В ПНИПУ изучили метод повышения стойкости 3D-печатных металлических деталей к механической усталости
Из-за усталости материала 3D-печатные металлические детали могут выходить из строя. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета нашли способ сделать 3D-печатные конструкции прочнее, оптимизировав их обработку и направление печати. Это значительно сократит затраты авиапромышленности на прототипирование и изготовление новых деталей, сообщает пресс-служба вуза на портале Naked Science.
Схема вырезки образцов из наплавленной пластины в трех направлениях — под углами 0°, 45° и 90° по отношению к плоскости наплавки
3D-печать металлами активно применяется для создания и ремонта изделий, которые трудно сделать обычными методами. В авиации ее используют, например, для изготовления таких деталей, как завихрители камер сгорания. Особенно широкое применение в 3D-печати находит титановый сплав ВТ6. Из него изготавливают лопатки турбин, элементы двигателей, облегченные кронштейны и крепления, детали фюзеляжей и шасси, компоненты выхлопных систем, теплообменники.
«При такой методике изготовления есть свои недостатки: в изделиях могут быть дефекты (поры, неравномерная структура), из-за чего материал становится менее прочным. В результате такие детали часто выходят из строя из-за усталости металла. Особенно уязвимы места с концентраторами напряжений, например вырезы или отверстия в местах крепежей для болтов, заклепок и так далее», — рассказал младший научный сотрудник Центра экспериментальной механики ПНИПУ Александр Паньков.
Даже небольшие дефекты поверхности сокращают срок службы авиационных и космических конструкций, поэтому необходимо тщательно изучать, как эти слабые места влияют на конечное состояние деталей. Ученые Пермского политеха провели серию экспериментов с образцами титанового сплава ВТ6, напечатанными на 3D-принтере по технологии электродугового наплавления металлической проволоки (WAAM).
Образцы толщиной 2,2 мм с односторонней (а, в) и двусторонней выкружкой (б, г)
«Для проверки прочности мы изготовили образцы и вырезали их в трех направлениях: вдоль, поперек и под углом 45° к слоям печати. Затем провели испытания, имитируя реальные нагрузки в авиации и космонавтике. Сравнили полированные и необработанные образцы, а также модели с односторонними и двусторонними вырезами, в которых скапливаются напряжения. При высоких нагрузках порядка 750 МПа разница между полированными и шероховатыми образцами была минимальна, разрушение начиналось у выреза независимо от полирования. При низких, около 250 МПа, обработанные объекты выдерживали в два-три раза больше циклов. Для промышленности все это означает, что полировка оправдана не всегда: если деталь работает под высокой нагрузкой и проходит регулярные проверки, можно сэкономить на обработке», — рассказал доцент кафедры экспериментальной механики и конструкционного материаловедения Артем Ильиных.
Политехники также выяснили, что вертикально наплавленные детали прочнее, чем поперечные и под углом 45°, то есть детали с отверстиями/переходами необходимо проектировать с учетом направления печати. В пример можно привести авиационную конструкцию с охлаждающими каналами: она будет менее долговечной, чем цельная, без вырезов, но это можно компенсировать за счет ориентации, напечатав в вертикальном направлении.
Поля продольных напряжений для образцов с односторонней (а, б) и двусторонней (в, г) выкружками и средним напряжением в сечении концентратора 250 МПа (а, в) и 700 МПа (б, г)
Исследование поможет улучшить проектирование 3D-печатных деталей для авиадвигателей, снизить затраты на полировку, предотвратить поломки в ответственных узлах, где важна устойчивость к многократным нагрузкам. В дальнейшем планируется испытание метода на реальных деталях аэрокосмической техники.
Работы выполнены при грантовой поддержке Российского научного фонда, статья «Малоцикловая усталость аддитивного титанового сплава в условиях концентрации напряжений» опубликована в журнале «Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника».
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Еще больше интересных статей
Одиннадцатиклассник из Подмосковья создал робота для изучения языка жестов
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Студенты ТГУ создали прототип электродвигателя для БПЛА среднего класса
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Презентация первого отечественного строительного 3D-принтера
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Мы рады представить вам нашу совместную разработку с компанией Спец...




Комментарии и вопросы
Такое впечатление, что вы на L...
Так вбей свой настройки. Залож...
Нужны советы как приблизить ег...
Добрый день.Заказали мне ювели...
До сегодняшнего утра все было...
Подскажите пожалуйста, как под...
Итак, коллеги...Имеется принте...