Радужные полимеры

winso
Идет загрузка
Загрузка
05.12.2019
2386
30
печатает на Anycubic Photon
Техничка

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

26

К сожалению,  последнее время упоминание радуги связывают с человеческими отношениями нестандартной окраски. Но хочется вернуться к первоистокам - радуга - это прежде природное явление, дарящее всем разнообразные оттенки цвета, капельку счастья и радости. В применении к полимерам - как в домашних условиях получить ЛЮБОЙ цвет радуги и в ЛЮБОЙ момент.

Сначала теория. Которая называется CMYKW

Модель CMYKWИзначально, CMYK (четырёхцветная автотипия) – это субтрактивная цветовая модель, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Субтрактивные цвета начинаются с белого. И если в обычной печати белым цветом служит поверхность материала, то в 3D-печати его заменяет отдельный белый краситель, используемый для устранения прозрачности базовых фотополимерных смол. Аббревиатура CMYKW расшифровывается как:

С – Cyan (Циан) – ярко-голубой;М – Magenta (Маджента) – пурпурный;Y – Yellow (Жёлтый) – ярко-жёлтый;K – Blac(K) (Чёрный) – чёрный цвет, аббревиатурой которого стала не первая, а последняя буква (чтобы не путать с цветом blue (синим) цветовой модели RGB);W - White (Белый) - белый цвет, использующийся для устранения прозрачности базовых фотополимерных смол и получения более насыщенных цветов.

Модель была специально разработана для минимизации используемого количества красок, она является противоположностью RGB и обладает сравнительно с RGB меньшим цветовым охватом. CMYK - её основные цвета, с помощью которых создаётся всё многообразие печатных оттенков.

Несмотря на то, что чёрный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и жёлтого красителей, по ряду причин такой подход обычно не применяется. На практике, в силу неидеальности красителей и погрешностей в пропорциях компонентов, смешение реальных пурпурного, голубого и жёлтого цветов даёт скорее грязно-коричневый или грязно-серый цвет. Поэтому для чистоты и насыщенности чёрного и был введён отдельный пигмент.Формула цвета CMYK – это цветовая модель, которая в процентах описывает любой оттенок. Каждое из чисел, определяющих цвет, представляет собой процент краски, составляющей цветовую комбинацию. Например, для получения бирюзового цвета следует смешать 100 частей голубой краски, 40 — пурпурной, 25 — жёлтой и 10 — чёрной.

Данный цвет можно записать одной из следующих формул:

  • С – 100%; М – 40%; Y – 25%; K – 10%;
  • C100M40Y25K10;
  • (100,40,25,10);

Основные цветаСпецифика такова, что 100% хотя бы одной из основных красок даёт наиболее яркий тон в палитре. Однако, допускать смешения красителя более чем на 300% (в среднем) — недопустимо. Цвет, состоящий из 100% краски всех тонов (то есть 400%) – глубокий чёрный, получение которого подразумевает явный перерасход красителя.

Формулы для базовых цветов CMYK приведены ниже:

  • С – 100%; М – 0%; Y – 0%; K – 0% - (С) Голубой;
  • С – 0%; М – 100%; Y – 0%; K – 0% - (M) Пурпурный;
  • С – 0%; М – 0%; Y – 100%; K – 0% - (Y) Жёлтый;
  • С – 0%; М – 0%; Y – 0%; K – 100% - (K) Чёрный;
Смешение в разных пропорциях равных частей базовых цветов CMYK позволяет без труда получить оригинальный набор RGB и все оттенки серого:

  • С – 20%; М – 20%; Y – 20%; K – 20% - Светло-серый;
  • С – 40%; М – 40%; Y – 40%; K – 40% - Серый;
  • С – 60%; М – 60%; Y – 60%; K – 60% - Тёмно-серый;
  • С – 0%; М – 100%; Y – 100%; K – 0% - Красный;
  • С – 100%; М – 0%; Y – 100%; K – 0% - Зелёный;
  • С – 100%; М – 100%; Y – 0%; K – 0% - Синий;

Примеры получения некоторых наиболее распространённых цветов  будут приведены в конце статьи, также как и ссылки на полезные ресурсы с готовыми палитрами.

Окрашивание фотополимерных смол

Чем же это можно воплотить в реальность.

