Американское импортозамещение: Aerojet Rocketdyne получила заказ на 116 ракетных двигателей c 3D-печатными деталями
Новые силовые установки предназначены для ракет-носителей Vulcan Centaur, которые придут на смену ракетам Atlas V, оснащавшимся двигателями российского производства.
За контракты на поставку двигателей для новых ракет компании United Launch Alliance (странного, но эффективного альянса старых врагов-конкурентов Boeing и Lockheed Martin) соревновались два предприятия — довольно молодое Blue Origin миллиардера, ковбоя и новоявленного астронавта Джеффа Безоса и полное опыта Aerojet Rocketdyne. В итоге пирог поделили: Blue Origin достались первые ступени, а Aerojet Rocketdyne — вторые. Что интересно, двигатели обеих ступней изготавливаются с широким применением технологий 3D-печати.
Ракетный двигатель BE-4 компании Blue Origin
«Ключевые компоненты наших насосов Ox Boost Pump изготавливаются с помощью аддитивных технологий. Корпус состоит из одной 3D-печатной алюминиевой детали, а все ступени гидротурбины печатаются никелевым сплавом Monel. Такой подход позволяет добиваться комплексной геометрии проточных каналов, что было бы гораздо сложнее реализовать обычными производственными методами. Форсунки и крыльчатка тоже печатаются, требуя лишь минимальной постобработки», — рассказал Джефф Безос.
Огневые испытания BE-4 летом 2019 года
Первые ступени будут оснащаться метан-кислородными двигателями BE-4. В феврале 2020 года Blue Origin открыла фабрику по производству этих силовых установок в Хантсвилле, штат Алабама. Компания вложила в новую фабрику как минимум двести миллионов долларов и планирует изготавливать по несколько десятков двигателей в год. Фактически, BE-4 полностью заменят в этой роли российские РД-180.
«В основе каждой успешной космической программы — двигатели, доставляющие ракеты и полезную нагрузку в космос. С первых дней компании Blue Origin мы приняли принципиальное решение инвестировать в разработку многоразовых ракетных двигателей нового поколения. Сейчас для нас, наших партнеров и всей страны наступило захватывающее время — мы на пути к выполнению обещания покончить с зависимостью от двигателей российского производства», — заявил генеральный директор Blue Origin Роберт Смит на церемонии открытия фабрики.
Вторая ступень с двумя двигателями RL-10
11 апреля этого года Aerojet Rocketdyne сообщила о получении заказа от United Launch Alliance сразу на 116 двигателей для второй ступени Vulcan Centaur. На этот раз речь идет о силовых установках RL10C-X. Здесь стоит пояснить, что «Вулкан» и «Кентавр» — названия первой и второй ступеней соответственно, причем «Кентавры» использовались еще в связке с Atlas V и оснащались двигателями RL-10, тогда как на первые ступени устанавливались РД-180 московского НПО «Энергомаш». Таким образом, «Атлас-Кентавр» преобразовался в «Вулкан-Кентавр», при этом вторая ступень была модернизирована, а первую полностью переделали под BE-4, отказавшись от российских двигателей.
Огневые испытания двигателя RL10C-X
В обновленных двигателях второй ступени, получивших обозначение RL10C-X, используются 3D-печатные форсунки и камеры сгорания, а также композитные сопла. Удельный импульс тяги достигает 461 секунды, что делает этот двигатель одним из наиболее эффективных представителей семейства RL10.
Размер заказа в немалой степени обусловлен решением еще одного предприятия Джеффа Безоса — компании Amazon, намеревающейся развернуть спутниковую группировку из 3236 аппаратов для обеспечения глобального высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет. Здесь налицо конкуренция с еще одним космическим энтузиастом — Илоном Маском и его компанией SpaceX, уже разворачивающей аналогичную сеть под названием Starlink. Кстати, космическим интернет-проектом Amazon занимается дочерняя компания Kuiper Systems, а руководит этим предприятием Раджив Бадьял — бывший вице-президент SpaceX, отвечавший как раз за проект Starlink и уволенный Маском в 2018 году, якобы из-за слишком низких темпов работ. Теперь Amazon заявила, что выбрала на роль перевозчика компанию United Launch Alliance, а это означает, что для выполнения всех заказов, включая заказы от Amazon, ULA придется строить до двадцати пяти ракет в год. Первый полет Vulcаn Centaur намечен на вторую половину текущего года.
Огневые испытания прототипа RL10C-X в 2019 году:
А у вас есть интересные новости? Поделитесь с нами своими разработками, и мы расскажем о них всему миру! Ждем ваши идеи по адресу news@3Dtoday.ru.
Еще больше интересных статей
Проект фабрики 3D-печати братьев Просвирниных украсил московский метрополитен
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Команда Йозефа Пруши выпустила облачный слайсер EasyPrint
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Hangprinter: 3D-принтер без корпуса и с практически неограниченным рабочим полем
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
Комментарии и вопросы
Отличная идея!!! Можно под люб...
Судя по надписям на корпусах у...
Не могли бы вы рассказать по-п...
Доброго времени суток! Принтер...
У меня есть проект от некого C...
всем доброго времени, проблема...
всем доброго времени, проблема...