NASA испытало 3D-печатный ротационный детонационный двигатель
Такие силовые установки в перспективе позволят летать на гиперзвуковых скоростях с высокой топливной экономичностью и могут найти применение как в ракетостроении, так и и авиации. Опытный образец изготовлен на 3D-принтере с использованием специального медного сплава.
Стендовые испытания ротационного детонационного двигателя в Космическом центре имени Маршалла
Детонационные двигатели разрабатываются с сороковых годов прошлого века, но пока не получили широкого распространения — применение ограничивается несколькими экспериментальными самолетами и ракетами. От других воздушно-реактивных и ракетных двигателей такие силовые установки отличаются тем, что топливная смесь не сгорает в привычном смысле, а взрывается, детонирует, тем самым повышая термодинамическую эффективность. Теоретически детонационные двигатели можно использовать как в дозвуковых и сверхзвуковых, так и в гиперзвуковых летательных аппаратах, а заодно добиваться высокой топливной экономичности и тяги параллельно со снижением массогабаритных характеристик.
Схема работы ротационного детонационного двигателя
Наиболее распространенный вариант — это импульсные детонационные двигатели, где тяга генерируется в результате последовательных взрывов. Опытный образец прямоточного импульсного детонационного двигателя, например, создан в ОКБ имени Люльки и прошел испытания весной 2021 года. Тогда Ростех заявил, что «силовая установка на отдельных режимах работы продемонстрировала увеличение удельной тяги до 50% в сравнении с двигателями традиционных схем».
Опытный двигатель разработки ОКБ имени Люльки
Первый в истории летательный аппарат с импульсным детонационным двигателем поднялся в воздух в 2008 году: им стал легкий самолет Rutan Long-EZ, модифицированный компанией Scaled Composites и переоборудованный силовой установкой разработки Исследовательской лаборатории ВВС США.
Экспериментальный самолет Borealis на основе Rutan Long-EZ, оснащенный импульсным детонационным двигателем
Один важный аспект в разработке детонационных двигателей — это повышение частоты детонаций, так как высокие темпы помогают сглаживать генерируемые вибрации. В этом смысле наиболее перспективен другой вариант — ротационные детонационные двигатели, где волновой фронт постоянно перемещается в кольцевой камере с непрерывной подачей топлива. В прошлом году об испытаниях такого двигателя заявила команда китайских ученых из Университета Цинхуа, а теперь подтянулось Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), опубликовавшее ролик с испытаниями ротационного детонационного двигателя, разработанного совместными усилиями инженеров Космического центра имени Маршалла и компании IN Space. Испытания прошли в прошлом году и состояли из «более дюжины» стендовых тестов общей продолжительностью свыше десяти минут.
Ротационный детонационный двигатель Университета Цинхуа
«Программа испытаний ротационного детонационного двигателя достигла основной цели и продемонстрировала, что изготовленная с применением аддитивных технологий конструкция способна работать в течение длительного времени, выдерживая экстремальные температуры и давление, создаваемые взрывами. При работе на полной мощности двигатель создавал тягу свыше 1800 килограмм в течение почти минуты при среднем давлении в камере в 42 атмосферы — это рекордный показатель для таких конструкций», — сообщает NASA.
Пример 3D-печати детали клиновоздушного ракетного двигателя медным сплавом GRCop-42
Двигатель изготовлен по технологии 3D-печати методом порошкового синтеза на подложке (скорее всего селективного лазерного сплавления или SLM) с использованием сплава GRCop-42, разработанного в NASA. В состав медного сплава входят легирующие добавки хрома и ниобия. Конструкторы уже работают над двигателем с тягой в четыре с половиной тонны: с его помощью планируется оценить преимущества таких силовых установок над традиционными жидкостными ракетными двигателями.
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Еще больше интересных статей
Петрозаводская компания «Лерто» сконструировала 3D-принтер для печати сухими смесями
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Принстонские ученые построили первый в мире термоядерный реактор на постоянных магнитах
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
#3Dврачам: поможем бороться с пандемией. Приглашаем присоединиться к движению «Мейкеры против COVID-19»
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
3D-печатники, мейкеры и просто неравнодушные люди в России подключа...
Комментарии и вопросы
Все ок, инфа полезная сама по....
Так он практически сразу после...
Как грицца, it depends...Если....
Всем привет, может кто знает п...
Приветствую, начал знакомится...
Здравствуйте. Имеется стоковый...
Всем доброго! По поводу жидкой...