Деталь вентиляционного рекуператора

EvilSpirit
Идет загрузка
Загрузка
15.05.2018
5362
83
печатает на Anet A6
Мы печатаем

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

52
Решил сделать проветриватель вместо форточки на зиму с рекуперацией тепла (выходящий воздух нагревает входящий).

Корпус рекуператора собирается из стандартных деталей для вентиляции: труба, угол, тройник и кучи алюминиевых трубок. Появление 3d принтера очевидным образом расставило запятые в предложении 'печатать нельзя сверлить'. Собралось без зазора, Печатал PLA слоем 0.2 с заполнением 20 процентов с двойными стенками. Проектировал в SolveSpace (хотел проектировать в NoteCAD, но он еще сыроват для этого).

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

52
Комментарии к статье

Комментарии

15.05.2018 в 12:14
0

Прошу прощения за фотки. Немного тупой редактор статей (или я), не понимаю, как здесь редактировать уже опубликованное и почему он именно эту фотографию поставил первой, а также зачем он эти фотографии так обрезает.

15.05.2018 в 12:21
0

Да норм все. А так да, статьи после модерации не редактируются. А уж то что так публикуется и подавно. Надо писать модерам. Привыкайте... битрикс...

15.05.2018 в 13:06
0

Печаль, постараюсь быть внимательнее.

15.05.2018 в 12:37
0

Можете подробнее рассказать про данное устройство

15.05.2018 в 12:49
7

Это приспособление используется для проветривания помещений. Воздух идет в двух направлениях: один поток входящий, другой выходящий. При этом происходит теплообмен между этими потоками - выходящий воздух нагревает или охлаждает входящий. При этом получается полноценное проветривание - удаляем старый воздух, засасываем с улицы новый. Устройство служит для того, чтобы избежать теплопотерь зимой или жары летом, особенно актуально при использовании кондиционера, который неэффективен при открытых окнах, а при закрытых в помещении очень скоро становится некачественный воздух. Аналогичные 'проветриватели'  с рекуперацией по стоимости начинаются от 10к, бюджет этого проекта ~5000, лвиная доля денег ушла на алюминиевые трубки. Наверное, можно обойтись и тонкостенными пластиковыми (в ущерб эффективности).

15.05.2018 в 13:34
0

Мм, а можно поподробней про проект? 68 трубок по 30-45р это 2140-3060р. Это немного 
Какие трубы, длина, вентиляторы и т.д.?

15.05.2018 в 13:51
1

Трубки: 12 мм, цену уже не помню, но это примерно 30-45, как вы и написали
Длина трубок: 1м. На самом деле в магазине не было столько 1м трубок, брал часть 1м, часть 2м, пилил пополам. Сначала по одной, задолбался, а потом скрутил все скотчем и отпилил все разом.
Стандартные вентиляционные трубы 150 мм - 1м + 2x0.5м 
Тройники: 2шт
Уголок: 1шт
Вентиляторы: самые простые (~500 руб штука)
Две заглушки (чтобы закрывать, когда не работает)
Все куплено в: Leroy Merlin
На все потрачено: 5000-5500
Две самодельные печатные детали по 6 часов печати на каждую
Собирается без гвоздей и клея, но для верности герметизировано белой изолентой.

16.05.2018 в 14:00
1

Белой? Не, фигня получится. Надо синей :)

15.05.2018 в 14:04
0

Выложил модель. Не уверен, что именно тот вариант по размеру, Если будете печатать - сначала печатайте пару слоев на пробу, выключайте принтер примеряйте трубки и как оно входит в трубу. Я именно так и подгонял.
http://3dtoday.ru/3d-models/mechanical-parts/body/detal_ventilyatsionnogo_rekuperatora_iskhodnik

16.05.2018 в 13:54
0

Делают, порой, из пищевой фольги, но там другой конструктив. А так - доброе применение! :)

15.05.2018 в 13:01
6

Бросилось в глаза 3 и 4 фото..... напомнило ТВЭЛЫ )))) Не знаю даже почему ))) Тепло выделением ...
[IMG]https://www.ippe.ru/images/oirmit/photo-neutron_beloyarskaya.jpg[/IMG]
[IMG]https://habrastorage.org/webt/vp/2o/a0/vp2oa04l8lgxhv02qs9thpo6ski.png[/IMG]
[IMG]http://www.lab-37.com/wp-content/uploads/2013/01/images/07kaesmuse.jpg[/IMG]
А так все правильно для теплообмена большая площадь.... нужен медленный обдув, вроде, для такой длинны.

