Такой разный ацетон, или когда гнать — вредно

DySprozin
Идет загрузка
Загрузка
29.04.2019
9301
70
Расходные материалы

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

122
Предисловие (которое можно не читать)

Несмотря на КДПВ, данная статья не ставит своей целью 'хайпануть' на модной во все времена теме контрафакта. По правде говоря, ее могло и не появиться, но обо всем по порядку. Не так давно появилась очередная заметка о 'неправильном' ацетоне — на этот раз тему поднял booroondook. Оставим в стороне комментарии, которые несколько огорчают, главное в другом — с автором удалось пересечься, взять образцы 'хорошего' / 'плохого' ацетона и довезти их до лаборатории. Кому интересно, чем все закончилось и как с этим жить - просим под кат. Всем, кто бездумно предлагает перегнать плохой ацетон, 'потому что в нем много воды', посвящается...

1. Предварительные эксперименты

Итак, нам пришло три флакона с разными образцами, которые помечены как 'хороший', 'плохой' и 'новый'. Первые два упоминались в статье выше, третий пришел 'в довесок':
Образцы разлили по пробиркам Эппендорфа, пометили соответственно '+', '–' и 'N' (new) и поместили туда по кусочку ABS-пластика. Пробирки закрыли и оставили на двое суток.
Хорошо видно, что пластик в 'плохом' ацетоне остался практически без изменений. Кроме того, наблюдался небольшой запах спирта, что наталкивало на определенные мысли.

2. Присядем на дорожку...

Следующий шаг — проверка на хроматографе. Для тех, кто не знает, что такое хроматография, небольшое отступление. При желании эту часть можно пропустить, но лучше прочтите — тогда диаграммы, которые пойдут ниже, не будут такими скучными (-:

Все вы знаете, что такое активированный уголь (АУ). И для чего он нужен знаете тоже (-: АУ является эффективным поглотителем (адсорбентом), и это используется во многих отраслях: начиная очисткой сточных вод, заканчивая таблетками, которые можно найти почти в каждой аптечке. Если у вас в аптечке не уголь, а какой-нибудь полисорб или энтеросгель, это тоже адсорбенты. Уголь в противогазах, в домашнем воздухоочистителе итд — все это примеры использования адсорбентов. К чему это я?

Адсорбенты можно использовать не просто для поглощения, но и для разделения смесей на компоненты. Представьте себе обычную метровую трубку из алюминия диаметром 3-4 мм. Наполним трубку активированным углем и начнем пропускать через нее инертный газ гелий (тот самый, из воздушных шариков). Пока ничего интересного.

Не прекращая подавать гелий, нагреем трубку до 100 градусов и впрыснем микрошприцом смесь спиртов — метанол (от которого слепнут), этанол (который пьют) и пропанол (который не пьют, но добавляют во всякие незамерзайки и влажные салфетки). Много не надо, максимум 10 микролитров. Что произойдет? Сначала спирты поглотятся — адсорбируются на угле, но тут же, из-за высокой температуры, пойдет обратный процесс — десорбция. Грубо говоря, испарение с поверхности адсорбента. Испарившийся спирт будет подхвачен потоком гелия, совсем чуть-чуть продвинется по трубке и... правильно, снова адсорбируется на АУ. В таком состоянии он будет пребывать недолго — опять испарение, опять небольшое продвижение по трубке и снова поглощение.

Похоже на бег с препятствиями, не правда ли? 'Препятствия' у нас одни и те же, а вот 'бегуны' отличаются. Логично, что первыми к финишу придут те, кто легче преодолевает эти самые препятствия. Это применимо и к нашему углю со спиртами. Метанол поглощается на угле хуже остальных, потому он будет быстро проходить этапы: 'адсорбция-десорбция-адсорбция-десорбция' и выйдет из трубки раньше. Этанол поглощается лучше, потому это будет уже 'адсорбция-десооорбция-адсорбция-десооорбция', он выйдет следующим. Пропанол, как вы догадываетесь, будет самым медленным: 'адсорбция-десооооорбция-адсорбция-десооооорбция'.

К сожалению, до сих пор нет таких приборов, чтобы прям сразу, как в мультике, определило вещество и нарисовало его 3D молекулу. Потому, идут обходным путем. Что можно измерить? Ну, например, можно измерять теплопроводность газа. Детектор так и называется — детектор по теплопроводности (ДТП, или более благозвучное, катарометр).

Пока из трубки выходит чистый гелий (никто не дошел до финиша), катарометр будет показывать одно и то же напряжение. С появлением первых молекул метанола на выходе из трубки, напряжение на катарометре начнет возрастать, дойдет до пика и постепенно снизится до первоначального уровня (когда весь метанол выйдет из трубки), следующим пойдет этанол — опять напряжение возрастет итд. Если записывать значения напряжений, а потом построить график, то мы получим примерно следующую картину:
Из диаграммы видно, что пики отличаются двумя вещами: время появления (выхода) и площадь. По времени выхода можно с определенной вероятностью судить о том, какое это вещество. По размеру пика (по его площади) можно сказать сколько этого вещества, определить его концентрацию. Увы, на практике все гораздо сложнее, одинаковые площади пиков разных веществ будут соответствовать их разным концентрациям и... И мы не будем вдаваться в эти дебри, приступим уже к практике!

