Танчик-бэтээрчик. Часть 5
Продолжая окучивать болты и заклёпки я, закономерно, приблизился к носовой части танка, а там... а там 2 люка механика-водителя и 3 смотровые щели у него же. Как всегда, с первого взгляда всё просто, но, если присмотреться, то - опять засада (!).
Первым рисую смотровой люк мехвода. Ну, тут все просто. Кроме одного: люк вместе с лобовым бронелистом отклонен на 10 градусов от вертикали и имеет толщину 20 мм. Таким образом, верхний и нижний края смотровой щели должны быть параллельны горизонту:
С внутренней стороны люка монтировался перископический наблюдательный прибор, состоящий из 2-х зеркал из полированной нержавейки, расположенных в стальном негерметичном корпусе. Поскольку на зеркалах, само собой, скапливалась пыль, а иногда и вода, перископ необходимо было вскрывать и протирать зеркала и стекла. Все это счастье имело чрезмерные габариты и давало плохое изображение, что отмечали немцы, захватившие в начале войны много такой техники. Я десятки раз читал об этом косяке советских танков, но увидел его и осознал впервые, лишь когда занялся моделированием.
Вот как это выглядит на реальном объекте:
Смотровая щель с перископом в разрезе:
Я не планирую делать смотровой люк открывающимся, поэтому рисованием этого прибора не заморачиваюсь, но посмотреть на него и понять принцип действия посчитал полезным. А то ведь - вдруг?
С началом поставок танков по ленд-лизу, наши танкисты столкнулись с английскими перископическими приборами наблюдения, которые были выполнены герметичными и неразборными, давали превосходную картинку, а по массо-габаритам были меньше наших приборов как бы не в 2 раза. Кроме того, английский прибор для обслуживания, или замены, в течении нескольких секунд вынимается из своей шахты внутрь бронекорпуса и так же легко в шахту вставляется. Советский прибор надо пылесосить и изнутри и снаружи, вылезая при этом на броню. А что если стреляют?
Уж не знаю как там наши порешали с англичанами, но ИС-1/2, Т-34-85 и САУ на их базе комплектовались именно приборами английского типа, что неоднократно можно было увидеть в знаменитом польском сериале "4 танкиста и собака". Сегодня эти приборы называются ТН-4 и они, и/или их модификации, устанавливаются на всей нашей бронетехнике. Мазута обычно называет их "триплексами" ))
Если Т-60 еще комплектовались советскими перископами, то уже на Т-70 можно увидеть 1 английский прибор в открытом люке мехвода и 1 прибор в устройстве для кругового обзора, на открытом башенном люке:
Итак, осталось сделать еще 2 смотровые щели, благо - они идентичны люковой. Но как это сделать на правом и левом лобовых листах? Левый лист, например, имеет наклон в 2-х плоскостях и верхнюю грань параллельную горизонту. На этом листе можно создать эскиз и выровнять его по этой грани:
Правая щель расположена в листе, который вообще не имеет никаких явных привязок к координатным осям:
Пару часов я пытался как-то порешать возникшую проблему, а потом плюнул, откушал едишки и испил пивка. На следующий день я решил использовать некоторые особенности "Солидворкс", который позволяет разрабатывать кучу узлов и агрегатов отдельно и соединять их все в файле "Сборка". Та графика, что я демонстрирую здесь, в основном является жыпегами Сборки танка.
Для начала я обрезал смотровой люк до минимальных размеров, вот так:
Этот обрубок я импортировал в Сборку танка, наложил его на требуемый бронелист корпуса, отгоризонтировал его по бронелистам крыши. Далее я открыл бронекорпус в режиме редактирования внутри сборки и тупо отрисовал линии и центры на бронекорпусе, прямо поверх обрубка:
После завершения редактирования, я удалил обрубок из сборки, открыл бронекорпус как отдельную деталь, вне контекста сборки и доработал получившийся эскиз. Из этого эскиза я вырезал и вытянул все элементы смотровой щели.
Уф-ф! Гора с плеч! ))
Люк, предназначенный для посадки/высадки механика-водителя:
Чем же примечателен этот люк? Дело в том, что на переднюю часть люка сверху наварена "наделка", смысл которой не сразу улавливается. Поначалу, пока я не нашел люковый запор, я думал, что он находится под этой заделкой и открывается специально изогнутым рожковым ключом. Такая своеобразная "секьюрити" - думал я. Однако повторная поездка в музей и с трудом найденные в сети фотографии поставили все на свои места: наделка прикрывает вентиляционные отверстия, вырезанные в передней верхней части люка.
Вид на люк снизу и разрез:
Видимо механик-водитель при работающем двигателе реально угорал и поэтому конструкторы пошли на такой шаг дабы обеспечить вентиляцию отделения управления. Двигатель на Т-40 отделялся негерметичной переборкой только от боевого отделения, а на Т-60 вообще никаких переборок не было. Можно считать, что экипаж жил, ездил и воевал в обнимку с двигателем:
Вид с места мех-вода в корму:
На Т-60 этот люк иногда полностью повторял люк Т-40:
А иногда завод не заморачивался вырезанием кружков в броне и кромсал люк радикально:
Вот.
На ютубе можно найти ролики по истории Уралвагонзавода с участием Сергея Устьянцева. Рассказывая о истории производства танков в Стране, Устьянцев дает ответы на очень многие и важные вопросы политики и геополитики, которые непосредственно были завязаны на существовавшие технологии и состояние промышленности СССР. Но об этом - как-нибудь в другой раз.
А когда же будет водоходное оборудование? А скоро и будет.
Ту би континуед
Айл би бэк
Еще больше интересных статей
SHUI на Flying Bear Ghost 5 c MKS Robin Nano-s V1.3. LA работает!!!
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Приключение на 5 минут, войти и выйти
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Придумал, экструдер.....
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Комментарии и вопросы
Медицинское заключение в студи...
Скорее всего тут всё-таки влаж...
Что проверяется (изменяется по...
Открыл Creality Printer...
Добрый вечер, может у кого ест...
Сегодня получил заказанный на...
Добрый день, подскажите, пожал...