15.05.2018 в 13:06
0

Именно ими я и вдохновлялся, хотелось сделать что-то, что выглядит как атомный реактор!

16.05.2018 в 00:04
0

Меня опять опередили...

15.05.2018 в 13:08
1

спасибо за идею такой простейшей реализации...
а с обледенением/конденсатом как боролись, или зимой еще не пробовали?

15.05.2018 в 13:40
0

Нет, не боролся, сильно не беспокоило.

15.05.2018 в 13:18
0

Уже устанавливали по месту? Работает?

15.05.2018 в 13:39
2

Да, всю зиму в тепле дышал хорошим воздухом. Работает. Эффективность не высчитывал (надо измерять 4 температуры одновременно, столько термометров не было под рукой).

15.05.2018 в 14:20
0

Отлично получилось, тут еще можно и доработать при желании, поставить термодатчики и регулятор вращения вентилятора, безграничная фантазия. :-)

15.05.2018 в 14:25
0

Да, датчики температуры и CO2 здесь были бы к месту.

15.05.2018 в 14:37
1

Ну, в сущности надо 2 термометра, на приток и уличный на выхлоп... разница и будет эффективностью или 'КПД' работы в обменнике... Еще попробуйте покрасить трубки, но не кистью, чтоб шершавость была. Турбулентность выше будет, повысит теплообмен, очень заметно.

Вот пример https://www.youtube.com/watch?v=t7mXf5Oov9c

16.05.2018 в 07:15
0

Может серебрянкой покрасить или чем-то с алюминиевыми опилками крупного размера?

16.05.2018 в 07:23
0

Вообще, измерял входящий при отключенном вытяжном вентиляторе. При -10 на улице температура входного воздуха при отключенном вытяжном упала до 5 (дальше прекратил эксперимент, холодно стало), при включенном вытяжном - снова поднялась до 16-17. Т.е. работает - насколько эффективно - не особо было интересно. Буду рад, если кто-то построит такую же штуку и произведет необходимые эксперименты. Например, по какому пути лучше вести приточку, а по какому вытяжку. При наличии 3д принтера и печати моей детали этот проект выполняется за вечер, главное найти нужное количество трубок.

15.05.2018 в 17:36
0

В кожухотрубных теплообменниках устраивают лабиринтные перегородки в межтрубном пространстве, чтобы перемешивать поток и улучшать теплоперенос. Они тоже вполне могут быть печатными.

15.05.2018 в 18:40
2

а темка то зачетная

15.05.2018 в 21:19
1

Очень круто! Спасибо за идею!

16.05.2018 в 07:16
0

Всегда пожалуйста!

15.05.2018 в 22:11
0

А я вот не понял полностью конструкцию - можно попросить схемку чиркнуть - как через стену проходит, где вентиляторы?

16.05.2018 в 06:57
2

[IMG]https://habrastorage.org/webt/yo/sv/vx/yosvvxhlcr_m1-8tznjd6vsc36o.png[/IMG]

16.05.2018 в 10:04
0

Место забора свежего воздуха и выпуска воздуха из помещения должны быть разнесены или хотя бы направлены в разные стороны уголками 90 град.

16.05.2018 в 10:09
0

У меня забор вытяжки производится выше, чем приточка (тройник повернут на 90, чтобы забор был направлен вверх и удлинен за счет установленного гофра) . Точно также нужно делать и на улице - вытяжной канал надо направить вверх (или впускной вниз). Зимой так, летом наоборот. Не стоит воспринимать эту схему как 100% руководство к действию. Это лишь принципиальная схема, а не печатная плата (если вы понимаете, о чем я).

