Кремень FMZ Реклама
Kremen FMHM Реклама

Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов

news3dtoday
Идет загрузка
Загрузка
23.11.2017
5293
13
Новости

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

9
С момента основания в середине 2014 года российская компания «Лин Индастриал» пережила немало успехов и неудач. Главная задача стартапа – разработка недорогой ракеты-носителя легкого класса, отечественного аналога новозеландским «Электронам» и американским «Векторам». Основал компанию инженер и редактор журнала «Новости космонавтики» Александр Ильин, в какой-то момент уставший писать о чужих достижениях и решивший самолично взяться за покорение космоса. Рассказываем, что довелось пережить первым частным ракетчикам России, и каковы планы на будущее.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
Нет, грандиозных планов по освоению Марса у «Лин Индастриал», подобно SpaceX, не наблюдается. Ну хорошо, наблюдаются, но только не Марса, а Луны, да и то в очень долгосрочной перспективе. Пока же внимание команды нацелено на ближний космос: задача состоит в разработке легких ракет-носителей в рамках программы «Таймыр», способных выводить на орбиту относительно небольшие коммерческие и университетские спутники. С учетом установки партии и верховного руководства страны «всех догнать, перегнать и импортозаместить», стать резидентом Сколково не составило особого труда. Куда сложнее оказалось найти деньги.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
Первая значимая финансовая помощь теперь уже самой известной российской частной космической компании прибыла, как это ни забавно, из соседнего государства. В роли инвестора выступил предприниматель и соучредитель белорусской компании Wargaming Сергей Буркатовский, старый приятель Александра. Сергей вложил несколько миллионов рублей вдобавок к пятимиллионному микрогранту Сколково. Заполучив стартовый капитал, команда взялась за разработку отдельных узлов и постройку небольших ракет для испытаний системы управления.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
Все шло неплохо, но в декабре прошлого года чуть не произошла катастрофа. Несмотря на тонны обожания и одобрения со стороны государственных структур, академических учреждений и всяческих официальных лиц, разработчикам так и не удалось получить доступ к стенду для испытаний ракетных двигателей. И правда, а вдруг стенд сломается? Что важнее, частная космонавтика или казенное имущество? В общем, даже пообещавший поддержку Московский авиационный институт внезапно решил выйти из игры, а ребятам пришлось тратить деньги и время на сооружение собственного стенда.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
Справившись с этой задачей, осталось найти место для испытаний. Тут не помог даже Роскосмос, над чьим журналом, теми самыми «Новостями космонавтики», Ильин верно работал на протяжении многих лет. Стенд и рабочий прототип двигателя отвезли на пустырь в промзоне, где темной ночью, надеясь на отсутствие посторонних, провели испытания. Итогом стал взрыв двигателя, а один из осколков пролетел несколько десятков метров, а затем пробил забор и стену бытовки, как назло поранив ничего не подозревавшего человека. К счастью, обошлось без смертельного исхода, а Ильин и его команда незамедлительно признали вину и выразили готовность оплатить лечение и выплатить компенсацию.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
Тем не менее, концепция двигателя в целом была доказана, а команде удалось получить необходимые данные. Но полоса невезения на этом не закончилась. Теперь у компании возникли финансовые трудности, причем настолько серьезные, что с начала года Ильин последовательно распродавал часть оборудования и заготовок, пытаясь хотя бы сохранить целостность команды. Так продолжалось до вчерашнего дня, когда «Лин Индастриал» официально вошла в состав группы компаний «Галактика», оказывавшей посильную помощь с лета этого года.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
«После сложных переговоров со старыми инвесторами в октябре-ноябре было принято решение о вхождении «Лин Индастриал» в состав ГК «Галактика». Планируется, что ГК «Галактика» привлечет средства, достаточные для продолжения проекта орбитальной ракеты на уровне «железа». Основное направление – зондирующие суборбитальные ракеты и сверхлегкие ракеты-носители. Кроме того, наша команда принимает активное участие в развитии других проектов ГК «Галактика». В случае получения необходимого финансирования мы планируем создать большое «космическое» КБ, около ста человек, которое будет заниматься несколькими перспективными направлениями. 150 миллионов рублей – это примерная сумма, необходимая для того, чтобы провести огневые испытания маршевого двигателя ракеты «Таймыр», включая строительство стационарного стенда для таких испытаний. Подразумевается, что это будут не средства ГК «Галактика», а привлеченные инвестиции», – рассказывает Александр.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
Пока продолжалась, да и продолжается финансовая катавасия, команда успела пересмотреть проект. Основные усилия будут направлены на реализацию варианта «Таймыр-3-100», самого перспективного с точки зрения коммерческого спроса. Изначально планировалось создать двухступенчатую ракету, но ради унификации двигателей и экономии решили добавить еще одну ступень. Экономия заключается в том, что команда планирует использовать относительно дешевые алюминиевые баки вместо углепластиковых, как на более дорогих двухступенчатых ракетах Electron, испытываемых новозеландской компанией Rocket Lab. Зато у «Электрона» переняли идею электрических насосов вместо вытеснительной системы подачи топлива, а также изготовления двигателей на 3D-принтерах.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
«Первым на стенд для огневых испытаний встанет новый двигатель на 100 кгс, камера которого будет изготовлена методом 3D-печати из инконеля и оснащена полноценной «рубашкой» охлаждения, а давление в камере будет достигать 60 атмосфер! Так будут протестированы ключевые операции работы с двигателем и огневым стендом. Для этого двигателя мы уже выполнили расчеты геометрии и смоделировали тепловые процессы. Данный двигатель станет демонстратором технологий для основного рабочего варианта ЖРД на 500 кгс», – поясняет Ильин.
Через тернии к звездам: российская частная ракетостроительная компания надеется на аддитивные технологии и помощь инвесторов
Финальная версия ракеты-носителя «Таймыр-3-100» сможет выводить на орбиту высотой 500 км полезную нагрузку массой до 80 кг. Стоимость вывода одного килограмма оценивается в 15-20 тысяч долларов, то есть примерно вдвое ниже, чем у новозеландских конкурентов. Первый орбитальный полет компания надеется провести в 2023 году, если положение с финансами наладится в ближайшие месяцы. Затем уже будут вестись работы над более тяжелыми и способными версиями. Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте компании «Лин Индастриал».
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

9
Комментарии к статье