3. Подключаем тяжелую артиллерию

Набираем 10 мкл 'плохого' ацетона, отправляем его в хроматограф и получаем диаграмму:
По опыту, последний пик соответствует ацетону, первый — воде. Но что это за пик между ними? Судя по слабому запаху спирта, это может быть пропанол. Что ж, вполне логично, ацетон запрещен к свободной продаже в концентрации более 60% (точнее, не запрещен, а подлежит отдельному контролю), а потому магазин продает под видом ацетона некий растворитель. Ну а что? Ацетоном пахнет, даже частично что-то растворяет... Ладно, это тема отдельного обсуждения, коснемся ее в конце статьи, а пока просто возьмем и вколем в хроматограф чистый пропанол:
Хорошо видно, что пик пропанола (справа) совсем не совпадает по времени выхода со вторым пиком предыдущей хроматограммы. То есть, постороннее вещество в 'плохом' ацетоне — явно не пропанол. Что там дальше у нас? Перед пропанолом идет этанол (ну тот, который пьют), но вряд ли производители стали бы мешать ацетон с чистым 'питьевым' спиртом. Начинают подтверждаться худшие предположения. Неужели... Надеясь ошибиться, закалываем в хроматограф чистый метиловый спирт (метанол):
Ну что же, время выхода не совсем совпадает со вторым пиком 'плохого' ацетона, это объясняется тем, что мы вкололи много метанола. По крайней мере, становится понятно, в каком направлении копать. Теперь добавим метанол к 'плохому' ацетону (0,1 мл) и проверим: если на хроматограмме появится новый (четвертый) пик, то метанола в нем нет, если же второй пик увеличится, то вывод очевиден.

Итак, добавляем 100 мкл (0,1 мл) метанола в 'плохой' ацетон, закалываем в хроматограф, смотрим хроматограмму:
Что мы видим... По сравнению с первой хроматограммой, площадь второго пика возросла почти на 20 процентов. Таким образом, в 'плохом' ацетоне с вероятностью 99% содержится метанол (!). Но сколько? Сделав прикидочные расчеты на клочке бумаги, пробуем приготовить 50% раствор. Смешаем по 0.5 мл чистых ацетона и метанола (их плотность практически одинакова, так что сильной погрешности не будет) и заколем это в хроматограф.
Составим простейшую пропорцию концентрация-площадь второго пика:
Вот так, оказалось, что под видом ацетона продали 45% раствор какой-то посторонней жидкости в ацетоне, подозрительно напоминающей метиловый спирт. Это не считая примерно 5% воды. Можно было бы и точнее определить, но смысл... Для сравнения, так выглядят легкие здорового человека хроматограммы 'хорошего' и 'нового' ацетона:
К сожалению, простых химических способов однозначно определить метиловый спирт не так много, причем часть из них дорогостоящи, а другие бесполезны в присутствии ацетона, потому на этом пришлось остановиться.

4. Как определить чистоту ацетона в домашних условиях

Если кратко — никак. Я серьезно, если вы купили ацетон, а он не растворяет ABS-пластик (к примеру), то лучшее, что вы можете сделать, это завернуть его в газетку и донести до ближайшей помойки. Ну или попытаться вернуть в магазин, как товар ненадлежащего качества (об этом так же чуточку поговорим в конце статьи). Здоровье дороже. Но поскольку нашему человеку запрещать что-то бессмысленно, лучше я приведу способ, когда однозначно от жидкости с этикеткой 'ацетон' следует избавиться.

Начнем с простого. При какой концентрации ацетон перестает растворять ABS-пластик. Приготовим 4 раствора ацетона 60%, 70%, 80%, 90%, добавим туда ABS и оставим на сутки. После взбалтывания:
Видно, что пластик растворился только в 90% ацетоне. Иначе говоря, если в ацетоне больше 10% воды, то работать он не будет. Что это нам дает? Итак, перейдем к домашним экспериментам.
Для проверки ацетона вам потребуется медный купорос, который вы можете свободно купить в магазине удобрений. Голубые кристаллы следует растолочь в порошок и осторожно нагреть (медный купорос ядовит, надо ли говорить, что это следует делать в непищевой посуде под вытяжкой и/или на открытом воздухе?).

Получившийся порошок залейте небольшим количеством ацетона. Перемешайте. Если в ацетоне присутствует вода, через минуту белый порошок станет голубым.
На фото для сравнения чистый ацетон и ацетон с 20% воды. Если через минуту не цвет на голубой не изменился, а ABS-пластик в этом ацетоне не растворяется, то смело несите его на помойку, даже не пытайтесь перегонять. Надышитесь какого-нибудь метанолу и... Кстати, а что и? Насколько это опасно?

5. Настолько ли опасен метанол?

Началось все в далеком 2007 году, когда с легкой руки Г.Г. Онищенко вышло Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 июля 2007 г. N 47 г. Москва 'О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом' . В нем говорится:
Метиловый спирт (метанол) является наиболее опасным токсическим веществом, по органолептическим свойствам практически не отличим от этилового спирта и в случае использования его в качестве суррогатного алкоголя приводит к летальному исходу. Вместе с тем недостаточное информирование населения о тяжелых последствиях употребления технических средств, содержащих метанол, в качестве суррогатов алкоголя, пренебрежительное отношение к факторам, наносящим вред здоровью, приводят к многочисленным случаям отравлений им в быту.
Было ли это актом заботы о населении или просто нужно было протолкнуть на рынок мало кому нужный до этого пропиловый спирт, оставим этот вопрос конспирологам и прочим рен-тв. Однако ясно, что если бы просто заявили, мол, не пейте незамерзайку с метиловым спиртом, а то ослепнете, это бы у нормального человека ничего кроме недоумения и смеха не вызвало. Вон, медный купорос при проглатывании тоже сильный яд, но это никак не мешает его свободной продаже. А потому, благодаря нашим СМИ, метиловый спирт предстал перед обывателем ядом, стоящим в одном ряду с фосгеном, цианистым калием и другими боевыми отравляющими веществами.

