Кремень 1 Реклама
Кремень 2 Реклама

Создаём фигуру человека в программе Blender3D

anide
Идет загрузка
Загрузка
19.04.2019
30566
2
3D-моделирование

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

11
Здравствуйте дорогие друзья! Эту статью я делаю для любителей трёхмерного моделирования и проектирования. Я бы хотела показать как можно довольно несложно, с помощью некоторых модификаторов создать в трёхмерном редакторе фигуру человека. На примере танцующей балерины.

При определённой сноровке такой объект можно создать за пару часов.

В этой статье я покажу как спроектировать туловище человека — женщины в позе танца, а в следующей голову и лицо.

Давайте приступим.

Мы будем использовать опенсорсную программу Blender3D. Вот такой результат мы должны получить в конце уроков.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Так выглядит программа Blender при запуске.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Чтобы убрать картинку в центре щёлкаем левой кнопкой мыши в любом месте экрана.

Затем выделяем все объекты на сцене нажатием кнопки A, и нажимаем delete. Удаляем эти объекты и переводим редактор 3D вида в режим 4х проекций View → ToggleQuadView.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Нажатием клавиши N открываем панель свойств.

Добавляем на сцену новый объект — плоскость.

Add → Mesh → Plane
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Вращается окно 3d вида когда нажимаем на колёсико мыши (либо среднюю кнопку) и тянем. Если при этом удерживать клавишу shift, то окно 3D вида не вращается, а перемещается за мышкой.

Видите: окно 3D вида в режиме перспективной проекции.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
То есть объект показан так, как бы его воспринимал человеческий глаз. Это удобно при визуализации сцены в виде картинки, но не удобно при проектировании. Так что переключаемся в ортогональную проекцию View → View Persp/Ortho.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Сейчас нам нужно сделать заготовку из простых линий, обозначающих расположение рук, ног, головы и туловища. Для этого щёлкаем по плоскости правой кнопкой мыши и заходим в режим её редактирование Object Mode → Edit Mode.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Теперь нам нужно превратить эту плоскость в одну начальную точку, от которой начнём всё рисовать. Нажимаем клавишу A, все точки выделяются. Нажимаем сочетание клавиш Alt+M → At Center.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Точки слились в одну центральную. Нажимаем E и от точки тянется линия. Нажимаем Z линия позиционируется ровно по оси Z. По щелчку левой мыши точка останавливается.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Затем можно задать точные координаты этой точки, например 3.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Повторяем так и строим 3 линии - скелет для ноги.

Верхний отрезок — бедро, средний — голень, нижний - стопа.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Нужна вторая такая же нога, но согнутая в танце. Нажимаем на верхнюю точку правой кнопкой мыши, чтобы выделить её. Нажимаем сочетание клавиш Shift+S → Cursor to Selected.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Курсор программы, выглядящий как круг с палочками перемещается на эту точку. На этот курсор много что завязано. Например, новые объекты добавляются на сцену ровно в том месте, где находится этот курсор. Либо относительно него можно делать преобразования объекта: вращение, растяжение и перемещение. Сейчас нам это и нужно. Нажимаем на эту кнопку (на нижней панели): Pivot center for rotation/scalling.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Это точка, означающая центр вращения объекта. 3D курор нам нужно сделать центром вращения объекта. Значит, выбираем 3D курсор.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Нажатием кнопки А выделяем все точки ноги, нажимаем Shift+D, она дублируется и следует за курсором. Чтобы вернуть копию на место щелкаем правой кнопкой мыши. Затем выбираем кнопку вращение и вращаем вторую ногу.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Мы можем задать точный угол вращения.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Точно так же действуем с половиной ноги, создаем новую точку вращения, вращаем ногу от колена.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Таким же образом чертим всё туловище. Получается силуэт танцующей балерины из линий и точек.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Не забываем сохранять проект File → Save и указываем местоположение и название файла.

Следующим шагом мы должны придать объём этим линиям, чтобы фигурка приобрела человеческие формы.