Набор пигментов HardLight состоит из 5-ти флаконов по 5мл., каждый из которых соответствует одному цвету CMYKW.  Красящие пигменты HL CMYKW специально разработаны и предназначены для окраски фотополимерных смол. Комбинируя цвета пигментов можно получить то самое неограниченное количество оттенков.

При смешивании пигментов для фотополимерных смол нельзя заранее точно сказать, какое количество краски подойдёт для окрашивания конкретного объёма материала в правильный цвет, поэтому добиваться идеального оттенка следует опытным путём. Выберите желаемый цвет и используйте для смешивания небольшое количество краски (в соответствии с пропорциями его цветовой формулы) на малом объёме материала. Если после первого смешивания цвет покажется вам недостаточно насыщенным, добавьте в него такое же количество пигмента как и в первый раз, повторяйте до получения необходимого оттенка. Если вы используете прозрачную основу, но на выходе хотите получить плотный цвет - предварительно выбелите базу белым пигментом.  Для примера возьмём 0,5л белого полимера:

  • Для окрашивания в хороший красный цвет (0%; 100%; 100%; 0%) требуется 24 капли пурпурной краски и 24 капли жёлтой.
  • Для окрашивания в хороший зелёный цвет (100%; 0%; 100%; 0%) требуется 22 капли голубой краски и 22 капли жёлтой.
  • Для окрашивания в хороший синий цвет (100%; 100%; 0%; 0%) требуется 24 капли голубой краски и 24 капли пурпурной.

Вес одной капли 0.03г, из чего несложно рассчитать, что 5мл смеси достаточно долго будут скрашивать полимерное одиночество.

Несколько примеров, полученных из прозрачных бесцветных полимеров окрашиванием

Влияние цвета на конечный продукт и процесс печати

Самое главное - данные пигменты не оказывают влияния на конечные свойства напечатанной модели, если при покраске не влить пигмент сверх меры.

Тем не менее, окраска влияет на процесс печати, поскольку фотополимерная печать - это оптико-химио-механический процесс, и пропускание UV света в тонких слоях напрямую меняет свойства и протекание процессов полимеризации.

В частности,надо иметь в виду что прозрачный полимер почти всегда имеет паразитную засветку по Z. Белый цвет добавляет паразитные наплывы по X-Y, а введение желтого пигмента в любых сочетаниях (с магентой - красный, с цианом - зеленый) существенно снижает паразитную засветку по всем направлениям, поскольку работает как светофильтр для UV засветки. Точного соотношения цвета пигмента и точности - детализации привести не могу, это уже каждый получит из опыта.

Получение наиболее распространённых цветов

Ссылки

https://html5css.ru/colors/colors_cmyk.php - CMYK Калькулятор; https://www.toutes-les-couleurs.com/en/CMYK-color-code.php - Палитра с готовыми цветовыми кодами;https://www.december.com/html/spec/colorcmyk.html - Палитра с готовыми цветовыми кодами;https://color.adobe.com/ru/create - Создание собственной палитры CMYK;https://hardlight.info/fotopolymer#!/tproduct/134192165-1570967097280 - пигментные красители HardLight;

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

26
Комментарии к статье

Комментарии

05.12.2019 в 21:18
2

Очень грамотная статья!

Спасибо.

05.12.2019 в 21:26
1

если б еще форматирование не сьехало. понятия не имею почему так абзацы склеились :(

05.12.2019 в 21:33
3

если б еще форматирование не сьехало

Да вроде не сильно напрягает для чтения.

Я вот ещё чего подумал.  На днях делал серый цвет, но использовал только белый и чёрный пигмент. Получилось отлично и цвет очень приятный.  

Просто наверное так больше будет расход белого пигмента, скорее всего.

Надо конечно попробовать смешать как положено, но тогда скорее всего останется прозрачность у полимера.

Добавлял в прозрачный 3 капли белого и одну чёрного.

05.12.2019 в 21:42
3

специально для моделистов - мы поставляем готовый белый полимер HARD M. который парой капель черного на практически любой разумный обьем превращается в нужный серый.

06.12.2019 в 15:29
0

Не нашёл на сайте информацию по доставке и распространителям.

В Сибирь дорого выписывать подмосковные материалы, особенно на попробовать.

06.12.2019 в 21:06
1

про доставку упустили.

