Компания SpaceX столкнулась с серьезной проблемой, способной сдвинуть вправо график пилотируемых полетов: космический корабль Crew Dragon взорвался во время наземных статических испытаний. Причины пока неясны, однако авария вряд ли связана непосредственно с двигателями, оснащенными 3D-печатными деталями.
Потерянный в прошедшую субботу корабль уже побывал в космосе: именно эта капсула 3 марта
пристыковалась к Международной космической станции, став первым «пилотируемым» кораблем SpaceX, побывавшем в космосе. В кавычках потому, что пилотируемые полеты еще не начались, для этого предстоит доказать безопасность нового корабля, а в своем первом полете Crew Dragon играл роль космического грузовика. Пассажиров на борту не было, если не считать манекена Ripley. По повода манекена, названного в честь героини фильмов серии «Чужие» Эллен Рипли, было отпущено немало шуток, но трагедия ждала корабль не в космосе, а уже после успешного возвращения на Землю.
В скором времени этот же корабль должен был отправиться в еще один испытательный полет. Инженеры-конструкторы планировали проверить в полете работоспособность активных систем спасения, то есть бортовых двигателей, изготовленных с применением 3D-печатных деталей из жаропрочных хром-никелевых сплавов. Корабль планировали запустить на ракете Falcon 9, а затем симулировать аварию носителя с отстрелом и посадкой корабля. Но перед повторным запуском корабль решили проверить на Земле.
Инженеры SpaceX подготовили серию из трех наземных испытаний: сначала два последовательных запуска двигателей Draco, используемых для маневрирования, а затем запуск маршевых двигателей SuperDraco. И те, и другие изготавливаются с применением технологий 3D-печати. Говорить о причинах аварии рано, поэтому отметим лишь пару очевидных моментов. Во-первых, двигатели Draco уже успели поработать в космосе в ходе первого полета и никаких нареканий в то время не вызвали. Во-вторых, авария случилась в ходе третьего теста, то есть проверки более мощных двигателей SuperDraco. Здесь интересен тот момент, что взрыв произошел за несколько секунд до запуска двигателей, еще во время обратного отсчета. Таким образом, одна из наиболее вероятных причин — нарушение целостности баков или топливной системы. Контуры подачи топлива и окислителя в двигатели SuperDraco, кстати, перед запуском и во время первого этапа полета находятся в состоянии постоянной готовности, то есть под давлением. Оно и понятно, ведь это аварийная система, которая должна быть способна запуститься моментально, при первых же признаках аварии ракеты-носителя.
В общем, каких-то очевидных признаков того, что к аварии привело разрушение 3D-печатных двигателей в настоящее время нет. Будем ждать официального заключения, а пока остается лишь радоваться тому, что в результате взрыва никто не пострадал, да и авария произошла в ходе испытаний, а не планового полета. Само собой, отказываться от проекта SpaceX не намеревается, хотя сертификация корабля для пилотируемых полетов несомненно задержится ввиду необходимости доработок и дополнительных испытаний.
Неофициальное видео аварии. Осторожно, нецензурная лексика:
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Комментарии и вопросы
не совсем понятны два момента....
А вы ретракты регулировали? На...
"как мыть то это?" - мойка выс...
Один из моих принтеров K...
Всем - добра, не смотря ни на...
Доброго дня!Нубский вопрос, но...
Всем здравствуйте. Сразу внесу...