Filamentarno + лимонен: дружбы не вышло

Подписаться на 3Dtoday
AlexeyPo
Идет загрузка
Загрузка
02.08.17
2046
30
печатает на FLASHFORGE Creator Pro
Расходные материалы
8
Всем хороши прозрачные пластики от Filamentarno, но есть у них один недостаток: чтобы добиться настоящей прозрачности ваз, бокалов и подобных объектов, их приходится обрабатывать нефтяным сольвентом (нефрасом).

А сольвент этот уж больно вонюч. Его запах въедается в изделие намертво, и даже после длительного высушивания в течение нескольких дней всё равно остаётся ощутим при тщательном обнюхивании. Уж не говорю о том, что сольвент полностью обнуляет все пищевые сертификаты пластика, потому что вот лично мне как-то боязно пить из стакана, в котором ещё недавно плескался нефрас.

И тут я совершенно случайно наткнулся на упоминание о том, что Filamentarno с тем же успехом можно обрабатывать лимоненом — гораздо менее токсичным соединением, которое к тому же обладает приятным цитрусовым запахом. Ну просто идеальный вариант! По крайней мере я так думал поначалу…

Итак, решено. Будем обрабатывать лимоненом. Проблема №1: этот самый лимонен для начала надо где-то достать. И уже на этом этапе возникли значительные трудности: его нигде не было. Ну то есть даже в тех магазинах, где он значился в прайс-листе, лимонен на самом деле отсутствовал в продаже. Причём это неизменно выяснялось уже после оплаты заказа, когда со мной связывался менеджер, спрашивая, чем я желаю заменить лимонен, потому как на складе его нет и неизвестно когда будет.

И ладно бы такое случилось только в одном магазине. Ну в двух. Да даже в трёх! Но спустя пару дней я понял, что это тенденция. И даже уже начал подозревать, что лимонен — вещество полностью мифическое. Возможно, законы мироздания, фундаментальные физические константы нашего мира, подобраны так, чтобы полностью исключить существование такого соединения как лимонен в нашей Вселенной.
Тем не менее, спустя примерно неделю мне повезло: нашлись люди, которые согласились принять заказ.
Лимонена, как я подозреваю, у них тоже не было, потому что две недели они постоянно звонили мне, сообщая, что отгрузка заказа по техническим причинам откладывается. Однако в конечном итоге всё же отправили. Уверен, что всё это время парни не сидели без дела, а лихорадочно творили сложнейшие ритуалы, пробивая портал в другое измерение, чтобы выдоить у демонов необходимое количество лимонена.

Итак, лимонен получен. Ура!

Но первым делом я решил убедиться, что это действительно он самый. А то мало ли — мифическое вещество как-никак. Кто его знает, что там могли налить в бутылку.

Полученный продукт представлял собой прозрачную легко испаряющуюся жидкость, действительно пахнущую
апельсинами, причём запах довольно мягкий и ненавязчивый. Но это, конечно, ещё ни о чём не говорит — сперва нужно проверить, действительно ли данная жидкость способна растворять пластики Filamentarno.
Что ж. Беру флакон, наливаю пробу лимонена, крошу немного изумрудного Prototyper-пластика… и уже через пару минут он полностью растворился. Затем постепенно добавляю ещё и ещё, под конец прибавив количество, по объёму равное количеству лимонена. Всё по-прежнему растворялось без проблем, раствор стал ощутимо вязким и приобрёл изумрудный цвет:
8c119d7c5c9ac5c76a4d1a8d4a28646e.png
Отлично! По крайней мере, пластик действительно растворяется в лимонене. Настало время обработки.
В качестве исходного изделия взял уже зарекомендовавшую себя «ёлочку», напечатанную в режиме Spiral Vase соплом 1мм:
65d2ca2cf36458d34d5f06a0f5968cfc.png
Обрабатывать решил примерно так же, как обрабатывал сольвентом: сбегав в магазин за углом «всё для пайки», купил пульверизатор с пометкой «для агрессивных технологических жидкостей», залил туда лимонен и приступил опрыскиванию.

