Нужна ли UV-развертка для 3д-печати?

Подписаться на 3Dtoday
InnaBo
Идет загрузка
Загрузка
3 Марта 2016
3471
16
Вопросы и Ответы
Здравствуйте! Я создала немало моделей для 3д-печати, но передавала их в формате .stl. Но если модель должна быть напечатана в цвете, то нужна ли UV-развертка и запекание карты? Как распознают цвета 3д-принтеры, особенно если цветовых оттенков много?
Gnom.22.jpg
Ответы на вопрос

Ответы

03.03.16 в 10:36
печатает на PICASO 3D Designer
1
Однозначно UV они не распознают, так как если сконвертировать в STL файл, то никаких UV там не останется. Скорее всего там используется аналогия PTEX - то есть, сохраняется графическая информация о каждом Vertex'e
03.03.16 в 11:45
печатает на ProJet 660Pro
3
Могу сказать по опыту гипсополимерных принтеров (мы работаем с ProJet 460, ProJet 660): для печати цветных моделей используются форматы wrl и obj, которые как раз позволяют сохранить UV карту. Если не хочется заморачиваться с UV, то альтернатива - как выше написали Leoluch, - то, что, например, в блендере называется vertex color. При этом цветная модель также сохраняется в wrl или obj.
03.03.16 в 17:51
0
Спасибо за ответ. Я в Збраше крашу, как раз по вертексам, но там такая особенность: чтобы хорошо прокрасить модель, нужно увеличить пологинаж (больше вершин - качественнее прокраска) . То есть для нормальной покраски нужно примерно 2-3 млн. полигонов. Как такой полигонаж (если не оптимизировать модель, так как перед конвертацией в .stl я модель прогоняю через плагин, который на 2/3 уменьшает количество полигонов, заодно триангулирует модель, но при этом покраска слетает, так как уменьшается количество и расположение окрашенных вертексов) *скушает" 3д-принтер? Какое количество полигонов оптимально для покрашенной модели, которое наверняка осилит 3д-принтер?
03.03.16 в 19:05
печатает на ProJet 660Pro
1
Если вы планируете распечатывать на гипсополимерных принтерах вроде уже упомянутых мной выше, то их софт позволяет вполне комфортно работать с высокодетализированными моделями на несколько млн полигонов. У нас не возникало проблем, связанных с тем, что принтер не может "переварить" большую цветную модель. К сожалению, не имеют опыта работы в Збраше, сам в основном пользуюсь Блендером. Но, как мне казалось, stl файлы, по крайней мере сгенерированные Блендером, в принципе не несут цветовую информацию ни в каком виде. Vertex colors, материалы, uv карты и т.п. можно сохранять только в wrl или obj.
Не могу назвать точный лимит по количеству полигонов, но цифры вроде 3-5 млн. вряд ли должны вас пугать. У нас с такими моделями проблем не возникало.
03.03.16 в 19:45
0
Да, Збраш сохраняет в формате wrl и obj. Меня интересует, достаточно ли просто покрасить модель по вертексам и конвертнуть в формат wrl (и принтер сосчитает цвета с вертексвов) или нужно делать ретополгию, UV-развертку и запекать цветовую карту (что прибавляет гораздо больший фронт работ), и все это подгружать к wrl?
04.03.16 в 10:42
печатает на ProJet 660Pro
1
Если модель очень тяжелая, то сделать ретопологию будет не лишним, хотя и не обязательно. Чтобы проверить наверняка советую определиться с оборудованием, на котором будут распечатываться модели, и попробовать загрузить модель в софт для этого принтера, посмотреть, как он ее переварит. Софт от 3dsystems в открытом доступе вряд ли найдете. Но когда-то получалось скачать прогу ZPrint - это софт для Zprinter (так назывались ProJet до того, как их купили 3dsystems). Zprint по используемым алгоритмам работы с моделями аналогичен софту, который сейчас используется на ProJetах.
Что касается UV, то это для принтера абсолютно не обязательно. Они могут работать и просто с вертексами. Я бы работал по следующему алгоритму: скульптим модель, делаем ретопологию, раскрашиваем по вертексам, конвертим в wrl, отправляем на печать.
04.03.16 в 18:44
0
Спасибо вам большое за информацию. Главное я узнала:
1. Принтер может напечатать модель с 3-5 млн. полигонов.
2. UV-развертка не нужна для цветной печати.
Недавно видела такой заказ: человек хотел напечатать модель библейского чудовища, при этом покрашенного очень реалистично.Вот и воозник такой вопрос: нужна ли для такой реалистичной покраски текстурная карта или достаточно будет покраски по вертексам, но тогда модель будет 3-5млн. поликов...
20.07.17 в 10:44
печатает на RepRap
1
В такой ситуации важно понимать детализацию поверхности на модели (её легко расчитать, исходя из размера модели и фракции полимерного порошка (около 0,08 мм), из которого будет печать) и количества цвета на площадь. Если сделать красивую ретопологию, то количество полигонов уменьшится, следовательно количество вертексов под цвет тоже сократится. Здесь на помощь приходит развёртка с текстурой в умопомрачительном разрешении.
У меня был опыт печати модели человека "весом" 500K полигонов(треугольников) с текстурой 16K пикселей во всю длину принтера Projet 660 pro, были видны некоторые родинки даже.
Единственный плюс вертексной покраски, который я заметил, это лучшее попадание в цвет, который вам нужен. С картинкой нужно потанцевать, в какой цветовой схеме сохранить. Здесь также миллион факторов: калибровка печатных головок в принтере, качество монитора и т.п.
20.07.17 в 11:10
0
Спасибо за информацию. В общем, при наличии мелкой детализации на модели и множества оттенков покраски лучше делать ретопологию, Ювишку и текстурную карту?
20.07.17 в 13:49
печатает на RepRap
1
Не за что. Там коррелировать нужно, разные задачи, разные подходы. К примеру коралл для печати легче слепить (или параметрикой смоделить) и покрасить вертексы. На гладкую, но пёструю рыбу можно и развёртку сделать под текстуру (диффузная карта). Если позволяют мощности компьютера, мощности компьютера печатающей стороны, то можно и не заморачиваться и отправлять им файлы в WRL, PLY , именно эти цветные форматы напрямую импортируются в слайсер Projet, есть еще ZPR формат, но он делается в ZCorp'овской программе для подготовки к печати.
28.03.17 в 20:52
0
Здравствуйте
Хотел бы у Вас уточнить про формат с которым работает принтер 660. Вы говорите что можно спокойно моделить в 3d Max и потом экспортировать в obj формат вместе с материалом и отправлять людям на печать модели? Просто я вот первый раз столкнулся с данной работой и хотелось бы побольше узнать, тема очень интересная для меня. За ранее спасибо за помощь.
05.03.16 в 13:13
печатает на ProJet 660Pro
0
Всегда пожалуйста! Рад помочь)
14.03.16 в 12:19
1
Могу добавить к сказанному, что STL формат поддерживает цвета.
я обратил на это внимание, когда работал с Materialise Magics, ей иногда оснащаются некоторые проф. принтеры.

