Исследование влагопоглощения PETG.

Подписаться на 3Dtoday
vadik1000
Идет загрузка
Загрузка
05.07.18
2449
24
Техничка
36
PREVIEW
Что меня вообще натолкнуло на эту тему? Ведь многие считают, что PETG не восприимчив влаге и его можно хоть в ванной комнате хранить ;)
Так считал и я, до некоторого момента. Ну точнее не совсем так. Я считал, что если я печатаю без проблем без всякой сушки, то этой проблемы нет. Влагопоглощение может и есть, но проблемы нет.
Но всё изменилось одним дождливым субботним вечером.

Начал я печатать одну модель, которую я печатал уже не один десяток раз. Из готового, неоднократно уже отпечатанного G кода. И вдруг у меня началось - экструдер не тянет пруток, жуёт его, на сплошном заполнении сплошные волосы / сопли пластика.
Что за ерунда? Со вчерашнего дня, когда я последний раз печатал этот G код ничего не поменялось. Ни принтер, ни уровень стола, ни даже катушка с пластиком. В чём же может быть дело? В потусторонние силы и удачу/неудачу я не верю и из разумных объяснений, точнее хоть из каких-то более менее разумных объяснений было только повышенная влажность из-за зарядивших дождей.
Поскольку других объяснений не было, решил проверить эту теорию.

Поставил эту катушку пластика на просушку на 11 часов. Дожди не прекращались, т.е. условия в помещении не изменились, но через 11 часов произошло чудо. Этот пластик запечатал как раньше! Экструдер работал как часы, нить ложилась ровно, без излишней волосатости.

Естественно я загорелся провести более глубокие исследования, чтобы убрать элементы случайности и вывести более чёткие закономерности.

И так для начала я решил изучить сами детали отпечатанные сушёным и не сушёным пластиком. Ну помимо волосатости, о которой я написал ранее, выяснился и следующий момент.
Не сушёный пластик давал ну очень сильное пузырение на готовой детали. В худшем случае это пузырение даже чувствовалось пальцами. Сушёный убирал эти пузыри очень существенно. Скажем так сушёный давал на деталь порядка 10 мелких пузырьков, не сушёный ну по ощущениям тысячи.
Видны они к сожалению только под определённым углом, под определённым светом, а сфотографировать их ещё сложнее, чем увидеть.

Но чтобы не быть голословным, всё же я что-то попробовал запечатлеть:

Вот до просушки:
8d4a17d304f121ce61a40f593e642cb6.jpg
Вот после:
b929185e26ab153b6ad0fb1bf91fad9c.jpg
Это всё что мне удалось запечатлеть с помощью фонарика и смартфона. Глазами контраст гораздо сильнее, пузыри в детали из непросушенного пластика там по всей поверхности.
Повторюсь, это одна и таже катушка пластика, одинаковая влажность внутри помещения (50-55%) и, естественно, один и тот же принтер и G код.

Следующее, что меня интересовала это методика и продолжительность сушки.

Приспособы для сушки пластика это тема отдельных разговоров, которых уже было и будет множество.
Но у меня на момент моего исследования ни готовых сушильных камер, ни овощесушек, ни духовки, ни даже мультиварки не было. Сушить в микроволновке мне по разным причинам не хотелось.

Что же делать? Ну раз делать нечего, попробуем сушить в кастрюле. Точнее сначала я хотел в сковородке:
b20aab49af636ef2c11a1eeb29cc852b.jpg
Но в сковородке часто готовится еда, и 11 часов на её использование у меня не было, поэтому оставалась только редкоиспользуемая кастрюля:
0348f9599b6fc11fd5c4cff7b350eed9.jpg
Но выяснилось, что не все катушки туда влезают. Тогда родилась такая идея:
452485c4e3f63ada5cc5abc4996d468e.jpg
Забегая вперёд скажу, что такой вариант тоже работает и ничуть не хуже первого.

И так, идея сушить пластик по 11 часов перед каждой печатью меня мало привлекала, поэтому моя задача была найти минимальное время сушки на таком приборе.

Я постепенно снижал время до 3.5 часов, двух и часа. Результат отличный. Количество пузырей снижается кардинально. Печать идёт без пропусков и излишнего волосения. Разумеется, чем больше сушка, тем результат лучше, но уже после часа, есть очень даже ощутимое улучшение.

Тут я хотел бы отметить следующие важные моменты.

1. Сушить так гарантировано можно только на электрической плите. У меня индукционная, поэтому кастрюли сковородки нужны. У кого классическая электрическая можно просто положить катушку на конфорку и включить минимальную мощность(подобрать), чтобы пластик не расплавился прямо на плите.
На газовой же при горении газа выделяется пар, куда и как он пойдёт мне не известно, поэтому считаю необходимым об этом предупредить.

2. Время сушки зависит от времени нахождения пластика при влажности выше 30%. А именно при такой влажности печать у меня была беспроблемная. Ведь чем дольше пластик находился при высокой влажности, тем глубже она зашла в витки катушки и тем труднее её оттуда доставать.