Ноль эффекта.

Ну то есть полный, абсолютный ноль. Опрыскивал несколько раз, при этом растворитель довольно быстро испарялся, а поверхность оставалась без изменений.

Тогда я решил наносить лимонен кистью. Поверхность очень быстро стала липкой на ощупь, однако сглаживания так и не произошло. Уже через полчаса лимонен полностью испарился, пластик перестал быть липким, но никакого сглаживания или повышения прозрачности я так и не увидел.

Следующим по счёту методом стала стандартная баня, отлично зарекомендовавшая себя при обработке ABS ацетоном. Ёлочка помещается в полипропиленовый контейнер, а вместо ацетона заливается лимонен.
Эффект ровно тот же, то есть нулевой. Даже спустя 8 часов обработки парами лимонена никаких изменений поверхности я не увидел.

Что ж! Похоже, пришла пора для самый крайних мер — я просто взял и залил немного лимонена внутрь «ёлочки», как в вазу. И вот тут эффект не замедлил себя ждать: уже через минуту пластик начало корёжить. Слои не только не спаялись, но наоборот разошлись, а дно выгнуло дугой, частично оторвав от стенок, после чего лимонен сразу же вытек наружу:
PREVIEW
И только тут я впервые увидел что-то похожее на эффект сглаживания — прозрачное пятно там, куда попала капля вытекшего лимонена.

Итог неутешителен: лимонен пригоден только для изготовления пластикового «сока» или лака, который может использоваться для покрытия изделий либо их склеивания. Но для получения прозрачности он не пригоден совершенно, в отличие от нефраса. Увы.
Подписаться на 3Dtoday
8
Комментарии к статье

Комментарии

2 Авг 14:43
2
Странно, что быстро испаряется. У меня он маслянистый и испаряется долго.
2 Авг 14:47
0
испаряется долго
Ага, тоже самое. А что просушить изделие после обработки нужно пару дней, что б улетучился из толщи детали.
2 Авг 14:47
2
Ксилолом лучше будет. Запах испаряется через несколько часов. Да и не такой вонючий как сольвент. :)
Про лимонен ничего сказать не могу, не пробовал пока. Если деталька маленькая, окунаю в баночку на пару-тройку секунд и потом сразу обдув холодным потоком воздуха со всех сторон феном для волос.
2 Авг 15:54
0
Я филаментарно использую как светофильтр, обрабатываю ватным диском намоченным в лимонене. Главное делать это быстро, потому что поверхность быстро становится липкой, и волокна ваты останутся на детали. На счет прозрачности не скажу, я обычно специально делаю зубчики для рассеивания света, но обработанная поверхность получается идеально гладкой, как литье. После обработки на сутки на балкон, запах хоть и приятный, но сильно вонючий))
2 Авг 16:45
1
да, запах лимонена довольно навязчив, на любителя. Я предпочитаю все же ксилол))
2 Авг 16:02
6
Либо Вам подсунули нечто, напоминающее лимонен, либо Вы не умеете из него готовить)) Есть подозрение, что лимонен разбавили дихлометаном (потому и испаряется). Правильный лимонен испаряется очень медленно и имеет маслянистость, как отметили выше.
Маленький лайф-хак - смешать часть лимонена с двумя частями ксилола. Эффект будет как от ксилола, а пахнуть будет апельсинкой.

