергей. Получается по 3,3333333кг на брата, что почти равняется 1 кг зарубежного аналога.

2) Главное сделать вид, что тебе это необходим полиуретан для душевного спокойствия после усердной работы. Моя любимая золото, этот пункт был пройден наиболее просто.

3) Доставка КИТ из Москвы. Думал обойдется дешевле, но заказывают курьера + делают жесткую упаковку ( деревяшки с гвоздями опоясывают банки, выглядит причудливо, но свою функцию выполняют). Итого доставка обошлаcm в 23$, заняла 4 дня примерно.

4) У меня почти все мировые и СНГ-шные электронные деньги + разные пластиковые карты. Но оплата возможна по карте только рос. гражданам. Из Беларуси можно делать только банковский перевод. Из Альфа-банк в Альфа-банк перечислить 5,350 RUB обошлось в 14$. После таких цифр понимаешь, что банки живут, видимо, неплохо.
Сообразим на троих?
Я с другом Васей забрали 2 банки по 5кг из транспортной компании. Были подготовлены 2-х литровые стеклянные банки для моей доли полиуретана. Решили прямо у машины разлить все и разойтись.
Оказывается перелить без доп. средств густую часть очень не просто:
Второй состав молочного цвета лился очень хорошо в банку. После всего была поставлена трубочка, чтобы отметить место "как непригодное для игр" и мы быстро ретировались. Очень не люблю тех кто мусорит, но удалить это сейчас было нереально, т.к. очень густая и за все цепляющаяся жидкость.
1dd3b83f5bd20c66f0c624e6674b4c2a.JPG
После общения с продажником компании узнал, что после вскрытии банок есть максимум месяц для использования полиуретана. Это информация была несколько шокирующая, т.к. мы думали что пару месяцев на взрослые игры с этим материалом у нас есть. Еще этот материал боится влаги из воздуха. Поэтому я по приезду домой перелил все части в полулитровые банки максимально доверху и обмотал пленкой.
af8d275d175e77699546dbc6d874dfca.JPG
Первые тесты
Разделительным составом (смазка, чтобы не прилипал к форме полиуретан) обычно является силиконовая смазка или восковой состав. Я подумал, что надо идти против системы и использовать что есть дома. Поэтому был сделан тест для разные вещества:
  • подсолнечное масло
  • WD-40
  • литол
  • без ничего
167dea17c1f1a4196fc39f426cd7d3fc.JPG
Тестировалось на:
  • наждачная бумага
  • ABS-пластик рефленый
  • картонка со скользящим покрытием (тонкая пленка)
6748c053532db48297b9d4a2c5377419.JPG
В итоге тест показал, что более-менее работает только WD-40, но стоит он дороже, чем силиконовая смазка в банке (500мл за 3,5$). Бумагу/картон использовать нельзя, т.к. прилипает и отдается вместе с материалом. Без смазки полиуретан не отделяем ни от чего.

После теста у меня осталось 2 кусочка, чтобы трогать всегда, когда возникнет желание.
e6bb26a960ffee4356563d2eb70e7f23.JPG
Чтобы оценить эластичность с характеристикой "70 единиц по Шору А" видео:
Получается как резина, может, чуть-чуть жестче (по данные интернета обычная резина около 60-65 единиц жесткости по ШоруА)
Первая модель
Я когда-то делал шаровую голову для фото / видео / других дел. Проблема состояла в трении пластик / пластик. И трудно было напечатать идеальный шар
bf9f3c7f50a44f33464f92fa782c60f8.JPG
В итоге сделал форму из 2х частей для литья и залил в форму по инструкции:
PREVIEW
В итоге сферическая поверхность не идеальная, но для моих нужд пойдет.
a209008a7d4ba57561bbd7b120bea1c5.jpg
Улучшить можно только с вакуумом для дегазации, на сколько я понимаю.
В следующей серии
b7ad79ca5abe2873385c2a7263b58d76.JPG
  • Чем и сколько мешать?
  • Что делать если полиуретан не отдирается из-за экономии смазки?
  • На сколько вонюч материал?
  • Как быстро использовать полиуретан, когда его много, а срок годности подходит к концу.
Подписаться на 3Dtoday
50
Комментарии к статье

