Мельбурнская компания Titomic завершила монтаж и пусконаладочные работы над опытным крупноформатным 3D-принтером собственной разработки. Как утверждают представители предприятия, это самая большая в мире аддитивная установка, печатающая металлами. Она действительно огромная. Показываем.
«Реалии таковы, что в металлургической отрасли за последние пять тысячелетий не было никаких фундаментальных перемен. Еще древние греки придумали, как выкапывать сырье, переплавлять его и получать разные формы. Привычные 3D-принтеры по металлу тоже следуют этой фундаментальной технологии, а наш процесс отбрасывает парадигму напрочь», – утверждает генеральный директор и главный инженер компании Titomic Джефф Лэнг.
В его словах есть доля правды. Абсолютное большинство существующих 3D-принтеров для печати металлами и сплавами полагаются на спекание или плавку материалов с помощью лазеров или электронных пучков. Без всякого сомнения, такой подход жизнеспособен, но производительность относительно невысока, да и возможно появление кое-каких нежелательных побочных эффектов, например горячих трещин. Titomic же сделала ставку на хорошо известную технологию холодного газодинамического напыления, разработанную еще в середине 80-х специалистами Института теоретической и прикладной механики СО РАН СССР.
Суть процесса проста: частицы металлического порошка разгоняются до сверхзвуковой скорости и сталкиваются с целью – субстратом или уже нанесенным материалом. Хотя при ударах кинетическая энергия и преобразуется в тепловую, температуры плавления металл не достигает, а плотный слой формируется за счет пластической деформации и энергии связи. Ручные газодинамические пушки «ДИМЕТ» за авторством Обнинского центра порошкового напыления давно используются для нанесения защитных покрытий и восстановления поврежденных металлических изделий. Но почему бы не печатать детали с нуля?
Крупноформатный 3D-принтер Titomic предназначен именно для этого. На печать титановой велосипедной рамы уходит всего около 35 минут, а область построения опытной установки составляет 9х3х1,5 метров – колоссальный объем по меркам современной 3D-печати, особенно металлами. Производительность достигает 45 кг/ч, тогда как среднестатистический лазерный 3D-принтер выращивает примерно один килограмм в сутки. При этом установка способна работать с самыми разными материалами. Та же медь, например, не представляет никаких проблем, тогда как лазерные 3D-принтеры
пока что малоэффективны при работе с этим металлом. Основной упор все же делается на титан, причем основатель компании прямо заявлял о намерении возродить хромающую австралийскую металлургическую промышленность и потеснить российских поставщиков титановых заготовок для авиастроительной отрасли, пока еще доминирующих на мировом рынке.
Будет ли предприятие Джеффа Лэнга успешным, пока говорить рано, но буквально позавчера
Titomic подписала важное для своего дальнейшего развития соглашение – меморандум о взаимопонимании с ведущим европейским судостроительным концерном Fincantieri, соревнующимся за тендер на постройку нескольких фрегатов нового поколения для Королевского австралийского военно-морского флота. Местный филиал итальянского холдинга проведет испытания опытной установки, и если результаты будут признаны удовлетворительными, займется аддитивным производством корабельных деталей.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Комментарии и вопросы
Добавлю, что от замера зависит...
Этого друга я забыл бы в тот ж...
Извиняюсь за не лучшее качеств...
Приветствую многоуважаемые!Куп...
Я купил плату BTT PI v1.2 и ус...
Добрый вечер всем!Помогите пож...
Вылезла внезапно и просто испо...