Кремень FMZ Реклама
Kremen FMHM Реклама

3D-Печать в велокастомайзинге | Проект "Клубника со Сливками"

NotJes
Идет загрузка
Загрузка
11.09.2022
5188
21
Творчество

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

71

Приветствую всех читателей портала!

Как можно наблюдать, я стал реже появляться здесь и в принципе писать. В целом, я немного сменил вектор своих увлечений, и с головой ушёл в тематику кастомных велосипедов. При этом, хочется отметить что 3D-печать спасает меня стабильно вот уже пятый год по нескольку раз в неделю, просто я не вижу особого смысла писать о всякого рода переходничках/адаптерах/фиксаторах/etc. С моей точки зрения, лучше бомбить материалом редко, но метко. Мне и самому хотелось бы вести, своего рода, дневник крупных проектов связанных непосредственно с применением аддитивных технологий.

Что ж, не буду тянуть флекс - погнали!

 В марте этого года, на просторах Авито, мне попался один любопытный велосипед бренда "широко известного в узких кругах" - AlfaBike Stretched Bike. Этакое переосмысление рамы Firebikes, с несколько укороченной базой и круглым профилем труб.

 Достался велосипед недорого, можно сказать, по цене запчастей (собственно, потому и взял) 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Велосипед покупал супруге, мне он оказался уж больно мал.

Байк был не на ходу, и в таком виде, мы волочили его через весь Петербург по снегам и льдам. Собственно, по пути домой у нас было много времени подумать, как поступить с ним дальше. Мы решили, что у велосипеда должна быть концепция. Это вообще важный момент в любом проекте - идея, настроение, то что ты хочешь рассказать и показать миру не может быть сумбурным и бессвязным. Необходим контекст.

 Идея проста: велосипед, прежде всего, женский. Никакого сексизма, но я понимаю вкусы своей супруги и представляю что она хотела бы именно "девочковый" велосипед. Дальнейшее развитие мысли исходило из того что имели - обилие красного цвета, и довольно редкие белые покрышки, от которых ну никак не хотелось отказываться. Отсюда и вспомнился знаменитый десерт - клубника со сливками. Я не буду углубляться в историю происхождения этого всемирно известного блюда, скажу лишь что принято было его подавать в период проведения Уимблдона (июнь - июль). Эта деталь означала, что велосипед должен был получиться поистине летним, так сказать сезонным (в противовес моему прошлому проекту).

Пока я занимался тем, что разбирал горе-велосипед по частям, и закупал для него новые компоненты... 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

...моя супруга набросала эскиз будущего проекта:3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Весомой (в прямом и переносном смысле) частью образа стало большое и глубокое заднее крыло, а также появилась ярко выраженная горизонталь, представленная задним бампером и переходящим в защиту цепи.

 В прошлом моём проекте я использовал схему: сначала печать, затем укрепление стекловолокном. Для разовых изделий эта технология, в принципе, неплоха. Однако у неё есть ощутимый недостаток - вес. Хотя, для зимнего велосипеда это, скорее, достоинство - он лучше "вгрызается" в сложный снежный рельеф. 

  Когда я смоделировал крыло и забросил его в слайсер, то понял что на печать у меня уйдёт в районе 1,5-2 кг. филамента. К этому стоит прибавить ещё 1,5 кг. смолы и стеклоткани. И получаем непростительные для летнего женского велосипеда дополнительные ~3,5 кг. веса. И это только крыло! 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 Короче, решено было идти другим путём. Я хотел попробовать изготовить форму для крыла из стекловолокна, и начал в первую очередь с печати мастер-модели: 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Остатки белого и оранжевого ABS пластика Bestfilament. Сопло 0.8 мм.

Склеивал всё это дело цианоакрилатом, и заделывал трещины ABS-соком. Также, дополнительно армировал склейку впаивая изнутри кусочки проволоки. Не то чтобы для мастер-модели это необходимо, но поскольку я собирался всё это шкурить эксцентриковой шлифмашиной с лютыми вибрациями, не хотелось что бы в процессе обработки крыло развалилось.

 Склейка такого крупного изделия неизбежно ведёт к искажению геометрии, хотя бы потому, что каждый отпечаток даёт усадку в абсолютно разных направлениях. А в моей ситуации допуски даже в несколько миллиметров - непростительны. Дело в том, что заднее колесо имеет ширину, практически сопоставимую с расстоянием между перьев рамы. Если коротко - крыло должно получиться не более 4 мм в толщину и быть установлено строго по центру, обеспечивая зазор до покрышки в 3-4 мм с обеих сторон. А значит должно быть абсолютно ровным по всей его протяжённости.