16.05.2018 в 11:33
0

Судя по схеме, зимой должен образовываться конденсат внутри, так как теплый и влажный воздух из помещения не только нагревает трубки, но и охлаждается у выхода.

16.05.2018 в 13:08
0

Да, я ожидал, что он там будет. Но по факту не знаю, что там было, возможно, он скапливался внутри. Но внешних проявлений не было, и я забил на это. Можно было просверлить отверстие внизу и сделать наклон с выводом в коллектор для полива цветов (реально планировал так сделать в случае проблем)

16.05.2018 в 16:41
0

я был удивлён, когда интересовался этой темой - самые лучшие рекуператоры оказались из бумаги - как раз для того, чтобы влага конденсата увлажняла входящий сухой поток воздуха))) - бумага-же промакает) полезная тема)))!

16.05.2018 в 18:02
0

ого, не знал

16.05.2018 в 21:56
0

Вот здесь должен быть сильный конденсат снаружи

16.05.2018 в 07:06
0

перезалил

15.05.2018 в 22:18
0

А может сделать теплообменник полностью печатным? Ведь есть рекуператоры с бумажными перегородками. А пластик с толщиной стенки 0.4мм будет так же неплохо проводить тепло,как и люминь с 1 мм стенкой.

16.05.2018 в 07:11
0

Я думаю, тут нецелесообразно печатать (огромный объем материала, нужна хорошая герметичность). Я вообще сначала  хотел делать квадратный из поликарбоната по тому же принципу, как делают из картона (ну не понимаю я из бумаги, может же конденсат попасть - и привет).

16.05.2018 в 09:26
0

Такой теплообменник размерами 20/20/20 думаю по эффективности сравним с вашим. Все дело в количестве теплопередающей поверхности .

16.05.2018 в 09:43
1

Просто я долго думал, даже раскатал лист поликарбоната. А потом решил, что по трудоемкости/технологичности реально выгоднее делать по приведенной выше схеме. Руками ничего не нужно делать, только механическая сборка. Чистая победа, ни у кого, надеюсь, нет сомнений что при наличии 3д принтера это может повторить каждый вне зависимости от радиуса кривизны верхних конечностей!

16.05.2018 в 10:00
0

Вот сейчас задумался, а можно ведь рамки распечатать, и вместо пластиковой перегородки использовать толстую алюминиевую фольгу.ну как толстую, самую толстую из имеющихся

16.05.2018 в 10:15
4

Я никогда не против крутых решений, но для DIY всегда готов жертвовать параметрами ради простоты исполнения и возможности легкого повторения без сложных технических средств (чем, например, является 3д принтер). У меня есть проект автоматических рулонных штор, механика которого выполняется вообще без 3д печати, использованы только широкодоступные детали, которые можно купить за копейки в любом DIY супермаркете и собрать за вечер. Люблю делать именно так. 

Подшипниковый узел крепления штор
[IMG]https://github.com/Evil-Spirit/EvilShutter/blob/master/images/FILE0095.JPG?raw=true[/IMG]

17.05.2018 в 13:58
0

Можно подробней про данный проект, у меня коллега на работе заинтересовался.

17.05.2018 в 14:50
1

Вот здесь можно скачать (clone or download)
https://github.com/Evil-Spirit/evilshutter
Там есть фотки механической части, схемотехника (все собрано из доступных деталей).
Шторка управляется ardino mini pro, пульт управления с индикатором и часами. 
По идее должна работать либо по таймеру, либо по освещенности. Концевики на датчиках холла.
Проект не доделан (сделано 3 механических узла, прототип устройства управления).