Для этого нужно применить модификатор. Идём в редактор свойств и находим кнопку c гаечным ключом «Modifiers».
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Нажимаем Add Modifier → Skin.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Сразу вокруг линии образовался прямоугольник. Модификатор не подействовал на весь объект, потому, что он не представляет из себя одно неразрывное целое. Отменим пока что действие модификатора, нажав на крестик.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Зайдём в режим редактирования. Когда мы скопировали вторую ногу, то мы не присоединили её к первой. Нужно, чтобы была только одна общая для двух ног точка. А их сейчас две, наложенные друг на друга. Чтобы слить их в одну, нажатием клавиши А выделяем все точки объекта и нажимаем кнопку Remove Doubles.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Так все точки с одинаковыми координатами сольются. Применяем ещё раз модификатор и видим, что теперь изменился весь объект.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Применяем еще один модификатор - Subdivision surface.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Он сглаживает прямоугольники на заданное количество разбиений полигонов и они становятся больше похожими на цилиндры. У нас установлено одно деление.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Затем мы идем в режим редактирования объекта. Нам не видно линий. Чтобы видеть их нажимаем на кнопку Limit selection to Visible. Так получается прозрачность.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Далее мы выделяем все точки и нажимаем Ctrl+A, и тянем курсор мыши. Видим, что фигура приобретает ещё больший объём. Чтобы прекратить растягивание нажимаем левую кнопку мыши.

Так же можно действовать с каждой отдельной точкой. Придаём фигуре, нужный человеческий облик, работая над каждым узлом.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Можно создавать дополнительные точки-узлы, для удобства. Выделяем линию и нажимаем кнопку Subdivide.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Линия подразделяется на две. И со средней точкой можно работать, придавая фигуре в этом месте нужный объём.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Результат у меня получился такой.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Чтобы модификаторы вступили в силу нажимаем на них кнопку Apply.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
И фигура в режиме редактирования состоит уже не из линий а из полигонов.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Но как мы можем заметить, модификаторы действуют не идеально и кое-где на фигуре добавляются лишние точки, а потому линии не симметричные. На нашем объекте это только в трёх местах, так что мы можем подправить вручную.

Посмотрите там, где шея. По бокам от центра линии ровные, а центральная уже изгибается за счет того, что созданы две лишние точки.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Их нужно удалить. Выбираем кнопку «Vertex select». Щёлкаем правой кнопкой мыши по каждой точке с зажатой клавишей shift, затем нажимаем delete → vertex. Теперь нужно провести правильные линии между точками. Выделяем две точки, которые нужно соединить отрезком и нажимаем F. Появляется соединительная линия.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Также с другими двумя точками. Теперь нужен полигон, объединяющий 4 точки. Но нам мешают две линии. Нажимаем кнопку «Edge select», выделяем ненужные грани и нажимаем delete → Edges.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Переключаемся в режим выбора точек (кнопка «Vertex select»). Щёлкаем по 4 точкам, зажимая клавишу Shift и нажимаем F. Появился полигон.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Также действуем с остальными 4мя точками.

Можно подвигать точки фигуры, чтобы они образовали не искривлённые линии. Для этого щёлкаем правой кнопкой мыши на точке и тянем за стрелочку модификатора перемещения.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Переключение между модификаторами перемещения, вращения и растягивания происходит при нажатии на одной из трёх кнопок на нижней панели.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Повторяем те же действия в двух других проблемных местах.

Мы сделали переднюю половину тела такой, какая нас устраивает.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Но задняя осталась прежней. Сейчас фигура обладает двусторонней симметрией. Так что мы можем удалить заднюю половину, заменить её копией передней. Включаем режим прозрачности. Нажимаем кнопку B, появляются белые линии. Зажав левую кнопку мыши, растягиваем прямоугольник выделения так, чтобы в него попали точки задней половины тела, которую нужно удалить.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
В режиме прозрачности выделяются все точки, попавшие в область, даже скрытые за пределами видимости. Удаляем точки, нажав delete.

Выходим из режима редактирования, выделяем фигуру. Нажимаем Shift+S → Cursor to center. То есть курсор устанавливаем в начало координат. Нажимаем Origin → Origin to 3D cursor.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Так мы точно устанавливаем центр преобразования фигуры в начале координат.

Идем в список модификаторов, выбираем Mirror.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Устанавливаем галочку по оси Y. Убеждаемся что стоит галочка Merge, что означает, что все общие точки половинок сольются и объединятся. Жмём кнопку Apply.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Мы получили двусторонне симметричную фигуру, с подправленными передней и задней стороной.

Но у женщины грудь не плоская. И икры со ступнями у человека выглядят иначе чем веретено. Давайте подправим это.