а вот дилеров в сибирском регионе ищем...

06.12.2019 в 21:23
0

> а вот дилеров в сибирском регионе ищем... 

Есть Антон (shop.moihobbi.ru), можете связаться с ним. Он уже сотрудничает с Filamentarno!, ABS Maker и 3DSLA.

05.12.2019 в 21:59
3

Как печатник из типографии скажу, в обычной печати белым цветом НЕ служит поверхность материала. 90% этикеток для например алкогольной продукции печатается на метализированном или прозрачном материале. Любой стандартный пантон (цвет, фотография) делается из триады CMY а K (чёрный) служит контуром, поэтому BLACK и называется в полиграфии К (Контур).

расскажите это эпсону, кенону и так далее... Правильный драйвер сам решает - мешать K или просто его использовать. И белого нет ни в одной палитре цветов. Потому что белой является основа. И blacK называется так чтобы не путать его с Blue. И Contour по английски начинается никак не с K. Вы типографские басни не приплетайте, я писал о базовой теории, а не о том кто как изголяется на конкретном оборудовании под конкретную задачу.

очень грустно, когда сказки выдают за реальность. Теорию надо хотя бы прочитать

Что такое K в CMYK

Добавлю про басню, что K - это Kontur по немецки. Переведите CMYK на немецкий язык - и сильно удивитесь, CMYK с Kontur на конце там ну никак не получится

06.12.2019 в 12:34
1

Хз, возможно многое изменилось, но когда я 20 лет назад в студенческие времена подрабатывал в типографии К - это был key color...  и он не всегда был черным ;) В него и грунт и маски для глянцевания/золочения бывало пихали..

05.12.2019 в 22:15
1

Очень интересная статья. Побольше бы таких.

06.12.2019 в 00:34
0

Winso - Молодец! Основные моменты  цветосмешения CMYK - все проиллюстрированы.

.

Я свои эксперименты с фотополимерами тоже начал с "покапельного метода" (отразил это чуть в своем блоге).

.

Спешу заметить, что при окрашивании смолы есть пара ньюансов - перемешивание и пузырькоудаление.

.

P.S.

Можно было воспользоваться и научными терминами (миксинг и вакууминг), но это не всем понятно.

ski
06.12.2019 в 01:27
1

По началу я баловался вакуумом с полимерами. и погубил несколько проб. Надежда была что удаление воздуха сделает структуру более монолитной. Увы.

Я не выяснил до конца почему, но после вакуумирования полимер становится негоден. Нет, он печатает, но конечные физ свойства меняются в глубоко худшую сторону

06.12.2019 в 10:20
1

Прив вакуумировании происходит испарение мономеров и активных разбавителей из смеси.

ski
06.12.2019 в 01:47
2

у нас стоит покрасочная машина. там конечно не каплями меряется, и не по 100 грамм полимер замешивается. А после нее стоит гомогенизатор. Но я то писал про "в домашних условиях". Мы считаем что опытный мастер должен САМ уметь и иметь инструмент для создания нужного цвета, а так же базовые знания для понимания процесса. О чем собственно и написано.

06.12.2019 в 03:48
1

Сердце полиграфиста радуется :)

Сердце пионера вопрошает: и что дальше? ;)

06.12.2019 в 09:02
1

Это как зерно. Вот вам. А дальше - каждый сам выбирает. Кто хлеб сделает сьест, кто положит в дальний чулан и оно сгниет, кто в землю бросит... А кто и не возьмет вообще - он мясом питается исключительно :)

06.12.2019 в 10:21
2

Что дальше?

Покупать прозрачные фотополимеры и наслаждаться персональной цветовой гаммой по своим целям и задачам.

06.12.2019 в 09:03
0

С – Cyan (Циан) – ярко-голубой; М – Magenta (Маджента) – пурпурный; Y – Yellow (Еловый) – ярко-жёлтый; K – Blac(K) (Блацкий) – чёрный цвет  :))

06.12.2019 в 18:00
0

Блацкий цвет - это прекрасно! :)

06.12.2019 в 09:34
0

Отличный материал! Спасибо! Хоть сам полимеры не пигментирую, но прочитать очень полезно!

06.12.2019 в 17:00
1

Ну хорошо, напечатал я деталь нужного цвета. А куда девать остатки смолы, выкидывать?
Или после всех печатей сливать в одну банку, где будет итоговая смола "говнистого" цвета для всяких тестовых печатей?

