Обзор материалов для литья по выплавляемым моделям

Подписаться на 3Dtoday
RLM
Идет загрузка
Загрузка
04.09.17
2778
47
Применение
33
Статья относится к принтерам:
RepRap
Полноценным обзором назвать этот пост, наверное, не совсем правильно, но тем не менее,
худо-бедно в эксперименте поучаствовало 2 отливки из ПЛА, 2 отливки из ПММА, одна
отливка из АБС и одна из неизвестного материала.
История эта началась с интернет-знакомства с Евгением Полюцким
(http://3dtoday.ru/blogs/049f55549b/), который поинтересовался возможностью отливки
небольшой шестерни для Р/У машинки из бронзы. Историю про шестерню и её счастливое
окончание можно прочитать в группе Евгения: (https://vk.com/3d_pechatnik)

Так как у меня не было своего принтера (и до сегодняшнего момента в процессе сборки
:)), местный центр 3D печати напечатал мне 4 копии требуемой шестерни из ПЛА .
Результат видно на фото, качество печати, как мне показалось, не очень, но деталь
маленькая, да и мне больше было интересно, что же из этого получится.
3ce06251e028ec31c7e2ab9221836d78.JPG
Ну, что напечатали, то и отлили:D

Потом эту историю продолжил некий Московский центр 3D печати, с предложением
отлить их распечатку из ПММА (кому интересно, может загуглить, что это за материал
и для чего применяется).
На ёлке:
fa9de9d93413a2428e9795648ccbee4b.jpg
Отлито:
PREVIEW
Это изделие не очень функциональное, но прекрасно демонстрирует возможности
технологии: снять форму и получить копию практически невозможно, а распечатать и
отлить запросто!

Эта фигурка была получена в обмен на предыдущую отливку, тоже из ПММА:
dc4c156aa3c258d760675a6f00bd3497.jpg
Отлито ( примерно 980 грамм, бронза):
0a5be0ee9ab5436c40352e67d8fdddbe.jpg
Есть косяки, фигурка массивная, но со 2-3го раза можно подобрать режим отливки и
поиграться с литниковой системой.

Далее на очереди неизвестный материал, который попал ко мне через двое рук, от какой-то
конторы, якобы занимающейся разработкой выжигаемого фотополимера, и нужна была
проверка по стандартным режимам прокалки и заливки. Сразу скажу, что не прокатило:)
Отливались вместе на одной ёлке с нашими серийными изделиями, с нашими всё в
порядке - с распечатками беда: дыры, артефакты, корявая поверхность.
Подозреваю, что для этого материала требуются специальные условия прокаливания, о
которых нам не сообщили.
fca67379eb2de884edf5f5a69c972eb6.jpg
492fb1c37ebd2872a1efdc1af9b3d414.jpg
fa365bd719082c74c93b316c38f8bec9.jpg
Следом прискакал наш хороший товарищ, которому я обещал помочь с дипломом, темой
которого была именно 3D печать с последующей отливкой, достоинства и
сильные стороны этой технологии. В общем, нужны были демонстрационные материалы:
распечатки из ПЛА и их копии уже в бронзе. Как обычно, дотянули до последнего, кинул
клич в объявлениях здесь на портале…. Так я познакомился с Ильёй
(http://3dtoday.ru/blogs/eta4ever/), Илья оперативно напечатал двух ацтеков и две турбинки,
за что ему огромное спасибо!
3fd50318b2ca8e802a6a77de7f68b335.jpg
4c7932aff8a7c0127ba04a2b205adcc2.jpg
63b16538a2b28c133e07b15377253475.jpg
54e8cad68bf57edc09d18a995780c303.jpg
Диплом был сдан с триумфом, защиты по сути никакой не было:D

И завершает обзор АБС, качество отливки похуже, чем у ПЛА, но имеет право на жизнь.
Так как раньше до меня доходили слухи, что из АБС невозможно что-то отлить.
629c5236a8e692b9fb1ebc4e1b8b9c7b.jpg
Этого, конечно, мало, чтобы делать какие-то выводы, но в целом, я думаю, эта технология
может занять свою нишу. Прямая печать металлами ещё очень дорога, а этим способом
можно получать неплохие детали там, где требуется единичные изделия или очень
маленькая серия и гораздо дешевле. Ну или в ситуации, когда переснять форму
невозможно или очень трудоёмко.