Так что там с нашим паленым ацетоном с метанолом? Насколько реальна опасность?

Вот вырезка из книги Тарасов А.В. Основы токсикологии: (учеб. пособие / А.В. Тарасов, Т.В. Смирнова. – М.: Маршрут, 2006. – 160 с.), страница 79:
Отравления парами метанола носят хронический характер, а острые практически не наблюдаются.
Вырезка из книги Дрогичина Э.А. 'Профессиональные болезни нервной системы' (Л.: Медицина, 1968. - 272с.), страница 160:
Острые профессиональные отравления, вызванные вдыханием паров метилового спирта, протекают преимущественно в легкой форме и в отличие от пероральных отравлений сопровождаются явлениями раздражения со стороны слизистых глаз и верхних дыхательных путей. Одновременно возникают головокружение, слабость, чувство опьянения, иногда легкие расстройства зрения.
Кроме того, в постановлении о запрете метанола 2007 года так же нет ни слова об опасности вдыхания его паров, там только об опасности случайного употребления внутрь. Судя по всему, надышаться метиловым спиртом до серьезного отравления и не заметить этого надо постараться — раздражение глаз и носоглотки дадут о себе знать. Это я к тому, что поднимать панику на тему 'нас травят метанолом, мы все умрем' явно не стоит. Если вы работаете даже с таким ацетоном в проветриваемом помещении, не каждый день и не употребляете его внутрь, то вам ничего не грозит. Оправдывает ли это магазин, который продал вам под названием 'Ацетон' какую-то неведомую смесь? Вовсе нет!

6. Можно ли вернуть некачественный ацетон

На бутылке с ацетоном есть 'Состав'. Обычно там значится что-то типа 99% или 98% ацетона. По ГОСТу, даже технический ацетон должен быть концентрации не менее 99% (ГОСТ 2768-84):
Поэтому, теоретически, если у вас не растворился в ацетоне пластик, то вы можете отнести его в магазин и затребовать экспертизу. Статья 18 ЗоЗПП гласит:

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет ... Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

То есть, на бумаге все красиво. Вы приходите в магазин с бутылкой и чеком, говорите продавцу, что его ацетон никудышный, потому что не растворяет пластик, если продавец отказывается возвращать деньги, пишете претензию с требованием экспертизы, через 45 дней получаете обратно свои деньги. Или расстаетесь со своими деньгами (вы ведь не знаете, на чьей стороне будет экспертиза) и дальше идете по судам. Оно вам надо? Просто не покупайте больше ацетон данного производителя, не так он дорого стоит.

7. Еще немного о законах

Как уже упоминалось выше, ацетон является прекурсором, т.е. веществом, которое (по мнению нашего правительства) является важным компонентом при изготовлении наркотиков, взрывчаток и прочих незаконных штук. Прекурсоры бывают разные, некоторые (как, например, нитроэтан) физлицу вообще не купить. Другие купить можно. Например, ацетон с концентрацией выше 60% находится в таблице III прекурсоров 'оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля'. К мерам контроля относится регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. То есть, при покупке в магазине ацетона, этот факт должен регистрироваться отдельно и (в идеале) продавец должен пробить по этому товару отдельный чек, записать в журнал сколько именно вы купили ацетона, а также ваше ФИО. Видели что-то такое в реальности? Конечно, нет (-:

Но как же так получается, что некоторые магазины продают ацетон? Ну во-первых, как видим, это не всегда ацетон. Во-вторых, видимо, это пока никому не мешает. Вот помешала продажа этанола серьезному бизнесу, ну и где теперь его купишь, даже в качестве растворителя? В общем, вопрос 'как' — это явно не тема данной статьи.

Главные выводы

1. Ацетон может содержать не только воду.

2. Если есть подозрения на то, что ацетон паленый — на помойку его (или в магазин, если готовы платить за экспертизу в случае неудачи).

3. Если делаете ацетоновую баню, то обязательно... нет, не так... ОБЯЗАТЕЛЬНО позаботьтесь о том, чтобы она была герметичной, а помещение хорошенько проветривалось (не делайте так, жареный петух тут плохой советчик).

4. Подумайте десять раз прежде чем перегонять ацетон. Максимальная очистка ацетона простой перегонкой — 90%. Это при условии нормального лабораторного оборудования (колба, холодильник, точный термометр) и опыта. В домашних же условиях максимум, что можно сделать — это надышаться ацетоном, а если там не только ацетон, то и еще чем-нибудь — оно вам надо?!