На вики есть немного про это в разделе Цвета в двоичном STL.
14.03.16 в 13:19
печатает на ProJet 660Pro
1
Вполне возможно, не берусь однозначно утверждать обратное.
Я просто сужу по своему опыту работы с блендером, нетфабом и принтерами projet.
По результатам экспериментов, если в блендере раскрашиваем модель по вертексам, экспортируем в wrl или obj, затем открываем нетфабом или в софте принтера, то цвета сохраняются, нетфаб видит цветную модель, принтер видит и печатает цветную модель.
Если ту же самую модель из блендера экспортировать в stl, а потом точно так же открыть нетфабом или загрузить в софт принтера, то результат обратный - цветов нигде нет.
15.03.16 в 01:19
0
Так поняла, что поддерживает, только если принтер работает с Materialise Magics. И если покраска реалистичная, со множеством оттенков, то поддержит ли и в таком случае?..
15.03.16 в 10:47
0
Да, Вы правы, я не сталкивался с цветом в STL, пока не увидел меню записи файла Magics

Поддерживают еще VisCAM и SolidView, но это какая-то экзотика

В описании STL на Вики говорится о цвете на грань-треугольник целиком

В стандарте OBJ говорится о параметре c_interp on/off
Он создает смешивание цветов от вершины к вершине, в зависимости от освещения, которое хранится в файле MTL (параллельно с OBJ)
Для поддержки смешивания цвет должен быть назначен каждой вершине (!)

Мне кажется это более надежный способ передачи цвета чем в STL.

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.