Комментарии

09.09.18 в 23:12
3
Разделительная смазка http://www.penta-junior.ru/vs_m.htm
10.09.18 в 11:09
1
добавлю. стописять рублей всего. надо попробовать с жесткой формой
09.09.18 в 23:31
1
Форму можно делать из чего-нибудь растворимого, хоть тот же pva, причем не всю а только тонкий внутренний контур, и собирать как конструктор, двухсопельного принтера не потребуется.
10.09.18 в 09:29
0
Пробовал печатать литейную форму из PVA. не советую!
10.09.18 в 12:17
1
жаль делать одноразовую форму, т.е. не подходит
10.09.18 в 10:00
0
Пройдя весь цикл изучении и работы с этим материалом, все равно интересно почитать как народ наступает на те же грабли )))
10.09.18 в 12:18
1
Если вы в теме, есть ли разница форма из ABS или PETG? (первый в разы дешевле у меня сейчас в наличии, но пристает нормально)
10.09.18 в 15:46
0
Если вопрос про прилипание то полиуретан прилипает очень сильно к любому материалу. Я литьевую форму обрабатываю воском. Но сам печатаю формы абсом по причине возможности его обработки ацетоном в почти гладкое состояние.

На фото ниже не самые гладкие изделия. Возможно добиться заводской гладкости, но в моем случае не целесообразно.
3bec59737c0747b491066ece44ef8535.jpg
11.09.18 в 15:37
0
Спасибо, если не секрет какой воск / где купить? Добавлю тогда в тесты следующие, если найду
11.09.18 в 17:37
1
c35a7d9e1ca42b1b8934cdd56e25c6cb.jpg
10.09.18 в 10:23
0
70 Шора это такой вполне себе пластик типа полиэтилена/полипропилена, у вас эдак 40 примерно, судя по тому, как гнется.
10.09.18 в 12:20
2
Может путаете ШорА, ШорD ?
c7a618b200a5a97c8f0adcf122d43300.jpg
10.09.18 в 12:30
0
Мне кажется чел путает гибкость с твердостью:

у вас эдак 40 примерно, судя по тому, как гнется.
10.09.18 в 12:51
0
По тому как гнется, твердость вполне можно оценить.
10.09.18 в 12:50
0
Похоже на то, думал там сдвиг не настолько большой, спасибо.
11.09.18 в 15:40
0
возможно я первую отливку мало размешивал, т.к. были видны фракции разные. Т.е. возможно это повлияло на твердость
10.09.18 в 11:00
1
более-менее работает только WD-40, но стоит он дороже,
WD40 - хороший способ для кого то разбогатеть, продавая политра керосина по цене четырех литров
10.09.18 в 12:21
0
мне нравится за приятный запах и свойства, конечно, если нужны литры, то можно что-то подобное сделать.
10.09.18 в 14:09
0
Авиационный керосин ничем не пахнет. А отдушку можно любую в него налить по вкусу :)
10.09.18 в 14:18
0
Заинтриговали, как-нибудт сделаю себе на всю жизнь смазуи удобной
11.09.18 в 14:17
0
как форму готовили чтобы гладкая была?
шлифовкой доводили?
11.09.18 в 15:29
0
Давайте во второй части поподробнее расскажу
11.09.18 в 15:37
0
ок
10.09.18 в 16:08
0
Прикол в том, что WD40 — это не смазка, как думают многие, а средство для промывки от загрязнителей и ржавчины (спасибо керосину). В керосине подшипники промывать от старой смазки хорошо. Я не химик, но на смазку керосин действует примерно как обезжириватель — литол "сворачивается". Как могло прийти в голову использовать вэдэшку в качестве разделителя я не понимаю. Ну хочется "пойти против системы" — почитать полчаса в интернете и не мучиться. Мыло вроде как можно использовать. Но проще всего, конечно, купить балончик силиконовой смазки.
10.09.18 в 17:02
0
вэдэшку в качестве разделителя

