Американские ВВС готовы печатать запчасти на 3D-принтерах. Мешают авторские права

news3dtoday
Идет загрузка
Загрузка
01.06.2018
1799
6
Новости

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

5
Крышка унитаза за $10 000? Командование материально-технического обеспечения ВВС США готово повсеместно внедрять аддитивные технологии ради снижения стоимости запасных частей и повышения эффективности ремонтных бригад. Вот только производителям военной техники идея совсем не нравится. Раскрываем подноготную.
«У меня сейчас есть самолеты, которые ждут запасных частей полтора года. Представляете? Полтора года!» – кипятится Вильям Ропер, заместитель секретаря ВВС США по вопросам приобретения, технологий и логистики. Как поясняет чиновник, проблема снабжения заключается в том, что многие из требуемых деталей сняты с производства вместе с самими самолетами. Это вовсе не означает, что их нельзя заказать, но производители заняты другими контрактами, а речь идет о мелких партиях или даже единичных изделиях. Как результат, приходится ждать, да еще и переплачивать. Простой пример – крышка унитаза на транспортном самолете С-17 стоимостью в десять тысяч долларов!
«Вот и думаешь: ну не может она столько стоить! И нет, она столько не стоит, но мы же просим компанию сделать крышку, а компания уже занимается чем-то другим. Значит, для того чтобы сделать эту деталь, им нужно остановить текущее производство, а это выливается в срыв сроков и упущенную выгоду. Отсюда и взвинченные цены, несмотря на то, что закупочные цены в каталоге выглядят совсем по-другому. Вряд ли компания захочет все бросить и запустить заново конвейер по изготовлению крышек для унитазов. Но что, если бы мы сами печатали эти крышки на 3D-принтерах? А производитель получал бы роялти. Мы бы быстрее получали необходимые запчасти, а им не пришлось бы перекидывать сотрудников с одной линии на другую. Вот этот вариант мы и обдумываем», – продолжает Ропер.
Идея 3D-печати запасных частей для самолетов прорабатывается уже несколько лет. Бывают даже случаи, когда техники применяют теорию на практике, хотя не всегда безнаказанно. Так, в апреле этого года военнослужащие боевого батальона логистики 31-го экспедиционного отряда морской пехоты сумели самостоятельно починить один из многострадальных истребителей-бомбардировщиков F-35. Машине всего-навсего требовалась замена пластикового бампера на люке шасси. Оригинальная деталь износилась, а новую пришлось бы заказывать вместе с люком. Вместо этого техники напечатали деталь (на иллюстрации выше) на 3D-принтере, сэкономив время и деньги. Но радовались они недолго: в скором времени самодельщикам «прилетело по шапкам» от командования, получившего гневную ноту протеста от корпорации Lockheed Martin, подкрепленную угрозой аннулировать гарантийные обязательства. Дескать, самолет-то ваш, но вот авторские права наши, так что занимайтесь лучше строевой подготовкой, а от самолета руки прочь!
Подобного рода проблемы возникают в основном тогда, когда речь идет о новой технике, чьи производители активно защищают авторские права. Их тоже можно понять. А вдруг после такого ремонта самолет рухнет? Кто будет виноват? Нет, уж лучше выворачивайте карманы и покупайте оригинальные, сертифицированные детали, тем более что производителям тоже хочется кушать. Со старыми самолетами, снятыми с производства, дела обычно обстоят проще: например, логистический комплекс ВВС США в Оклахома-Сити вовсю печатает детали для бомбардировщиков B-1, B-2 и B-52, летающих радаров E-3 и танкеров KC-135 – кнопки для микрофонов, панели для отделки кабин, крепления для солнцезащитных щитков, подлокотники и так далее. Впрочем, даже здесь речь пока не идет об аддитивном производстве ключевых компонентов, например деталей несущей конструкции.
Проблем много, и производители просто не успевают их решать, да и бюджет велик, но не безграничен. Авиационный парк стареет, а новая техника поступает слишком медленно. Факты таковы, что большинство пилотов F-16 летают на самолетах старше их самих. Знаменитый «летающий танк» A-10 вообще могут отправить на пенсию за отсутствием запчастей, несмотря на прекрасную службу в Ираке, Афганистане и других горячих точках. Всего в строю 280 машин, из них около ста требуют немедленной замены крыльев, но новые силовые наборы будут готовы не раньше 2029 года, да и еще не факт, что будут готовы вообще. Командование давно точит зуб на гадкого утенка и уже не раз пыталось от него избавиться. Спасали только протесты пилотов и сухопутных войск, ценящих высокую эффективность «Бородавочника» в роли самолета огневой поддержки. Производство штурмовиков остановлено в далеком 1984 году, да и компания Fairchild Republic прекратила самостоятельное существование, так что производство ремонтных комплектов с нуля влетит в копеечку. Тем временем, технологии 3D-печати силовых элементов, гидравлических систем и компонентов двигателей уже существуют, а 3D-печатные детали эксплуатируются на гражданском рынке. Почему бы не перенять опыт и не напечатать новые крылья?
Ропер надеется решить проблему раздела интеллектуальной собственности, а ВВС США тем временем внедряют аддитивные технологии там, где можно, а заодно налаживают связи с производителями промышленных 3D-принтеров. В частности, ведется исследовательская программа, направленная на изучение возможности производства запчастей на аддитивных установках Figure 4 за авторством компании 3D Systems – высокопроизводительных фотополимерных системах, основанных на разновидности технологии цифровой проекторной стереолитографии.