Если будут вопросы, предложения, пожелания - пишите в комментариях, в личку,
Вконтакте: https://vk.com/litejka62
Подписаться на 3Dtoday
33
Комментарии к статье

Комментарии

4 Сен 18:16
1
А вот если было бы время, то можно было взять неокрашенный PLA, минимизировать его количество (периметры, заполнение), отдихлорметанить, и была бы конфетка :D
4 Сен 18:27
1
Да, но если помнишь, времени не было совсем:D
4 Сен 18:31
1
Ну, да. И еще я не знал, что это будет под литье. Для таких условий неплохо получилось.
4 Сен 19:00
0
Не получиться, при вакуумирование, его изнутри разрывает, поэтому надо делать больше периметров и заполнение.
4 Сен 19:48
0
зачем вакуумирование?
4 Сен 19:52
0
Т.к это способ литья в опоку, где используется формомасса
4 Сен 23:40
0
Кстати, а какую формомассу использовали?
Мы льём в опоки из Satin Cast Extreme (правда льём, в основном, драгметаллы и крайне редко - латунь). Да и материалы - только ювелирный воск (хоть с фрезера, хоть с "растишки";).


Ой, это, наверное, не к вам вопрос... :)
4 Сен 19:33
0
Интересная статья, спасибо. Плюс в репу
4 Сен 19:46
1
Тоже интересует печать моделей для отливки (восковок). Я так понимаю эта елка из пла, была облеплена формообразующим материалом и выжжена и в эту пустоту залит металл? На чем печаталась эта елка?
4 Сен 19:56
1
Ёлка из воска, из ПЛА только ацтек и турбинка они ничем не покрыты, следы от поддержек не было даже времени удалять, просто подпаяны на ёлку. Остальные детали попавшие в кадр сделаны классическим способом: мастер модель-форма-восковка. В остальном всё верно.
4 Сен 19:59
1
А где обзор материалов? Это обзор успехов в капиталистическом соревновании за клиента. А так хотелось бы услышать начальника транспортного цеха...
4 Сен 20:19
0
Да, вы правы :). Тем более ПЛА и АБС не предназначены для выжигания, а производителя и название фотополимера вообще не известно. Я кстати надеялся что он здесь, на портале есть, может пояснит. Я бы с превеликим удовольствием занимался бы исследованиями в своё удовольствие и совершенно бесплатно, но к сожалению не могу себе это позволить :D. А на работе да, иногда можно.
Здесь кстати, я точно знаю, сидит не один литейщик, с мечтами как бы это использовать в комм. целях. Но делится информацией не очень хотят :)
4 Сен 20:28
0
Мне вот очень интересна эта тема :) На чем печатаете из воска, как опытный, какой бы принтер для начальной мелко-профессиональной работы посоветовали.Кроме ванхао дубликатор 7 У меня брат скульптор, вот он занимается тем же: делает мастер модель, восковку, отливку, только руками. Рукотворное искусство потихоньку уступает место современным технологиям.
4 Сен 20:39
0
Вы не очень внимательно прочитали :). У меня принтер в процессе сборки.... длительной :D. Печать из воска это след. этап. И вполне возможно что нет смысла загоняться печатать воском, возможно и ПЛА будет достаточно. Это как раз и интересно проверить. И с выбором принтера к сожалению не смогу вам помочь, здесь есть гораздо более опытные товарищи.
4 Сен 20:57
0
Я общался с забугорными ювелирами, да и с нашими питерскими, все говорили, что для создание формы для выплавляемых/выжигаемых фотополимеров используется специальная форм-масса. Вы какую использовали? обычную?
4 Сен 21:06
0
А в чем особенность этой массы? Я давал ювелирам на пробу свой полимер. Зольность хорошая, но проблема в том, что полимер начинает кипеть и повреждает опоку. Пробовали на стандартных смесях.
4 Сен 21:13
0
Так это случаем не ваш полимер? :)
4 Сен 21:20
0
Не знаю. Но я своим клиентам всегда говорю, что полимер не выжигаемый, если спрашивают.
4 Сен 21:44
0
Наверное тогда не ваш, это к нам попало примерно полтора года назад, именно разработчик передавал Рязанскому центру 3д печати на какой то выставке ( с их слов), а те в свою очередь отдали нам на отливку. Хотя конечно, может кто-то, что-то не договаривает :D
4 Сен 21:20
0
Не вдавался пока в подробности. Надо будет написать производителям форм-масс, чттб пояснили специфику. Знаю только, что у меня два выплавляемых фотополимера так же как и у вас повредили опоку. Но я ни разу еще дотошно не соблюдал режимы. Надеюсь в близжайшие два месяца смогу на нормальном оборудовании режимы пособлюдать.
Может есть кто в Питере с литьевым оборудованием готовый поучавствовать в проработке?
4 Сен 21:10
0
Да, я про это в курсе. Условием производителя фотополимера было как раз отливка в обычную формассу, в данном случае это была Керр 2000. Они видимо очень хотели сделать фотополимер для стандартных материалов. И это оправданно, т..к. не всегда удобно отдельно формовать, ну и цена этой формассы горадо выше, чем обычной. Да и кстати результат не всегда успешен даже с пласткастом, много брака.
4 Сен 23:21
1
Спасибо, что и меня упомянули :D
Действительно, было дело. Нужно было сделать маленькую шестеренку из очень прочного материала. АБС нагрузку не выдерживал.
В моем городе никто из фрезеровщиков не взялся - то инструмента такого мелкого нет, то зажать не можем, то станок крупный, то еще что-нибудь.
Ювелиров знакомых с такими станками нет, вот и пришлось искать в интернете. Александр согласился в качестве эксперимента попробовать.
Я не торопил, потому как к тому времени прорабатывал вариант печати из полиамида на SLS принтере в столице.
В итоге шестеренка из полиамида вполне справляется с нагрузкой и радует владельца. Но шестерни Александра я тоже сохранил как запасные на будущее и как наглядный образец применения технологии 3Д печати для литья.
Отдельно хочу отметить, что в отливке можно даже разглядеть следы движения сопла на поверхности шестерни, неровности слоев и остатки от удаления поддерживающих структур.
31d5a3b0944af28ef4f1593302051c24.jpg
e2cb732470b99cdf18163607085ba891.jpg
6793005f021eafb34049315b3a9138d5.jpg
29c0f5f9dba7a4b40c979c30398fa996.jpg
4 Сен 23:46
0
Размер "зерна" формомассы в несколько раз меньше, чем точность выдаваемая практически любым устройством (хоть фрезер, хоть SLA/DLP.. не говоря уж про FDM принтеры) :D Поэтому любой дефект в модели при литье будет воспроизведён с максимальной точностью... :)
5 Сен 01:20
0
возьмем на заметку :)
5 Сен 07:54
2
Очень интересный пост. Хотелось бы побольше таких.
5 Сен 11:56
0
Вот очень хороший пост, добавил в избранное не дочитав, спасибо, тоже пытаюсь делать небольшие шажки в эту сторону.