Заключение и отказ от ответственности

Автор статьи не представляет официальную аттестованную лабораторию. Выводы о содержании метанола в ацетоне могут быть ошибочны и базируются исключительно на общих принципах хроматографии. На самом деле, это мог быть не метанол, а что-то другое. С похожей хроматограммой. И похожей плотностью. И похожим запахом. В общем, главный посыл статьи — не надо советовать перегонять некачественный ацетон. В нем может быть не только вода, но и другая бяка, даже более вредная, чем ацетон. Всем добра и хорошего настроения (-:

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

122
Комментарии к статье

Комментарии

29.04.2019 в 13:58
11

Отличная статья!
Все по полочкам и подробно!
Жаль,ч то только один плюс можно поставить...

29.04.2019 в 14:11
4

Меняю две бутылки плохого ацетона на любой хроматограф, можно БУ.

29.04.2019 в 19:08
1

Насмешил блин :) они есть в производствах стандартных образцов и массово на металлургических предприятиях. Но вот в частные руки вам даже сломанный не дадут. Их из 4х сломанных один делают от безысходности и это на заводе, который почти всю продукцию продаёт боингу и аэрбасу.

29.04.2019 в 21:08
1

> Хроматэк -Кристалл 5000
~13 килозелёных.

29.04.2019 в 14:13
1

Кстати, а как в домашних условиях грамотно и безопасно утилизировать плохой ацетон?
Можно ли его слить просто в унитаз?
В мусоропровод же не выбросишь полный бутыль.
Ну и попутно тот же самый вопрос по поводу дихлорметана и уайтспирита. Как от них можно избавиться?

29.04.2019 в 14:42
4

Холиворная тема ) каждый раз она разрастается в несколько страниц и заканчивается ничем.

Грамотная и безопасная утилизация — она за деньги. И обойдется вам на несколько порядков (!) дороже самого ацетона. Ну, скажем, ацетон вы купили за 80 руб, а утилизируют вам его за 8000 руб. Оно вам надо? :) Боюсь, средств, доступных физлицам, попросту не существует.

'Можно ли его слить просто в унитаз?' - официально - нельзя
'В мусоропровод же не выбросишь полный бутыль.' - аналогично
'Как от них можно избавиться?'

На любом растворителе написано, как избавиться: 'утилизировать в специально оборудованных местах'. Вот только мест таких у нас ИМХО нет.

29.04.2019 в 19:13
0

Просто вылей в канализацию. Он там разбавится и самоутилизируется ещё до прихода на очистные сооружения.
Просто не рассказывай об этом :)
Хлористый метелен можно просто забыть на помойке открытым. Он быстро испарится и разложится. Ну если бомж его не найёдёт или металлисты.

Ещё их можно сжечь. Например кинуть бутыль в печку :)

30.04.2019 в 14:37
0

Изучал вопрос, если ваши объемы - считанные литры в месяц, то дешевле, проще и логичнее сжигать, только делать это на улице с соблюдением минимальной техники пажаробезопасности (слить в крупную негорючую тару с другим горючим мусором и поджечь).

Объемы по больше сжигать придется на специализированной установке (имхо сделать такую вроде бы не сложно),

Все остальные способы - требуют затрат, например абсорбировать растворенный пластик активированным углем или селикагелем или перегонкой.

30.04.2019 в 15:40
0

Сжигать на улице? Ну так себе идея, особенно если в это время мимо будет проезжать патрульный палицай (-: дратути, сержант такой-то, ваши документы, что жжете, почему запах такой странный, ну итд ... Может и не заберут, но нервы потрепят точно.

30.04.2019 в 21:39
0

Комментарий скрыт

23.05.2019 в 18:08
0

Судя по тому сколько всякой дряни сливают заводы и всякие предприятия то можно. Очестные сооружения справятся с вашими парой литров химии. Главное вы потом будете сами дышать этой бякой сидя на белом троне. Но унитаз лучше чем свалка ТБО. Лучше через воду и в очестные, чем через мусорку, потом на полигон, потом через землю и так же через воду в очестные.

07.11.2019 в 20:59
0

Уайтспирит и ацетон можно использовать для разжигания костров (привет шашлычки)! Но лучше дров, а не угля. В угле всякая бяка может сорбироваться (см статью выше) и потом долго вонять при жарке мяса, которое всё это впитает. А если дровишки полить, то пока они прогорят, все растворители тоже выгорят.

На счет хлорированных - прям не знаю.. Обычно их достаточно трудно достать, чтобы была потребность в утилизации. Ну стоит пузырек в гараже на 200-500мл и что? Мож когда сгодится.

29.04.2019 в 14:59
2

На любом растворителе написано, как избавиться: 'утилизировать в специально оборудованных местах'. Вот только мест таких у нас ИМХО нет.
Вот чего-чего, а именно этого на перечисленных мной химикатах не написано.

Типа купил, а дальше твои проблемы...

29.04.2019 в 15:27
1

Автору жирный
Хроматографа нет, но отказался от магазинного после первой покупки.
Сейчас покупаю только ЧДА или ХЧ - как повезет.

Опубликовать комментарий

29.04.2019 в 15:30
2

Все в нем хорошо, кроме цены (-: Но зато точно знаешь, что в этом ацетоне — только ацетон.

29.04.2019 в 15:47
1

дороже конечно, но не критично же)

30.04.2019 в 00:40
0

Беру в кенгуру,  всегда норм. Не реклама ))

06.05.2019 в 09:35
0

Что такое ЧДА и ХЧ?

