Кремень КД Реклама
Кремень КМ Реклама

Creatr HS, ювелиры, я, дедушка, Илико и Илларион. Серия VII, финальная.

Dislucky
Идет загрузка
Загрузка
20.02.2016
6098
15
3D-печать

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

6
Статья относится к принтерам:
Creatr HS
Преамбула: в предыдущих сериях (их можно найти в моём профиле, ссылок не будет) я рассказывал, как я продвигался к мыслям, изложенным ниже. О возможностях применения FDM-принтера для изготовления ювелирных выжигаемых моделей.

Амбула. Далее практически без изменений следует текст моего меморандума, отправленного руководству, с целью его, руководства, просветления. Я не утверждаю, что это истина, просто сегодня я думаю вот так.

* * *



Привет, Леонид.

Пока у меня есть настроение и время, хочу упорядочить свои мысли на тему 'Моделирование для ювелирного производства'-- в надежде, что тебе они покажутся полезными и интересными. Ниже будет изложение моего сегодняшнего видения этой задачи, которая более полно, наверно, называется 'рисование, проектирование, доводка и изготовление моделей для статуарного и ювелирного литья по выплавляемым/выжигаемым моделям'.

Почему 'сегодняшнего видения', это понятно: вчера я знал меньше и думал иначе, а завтра, возможно, я буду знать больше и тоже что-то передумаю. =)

1. Оказывается, качественная 3D-печать -- это достаточно долгий процесс. Крупные изделия (размером, например, с чайную чашку) могут в режиме максимального качества печататься сутки и более.

2. Оказывается, даже самая идеальная печать всё равно требует после окончания печати доводки модельщиком. Шкурка, бормашина, скальпель, штихель, подклеивание (вонючий ацетон для ABS или ароматный лимонен для PLA), шпаклёвка. То есть, невозможно изготовить изделие и сразу засунуть его в опоку.

3. Оказывается, буквально каждое каждое новое изделие требует индивидуальной подстройки профилей печати (скорости, зачастую по слоям, температуры экструдера, выстраивания поддержек, подбора величины ретракта и т.д. -- этих параметров несколько десятков). Что, соответственно, возможно только после нескольких пробных запусков и существенных затрат времени и материала. Причём, торопиться нельзя: невозможно изменить сразу три каких-то значения и точно угадать, что получится в результате. В целом, я уже накопил какой-то небольшой опыт (он же 'интуиция' ;)) и сейчас иногда могу с некоторой вероятностью угадать, с чего начать. Ну, а дальше... как попрёт. Иногда и десяти проб не хватает мне, чтобы понять, чего не хватает ему.

4. Оказывается, есть изделия, которые невыгодно (слишком долго или сложно) печатать на 3D-принтере. В основном, из-за того, что поддержки (для печати нависающих частей изделия) сильно портят лицевую поверхность. Из-за этого некоторые детали приходится резать на части и печатать по кускам, а затем склеивать. Причём, такая нарезка не всегда может быть сделана оператором принтера, а только художником. Дело в том, что принтер получает задачу в виде уже готового файла в формате MESH (сетка), который с какой-то точностью аппроксимирует плавные поверхности, заданные художником. Редактировать сетку весьма сложно и муторно, поэтому учесть всё необходимое надо в конструкции детали на стадии её рисования дизайнером. Идеально, когда дизайнер сидит не дома с ребёнком, а рядом со мной.
Creatr HS, ювелиры, я, дедушка, Илико и Илларион. Серия VII, финальная.
Это две миниатюрные детали, слева из ABS, справа из PLA, которые доводить до ума вручную -- просто с ума сойдёшь, а напечатать точнее я не в состоянии. Здесь 50-микронный слой, минимальная скорость, и всё равно вон те листики, из которых состоят эти веночки, не получатся такими, как это задумано дизайнером:
Creatr HS, ювелиры, я, дедушка, Илико и Илларион. Серия VII, финальная.
5. Оказывается, некоторые детали всё равно гораздо проще, быстрее и точнее изготавливать механическим путём из ювелирного воска на 4-х или 5-осевом фрезере. Я пишу 'фрезер', потому что о покупке хорошего фотополимерного принтера даже и не мечтаю... Вот его точность, как правило, позволяет сжечь деталь в опоке сразу после изготовления, без доводки. Хотя и он не всемогущ и может не всё.

6. И всё равно, изготовление готового изделия сразу по напечатанной пластмассовой или выфрезерованной восковой модели (т.е. сжигание модели в опоке ради одной-единственной готовой детали) представляется мне роскошью, чтобы не сказать глупостью. При литье ведь тоже бывают неудачи -- и что же потом, снова двое суток ждать изготовления новой модели взамен напрасно испепелённой? Т.е., исключение из техпроцесса такого этапа как мастер-модель (снятие силиконовой формы), по-моему, неразумно. Не так уж часто мы изготавливаем уникальное изделие в единственном экземпляре и говорим себе при этом: 'Да чтобы я ещё хоть раз взялся отливать эту вазочку/перстень/подстаканник?! Да никогда!'

7. И всё равно, принтер нам нужен, т.к. остаются модели, которые невозможно изготовить на фрезере, и с которых невозможно снять силиконовую форму. Например, вроде вот этой:
Creatr HS, ювелиры, я, дедушка, Илико и Илларион. Серия VII, финальная.
Такую вот штуку с внутренними хитрыми полостями, наверно, можно только печатать.

8. Однако, супер-тонкие филигранные изделия -- перстни, серьги и т.п. -- он печатать не может (заявленное производителем разрешение 50 микрон в принципе достижимо, но... 100 микрон было бы гораздо честнее). Возможно, что-то можно сделать как заготовку для дальнейшей доработки гравёром вручную, не знаю. Для бронзовых и серебряных не слишком 'ювелирных' изделий он годится, если дизайнер и оператор работают в постоянном контакте. Статуарное литьё, каминная и настольная мелочёвка, но и то -- не любая, нет. Вот пример порезанной на две части небольшой серебряной втулочки (ножка то ли вазы, то ли подсвечника, я не в курсе):
Creatr HS, ювелиры, я, дедушка, Илико и Илларион. Серия VII, финальная.
Вот тут тоже 50-микронный слой и низкая скорость. Но -- простые поверхности. Вот такое -- пожалуйста, напечатаем.

PS. Леонид, вдогонку. Сейчас, насколько я знаю, от [тут была фамилия не нашего главного ювелира] хочет уходить хороший опытный оператор ювелирного фрезера -- [фамилия фрезеровщика], мой знакомый. У него даже [а тут фамилия нашего главного ювелира] часто заказывает филигранную работу по воску (вспомни те же золотые значки для собрания акционеров [название одного местного автозавода] -- их пилил [фамилия фрезеровщика]. Пока он ещё не махнул на всё рукой и не уехал к друзьям в Питер, было бы неплохо воспользоваться удачным моментом и затащить его к нам, потому что в будущем он поможет нам решить множество проблем. Пока же не куплен фрезерный станок, я думаю, он согласится и на работу литейщика, которого у [фамилия нашего главного ювелира] опять нет, и на редактирование моделей совместно с дизайнером (он владеет этим софтом гораздо лучше меня).

Фрезерные станки, о которых я говорил выше, например, вот такие:

http://miramill.ru/evoke/

http://www.stepdrive.ru/stanki-strizh/strizh-2

http://super-cnc.com/jeweler-ultra.php

Гораздо больше о них знает и может рассказать тот же [фамилия пока не нашего фрезеровщика]...

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

6
Комментарии к статье