Долго держать распечатку в растворителе не стоит - получатся сопли. Быстренько окунуть, аккуратно вытащить из емкости, дождаться пока стекут капли и просушить (обязательно!) феном или под вентилятором. Если оставить досыхать так, то растворитель разъест стенки модели в тонких местах типа дна.
2 Авг 18:05
0
Ну его ножно брать в спрее жидкость для снятия этикеток... А потом он кажется очень ядовитый
2 Авг 19:55
2
Я пробовал бензин "Калоша" кистью, поверхность заглаживает и запах приемлемый и уходит достаточно быстро.
2 Авг 22:30
3
Cкипидар не пробовали?
В нем тоже терпены, подобные лимонену. Еще должна хорошо работать баня по-типу ацетоновой, где вместо ацетона "легкий" бензин. У него совсем не бензиновый запах. Он обычно продается, как "бензин для зажигалок". В принципе, подойдет и атомобильный, в нем есть пусковая фракция с температурой кипения около 80С.
Ксилол можно заменить толуолом-если достанете (толуол более низкокипящий, по сравнению с ксилолом), а вот бензол-не советую, хоть запах и достаточно приятный-лично для меня, но он достаточно ядовит.
По доступности толуола и ксилола
Растворитель 645: толуол 50%, бутилацетат 18%, этилацетат 12%, бутанол 10%, этанол 10%.
Растворитель 646 - толуол 50%, этанол 15%, бутанол 10%, бутил- или амилацетат 10%, этилцеллозольв 8%, ацетон 7%
Растворитель Р-4: толуол 62%, ацетон 26%, бутилацетат 12%.
Растворитель Р-10: ксилол 85%, ацетон 15%.
Растворитель Р-12: толуол 60%, бутилацетат 30%, ксилол 10%.
Растворитель РКЧ: ксилол 90%, бутилацетат 10%.
Растворитель Р-40: толуол 50%, этилцеллозольв 30%, ацетон 20%.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8
3 Авг 03:35
1
Баня с бензином не работает точно
3 Авг 13:40
3
А толуол как будто рекомендован минздравом...
(толуол - сильно токсичный яд, если кто вдруг не знает)
я просто фигею с местного народа, который в дихлорэтане руки моет и толуолом полирует лысину дедушки Ленина... помешивая другой рукой борщец...

Самые суровые мэйкеры предпочитают только высококачественный отборный яд...

P.S. но ничего, отчаиваться не стоит... Еще дедушка Дарвин говорил, что естественный отбор оставит только самых лучших мутантов.
3 Авг 14:44
1
От того, что лимонен пахнет апельсинами, он не становится менее ядовитым ;) Вон, изоамилацетат-"дюшес", даже в малых количествах в газировку добавляли для придания соответствующего запаха А фосген-очень быствый яд, например, пахнет свежескошенной травой :D
В ABS, как сополимеры, идут стирол-тот еще яд и НАК (акрилонитрил)-канцероген, вызывающий рак.
Стирол идет в производство SBSи HIPS.
А при нагревании идет частичная деполимеризация, т.е. частичное превращение полимера в мономеров - я вам как химик-органик с многолетним стажем говорю 8) Да и филамент в порах содержит незначительное количество мономерного стирола, чем и объясняется специфический запах свежевскрвтой катушки.
В работе с любыми химическими материалами надо соблюдать разумные меры предосторожности...
Как говорят врачи: "Нет здоровых пациентов, есть-недообследованые" :D
Тот же PLA, я уверен, никто не проверял на длительное действие на организм. Ну и что, что он "природный" и "биоразлагаемый", получаемый из "растительного сырья". Это уловка маркетологов. Этиловый спирт, тоже получаемый достаточно долгое время из растительного сырья (сейчас в промышленных масштабах его делают из этилена, из того самого этилена, из которого же получают полиэтилен :)), сгубил туеву хучу народа :D
3 Авг 20:23
0
К чему этот опус? Вы хотите сказать что вполне допустимо вдыхать толуол в умеренных количествах? Или вы хотите сказать что мы все всё равно умрем? Я честно говоря так и не понял...

На мой (непрофессиональный) взгляд, токсичность филамента (ABS PLA HIPS) как при нормальных условиях так и при температурах печати не соизмерима (на порядки ниже) токсичности паров толуола или дихлорэтана при тех же н.у. А они реально опасны для здоровья.

Именно к этому я и постарался привлечь внимание как мог.