06.05.2019 в 09:39
2

Принятые в химии обозначения. Чистый Для Анализа (99.75% ацетона) и Химически Чистый (99.8%)

29.04.2019 в 15:43
1

Отличный пост. Здорово, когда есть желание и возможность применить научный подход.

29.04.2019 в 16:17
0

Спасибо. Статья великолепна!

29.04.2019 в 17:06
2

Зачитался , очень понравилась стилистика изложения, как хороший роман, честное слово!! И немного грустно когда закончил читать. Спасибо.

29.04.2019 в 17:11
7

Спасибо всем за комментарии, так-то статья планировалась на прошлый понедельник, но как-то все цеплялось одно за другое, за третье.. Хотелось рассказать и о том, и об этом... Еще раз спасибо, очень приятно (-:

29.04.2019 в 17:35
1

Доброго дня.
Вот тоже понравилась статья - не только про ацетон, но очень полезно.
О простых вещах-сложно. Письмо химика 3D-печатнику. Растворители для пластмасс и защита от них

29.04.2019 в 17:46
1

Выглядит внушительно! Спасибо, заценим! (-:

29.04.2019 в 17:43
1

Брал тоже на днях технический в пластиковой таре... фигня, чуть плавит абс только. До этого брал в стеклянной таре, он нормальный! А казалось бы оба по одному госту.

29.04.2019 в 17:45
1

Да, этикетка 'плохого' ацетона в статье тоже ссылалась на ГОСТ. Это и печально )-:

29.04.2019 в 19:16
1

Ну ГОСТы всем сегодня насрать. Это вы ещё не видели провода 'по ТУ' они запрещены к поизводству. А один хрен все магазины ими забиты, хотя от них жизнь зависит...

Как вы его заставите их соблюдать если магазин берёт на реализацию не проверяя и потом экспертизы куплены.

29.04.2019 в 19:18
0

Провода? Видел (-: Про экспертизы — тоже в точку )-:

30.04.2019 в 00:21
1

по поводу госта, на правой бутылке написано что это ГОСТ 2768-84 с изм I,II,III
полистал гост в гугле, правок прилично, выглядят как послабления (там убрали требования, тут расширили способы тестирования и т.п.)

29.04.2019 в 21:43
1

Не знаю может вопрос не совсем по адресу, но просто интересно. У нас в Украине ацетон тоже прекурсор, но вот запретили его таки серьезно. То есть просто так ни в магазине, ни из под под полы несколько лет купить было нельзя (и я с горечью смотрел на редеющий запас в пол литровой бутылочке). Однако с появлением принтера, проблема стала совсем остро, я всерьез озаботился поиском ацетона или аналогов.
Но внезапно повезло, где-то год назад в одной из крупных строительных сетей обнаружился ацетон. При этом на мой вопрос 'а надо ли разрешение?', консультант посмотрел на меня с недоумением.
Дома я уже понял в чем дело, на этикетке написано:  'смесь органических веществ на основе ацетона, не является чистым ацетоном'. Однако жижа пахнет ацетоном, и растворяет пластик/смывает тонер нормально. 
Собственно, в этом и вопрос, что это может быть за смесь органических веществ на основе ацетона?

29.04.2019 в 22:02
1

По законам Украины, если не врет первая ссылка в гугле, ацетон при концентрации более 50% считается прекурсором на общих основаниях.

Если повезёт, то у вас там 50% ацетона и еще что-то безопасное, тот же пропиловый спирт. Если не повезет, то добавка может быть чем-то более токсичным: метанол, дихлорэтан, дихлорметан... и так далее )

29.04.2019 в 22:06
1

Хотя судя по тому, что пластик растворяет нормально, скорее всего там все же раствор дихлор- метана/этана в ацетоне.

29.04.2019 в 22:10
1

Спасибо большое. Вообщем буду чуток более аккуратным. А то бог их знает, что там намешали.

29.04.2019 в 22:34
1

Угу, помещение проветривайте чаще и это... Женскую половину держите подальше от этой чудо-жидкости, особенно если в будущем (любом) детки планируются. Как пример, бензол не оказывает на мужиков никакого влияния, а на прекрасный пол это страшный канцероген, вплоть до уродств потомства (три раза тьфу).

29.04.2019 в 22:42
1

Эм, не думал что все может быть так серьёзно. Ещё раз спасибо за совет.

29.04.2019 в 22:11
3

[IMG]https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRr-0mbBQ2f7xRA0P2XTL686IkbvNdLRn9xYr20uM1uGBo5JDU4[/IMG]

30.04.2019 в 00:29
0

Аналогично.
Но вот так - точнее:

30.04.2019 в 00:20
2

Dysprosin, Поздравляю!

Статья удачная, с нетерпением ждал её четыре года.

Всё правильно отмечено,
хоть я и не химик.

Благодарю Вас за отдельный раздел №4 про тестирование, это действительно важно.

Вопросов к Вам всего два:

1. Про защитные перчатки не понял (не у Вас, а по приведённой в комментах ссылке на habr).

Поэтому оптимальным вариантом будет а)использование защитных перчаток (перчатки из поливинилового спирта — для хлорорганики, все остальные, вроде латексных или нитриловых — годятся только для спиртов, кетонов), б)применение специальных защитных мазей и паст.
Можно Ваш комментарий?
Может быть даже в отдельной статье, так как тут ещё и фотополимерщики - заинтересованный народ...