А по теме: есть ли какая принципиальная разница, какой материал использовать для отливки модели из металла, АБС или ПЛА? В частности, восковки легко выплавляются из опоки, как с этим у пластиков?
АБС легче обрабатывается и все мелкие артефакты будут гораздо менее заметнее, следовательно меньше постобработки конечного металлического изделия, есть ли смысл использовать его вместо ПЛА?

ЗЫ. Помнится был на портале пост пару месяцев назад, все никак найти не могу, про литье кольца на заказ по модели из белого ПЛА, это вы?
5 Сен 12:22
1
Спасибо, это мой первый пост, поэтому с кольцом это не я :). Мне показалось ПЛА лучше выгорает, АБС похуже. Просто надо напечатать две одинаковые модели разными материалами и проверить. Но принтер пока не собран...:D. А так конечно отливок было бы в разы больше.
5 Сен 13:58
0
В обсуждении слились, кони, трупы.... и ядрам пролетать мешало... Или выплавление или выжигание. По выжиганию HIPS решает всё. На то он и полистирол. По вылпалению... Как-то сложно уложить в голове такое. Есть такие пластики?
5 Сен 14:39
0
С HIPSом не пробовал. Ну а по сути какая разница, сначала был воск и он выплавлялся. PLA тоже вытекает немного, а дальше выгорает. С воском такая же петрушка, примерно 50% вытекает при первой полке в 150 градусов (взвешивал несколько раз), остальное впитывается в формассу и выгорает при последующей прокалке и окончательная температура 732 градуса дожигает остатки углерода. Тут самое главное чтоб форму не разрушало при вытапливании и выжигании и углерода по минимуму оставалось.
5 Сен 17:00
0
Так полистирол и обладает замечательным свойством газификации. Недаром и метод так называется. Так что можно критерий обозначить - отсутствие сажи/пека. Аж зудит попробовать выплавить, потом отмочить в растворители, а затем прокалить. Как вариант - прокалка в нейтральной среде, чтобы не образовывался углерод, сразу шла возгонка. Или добавлять в модель что-то для пиролиза.
5 Сен 18:24
0
Вот тут уж точно кони, трупы... :D Насколько я помню свойством газификации, только пенополистирола, используется в литье по газифизируемым моделям(ЛГМ). И при плотности пенополистирола более 25 кг на куб. метр появляется жидкая фаза которая портит отливку, и там нет формассы и металл заливается в модель сжигая пенополистирол. Очень интересная технология, по ней кстати есть очень толковая книжка, я её с удовольствием прочитал.
5 Сен 18:45
0
В ЛГМ песок и форвакуум. И все крякозяблы именно оттуда. В гипсе всё чисто. Да и FDM интересен тем, что мы можем формировать только оболочку, которая и улетучится.
6 Сен 12:57
0
Хорошая статья. А пробовали ли отливки из полистирола (установка EOS), по моей информации и имеющимся отчетам качество поверхности выходит лучше чем у пмма. Могу предоставить пробники.
6 Сен 13:32
0
Спасибо, ответил в личку.
7 Сен 19:12
0
Интересная тема.
Вот если я напечаианную модель из ПЛА отлам ювелиру; что ему нужно будет для отливки?
Какие-то специальные параметры?
7 Сен 19:57
0
Да в принципе ничего не нужно. Все отливки проводились на стандартных циклах прокаливания. В этом как раз и состоял смысл этих экспериментов, убедится что распечатку можно использовать как обычную восковку. Но надо понимать что все слои печати, петельки и др. дефекты будут точно воспроизведены, и в золоте например, съём металла при обработке будет огромный. И кстати во всех отливках выше использована бронза, с серебром не пробовал, возможно качество будет хуже. Ну и эта тема не для ювелирки, больше для сувениров, кабинетного литья, неответственных тех. деталей и др..
8 Сен 22:37
0
Ну так можно в какой-то степени допилить пластиковую модель
8 Сен 23:17
1
Да, конечно. Только обрабатывать PLA.... то ещё удовольствие :D
9 Сен 02:19
0
Ну это да)
8 Сен 16:50
0
О чём статья? о том что можно отливать по PLA модели? ну так это много лет уже используется.