Вы, как высоко квалифицированный "химик", наверное работаете в респираторе в хорошо проветриваемом помещении. Но далеко не каждый школьник знает как безопасно обращаться с такой химией. Зато доступ к вашим (и не только) "бедовым" комментам и к подобной химии имеет даже мой племянник, который только только пошел в школу... И далеко не каждый родитель может уследить где и чем занимается их ребенок (сужу по своим воспоминаниям о детстве).

Меня вы вряд ли удивите своими познаниями в химии, а вот нанести реальный вред другим людям вполне можете, в попытках стереть различия между реальным ядом и просто вредными веществами. Подумайте об этом....
3 Авг 22:07
1
Уважаемый, я действительно химик без кавычек. Скан диплома прикладывать не буду :D
Если вы читать умеете, то я предупреждал о разумных мерах предосторожности. Все взрослые люди знают, что при работе с лаками и красками , а данные растворители относятся к растворителям лакокрасочной продукции, необходимо; либо проточная вентиляция в помещении по нормативам СНИП , либо аккуратная работа с подветренной стороны на открытом воздухе Про пожарную опасность я вообще промолчал...
Ну, а там, у каждого есть право гробить свое здоровье...8)

То, что ваш племянник имеет полный доступ к компьютеру- ваша недоработка, в интернете есть различная информация, в том числе и крайне нерекомендованная для несовершеннолетних...

Все вещества-яды, различие только в ПДК и дозе. Килограм поваренной соли, принятый единовременно, реально может убить,как и 200 г. воды, попавшей "не в то горло".