[url]https://www.youtube.com/watch?v=6iiUQaPl7bg
[url]https://www.youtube.com/watch?v=qBe7iA8py1w
[url]https://www.youtube.com/watch?v=M7YbreQEm9s

17.05.2018 в 14:54
0

Буду рад помочь советом, если кто-то возьмется доделывать

16.05.2018 в 12:31
0

тоже не плохая идея...
фольга для саун и бань, она весьма толстая(доходит до 0,3мм) и жесткая, из нее вполне можно склепать не плохой теплообменник..

16.05.2018 в 07:13
0

Насчет теплопроводности  - алюминий вне конкуренции (медь сильно дороже). Не думаю, что тут 0.4 мм пластика будет так же (надо считать)

16.05.2018 в 09:23
1

Кстати ,метод увеличения теплоотдачи - грубой наждачкой, например, сделать небольшую шероховатость по всей поверхности трубок. Смысл именно в шершавой поверхности. Наука, патенты ,все дела ;)

16.05.2018 в 09:41
0

Не хочется делать этого без контроля параметров, иначе удовольствие будет не полным. Не люблю что-то делать не ощущая разницы и результата.

16.05.2018 в 16:49
0

Шершавая поверхность будет также пыль лучше собирать, что приведет к ухудшению теплоотдачи. А чистить ее сложнее.

16.05.2018 в 11:01
0

Супер идея! сам думал над рекупиратором в квартиру.
посмотрел на ваш вариант и пришла в голову идея сделать из алюминиевых трубок с квадратным сечением. набрать их в шахматном порядке - сдвигая относительно друг друга.  получится алюминиевая конструкция на концах которой по две камеры для входа и выхода потока. для увеличения площади можно из из алюминиевой полоски винтов накрутить и в трубки напихать

16.05.2018 в 18:11
0

Если детали печатать - можно и квадратные. только не будет ли проблем с их поиском? К тому же у меня есть подозрение, что углы не будут обдуваться возухом из-за квадратной формы (будет только круглое ядро работать). Надо смотреть, что говорит про это аэродинамика. Кто в теме?

18.05.2018 в 01:01
0

В углах скорость потока будет ниже, но не существенно.

В круглых трубках тоже возле стенки скорость потока ниже, а воздух может проходить вдоль центра не контактируя со стенками, ни чем не лучше чем в случае с прямоугольной трубой.

Поэтому теплообменники делают ребристыми (если нужно сократить массу и объем), вот пример для воды, чтобы вода при движении перемешивалась, а не пролетала между пластинами напрямую
[IMG]https://images.ru.prom.st/499031678_w640_h640_cid2840836_pid328865236-9f9d66b6.jpg[/IMG]

Но проще конечно не заморачиваться, чуть больше делать по размерам и всё. Тем более воздух и шуметь будет если пойдет по таким ребрам.

16.05.2018 в 13:36
0

Отличная идея с Al трубками, пока встречал только со стеклянными трубками или шариками, подумывал о возможности использовать крупные осколки стеклянных бутылок. Но вот алюминиевые трубки изящнее )

16.05.2018 в 14:19
0

Шарики и трубки в тех рекуператорах, работающих в режиме тяни-толкай (либо один, либо в паре) работают как аккумуляторы энергии. А в данной реализации трубки не накапливают тепло, а исполняют функцию теплообмена, поэтому здесь важен коэффициент тепелопроводности, который у алюминия один и самых больших среди всех материалов.

16.05.2018 в 16:14
0

........а подскажите пожалуйста куда девается конденсат , и как быстро и при какой

температуре,

на каком уровне  зимой изморозь от конденсата из за разности температур перекрывает каналы?............

