Новый метод изучения композитов позволяет улавливать зарождающиеся дефекты
Российские ученые разработали инновационный подход к исследованию в реальном времени структуры композиционных материалов, изменяющейся под внешним воздействием. Методика предоставляет важные данные от миниатюрных образцов, которые теперь можно испытывать в камере сканирующего электронного микроскопа. Полученные результаты используются для надежных расчетов прочности, что сэкономит затраты при производстве и испытании авто- и аэрокосмических деталей.
В современной авиации и космонавтике особенно ценятся материалы с высокой удельной прочностью, легкостью, долговечностью и живучестью при разрушении. Одним из них является углепластик, но из него трудно проектировать изделия из-за неоднородной композитной природы — сочетания углеродных волокон и полимерной матрицы. В частности, процессы разрушения гораздо сложнее, чем в металлических сплавах. Инженерам требуются новые расчетно-экспериментальные подходы.
В традиционных методах испытаний углепластика используются крупные образцы, к тому же анализ разрушения проводится уже на деформированном после испытаний композите, поэтому упускаются детали о взаимодействии волокна с матрицей, распределении внутренних напряжений.
С помощью электронного микроскопа ученые Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Сколковского института науки и технологий и Московского авиационного института отследили изменения, происходящие в миниатюрных образцах углепластика непосредственно в условиях механической нагрузки, растягивая пластинки материала толщиной 0,5 мм, сообщает пресс-служба НИТУ МИСИС.
«Чтобы гарантировать стабильность свойств углекомпозитов, было предложено начинать их изучение на микроуровне, а затем с помощью компьютерного моделирования и эксперимента перенести данные на более крупные объекты. Это позволит избежать необходимости каждый раз использовать большие образцы. Так мы смогли в реальном времени изучить микродеформационные процессы, влияющие на механическое поведение композита. Метод in situ зафиксировал динамику деформации, появления трещин и взаимодействие между волокнами и матрицей во время растяжения», — рассказал доцент кафедры физической химии, сотрудник лаборатории «Луч» НИТУ МИСИС Евгений Статник.
Все изменения и нарушения структуры полимерных композитов на уровне отдельных волокон и эпоксидной матрицы исследователи фиксируют цифровыми камерами. С помощью алгоритмов, анализирующих видеоданные, ученые увидели нюансы деформаций и определили типы дефектов, которые могут ухудшить свойства исследуемого материала.
«Результаты нашего исследования помогут предсказывать зарождение и развитие повреждений в композитах, а это, в свою очередь, удешевит и усовершенствует разработку деталей для самолетов, транспорта, космической техники, строительных материалов, спортоборудования из углепластиковых композитов», — добавил Евгений Статник.
Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, результаты опубликованы в научном журнале Fracture and Structural Integrity.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Еще больше интересных статей
В Новосибирске разработали реабилитационный комплекс «Перчатка»
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Ученые НИТУ МИСИС создали алюминиевый сплав нового поколения
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Ежегодное издание «Голос филамента»
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Компания FDplast объявила о выпуске бесплат...
Комментарии и вопросы
А вот для этого воздух надо сн...
Белый, за счет этой своей особ...
Не надо приписывать всю славу....
откуда такая прыщавость?
FYSETC E4 стоял поначалу Марли...
нашел какой то конфиг, но на н...
Здравствуйте! Не могу никак со...