ну он всё таки жирный (керосин)
10.09.18 в 21:51
0
если я потратил на тест WD 15 минут, значит я пошел против системы и победил )
10.09.18 в 22:52
1
Там керосин с добавлением машинного масла в небольших кол-вах. Видимо его хватает...
10.09.18 в 11:05
0
Может как с силиконом, обмазать жидким мылом прокатит?
10.09.18 в 12:22
0
если даже реально смазки не очень справляются, думаю, врядли
11.09.18 в 08:52
1
ну когда пытался делать силиконовые молды с миниатюрок лет десять назад - использовал обычный карандашный грифель, натереть на шкурке и натереть поделку/форму, эпоксидка и силикон отделялись неплохо
10.09.18 в 11:43
1
Литьем никогда не занимался, но есть идея по поводу разделителя.
Взять парафиновую свечку. Растворить в керосине или в уайт спирите (это тоже вид керосина, только чище вроде).
Растворить до густой жидкости. Покрыть форму, подождать испарения растворителя.
Только растворять в теплом надо. Теплый керосин, уайт спирит, бензин чистый.
10.09.18 в 12:22
1
да, такой способ есть, но баллончик во много раз проще.
10.09.18 в 15:45
0
Взять парафиновую свечку. Растворить в керосине или в уайт спирите (это тоже вид керосина, только чище вроде).
Растворить до густой жидкости.
Подтверждаю - имел дело с готовым индустриальным продуктом - водозащита парусины (куртки) и замши (ботинки).

Вроде название содержит "Waterproofing Liquid Wax".

Типа - такого - "neutral" = бесцветный:

3cbe37bc2748437e1f4a167d11e5dcbe.jpg





Альтернативное русское название этой жижи у "продаванов" = ПРОПИТКА ;-)
10.09.18 в 21:54
1
У дорогой шведской фирмы видел кусок воска/парафина как наше хоз. мыло. Нужна защита от ливня - бери и три в куртку ).
К слову, парафин по совету я уже попробовал, во второй части будут результаты
11.09.18 в 09:19
0
К слову, парафин по совету я уже попробовал, во второй части будут результаты
Жду с нетерпением, на этой дождливой неделе - вторая часть - будет?
11.09.18 в 15:28
1
Постараюсь в конце недели продолжить написание, пока отливки и тесты
10.09.18 в 14:04
0
Тоже экспериментировал с полиуретаном и печатными формами. Правда формы из фотополимера. Разделял специальной разделительной смазкой. Проблем не было. Ради интереса натёр парафином форму. Тоже отделилась "на ура". Брал просто парафин, без растворения его в керосине или какой-либо иной вонючей жидкости.

В итоге остановился на варианте, что печатать форму не совсем правильно: расход фотополимера большой, время печати большое. Если с полимером у меня, по определённым причинам, проблем нет, то времени очень жаль. А основное - сложно достать объект из твёрдой формы. Форма должна быть гибкой.

Видео: https://youtu.be/PdcAtAPZY5A
10.09.18 в 14:22
0
Спамибо за опытные истории. Да, фотооплимер мне было бы жалко... А так хочется быстрее израсходовать ABS.
10.09.18 в 17:00
0
Почему не рассматриваете создание силиконовой формы по напечатанной мастер модели?
10.09.18 в 20:54
1
Неплохая смесь для разделения при литье герметиками и прочими пластичными пластиками(резинами). "Twist" - воск для обуви бесцветный . Есть в магазинах где продают все для дома и косметика типа "Фортуна" в России. Банка 50 мл за 32 рубля.
Наноситься кисточкой в два слоя через 3 минуты.
Разделение 100%.
10.09.18 в 21:55
1
круто, спасибо, встретится, попробую
11.09.18 в 00:00
0
вакуум для дегазации это сложно и не всегда результативно. ибо разряжение до -1 сложно создать, давление справляется с уничтожением пузырей куда быстрее и проще.
И да, как уже писали выше, неужели сделать форму/ы из силикона по мастер-модели было бы не проще? силикон мало с чем дружит и вопрос со смазкой может отпасть сам собой.
11.09.18 в 06:29
0
Может есть опыт домашней емкости высокого давления без существенных вложений?