L&K
16.05.2018 в 18:06
0

Понятия не имею, я ожидал, что будет проблема, но ничего такого. У меня вместо угла стоял гофр алюминиевый, так вот он инеем покрывался, а что было внутри - не интересовался

17.05.2018 в 07:39
0

тема весьма зачетная
при нашей  экологии задумался о принудительной вентиляции в квартире
а тут такой интересный прибор :)

17.05.2018 в 08:42
1

Экология тут ни при чем. Впервые об этом задумался, когда в квартире сменили деревянные окна на пластиковые. Стало душно и приходилось открывать окна, а это вызывало снижение температуры, сквозняки. Почитайте про превышение CO2 и как оно влияет на здоровье. Человек предназначен жить на открытом воздухе, в тесных запертых помещениях концентрация CO2 (метана и других выдыхаемых человеком газов) увеличивается, организм человека начинает воспринимать это как недостаток воздуха (потому что организм оценивает не по наличию кислорода а по повышению CO2). Начинаются процессы по устранению этих проблем, а это очень плохо сказывается на самочувствии. На работоспособность это влияет ключевым образом, повышает утомляемость и снижает инициативу, умственные способности и вызывает чувство лени, иногда вызывает головные боли. Я несколько месяцев после установки пласитковых окон не мог понять, почему я стал часто зевать и стало лениво работать, а работоспособность снизилась. Когда понял - стал проветривать каждый час зимой или настежь открывать окна летом.

17.05.2018 в 22:44
0

СО2 миф, скорее всего что-то другое влияет, ионизация воздуха, влажность, когда много людей это тоже стресс. Человек выдыхает столько СО2 что количество СО2 во вдыхаемом воздухе исчезающе мало. По цифра в воздухе 400 ppm CO2, в плохом воздеху 800, но в легких все 50 000, на этом фоне сколько там снаружи уже не так важно.

18.05.2018 в 07:24
0

пруфы? я читал научные исследования на эту тему.

17.05.2018 в 09:02
1

Экология тут ни при чем
ну может у вас там и не причем, а в челябинске очень даже при чем :) - СО2 - по сравнению с местным колоритом гадостей - просто амброзия
поэтому вижу вентиляцию вкупе с  угольным фильтром

+ ваше решение  -хорошее дополнение от выхолаживания зимой

17.05.2018 в 09:06
0

Да, я тоже задумывался об фильтрах, хотя бы чтобы пыль внутрь не задувало. Но угольный - это вообще супер!

18.05.2018 в 00:53
0

Прямоугольные трубы были бы лучше, больше периметр на единицу объема трубы. Еще можно к трубе приклеить уголок или Т, П образный тавр, чтобы площадь была еще больше. И сделать циркуляцию воздуха не только вдоль труб, но и поперек, вентилятором в коробе, больше воздух крутится в коробе, лучше теплообмен будет в несколько раз. Это позволит размер уменьшить и количество труб и цену теплообменника.

Самый дешевый вариант теплообменника из алюминиевой фольги, перепад давления не большой, должна выдержать. Сделать секции 15см*50см бутербродом и встречно пустить воздух.

10.08.2018 в 19:34
0

Спасибо автору, напечатал сегодня :

8 часов печаталось, PLA  слой 0,15 заполнение 30%, трубки привезли нарезанные по размеру, скоро рекуператор собирать буду. Кстати моя вторая деталь, а принтер Creality3D Ender - 3 со вчерашнего вечера.

10.08.2018 в 20:32
0

Круто! А трубки входят норм? У меня некоторые болтаются, система дребезжит, так что скоро буду разбирать и крепить их на силиконовый герметик.

10.08.2018 в 22:11
0

Тоже болтаются немного, буду на герметик сажать, тем более они у меня 1350 мм, я метровую трубу использую, а в целом хочу  два сделать и соеденить буквой П. В трубу 150мм входит плотно диск, самое то.

11.08.2018 в 05:20
0

Мысль встроить такие штуки в вентиляционные шахты строящегося дома не покидает меня. там и два метра легко можно уместить.

11.08.2018 в 08:02
0

Обязательно делайте. Я сейчас дачу строю, вот для неё и делаю рекуператоры. У нас всю прошлую неделю  было до +38, а сегодня с утра +12 , - то кондиционер с утра до вечера молотит, то хоть обогрев включай :).