А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

5
Комментарии к статье

Комментарии

01.06.2018 в 17:36
4

Они скоро там свихнутся со своими авторскими правами... :-)

P.S. Напоминает анекдот
Один еврей тащит раненого второго из боя.
Раненый говорит:
- Не могу терпеть, пристрели меня!
- Да у меня патронов нет..
- А ты у меня купи!

01.06.2018 в 18:02
0

А если задуматься?

Если бы у нас по-нормальному соблюдались авторские права, то любой 'создатель'- будь то 3D-разработчик, то ли фотограф- нормально бы жил и зарабатывал себе на жизнь своим трудом. У нас же норовят все украсть. Вон, даже фото готовых работ воруют, пытаясь на них нажиться и выставляя, как свои.


Во-вторых- этот заголовок немного тупо составлен. В статье речь о роялти- т.е., с авторами хотят договорится. И договорятся. И всем будет хорошо. Это просто цивилизованные отношения. Не вижу ничего глупого в этой статье, кроме заголовка.

01.06.2018 в 18:36
1

'Хотеть договориться' и 'договориться' - это разные вещи. Совсем не факт, что производители пойдут на такие уступки, когда можно рубить по 10 штук баксов за несчастную крышку. Пример с F-35 тоже приведен не зря.

Давайте как-то без хамства, а то уж больно все 'умные' стали в последнее время. Лучше перечитайте.

01.06.2018 в 19:15
0

Где вы тут хамство увидели?

И это- в авиации нет мелочей. В принципе. Я долгое время читал блог техника гражданской авиации. Так вот оттуда видишь, насколько все серьезно. И все по регламенту от производителя.

Да, с крышкой бред, но тут же в статье поясняется, почему так


Вот и думаешь: ну не может она столько стоить! И нет, она столько не стоит, но мы же просим компанию сделать крышку, а компания уже занимается чем-то другим. Значит, для того чтобы сделать эту деталь, им нужно остановить текущее производство, а это выливается в срыв сроков и упущенную выгоду. Отсюда и взвинченные цены, несмотря на то, что закупочные цены в каталоге выглядят совсем по-другому. Вряд ли компания захочет все бросить и запустить заново конвейер по изготовлению крышек для унитазов.