2. Будете ли Вы продолжать химкультпросвет, ну например - с аналогичным постом про ДХМ?
Про респираторы в статье на habr - уже вроде всё написано, но это вовсе не означает,

что лимонен, пинен и прочие КРАСИВОНАЗВАННЫЕ скипидары - не разбодяжены и/или разведены производителем ради собственной наживы.

С Уважением,
Ski.

ski
30.04.2019 в 03:31
3

Спасибо )

1) а в чем вопрос-то? Автор предлагает использовать обычные перчатки только для работы со спиртами и ацетоном, потому что дихлорметан/этан и проч. их разъедают. Но тут работает принцип: если есть возможность достать спец.перчатки - отлично. Нет - обычные перчатки все равно лучше никаких (и в принципе их достаточно, если помнить об их одноразовости и выбрасывать сразу после использования)

2) по этой теме имхо сказано достаточно, что тут можно добавить? На любой растворитель можно применить правило ацетона: если растворитель ведет себя не так, как должен, его следует отправить на помойку. Писать срывы покровов, проводить контрольные закупки - это бесперспективно, сразу обвинят в ангажированности и в том, что 'статья куплена'. Бодяжили всегда, а попытки вывести магазин/производителя на чистую воду - на сегодняшний день я думаю себе дороже.

Без сомнений, химкультпросвет продолжаться будет, в том числе в рамках youtube-канала, но делать абы что не хочется, а для качественного контента нужно много времени. Все будет. 'Когда-нибудь завтра' (-;

30.04.2019 в 02:41
0

Нуууу.... Уже помоему давно известно что наркодурь запретила к свободному обороту нормальный ацетон. Теперь его бодяжат как только могут.

Так что когда мне нужен чистейший как слеза ацетон, я просто перегоняю хромовой смесью изопропил. Который ХЧ по копейке за ведро.

30.04.2019 в 02:57
2

Способ, конечно, интересный ) но вы правда предлагаете получать один прекурсор (ацетон) при помощи другого прекурсора (конц. серной кислоты, основного компонента хромовой смеси)? (-:

К тому же, в вашем способе нужно знать ряд нюансов. Например, при неправильной температуре  и/или недостатке бихромата произойдет межмолекулярная дегидратация. В результате получится дипропиловый эфир. Хорошо, если вы их знаете (-:

Ну а на счет нормального ацетона, опыт статьи показывает, что в двух случаях из трех есть шанс напороться на нормальный (-;

30.04.2019 в 04:29
0

Определяю качество ацетона по запаху - чем он хуже тем поганей мне попался ацетон. На работе есть бочка эталонного чистого, так он практически не пахнет в сравнении с магазинным, а пластик в нем чуть ли не испаряется.

30.04.2019 в 05:02
2

Ну хоть не по вкусу xD

Вспоминается лекция по химии в универе. Лектор  нас спрашивает,как отличить серную кислоту от соляной? Один умник с галерки: по вкусу!

Лектор сделал паузу... И выдал: 'ну я-то по вкусу отличу, а вот на счет вас - сомневаюсь'.

30.04.2019 в 04:49
0

Просто красивая реакция. Из не вошедшего в статью ) кто узнает для чего это, могут взять с полки пирожок (-;

30.04.2019 в 07:12
0

Реакция серебряного зеркала на метанол

30.04.2019 в 10:32
0

Серебряного зеркала верно. На метанол не совсем верно (-: спирты не дают такой реакции.

07.11.2019 в 21:10
0

Раз "не совсем",, значит формальдегид.

Спасибо за статью! Прочитал как воды напился! Сам в душе химик, люблю такие штуки. Кстати говоря.. Метанол - тоже ценный продукт, который не купишь просто так. Какая там торговая марка у "плохого" "ацетона" была? Мне тут для одного синтеза метанольчик нужен, думаю даже 50% (если осушить) вполне сгодится, а метанол взять негде. Так, ничего особенного - для красивого огня, думаю вы знаете.. так что не беспокойтесь на счет последствий.

"Было ли это актом заботы о населении или просто нужно было протолкнуть на рынок мало кому нужный до этого пропиловый спирт, оставим этот вопрос конспирологам и прочим рен-тв."

Вот с этим не совсем соглашусь. Изопропанол очень удобная вещь для разных целей и вместо этанола почти всегда подходит (если речь не идет о синтезе, например конкретного этилового эфира чего-нибудь или чем-то похожем). Но вот то что рояль из продажи изгнали - очень жаль. Иногда все же спирт в легком доступе в ближайшем ларьке был удобен. Хуже другое - под это дело закрутили гайки аптекам и раньше продававшийся там 95% спирт (кстати довольно посредственного качества, наверное гидролизный) в 100мл пузырьках тоже исчез.

30.04.2019 в 15:31
0

Реакция на глюкозу ???

30.04.2019 в 15:33
0

Какая же глюкоза в ацетоне?))

30.04.2019 в 15:44
0

Ну один из вариантов определения глюкозы и фруктозы. :) Фруктоза зеркало не дает...   Качественная реакция на альдегиды...
Сам состав не помню, что то с амиаком (гуглить лень)

ЗЫ Помню со школы... ~35 лет назад...

30.04.2019 в 06:10
1

Спасибо за интересную стать. Прочитал с интересом особенно про хроматографию. Пишите ещё.