09.11.2018 в 07:47
0

О, блин, до боли знакомая конструкция, разрабатывал такую еще в 2015))

И даже довел до серийного производства рекуператоров

09.11.2018 в 08:16
1

Ого! Спасибо за ссылку, это прям то же самое! Только я смотрел видео на ютубе https://www.youtube.com/watch?v=fQKz22Z48eM
То есть моих мыслей здесь:
1. Напечатать деталь
2. Использовать готовые вентиляционные трубы
3. Разработка детали, расчет. 

Сейчас вот думаю на большой дом делать ящик и несколько ступеней из поликарбоната или в вентиляционные шахты сделать такие же, только с 2м (или больше) трубами.

09.11.2018 в 08:23
0

Ну и цены у вас ) Покупают?

09.11.2018 в 08:47
0

Цены не мои)) Я только 'поставил техпроцесс на рельсы'.
А вообще эта конструкция, пока, самая бюджетная и эффективная на рынке из имеющихся

09.11.2018 в 08:59
1

Да, при наличии прямых рук/3д принтера можно сделать за час-два (без учета печати, конечно). Я думал сначала из фанеры эти детали вырезать (лобзиком контур, сверлом дырки по распечатанному на принтере листу, приклеенному к фанере). Но когда появился принтер - я понял, что эта идея может реализоваться вообще без проблем. Главное, от кривизны рук ничего не зависит - повторяемость 100%. собрал и установил за вечер.

09.11.2018 в 09:04
1

Это да, принтер значительно упрощает жизнь самодельщика))
Можно еще матрицу напечатать и заливать в нее жидкий полимер или литьё под давлением забабахать, ну это когда до серии дойдет))

09.11.2018 в 09:07
0

Я думаю, скоро производители вентиляционных деталей будут свою версию выпускать.

09.11.2018 в 09:12
0

Да, это очень вероятно)

09.11.2018 в 09:03
0

Кстати, у меня на днях сгорел вытяжной вентилятор, так как я месяц назад я сделал ревизию системы и перенес его ближе к улице ('тянуть' легче, чем 'толкать'). Наверное замерз, хотя он защищен обратными клапанами, а физически находится в помещении. Если не секрет, не подскажете какие обратные клапаны хорошие? (а то эти щелкают от ветра то и дело). А какие вентиляторы лучше поставить? (чтобы тихие и надежные). Хочу все заменить, чтобы снизить шумность.

09.11.2018 в 09:11
0

а то эти щелкают от ветра то и дело
По краю шторки попробуйте наклеить какой нить демпфер, должно помочь.
А какие вентиляторы лучше поставить?
У тиона есть статья про канальники

09.11.2018 в 09:39
0

Меня не беспокоит звук (хотя это неприятно), а беспокоит именно задувание. Прошлую зиму вовсе без них было, так приходилось на ночь закрывать заглушкой, иначе к утру становилось холодно, когда на улице сильный мороз.

09.11.2018 в 09:41
0

А зачем выключать систему? Тем более ночью? Лучше поставить регулятор оборотов и ночью снижать обороты до минимума, и не слышно и не задувает и проветривает.

09.11.2018 в 09:45
0

Во первых - система слишком мощная для нашего текущего дома. После установки я сразу же купил регулятор оборотов (диммер от лампочки), но сломал его при подключении, слишком перетянув винт зажима контакта так, что он оторвался от печатной платы (китай, что поделать). Ну и конечно же починить не смог, так как видимо там что-то замкнуло и сгорело. Второй не рискнул купить, так и забил. Так что проветриваем ситуационно. По идее нужен датчик качества воздуха.

14.08.2020 в 09:09
0

Для увеличения КПД можно еще ставить перегородки для лучшей обтекаемости и теплообмена. Перегородки так же печатать можно, только вырез сделать. На фото видно что к чему.


Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Лодка

Longer LK4Pro: Печать

Когда всё, вдруг, плохо после того, как было хорошо.

Забавный баг Simplify3d: Ooze shield и brim

3D-сканирование для бесконтактного анализа произведений искусства

3D печать в CUSTOM