ВГТУ провел презентацию межорбитального буксира с 3D-печатным двигателем

news3dtoday
Идет загрузка
Загрузка
08.04.2021
719
1
Новости

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

5

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ) представил проект разгонного блока «БОРИС» с 3D-печатным двигателем, разработанный студенческим конструкторским бюро совместно с научно-производственным предприятием «ИнтерПолярис».

Фото: Горком36

Разгонный блок предназначен для использования в составе ракет-носителей сверхлегкого класса, чтобы заказчикам не приходилось ждать в очереди на запуск «попуткой» на тяжелых ракетах и заодно иметь возможность выхода на более высокие орбиты. В техническом задании обозначены орбиты высотой 800 км, 1500 км и окололунная.

Камера сгорания напечатана 3D-принтере, но еще не опробована в деле: огневые испытания планируется провести в ближайшее время, после чего команда приступит к изготовлению первого образца «космического буксира».

Фото: 36on.ru

«У ВГТУ и компании «ИнтерПолярис» есть совместный патент на данный двигатель. В составе охлаждения двигателя мы используем развитую поверхность теплообмена. Также он имеет платформенную структуру, которая состоит из базовой части и переменной, которая может меняться в зависимости от расстояния, на которое он летит. Применяя разгонный блок в связке с ракетоносителем сверхлегкого класса, мы выполняем самую главную функцию — оперативность запуска полезной нагрузки и доставка ее на целевую орбиту», — рассказал заместитель заведующего кафедрой ракетных двигателей ВГТУ Дмитрий Шматов.

По словам Дмитрия Шматова, изначально проект планировали назвать «Сверхмалый разгонный аппарат для выведения», но выяснив, что это обозначение будет сокращаться до «СМРАД», решили переименовать в «БОРИС» (Блок орбитального размещения искусственных спутников). Работает силовая установка, как вы наверное уже догадались, на этаноле и кислороде. Энергии 65-килограммового буксира диаметром в один метр должно хватать для разгона 150 кг полезной нагрузки с орбиты высотой 500 км до 800 км.

Фото: 36on.ru

«У нас подобные устройства производит КБ «Арсенал», но у них совершенно другие двигатели, у которых довольно скудные возможности к орбитальному маневрированию: например, индивидуальное выведение на целевые орбиты они осуществить не могут. Ближайший зарубежный аналог производится американской частной космической компанией Rocket Lab, но они используют монотопливо, которое менее энергоэффективно, чем горючее, состоящее из двух компонентов. К тому же их топливо крайне токсично, поэтому может загрязнить атмосферу. Горючее для нашего двигателя состоит из двух компонентов — воды и этилового спирта, поэтому оно не только более энергоэффективно, но еще и совершенно безопасно для окружающей среды», — рассказала на пресс-конференции руководитель студенческого конструкторского бюро ракетно-космической техники Татьяна Башарина.

На самом деле разгонные блоки ракет-носителей Electron компании Rocket Lab c двигателями Curie изначально использовали «экологичное» монотопливо (вероятнее всего пероксид водорода, но компания держит состав в секрете), волноваться о загрязнении окружающей среды при переходе с одной орбиты на другую наверное вообще не стоит, разве что разгонный блок долетит до тайги вместо космоса, да и ноги у Rocket Lab растут из Новой Зеландии, а не США. Но не суть, ибо с 2020 года двигатели Curie перешли на двухкомпонентное топливо именно ради повышения эффективности.

Иллюстрация: ВГТУ

На предсерийное производство новых разгонных блоков планируется выйти через два-три года. Заодно команда рассматривает возможность создания собственной сверхлегкой ракеты-носителя, но обозначать сроки не спешит, ссылаясь на необходимость в привлечении инвестиций. Впрочем, наличие финансовых ресурсов тоже ничего не гарантирует, как показывает опыт компании «КосмоКурс»

А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.  

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

5
Комментарии к статье

Комментарии

08.04.2021 в 11:22
-2

Все "нормальные" ученые уже в 50 годах прошлого века поняли, что жидкостные двигатели это путь "папуасов", гравитационные двигатели в тысячи раз мощнее и не требуют дозаправки в промежуточных пунктах.

По сылке книга Уильяма Томпкинса

https://vk.com/doc399198445_590953796?hash=119813fe3d780b0bc3&dl=2d49c992a9f5363f4f

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Проект электронного мультитула QUARK

Яйца с сюрпризом, или готовимся к пасхе...

Камень из Hearthstone

Скоро косить #2

20-процентные скидки на наборы пластиков для 3D-печати от REC

Супер подсветка - конструктор