  Поэтому перед грубой шлифовкой, необходимо как-то выровнять и зафиксировать пружинящее и трепыхающееся крыло. Мне не пришло в голову ничего лучше, кроме того как слегка подровняв поверхность изнутри, установить на одинаковые по длине проставки, в распор, два вырезанных по форме листа фанеры:3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

В принципе, эта задумка вполне себе сработала, и теперь можно было приступать к механической обработке.

Параллельно с этим я также распечатал защиту цепи. Но, честно говоря, мне не сильно хотелось делать дорогостоящие формы для двух изделий. И я посчитал, что смогу просто укрепить распечатанный элемент обвеса при помощи всё той же эпоксидной смолы.

 Но, идея оказалась провальной: ни насверленные отверстия, ни растворение ацетоном не помогли удержать смолу на поверхности отпечатка - она отслаивалась крупными чешуйками. А мои попытки придать жёсткости за счёт вклеивания алюминиевой пластины и вовсе оказались безуспешными - мало того что сам по себе алюминий не способен удержать на себе эпоксидку, сколько его не матируй, так ещё и тонкий и лёгкий элемент становился толще там где не должен, и тяжелее примерно такого же изделия из стального листа. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 Поэтому, я решил поступить проще, и отформовать будущую накладку просто на куске фанеры, обтянутой плёнкой. Забегая вперёд, отмечу что это оказался практически идеальный вариант - изделие получается тонким и лёгким. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 Но вернёмся к крылу, которое уже было подготовлено к формовке. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

После всех выравниваний, финальный этап - покрытие акриловым грунтом

 Сперва, я сформировал прослойку из двухкомпонентного самого дешёвого оловянного силикона. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, облегчить извлечение модели из формы, во-вторых, сделать форму более живучей для изготовления большего количества копий, ну и, в-третьих, избавляет от стыковочного шва линии разбора стекловолоконного кожуха, создаваемого вокруг силиконовой вставки, и выполняющей скорее роль каркаса, нежели матрицы. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Для экономии и укрепления силикона его слои прокладываются марлей. Пластилиновый борт - место стыковки будущего кожуха формы.

 Рассказывать более подробно про то, как я выкладывал стеклоткань в форму, думаю, не стоит. Процесс этот скучный, требует дотошности и абсолютно неинтересный.

 Другое дело, создание уникального, и пожалуй центрального элемента композиции - механического спидометра в форме большой спелой клубники:3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 За основу я взял простенький китайский спидометр, который, как оказалось, имеет ну просто огроменные размеры (особенно в сравнении с советскими вело-спидометрами), хотя его начинка занимает всего треть объёма корпуса. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Батарейка на фото для оценки масштаба

 На барахолке я приобрёл несколько запасных стёкол от противогазов. По задумке они должны были выполнять роль смотрового окошка в спидометре.3D-Печать в велокастомайзинге | Проект  Теперь, было необходимо как-то подружить механизм и стекло, создав для них корпус, и я обратился к бытовому сканированию смартфоном при помощи приложения Polycam. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 Для лучшей читаемости закрасил рамку стекла белой матовой краской и нанёс контрастные маркеры. Не то чтобы я был в восторге от полученного результата, но это позволило мне в кротчайшие сроки приступить к созданию корпуса-клубники. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 Я поленился сделать фактуру поверхности ягоды до печати, поэтому потом пришлось высверливать углубления под косточки вручную. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 После ацетоновой бани, пока пластик оставался липким и насыщенным ацетоном, я прошёлся ещё слоем эпоксидной смолы, дабы избежать растрескивания на солнце после полного испарения растворителя. На маленьких объёмах этот приём сработал куда лучше, чем на той же самой защите цепи.

Ещё одним немаловажным элементом будущей композиции является бампер-отбойник. По задумке, это должна быть отдельная, независимая конструкция из алюминиевого профиля и полых трубок из того же металла. По двум сторонам расположены задние фонари со встроенными поворотниками. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

 Приобретённые мото-поворотники от Harley Davidson выступают только в роде красивого корпуса, а донором начинки станет простенький беспроводной маячок для велосипеда. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Вставки-адаптеры в фары (ASA-пластик REC Eternal)

Аналогичные вставки я применил и в передних фонарях для правильной фиксации TIR-линзы. Здесь, я даже не стал его ничем покрывать, поскольку и цвет был вполне подходящий, и сам по себе пластик очень устойчив к долгому пребыванию на улице. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Также, я смоделировал и напечатал розетки с гнёздами зарядки и кнопками для переднего света, крышку закрывающую электронику в заднем блоке фонарей и корпус для панельки управления поворотниками в виде сердечка-клубнички. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Чтобы вы понимали весь маразм и уровень задротства, скажу что мне пришлось напечатать крохотный фиксатор стрелки спидометра, потому как родная пластиковая стрелка не подходила по дизайну, и пришлось изготовить новую из алюминия. Скажу так - никому никогда не посоветую шкурить и полировать крохотную заострённую, фактически, плоскую иголку. 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Тем вечером я проколол все пальцы на руке по несколько раз, но оно того определённо стоило!