30.04.2019 в 07:19
0

Столкнулся с таким моментом, может кому пригодится.
Пробовал растворять ABS от FDplast в ацетоне, который заведома чистый ХЧ.
Он полностью не растворялся, получалась двухфазная жидкость раствор пластика в ацетоне и раствор ацетона в пластике.
Пластик мне нравится, изпечатал уже более 20 кг, и дешёвый.
Пробовал разные смеси ацетона с другими растворителями, какие были под рукой, штук 5 перепробовал.

Сейчас чтобы его растворять использую смесь ацетон : толуол 1:1. Отличная смесь и растворяет отлично и испаряется не так быстро, как чистый ацетон. Этим же раствором мажу алюминевый нагревательный стол прямо на который и печатаю. Держится отлично, отстаёт когда остынет тоже хорошо.

Можно получить очень концентрированный раствор. Я такой применяю для склейки деталей, заполнения дефектов на детали. Можно даже исправлять напечатанную деталь намазыванием толстого слоя где надо вместо исправления модели и перепечатывания.

30.04.2019 в 18:47
1

Толуол относится к той же группе прекурсоров, что и ацетон, а значит, купить его легально ничуть не проще.

30.04.2019 в 07:47
5

Очередная страшилка про вредность ацетона. Работаю с ацетоном дома, без какой-либо специальной вытяжки и ничего, всё нормально. Говорящая собака и Брюс Уиллис на драконе могут подтвердить.

30.04.2019 в 17:17
0

ПДК у ацетона такая же как у пищевого спирта), так что отравиться им надо еще постараться. Другое дело что это у чистого ацетона, а вот что там бодяжат и продают, действительно может представлять опасность. Хотя если уж на то пошло, то и на бутылку водки с метанолом можно напороться, чтож теперь и спирта бояться?

С выводами по большей части согласен, за исключением нагона жути на перегонку. Гнать вполне можно, процесс простой, и в большинстве случаев даст хороший результат. Голову на плечах иметь конечно нужно, если ее нет то лучше растворители вообще в руки не брать. Основная опасность если уж на то пошло, не токсичность а пожароопасность. Никакого спецоборудования не нужно, и концентрация выше 90% легко получается, и вони нет, не надышитесь, трубки только герметизировать хорошо надо. Както специально экспериментировал на эту тему, какраз с таким как выше на фотке, с красно-черно-желтой этикеткой, все гуд.

Да и в конце то концов, если не хочется заморачиваться с перегонкой, возьмите просто другой растворитель, тот же этилацетат свободно в химмагах продается, растворитель Марка Б, думаю и 646 вполне может подойти, хотя не пробовал.

tmc
30.04.2019 в 18:44
2

Говорите концентрация выше 90% легко получается? А справочники говорят об обратном. Если откроете Коган В.Б., Фридман В.М., Кафаров В.В. Равновесие между жидкостью и паром кн.1, 2 (1966), страницу 288, то увидите там такую таблицу:

Построив по этой таблице диаграмму, получите следующее: По X концентрация ацетона, по Y температура. Видите перегиб при 90%? Это т.н. азеотропная точка, когда концентрация ацетона в жидкости и в паре одинаковы и их разделить простой перегонкой невозможно. Можете, конечно, сказать, что в таблице ошибка. И будете возможно правы, на тему азеотропа вода-ацетон мнения расходятся. Ну что же, вот вам другая таблица (книга та же, источник другой): Хорошо, вы можете сказать, что масштаб неправильный, увеличим правую часть: По оси X концентрация ацетона (промежуточное деление 1 процент), по оси Y - температура (промежуточное деление 0.5 градуса). Окей, вы победили. Действительно нет азеотропа, смесь разделить можно. Для этого всего-то нужно держать температуру с точностью в четверть градуса (!), иначе смесь либо не закипит, либо в ваш холодильник улетит весь 90%-й раствор. Для получения ацетона с концентрацией более 95%, вам уже потребуется держать температуру в 0.1 градуса. Найти такой термометр не проблема. Но если вы скажете, что ваша электроплитка или горелка так умеет, я искренне за вас порадуюсь (-;

30.04.2019 в 19:38
0

Ну, не знаю что там им в справочниках воду мутит, но на практике все проще. Берем покупной ацетон, как говорил на картинке выше, растворяем им мебельный лак - все гуд, но нидайбог добавить туда хотябы 3% воды - лак сворачивается, отсюда делаем вывод что в покупном ацетоне воды нет и даже несколько ее процентов дело сразу портят. Далее экспериментируя я грубо установил что ацетона в том ацетоне гдето 65%, остальное какаято маслянистая органика, причем довольно высококипящая, при горении сильно коптит и воняет как парафин или полиэтилен.

Так вот что касается перегонки, для чистоты эксперимента бухнул в этот покупной ацетон 900% воды, т.е. сделал 10% р-р ацетона в воде, и стал перегонять, в банке на водяной бане в кастрюле, через холодильник, но это не обязательно, можно просто трубочку подлиннее взять и если уж так хочется засунуть ее в воду чтобы охлаждалась, короче из трубочки и ПЭТ бутылки холодильник делается на раз. Сначала контролировал температуру обычным бытовым термометром, чтобы не поднималась выше 70, ато видно что вода от 70С в бане уже почуть парить начинает, потом забил на это и просто не допускал начала парения воды. Трубочки силиконовые обычные, везде пишут что растворяются, а по факту нифига, ну или точнее настолько медленно что для перегонки продолжительностью несколько часов их вполне хватает, везде герметично синей изолентой), за исключением входа трубочки в сосуд-сборник, там она должна входить неплотно с зазором в несколько десятых долей мм, чтобы компенсировать давление, иначе процесс не пойдет. И нифига оно не воняет, легкий запах ацетона в радиусе пары метров от установки и все.