Хоть бы название материала написал, или расшифровал что значит "стандартная прокалка"
8 Сен 17:49
0
Да, действительно.... ниочём :D . Нигде и не написано, что "в первые в мире!!! :D
Тогда уж и этот портал не нужен.... чё писать то? Много лет уж все печатают :D:D:D
Стандартная прокалка имелась ввиду, тот цикл который указан производителем формовочной смеси на упаковке для прокаливания обычного модельного состава(воска). Без превышения температуры, продувки опок воздухом и др. не технологичных операций, в режиме реального производства.
Название какого материала я не написал? Не понял что вы имеете ввиду, материал печати, формы или что-то ещё?
8 Сен 20:40
0
Пост называется "Обзор материалов" и при этом как раз материал не указан.
PLA пластиков дай бог сотня типов существует, с очень разными свойствами, какой именно пластик удачно выжигается?
8 Сен 20:54
0
За ацтека и крыльчатку скажу - это REC.
8 Сен 21:05
0
А, понял. Боюсь название получилось очень длинным :). Вот Илья уже ответил за свои распечатки. А вот шестерёнки вряд ли уже вспомнят из чего напечатаны. Мне казалось что важнее чтоб бесцветный ( на фото таких нет :D, печатали чем было), а не производитель и тип. Хотя мысль интересная, одну и ту же модель напечатать PLA разных производителей. Но мне кажется заметной разницы не будет, а там кто его знает.
8 Сен 21:10
1
Должен сказать: Все новое, хорошо забытое старое...))).. У меня был абонемент на "Изобретатель и рационализатор" 80-тых... Была обширная публикация о лития метала с модели из полопас (пластмасса дешёвая). Дело в том, что при лития пластмасса испаряется из песка и у отливок качество отменное. Я давно думал, что 3D принтер найдеть своё место в литейное дело. Теперь осталось найти самой удачный филамент и печатать качественно модель. Тоже думаю, что задача не столь лёгкая. С опыт знаю, все выглядит просто, когда мало знаешь. А есть ли займешься всерьез становиться сложнее...)))) Стефан
Ж
10 Сен 23:25
0
Образцы из зеленого полимера - это наш материал "Зеленый Воск".
Как лили? Сколько и в каких условиях хранились образцы перед отливкой? Мне кажется, что я помню кому мы печатали лапку - это было больше года назад. Сушили образцы перед литьем?
12 Сен 00:31
0
Лил в Керр2000, вакуум. У меня хранились не более 2 недель в пакете, при комнатной температуре. Про сушку и остальные тонкости никто не рассказал, просто попросили отлить как обычные восковки.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

прототипирование брелка сигнализации с ключом

3DQuality предлагает усовершенствованную версию настольного FDM 3D-принтера 3DQ One

iPhone X, будем звонить или сканировать?

Клюшка, ограничитель воды для ванной

Тренировка перед большой покраской

3Dtoday за 60 секунд от 21 сентября