3. Разумеется время сушки зависит от уровня влажности в которой был пластик до этого - чем влажнее было, тем дольше сушить. Мои значения времени верны для влажности в помещении 50-55% и нахождении пластика при такой влажности в районе суток.

4. При влажности окружающего воздуха 50-55% влажность пластик набирает медленнее, чем сохнет. К примеру после часа сушки, я нормально печатаю с приемлемым уровнем пузырей часов 10-12.

5. Если вам не нужно идеальное качество поверхности, не нужна максимально возможная прочность детали, вы не печатаете на пределе возможностей экструдера, вас не достаёт повышенное волосение на сплошных заполнениях, у вас вообще нет ни каких проблем ни с печатью ни с готовыми изделиями, то сушить PETG не обязательно.

6. Все опыты и эксперименты были проведены с белыми пластиками PETG двух производителей:
отечественный ABS Maker и китайский Createbot.

На последнем пункте нужно остановиться особо. Формально вся эта статья и её результаты касаются только этих двух конкретных пластиков, находящихся в моих условиях. Но мне кажется, что всё же это будет верно и для других PETG пластиков. Дело в том, что эти два пластика очень сильно отличаются друг от друга как по параметрам печати, так по химическим и физическим свойствам, но при этом в плане влажности ведут себя практически одинаково.

Эта статья не претендует на научную полноту, возникла спонтанно в результате обсуждения другой темы и думаю будет толчком для более глубокого изучения данного вопроса теми, кому это интересно и нужно.

Всем спасибо.
Подписаться на 3Dtoday
36
Комментарии к статье

Комментарии

05.07.18 в 18:22
3
Однозначно плюс за находчивость. Вот что "ограничения " с фантазией кулибиных творят....
05.07.18 в 19:25
2
Кулибин-кулинар! :-)
05.07.18 в 19:44
3
Спасибо за предупреждения.
Я халатно относился к хранению этого пластика, теперь буду относится к нему как и к PLA.
05.07.18 в 19:55
2
Нет ли корелляции влагопоглощения и цвета пластика? Может быть, дело в наполнителе, а например бесцветный не мокнет.
05.07.18 в 20:55
5
Скорее всего дело в красителе не на основе петг
05.07.18 в 22:04
4
Хороший пост.

Лишний раз нашёл для себя подтверждение правильности покупки фруктосушилки.

Дело теперь - за встраиванием внутрь подставки-подвеса, чтобы расходовать пластик,не вынимая его "оттуда" ;-).

С кухонной плитой - такое не очень получится.

Вот тот дизайн,на котором я остановился:

c05716a7b95e9fc7e0e267c086f2caa4.jpg


А вот, что продают в Америке для тех же самых нужд:

6469736e3be89f2bfff45bf4411c841f.jpg


А вот-наш аналог, безповоротных площадок:

707464cbabdf33018502ff2593437d9d.jpg



А вот, как выглядят поворотные подставки (опция, или простор для DIY-щика) :

5b44cb911716d093744d6a82d43ed199.jpg
05.07.18 в 22:22
0
Не пользуюсь PET-G представленных здесь производителей, храню катушки в обыкновенных зиплоках, даже без силикагеля, никогда его не сушил и никогда не встречался с такими дефектами печати.
Ну и теперь узнал, спасибо автору, чей ПЕТ-Г брать не стоит.
06.07.18 в 05:51
0
Странно, если учесть данные, на которых основывает своё исследование вопроса автор, то у вас такое возможно только при не слишком длительной печати. Какая самая максимальная печать у вас была ?
06.07.18 в 06:21
1
Ничего странного. Разные производители делают разный пластик.
Я вот предпочитаю PET-G от SyntechLab. Очень стабильный и предсказуемый пластик.Влагу не сосёт вообще. Живу в 150 метрах от берега реки Обь. В центре города большущее озеро. Вокруг города огромная куча озёр и болот. Так что с влажностью всё в полном порядке.
Сейчас вот от Bestfilament 2 катушки уже 2 недели просто открытые стоят. Тоже никакой разницы в печати с момента открытия пока не вижу.
06.07.18 в 07:19
0
У меня 2 катушки PETG от BF за 3 месяца в открытом состоянии насосали влаги, теперь пузырятся при печати.
06.07.18 в 07:41
0
У меня они пока только 2 недели. Годовая статистика только по Синтеху.
06.07.18 в 09:14
0
Производители разные, гранулы одни и те же, различия в жадности. Мнение субъективно. То что вы предпочитаете жадину - синтеча - ваше право, но я курсанусь за него, обязательно :-) По поводу влагу не сосёт вообще... если пластик по своей природе гигроскопичен - то он гигросокпичен хоть у синтеча, хоть у БФ хоть у АБС мэйкера....тут разницы нет... Я знаю город Ваш, весьма неплохо "у нас тут кино снимали, недалеко от центра, в лесу..." примерно так, если кратко... у меня, в краю тысячи озёр влажность дома не превышает сейчас 25% это при условии дождя... второй день переменного... и температуры под 25-28.... какие у вас показатели ? в цифрах ? И ещё... у Вашего принтера пиды экструдера откалиброваны ?
06.07.18 в 09:35
0
Судя по сайту погоды сейчас температура +21, влажность - днём 33%, ночью 63%. Завтра 41% и 73% соответственно. Дождя нет.
И для чего я по вашему должен лезть и калибровать ПИДы экструдера? Что с ними не так?
ЗЫ. Кстати, ПИДы не калибруются, они настраиваются.
06.07.18 в 10:06
0
Прикольно! Пластик у вас под открытым небом хранится ? ну то такое.... понял я вас, следите за моим блогом и поймёте, зачем я спросил.
Калибровать пиды экструдера нужно изначально, если вы это не делали... так как на заводе кривая рука дядюшки ляо могла поставить стандартные.... а они могут не совпадать с фактическими...