Утешу вас, крайне ядовитые вещества у нас в свободную продажу не поступают...
Я так же надеюсь, что душевнобольных, способных использовать растворители не по назначению, тут нет.
3 Авг 22:11
0
А зачем вообще рекомендовать толуол? Чем он в нашем случае лучше сольвента и ацетона, относящихся к 4 классу?
3 Авг 22:46
1
Я рекомендоват толуол, как замену ксилолу (тут кт-то предлагал использовать именнно его). Толуол кипит при 111С, а смесь ксилолов (из три существует) при 138-145С. Т.е, толуол будет лучше уходить из детали, чем ксилоы.
Вообще, как я понял, для постобработки данного пластика подойдут различные НЕПОЛЯРНЫЕ растворители, чем они отличаются от ПОЛЯРНЫХ-посмотрите сами в нете.
Не нефрас, не сольвент, не бензин-все фракции, получаемые при перегонке нефти, не являются индивидуальными веществами, а являются смесью веществ, состав которых "гуляет" и зависит в том числе, от марки нефти, из которой он получен.
А для повторяемости резльтата, желательно работать с чистыми веществами или со смесями с постоянным составом. Иначе , будет как в данной статье,-"взял не понятно, что и ничего не получилось" :D
А, что из доступных растворителей лучше использовать- покажет только эксперимент. ;)
И еще, сополимеры, состоящие из не одного мономера имеют переменный состав, который знает только производитель. Варьируя количественный состав мономеров, вводимых в реакцию полимеризации, можно в достаточно больших пределах изменять свойства полимера. По-тому-то и постоянно появляются посты о разных результатах постобработки вроде как одного пластика, скажем ABS, от разных производителей... Даже одна фирма-производитель филамента может использовать в своей продукции пластик сначала одной химической компании, а потом перейти на аналогичный другой, который посчитала более выгодным... естественно, нить будет иметь несколько другие свойства и настройки принтера придется корректировать.
3 Авг 22:54
1
Спасибо. Про разную обработку ABS - там обычно на арену выходит "паленый ацетон". Но в целом идея понятна.
3 Авг 22:44
0
Да не оспариваю я ни ваш диплом ни ваши знания. Я лишь призываю думать дважды перед тем как что-то написать. Один раз за себя, второй - за того парня...
Моя логика проста как 2 копейки: Ресурс для 3д печатников. 3д печать продвигается сейчас в начальных классах, значит школьники вполне вероятно читают эти страницы. А в хозмаге паспорт не спрашивают.
Если я предложу кому-то работать с дихлорэтаном, я трижды подчеркну на сколько это опасно, понимая, что не все читающие это могут знать (в отличии от "афигенного" меня). В этом состоял мой укор вам и всем тем, кто предлагает пользоваться ядом как будто это пищевая соль.
А про снипы санпины и пдк вы вполне правы, как и про кг соли. Только отравиться ядовитыми парами в закрытом помещении - раз плюнуть, в отличи от получения смертельной дозы соли перорально =)
3 Авг 22:56
2
Да, 3d-печать продвигается, но не надо путать 3D-печать и хим. обработку. ;) Надо так печатать, что бы хим. обработка не тебовалась...8)
Вообще, толковым педагогам стоит объяснить детям, что некоторые операции для них недоступны по объективным причинам и не скрывая рассказать про вред, который может принести не квалифицированная работа с хим. реактивами.
Пусть печатают PLA. Хлористый этилен свободно не продается. :D
3 Авг 08:22
2
Про "портал в другое измерение" понравилось :)
4 Авг 01:10
0
3 Авг 10:12
1
Вот это никто не пробовал? Содержит лимонен
085a7e101c49076327e1a1a4929a3b30.jpg
3 Авг 12:58
1
Пробовали баловаться подобными спреями - сглаживает так себе... Но работает.
3 Авг 13:03
3
Как уже было сказано выше - скорее всего вам продали не чистый лимонен, а его раствор. Редиски, короче.
Но скорее не с дихлорметаном (этот компот как раз отлично работает!) а с чем-то типа спирта, что работать в общем должно не очень...
Смесь настоящего контрабандного лимонена из соседнего измерения с обычным дихлорметаном в пропорции 1/3 (1 часть лимонена, 3 дихлорметана) даст термоядерный эффект и не понизит пищевой скилл полимера :)
Однако, стоит помнить о том, что лимонен нужно сушить! И долго. Иначе он пропитывает полимер и распечатка становится гибкой, а иногда жидкой :)
3 Авг 14:00
2
Добавьте лимонен и другие рекомендованные растворители в ассортимент Вашего магазина, и покупателям удобство и Вам денежка!
.п.с. Раз уж сопла продаете )
4 Авг 10:07
1
лимонен не так уж просто достать, не зря его днем с огнем в интернет-магазинах не сыщешь)) Если и продается, то цистернами - зачем нам столько?? Да и отправка транспортными компаниями хим.веществ по закону запрещена.
4 Авг 14:50
1
Жаль, что цистерны не нужны.
Жаль, что запрещена отправка.
Жаль, что вам не интересно.
4 Авг 16:20
0
Грузите апельсины бочками?

60d074266ba3a33312cceb1c436c58f8.jpg
4 Авг 14:52
1
Лимонен приобретали у товарищей, которые торгуют химией для автомоек, они его используют для отмывки от смол, мертвых насекомых и т.д. Стоимость прилично дешевле спец магазинов (почти в 2 раза), но продают канистрами 5л.
Дико вонючий, мы переливали в литровую бутылку, каплю пролили, неделю офис вонял апельсинами. Чистый запах очень резкий, канистру в итоге пришлось в мусорный пакет замотать.
К сожалению, сбс им гладить не пробовали, на днях попробуем. Пробовали сольвентом, после него деталь негодная для использования в руках становится, воняет очень долго.
28 Авг 01:34
0
Loctite 7070 это походу чистый лимонен. Завтра попробую его на сбс от филаментарно.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Ищем болт и гайку в Blender

Ultik и втулки 141091 CARGO - печаль тоска

Резиноподобный PLA

Маска Нуб Сайбота или что делать, когда ошибся с размерами

Самодельный корпус для мини ПК и детали для него на 3d принтере

ВИЛС, СПбПУ, Altair Engineering и CompMechLab займутся совместным продвижением аддитивных технологий в промышленности