Т.е., цена 10000- это заградительная цена. Тупо, что бы отцепились. И не мешали производить новое. И в этом плане, для них выгоднее получить 2000 за чертежи и роялти.

'Хотеть договориться' и 'договориться' - это разные вещи.
Не забывайте, что они работают по схеме заказчик-исполнитель, как коммерческая компания. И, если они очень уж будут упорствовать, это отразится на условиях договоров на следующие заказы. Другими словами, их убедят согласиться на эти условия.

01.06.2018 в 20:32
0

Т.е., цена 10000- это заградительная цена.
Ну а кто спорит? Cам Ропер говорит, что такую крышку вполне можно напечатать за триста баксов. И то это чрезмерно дорого, как мне кажется. Пусть обратится к нашим печатникам, сделают за 3000 рублей. :) Да, будет торг. И Локмарт постарается сделать все, чтобы получить с этого  максимум халявных денежек, либо же самостоятельно наладить печать компонентов или найти подрядчиков. Зачем им отдавать все в руки ВВC, когда можно срубить бабки? Они в этом тоже не новички - вовсю печатают титановые детальки для спутников, например. У Локмарта все карты в руках, ибо как Вы сами сказали, там уважают права на интеллектуальную собственность. Для ВВС же главное - наличие запчастей. Вот на этом и будут играть. Я думаю, что через пару месяцев буду писать новую статью о том, как Локмарт налаживает 3D-печать запчастей. Локмарт, но не ВВС. 
И, если они очень уж будут упорствовать, это отразится на условиях договоров на следующие заказы.
Это палка о двух концах. Авиастроительный рынок в США консолидируется. О монополии речи пока нет, но серьезными военными заказами по сути  занимаются только три компании - Нортроп, Локмарт и Боинг. Всех остальных они съели - Рокуэлл, Дуглас, Мартин, МакДоннелл и так далее по списку. Сравните, например, с плеторой авиастроителей в конце Второй мировой. При этом последние два - Локмарт и Боинг - уже заключили альянс в космической сфере под названием ULA. Другими словами, военным ведомствам все сложнее маневрировать, а производителям все проще навязывать свои условия.

В общем, давайте не будем упрощать. Ропер бьется за свое ведомство, пытается оптимизировать расходы, и таким чиновником можно гордиться, но у Локмарта полно козырей. Лучше посмотрим, что из этого выйдет. А пока полноценному самостоятельному аддитивному производству силами ВВС мешают авторские права. Отсюда и заголовок.
Где вы тут хамство увидели?
То есть если я Вас назову тупицей, Вы не обидитесь? Хорошо, но у нас так не принято. Достаточно выразить свою точку зрения, и совсем не обязательно переходить на личности. Более того, это прямо запрещено правилами портала (даже двумя). Давайте жить дружно. ;)

01.06.2018 в 19:47
2

'Хотеть договориться' и 'договориться' - это разные вещи.
Вот в этом и дело.. особенно, когда касается это вооружённых сил.
P.S. Можно представить ситуацию, из не такого уж и далёкого будущего - какому-то подразделению 'при исполнении' срочно понадобилась какая-то запчасть (причём не пресловутая крышка от унитаза, а некая деталь боевого танка или ракетной системы, которую, теоретически, можно всего за сутки-двое напечатать на штатном принтере подразделения), но сначала надо получить разрешение правообладателя, согласовать кучу бумаг... и, в результате, когда все инстанции наконец-то будут пройдены - запчасть уже нЕкуда ставить... подразделение разбито.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Сглаживаем слои на модели! Как лучше подружить ABS с ацетоном: холодная, горячая баня или кисть?

Печатаем со сверхзвуковыми скоростями. 100мм/с, 200мм/с, 300 мм/с, .... 750 мм/с не предел !!!

Мышка. Символ 2020 года по китайскому календарю

Девушка с дредами

В помощь учителю.

Процесс сборки E3D тул чейнджера