06.12.2019 в 21:11
0

Несколько странный вопрос. Купили вы поллитра (литр) красного. Напечатали им деталь нужного цвета. А куда остальное девать? ну не нужны больше красные детали. Сливать?

А в этом (CMYKW) случае вы делаете нужный именно вам цвет (или несколько) в любом количестве. Не вижу особой разницы с первым примером, кроме того что вы ничем не ограничены в гамме цвета.

07.12.2019 в 20:58
0

 вы делаете нужный именно вам цвет (или несколько) в любом количестве.

Нужное количество - это вес детали. Вес детали к примеру 5 грамм. Я смешиваю из нескольких полимеров 5 грамм нужного мне цвета . Принтер напечатает деталь из 5 граммов полимера?!

07.12.2019 в 22:35
0

вернусь к чему начал. Вы купили поллитра. Цвета. Напечатали деталь в 5 грамм. остальное выкинули за ненадобностью.  Богатых не поймешь...

08.12.2019 в 11:36
0

Подождите, подождите. Давайте разберёмся. Что вы на красном зациклились? Это базовый цвет, а речь то идёт о смешивании цветов. Я купил по поллитра основных базовых цветов.(в том числе и красный), чтобы путём их смешения, как Вы говорили выше, получить любой цвет.

Мне нужна деталь к примеру грязновато - зеленоватого оттенка. Она весит 5 грамм. Я беру основные цвета и смешиваю их согласно вашей таблице, чтобы получить нужный мне цвет. Какое должно быть общее количество полимера, (которое я смешиваю специально для печати детали именно такого цвета), которое необходимо залить в кювету, чтобы принтер мог напечатать из него искомую деталь весом 5 грамм?... По другому говоря: куда девать после печати оставшийся грязно-зелёный полимер - выкидывать за ненадобностью? Тогда да, Вы правы: богатых не поймёшь.

08.12.2019 в 14:07
0

зачем вы покупаете по поллитра основных цветов мне непонятно. Вы видимо статью по диагонали читали. У Вас есть базовый (неокрашенный прозрачный) и пигменты. Вам нужна грязно зеленая деталь. Вы прикидываете что 50 гр хватит (есть минимальный предел полимера в ванне - увы). Мешаете его. Печатаете. В противном случае вам нужно покупать банку грязного . Или вам он просто не нужен - так, фантазируете

p.s. добавлю, если вам кровно нужна деталь нужного цвета - 5 гр - и больше никогда вы им пользоваться не будете - да, вариантов у вас немного. Или красить потом, или учитывать перерасход полимера, или в дальнейшем сливать его и доводить до черного.

Или просто этот вариант покраски не для Вас - это нормально.

08.12.2019 в 17:38
0

 базовый (неокрашенный прозрачный) и пигменты

Вот это я не знал. Думал есть только основные цвета по типу филамента. 

50 гр хватит (есть минимальный предел полимера в ванне - увы)

Вот это тоже хотел прояснить, чтобы представлять сколько я его потом теряю. А хранить его сколько потом можно до следующей печати?

08.12.2019 в 18:13
0

отфильтрованный до полугода точно

09.12.2019 в 12:24
0

 А куда девать остатки смолы, выкидывать?

Три варианта, на выбор:

1. Смолу одного типа сливать вместе и забивать черным пигментом до черного или серого цвета.

2. Разливать по разным баночкам. При печати вешать изделие на невысокие поддержки, после того, как поддержки напечатались - разными способами не останавливая печать доливать разного цвета смолу (одного типа) - можно получить разноцветное изделие с разводами и прожилками, по типу природного камня.

3. Остатки смолы использовать как краску или лак УФ-отверждения.

08.12.2019 в 11:33

Комментарий удалён

08.12.2019 в 17:36

Комментарий удалён

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

ROKIT‌ ‌Healthcare‌ ‌разрабатывает‌ ‌новый‌ ‌метод‌ ‌3D-биопечати‌ ‌для‌ лечения‌ ‌поражений‌ ‌кожи‌

Покупка б/у принтера PRUSA I4

Моя первая печать миниатюр

Мой первый 3d принтер

Marlin 2.0 для Anet E16

О точности печати фотополимерных принтеров