Так вот, после перегонки получил ацетон не только без воды (<3% точно, судя по тесту лаком), так еще и гораздо лучше чем исходный покупной ацетон - он и по запаху был гораздо нежнее, и испарялся быстрее, и пластик быстрее растворял.

tmc
30.04.2019 в 19:48
0

70 градусов?))) Ну тогда я с вами дальше не спорю ) знаете при какой концентрации ацетон кипит на 70 градусах? При 5% ацетона и 95% воды. В вашем случае единственный вывод, котрый можно сделать, что у вас получился НЕ ацетон (-;

30.04.2019 в 20:16
0

Какова была температура перегоняемой жидкости не знаю, измерял температуру в кастрюле водяной бани. Получился ацетон. И очень не плохой. Теория как вы сами выше говорите неоднозначна, а на практике все ок.

tmc
30.04.2019 в 20:26
0

Выше не теория, а как раз практика, таблицы - это практические результаты. Максимальные расхождения 0.5-1 градус, но никак не 20, как у вас. Если вам спокойней считать получившуюся у вас жидкость чистым ацетоном (вплоть до нескольких процентов), ваше право. Но не надо выдавать это за истину последней инстанции. А то сейчас дойдем до того, что власти скрывали (тм) истинную температуру кипения ацетона (к слову, 56 градусов).

30.04.2019 в 21:33
0

Не, это конечно частный результат, не известно что они в очередной ацетон намешают, но в данном случае проблема с растворяемостью была решена, и это решение проходит у многих. Поэтому я бы так тучи над перегонкой не сгущал, если есть возможность и желание, это первое что можно пробовать, обязательно с предосторожностями по пожарке.

tmc
30.04.2019 в 21:44
2

Решена проблема с растворяемостью, а не бы получен чистый ацетон - это разные вещи. Впрочем, пора заканчивать. Спасибо за интересную дискуссию, каждый останется при своем мнении, а другие сами решат, чья точка зрения им ближе.

30.04.2019 в 22:00
1

Ну да, чистый это другое дело.. Спасибо.

23.05.2019 в 14:55
1

Хорошая стать.
Спасибо!
P.S. Все пункты, где написано 'можно не читать', читать обязательно!

23.05.2019 в 15:00
1

выложите фото бутылок проверенного ацетона, которые нам подходят.

24.05.2019 в 17:30
1

Отличная статья, с интересом узнал, что такое хроматография и как она работает! :)

Про ацетон же, позвольте один совет, практически на правах КО. Не надо покупать то, что продаётся под этим названием в строительных гиперах, на рынках и т.д.
Настоящий, химически чистый ацетон можно и нужно покупать в магазинах, торгующих хим.реактивами!
В крупных городах таких десятки, многие из них работают с физ.лицами в розницу и занимаются пересылкой по стране. Если это не будет считаться нарушением правил, могу назвать один из таких магазинов в Москве, литр ацетона будет там стоить около 148 рублей за литр + 100 рублей за оформление накладной на продажу прекурсоров не зависимо от количества покупаемых литров. (NB: есть там и Лимонен-D по ~1250 рублей за литр, но это уже другая тема) 
Да, такой ацетон при небольших объемах покупки обойдётся в два-три раза дороже того, 'ацетона', который найдётся в ближайшем хозмаге, зато это будет химически чистый ацетон и он будет работать, без перегонок и прочих ужасов.
Да, как неоднократно говорилось выше, ацетон -- прекурсор, и при покупке скорее всего придется показать паспорт и заплатить дополнительные 100 рублей за оформление, но, думаю, дело того стоит.

Единственный значительный минус -- покупать сразу правильный ацетон -- это скучно, и это не оставляет в жизни места для подвига. :)

27.05.2019 в 10:36
0

Отличная статья. Научный подход без идиотских притязаний на стопроцентную истину. Автору - браво и удачи. Проводите больше разнообразных экспериментов, раз имеете доступ к подобному оборудованию. Есть масса важных утилитарных, бытовых веществ, исследование состава которых будет очень интересно людям...  :-)

26.07.2019 в 08:09
0

Написал автор все правильно. Но есть же 'народные' способы очистки ацетона. Например, замочить его на недельку в цеолите (камни такие для аквариума) или перегнать над прокаленной (безводной) кальцинированной содой, затем - над марганцовкой, потом - опять над содой. А в продаже я давно уже не встречал нормальных растворителей, вот приходится 'химичить'.

08.12.2019 в 14:46
0

10% воды что в ацетоне что в спирте - хоть этиловом хоть изопропиловом легко ловятся сухой канифолью... если раствор жёлтый - <10 если белесая кака на дне >10

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Печатаем гибкую, эластичную, мягкую деталь полимерником

О Плотности фотополимеров

КОМПАС-3D v18 Home. Основы 3D-проектирования. Часть 16.3. Создание игрушечного паровоза. Крыша и тележка паровоза

Boot or not to boot или ректальная реанимация MKS TFT32.

Контейнеры для филамента, которые я использую.

Спасение новогодней елки