п.с.: изучив Ваше веское замечание пришёл к выводу, что единодушного мнения на тему калибровка или настройка - не существует.

п.п.с.: искренне удивлён, что человек, который основываясь на погодные информеры определяет зависимость влажности пластика в квартире от влажности "за бортом", делает акценты на таком важном моменте, калибруются пиды или настраиваются :-)
06.07.18 в 10:46
0
так как на заводе кривая рука дядюшки ляо могла поставить стандартные.... а они могут не совпадать с фактическими...
Что? Стандартные и фактические ПИДы? И вы ещё осмеливаетесь предлагать

следите за моим блогом
Сделайте одолжение, купите в магазине плюшевого мишку, даже можете назвать его RomanNV и сношайте ему мозг своей глупостью, сколько влезет. А меня прошу больше не беспокоить вашими умозаключениями и советами.

Спасибо!
06.07.18 в 11:05
0
Я боюсь, купив мишку и назвав его как Вы советуете, он меня своей глупостью засношает. Да ещё накупит втридорога пластика и будет мне его впаривать. И мерять по погодным информерам. Не не не, спасибо, увольте меня от такого. И не в коем случае не читайте мой блог, там не для средних умов, а вам и подавно делать там нечего.
06.07.18 в 11:55
0
Покупал этот Petg От SyntechLab 1500 руб/кг. На днях он подошел почти к концу. Зашел сейчас на сайт и... 750 руб/кг. Заказал сразу две катушки по цене одной, что было полгода назад.
06.07.18 в 00:05
0
Соглашусь с автором.. Что-то явно происходит с петг, долго лежавшим открыто и при некоторой влажности.. Такие же выкрутасы были при печати, не тянет экструдер и волосатость..
Правда не сушил, а просто настройки скорректировал.. Надо попробовать!
06.07.18 в 05:58
0
Не буду разбирать статью попунктно, скажу лишь, что недавно обзавёлся DHT 11 и со знакомым скидали простенькую сборку, которая показывает температуру и влажность. Как итог - в квартире влажность показывает 25%.... при температуре 24С... что касательно места, где хранится принтер - это шкаф угловой на балконе. Там влажность вообще 18% при температуре 30 С... у автора же проблемы начинаются от 30% влажности, К сожалению, у топик стартера не указан город.... ну ладно, это лишь немного усложняет задачу и не более того, ждите исследований на тему, спасибо за подсказку!
08.07.18 в 21:09
0
Я сушу на нагревательном столе принтера.
09.07.18 в 10:31
0
Хорошая идея.
25.07.18 в 09:12
0
Плохая идея. Лучше в это время попечатать что-нибудь.
09.07.18 в 15:56
0
Хорошая статья, можно взять кусок пластика, высушить и взвесить на точных электронных весах, затем окунуть в воду на некоторое время и снова взвесить. Вангую веса заметно прибавится
14.07.18 в 12:59
2
Присоединяюсь к необходимости просушки PETG. Заказал для пробы этот пластик, вчера получил и поставил печататься тестовые цилиндрики диаметром 5 мм - шесть штук рядом друг с другом. И получил огромную кучу соплей между цилиндриками. Ни температура, ни дистаниция или скорость ретракта особо не помогали. При ручном проталкивании пластика в экструдер он продолжал очень быстро и долго вытекать из сопла даже если после вталкивания его сразу выдернуть назад чуть ли не полностью. Потом под микроскопом я заметил в выдавленных нитях много воздушных пузырьков и это навело меня на мысль просушить катушку этого пластика. Оставил на ночь (на 10 часов) сушиться при температуре 70 градусов. Утром поставил эту же катушку после просушки, зарядил на печать тот же G-код и получил совсем другой, гораздо лучший результат. Пузырьки в выдавленном пластике все равно попадаются, но их количество на пару порядков меньше. Соплей практически нет.
Вот фото из под микроскопа (повторюсь - одна и та же катушка пластика, один и тот же G-код):

43005f012d007132e133de2e7d5161a3.jpg



Угадайте где здесь печать до просушки и где после :)

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Опыт приобретения и использования принтера Alekmaker

Делаем фигурку свинки.

Печать на 3D принтере SkyOne в горизонтальной плоскости

Команда Йозефа Пруши предлагает «самый лучший филамент» под брендом Prusament

В Москве стартовала выставка-конференция «Top 3D Expo. Цифровое образование 2018»

XpreSki-09.11: Marlin-1.1.9 - адаптивная подача (Linear Advance) для ускорения печати