тут сугубо вопрос цены и лишних емкостей в небольшой квартиры. Т.е. не хочу пока этим заниматься. Печатаю сразу формы для заливки + немного шлифовки и ок.
11.09.18 в 06:50
1
Есть и весьма большой)

Самый легкий путь это пластиковая(!) тара что то типа баночки с плотной крышкой и насос плотно приделанный к ней, давление держит маленькое, но авось что-нибудь выдавит. Баночка естественно такая чтоб форму можно было легко поместить/извлечь.

дальше идет скороварка. весьма самоубийственная вещь, где то по сети гуляют фотки какого то литейщика с взорванной скороваркой которая разнесла стул и шкаф от взрыва. Отчаянные умудряются нагнать больше 2 атмосфер в неё, так и работают.

Ну и определенно лучшая вещь для давления(из готовых) это краскобак для нагнетания. Штука редкая, есть у конторы "пегас", самая дешевая что я находил, держит прилично давление ибо для этого и создана.

Ну и самый простой способ это поручить литейщику если производство более-менее серьезное:)

P.S. единственный недостаток давления это его опасность, вакуум при повреждении складывается "в себя", а вот давление разрывает то что рядом.
11.09.18 в 07:13
0
да, про опасность читал, лучше пока с пузырями )
11.09.18 в 17:42
0
Скороварка и вакууматор для кондиционера. Не дёшево но мегаэффективно для мелкосерийного производства. Самый бюджетный вариант перед заливкой втягивать жижу катетерным шприцом. Дегазировать можно очень не плохо, но силушка нужна ...))
11.09.18 в 22:55
0
Работаю с полиуретаном. Влагу удаляю дегазацией при помощи вакуумирования. Чем дольше стоял, тем больше пенится. Если совсем долго хранился, то пенятся обе части довольно сильно. Нужно смотреть чтобы не "сбежало". Зато потом при литье никаких проблем.
https://youtu.be/0bCNCJPT4Tk

Про смешивание. В итоге пришёл к простому способу. Наливаем части в два пластиковых стаканчика а потом несколько раз переливаем из одного в другой. Смешивается хорошо. Но делать всё нужно довольно быстро.

Лью в силикон, поэтому за разделительную смазку не подскажу. Возможно есть смысл печатать флексом.

ПУ сильно разогревается при затвердевании (около 80-100 градусов). Чем больше объём заливки, тем быстрее и сильнее разогревается.

Правда у меня ПУ совсем твёрдый после затвердевания. Совсем не резиновый. С мягким приходилось работать, но давно.
12.09.18 в 07:17
0
спасибо за ценную информацию, свой пальцами трогал при смешивании - не нагревается. Может позднее уже в форме будет..
12.09.18 в 08:38
0
Если у вас жидкость густая, то вариант со стаканчиками не прокатит. У меня почти как вода, поэтому само смешивается без проблем.
12.09.18 в 09:27
0
да, в след серии добавлю видео размешивания... Одна часть весьма густая
14.09.18 в 05:37
0
Для дегазации никто не пробовал вакуумные крышки? Продаются наборами несколько крышек и насос. Я думаю что-то должно получиться, проверить пока не могу. Но из огурчиков с помидорками при применении данных крышек много пузырьков выходит.
14.09.18 в 08:08
0
Счет в литье идет на атмосферы (+ или -). А тут все такое пластиковое и "детское", очень врядли
33d23f30a78d1ac941af44f4f732d899.jpg

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Печатные пряники и Mathematica

Думаю, что теперь можно выложить мои модели Центробежных компрессоров

Опыт приобретения и использования принтера Alekmaker

Делаем фигурку свинки.

Печать на 3D принтере SkyOne в горизонтальной плоскости

Команда Йозефа Пруши предлагает «самый лучший филамент» под брендом Prusament