Переключаемся в режим редактирования объекта. Чтобы сделать грудь, нам нужно добавить несколько линий и точек. Воспользуемся инструментом нож. Резать будем в проекции front, то есть передняя сторона. Нажмём два раза клавишу A, когда курсор находится в области проекции front. При этом все точки сначала выделятся, затем выделение снимется. Так программа поймет, что мы работаем в этой проекции. Нужно убедиться, что отключён режим прозрачности. Выбираем инструмент нож и проводим нужные линии на объекте щелкая левой кнопкой мыши в тех местах, где нужно сформировать точку.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Когда поставили последнюю точку и нужно завершить действие инструмента ножа нажимаем клавишу Enter. Если нажать правую кнопку мыши, то вся прочерченная линия исчезнет — это отбой. Проводим две линии вдоль туловища с передней стороны. Затем ещё две вертикальные линии.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Далее переключаемся в проекцию Back — спина.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
И прочерчиваем такие же вертикальные линии вдоль туловища на спине. Выделяем две точки на спине и слегка тянем их по оси y — это лопатки.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Затем впереди выбираем точки и оттягиваем их сильнее — это будет грудь. Как-то так.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Теперь ноги — они слишком радиально-симметричные. У человека передняя часть голени — кость более ровная, а задняя — мышца образует рельеф.

Поработаем над ногой. Переключаемся в режим прозрачности. Выделяем попеременно слои точек и с помощью манипуляторов двигаем их по оси x или z как нужно. Для выделения используем кнопку B — прямоугольное или с — круглое. Чтобы регулировать размер круглого выделения крутим колёсико мыши в разные стороны.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Вот как-то так. Идеально я не делаю, а примерно, чтобы был понятен смысл.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Теперь нужно так же поработать над второй ногой.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Следующий шаг — нам нужно сделать платье. Давайте сгладим фигурку. Для этого нужно быть в режиме отображения объекта.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Щёлкаем правой кнопкой мыши по фигурке, и на панели с модификаторами выбираем модификатор Subdivision surface. Все линии фигурки подразделились на одно деление и сгладились. Пока мы не применили модификатор, в режиме редактирования объект такой же угловатый. Мы нажимаем кнопку Apply и действие модификатора вступает в силу. Тогда и в режиме редактирования объект будет гладким.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Теперь нужно сделать платье. Для этого переходим в режим прозрачности и выделяем точки нижней части туловища.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Нажимаем кнопку P → selection. Нижняя часть туловища перешла в отдельный объект.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Далее начертим линию выреза платья. В районе шеи и плеч мы с помощью инструмента ножа чертим дополнительные линии.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Переключаемся в режим отображения полигонов и выделяем все полигоны платья.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Нажимаем кнопку P → Selection. Платье тоже выделилось в отдельный объект.

Выходим из режима редактирования.

Теперь раскрасим фигуру.

Выделяем объект-платье. В редакторе свойств находим кнопку- шарик «Material» и нажимаем её.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Ниже нажимаем кнопку Add new. Мы создали новый материал для платья.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Во вкладке diffuse выбираем цвет материала. Пусть будет платье у нас красное.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Точно так же создаём новый материал для туловища. Щёлкаем по ногам, выбираем цвет — розовато-желтоватый, неяркий, как кожа. Щёлкаем по верхней части туловища. Материал у нас уже создан, нужно просто в списке его выбрать.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Затем в режиме редактирования ног выбираем полигоны, чтобы сделать как-бы купальник.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Добавляем в объект ещё один материал, выбираем красный и нажимаем кнопку Assign (применить).
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Выходим из режима редактирования.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Выделяем объект-платье. Теперь нужно ему придать объём. Платье не должно быть слито с телом, оно как-бы на чуть-чуть отходит от него. Применим модификатор Solidify.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Offset ставим 1, а Thickness 0.05, Inner 0.5. Видим, что платье приобрело небольшой объём.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
То что нужно! Нажимаем кнопку Apply. Идём в режим редактирования платья. По низу идут полигоны. Мы их все выделяем — сделаем юбку.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Нажимаем Extrude Region, чтобы эти полигоны вытянулись и выбираем кнопку scale на нижней панели (изменение размеров).
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Вытягиваем как нам нужно юбку используя манипуляторы рядом с выделенными полигонами. Ставим галочки по всем осям, чтобы изменения были симметричными.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Затем выбираем кнопочку со стрелкой на нижней панели — перемещение. И с помощью манипуляторов, сменивших квадраты на конце на стрелочки оттягиваем юбку вниз.

Теперь можно юбку сделать немного гофрированной. Выделяем нужные точки и приподнимаем их над всеми остальными.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Все! Все объекты можно слить в один. Для этого выходим из режима редактирования, щёлкаем по-очереди по трем разделенным частям туловища с защатой кнопкой Shift и нажимаем Ctrl+J, затем идём в режим редактирования, выделяем все точки нажатием кнопки А, нажимаем Remove Doubles (удалить двойные точки). Объект стал цельным.
Создаём фигуру человека в программе Blender3D
Туловище не идеальное. Над ним можно еще поработать, но в этом видео показан сам принцип, так что такого нам будет достаточно. В следующей статье мы сделаем балерине человеческое лицо.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

11
Комментарии к статье