Окраска велосипеда и его частей для меня, конечно, стала тем ещё опытом. По задумке, цвет должен быть не просто красный, а по-настоящему глубоким и насыщенным, подобно гладкой и сочной ягоде. Такой результат можно получить как раз при помощи кэнди-окраски (англ. candy – конфета, леденец)

 Если вкратце, то по итогу на поверхности изделия должен наноситься следующий бутерброд:

- грунт (я использовал кислотник для металлов и порозаполняющий для пластиков и стеклокомпозита)

- база-металлик (краска с крупными блёстками, последний слой которой наносится сухим распылением, чтобы крохотные кристаллики правильно играли на свету)

- 3-5 слоёв полупрозрачной кэнди краски цвета Red Apple (получается путём смешивания кэнди-концентрата и биндера)

- 2-3 слоя керамического авто-лака с промежуточным шлифованием (чем толще слой лака, тем "вкуснее" выглядит краска на свету)

Красили мы с женой сами, устроив импровизированную камеру на дачном чердаке: 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Конечно, для этого сайта будет не совсем уместно рассказывать обо всех проделанных работах, заостряя на них внимание, поскольку это не совсем соответствует тематике портала. А коль хочется похвастаться, пусть это будет в виде небольшого количества фотографий с подписями: 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Никаких крутых мастерских! Только дача, только хардкор!3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Для настройки крохотных зазоров пришлось полностью переварить задние дропауты, добавив натяжитель цепи.3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Снятие заводского анодирования с алюминиевых частей в растворе каустической соды для дальнейшей полировки3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Слева (чёрный) старый циферблат спидометра. Наклейка на отпечатанную пластину из ASA-пластика  нового циферблата.3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Сборка пульта управления поворотниками3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Сборка спидометра-клубнички3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Сборка узла бампера-отбойника3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Решения для тюнинга, порой, бывают самые неожиданные. Например, это крепление для кухонных рейлингов, с отпечатанными внутрь втулками, прекрасно подошло в роли держателя заднего крыла.3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Розетка для зарядки с индикацией + кнопка включения переднего света3D-Печать в велокастомайзинге | Проект Крепление для декоративных кисточек на руле (прозрачный PETG)

Художник (Дмитрий Graffix Грачёв) дополняет образ вкуснейшей росписью: 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Ну и финальный результат: 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект 3D-Печать в велокастомайзинге | Проект

Вообще, это конечно супер-удобно что у меня есть возможность печатать. Помнится, мне как-то попадался ролик, где парень (вроде из США) тоже делал крыло для своего велосипеда, так вот ему пришлось вырезать мастер-модель из дерева, Карл! Ну да, скажете вы, а что в этом такого? А то что вырезать крыло, которое абсолютно симметрично и проходит по всем зазорам это тот ещё геморрой. Это, разумеется, показывает всем пример того, что нет ничего невозможного и задачу можно решить разными путями, но другое дело - а сколько уйдёт на это времени?

 Если посчитать трудочасы, и учесть что этот велосипед я тюнинговал параллельно с другим байком, получается что вся работа заняла в районе 2,5 месяцев. Даже не представляю, сколько бы ушло у меня времени и денег если каждый переходник, фиксатор или другую деталь мне пришлось бы отдавать, например, токарю. Конечно, не всё можно напечатать, но это не умаляет пользы аддитивных технологий, в данном случае в велокастомайзинге.

 Моя супруга, да и я сам довольны результатом. Вес готового байка получился 24 кг, что вполне приемлемо для подобных кастомов, да ещё и с таким крупным обвесом. До всех работ он не ехал, был абсолютно неудобен и не сильно привлекателен. Сейчас это уникальный велосипед, он запоминается и притягивает взгляды. Дерзайте, этому миру нужны красивые байки!

P.s. Кстати, это проект и мой зимний байк по мотивам Летающего Медведя можно будет увидеть вживую на 3DToday Fest 24 сентября! Приходите!

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

71
Комментарии к статье