О «правильном» и «неправильном» расположении моделей при печати на фотополимерном принтере.

pl32
Идет загрузка
Загрузка
12.01.2021
3406
15
3D-печать

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

44

Добрый день, коллеги!

Данная статья рассчитана прежде всего на новичков… Опытные печатники, как правило, умеют располагать правильно модели без советчиков, которые могут насоветовать такое…

Например, в последнее время активизировались советчики, которые рекомендуют располагать модели при печати исключительно под углом 30..45 градусов и вешать на лес поддержек.

Вот, например такое расположение – «правильное» (????)

Рис 001. «Правильное» расположение моделей. Но нужно ли всегда так «правильно» располагать?

Самое опасное в таком совете – то, что он рабочий. Да, наклонив модель и устроив лес поддержек, можно благополучно напечатать практически любую модель. Но можно и нужно – немного разные сентенции. Печать с наклоном – это и больший расход материала на поддержки и, часто, большее время печати…

Рассмотри некоторые, якобы «неправильные» способы печати.

1) Печать без поддержек прямо на платформе.

Некоторые модели так и просятся, чтобы их просто положили на платформу. 

Какие? Мастер-модели для термоформовки элайнеров, какие-либо модели с плоским дном или стенкой (шестеренки, хомуты, корпуса), модели, смоделированный под FDM-печать без поддержек, плоские рельефы, односторонние монеты, жетоны, магнитики на холодильник, значки. Перечень достаточно обширный.

Рис 002. Пример удачных печатей с «платформы» без поддержек от AndyBig и Apollone.

Рис 003. Пример удачных печатей «от платформы» от pl32.

В чем достоинства такого расположения? Экономия времени и материала (нет поддержек).

Основные недостатки – может быть большая площадь отрыва (качественная пленка в помощь) и базовые слои всегда шире остальных – потребуется напилинг. Ну еще можно базовые слои спроектировать с уступом – меньше, чем основные (если модель ваша и вы заранее представляете, как ее печатать).

2) Печать деталей «с присоской». 

Я почти два года успешно печатал детали, даже не задумываясь, есть «присоска» или нет… И только на ZOBU впервые столкнулся с этим эффектом. Почему? Я печатал на JAP, в котором ускорения и джерки обеспечивали очень плавный отрыв. Уверен – если потратить пару дней на эксперименты – можно настроить джерки и ускорения (если прошивка их поддерживает) так, чтобы присоска вас больше не волновала… вот только низкие ускорения – увеличение времени печати… :-( 

Но даже со стандартными ускорениями – присоска – не так страшна, как её малюют. Некоторые детали просто невозможно напечатать в ином режиме… Например - https://3dtoday.ru/we-print/nabor-posudy-v-sestom-masstabe. Если блюдце еще можно было напечатать вертикально, то сахарницу, чайник и чашку – только в режиме «присоска»… иначе следы от поддержек все бы испортили. Одно дело – девственная чистота керамического фотополимера и совсем другое, когда надо зашкуривать следы поддержек… И ничего – напечаталось.

В целом можно или нет что-либо напечатать «с присоской» зависит от множества факторов, и это всегда некий риск неудачи, но в любом случае - фортуна любит рисковых парней…

Рис 004. Пример удачной печати «с присоской».

3) Печать деталь вертикально на поддержках.

Так лучше всего печатать двусторонние монеты и жетоны, значки, вертикальные детали. Тонкие односторонние детали так же можно печатать вертикально.

Поддержек много не бывает, но в этом случае лучше не перебарщивать.

Кстати, модели, смоделированные под печать на FDM без поддержек тоже неплохо печатаются в этом режиме – просто, надо расставить поддержки по периметру основания. В случае полой модели это позволяет отверстия располагать снизу, а не сбоку.

Рис 005. Пример печати вертикально.

Рис 006. Пример модели, специально смоделированной для печати «вертикально» «от платформы» без поддержек.

Рис 007. Пример вертикальной печати тонких, высоких (18см) деталей.

4) Печать деталь «плашмя» на поддержках.

Печатать детали «плашмя» опасно из-за большой площади отрыва… но если не экономить на пленке и покупать качественную – то вполне можно. Бонусом будет гладкая верхняя поверхность (если, конечно, у вас гладкая пленка).

Рис 008. Пример печати «плашмя» на невысоких поддержках от AndyBig. По-другому столь сложную и ажурную деталь просто было бы не напечатать.

Рис 009. Пример печати «плашмя» на невысоких поддержках. Брошка печаталась плашмя из-за паза для крепления заколки. Шестеренки, если им смоделировать основание меньшего размера (для компенсации расширения первых слоев)- вполне могли печататься «от платформы» без поддержек.

Недостатком такого расположения является весьма специфичная по качеству сторона модели со стороны поддержек. Качество "обратной" стороны зависит от пленки, режима печати, материала, количества поддержек... Иногда можно добится весьма приемлемого качества "обратной" стороны.

Рис 010. Обратная сторона деталей, печатавшихся «плашмя» из двух разных фотополимеров. Хорошо видно, что поверхность «не очень», так же хорошо видно, что качество поверхности зависит, в том числе, и от фотополимера.

5) Печать детали «верхногами».

Тут все просто – обычно при фигурки людей или животных имеют достаточно много деталей, опущенных вниз, к которым надо подвести поддержки.

Достаточно перевернуть фигурку и установить поддержки на голове или шее – и печать сразу же облегчается. В любом случае голову лучше печатать прядями волос вверх, руки – пальцами вверх, одежду – полами вверх.

Рис 011. Печать фигурок вверх ногами от AndyBig и Amforma.

Это все, безусловно, не все секреты расположения моделей на платформе, и, в любом случае – все зависит от принтера, фотополимера, режимов печати и вашего опыта.

Надеюсь эта статья была вам полезна.

На этом пока все.

Удачных принтов!

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых постах.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

44
Комментарии к статье

Комментарии

12.01.2021 в 09:48
3

при печати от платформы - было бы неплохо упомянуть uvtools. его инструмент эрозия - вполне формирует нужный паз на слоях основания для компенсации пересвета. То есть не нужно отдельно готовить модели для такого расположения (это не все умеют и не всегда доступно)

12.01.2021 в 09:57
1

Ценное замечание, я как-то не подумал об этой функции.

Действительно, можно сформировать утоньшение именно по количеству первых слоев и достаточно точно, учитывая особенность материала и конкретного принтера.

12.01.2021 в 10:55
1

Если будете делать апдейт статьи - напишите мне - я добавлю

13.01.2021 в 12:43
1

На самом деле вариантов решения этой проблемы куча, начиная от добавления подобной подошвы в 3д редакторах (блендер, 3д билдер и тд) и до решения в самих слайсерах. Для себя нашел решение в добавлении подошвы в читубокс. В основном использую при печати подставок под миниатюры. Подробная инфа по этому методу есть на Ютубе, канал 3dprinting pro. Правда на английском

13.01.2021 в 13:07
0

вы путаете 2 темы, мне кажется. добавление подошвы в читубокс при любом раскладе деформирует исходную модель. Затронутая же проблема - как избежать искажения модели при печати от стола из за заплыва пересвеченных слоев основания. Никакая подошва тут не поможет.

12.01.2021 в 12:09
1

А как же ковыряние отверстий, особенно в описании проблемы с присоской? 

12.01.2021 в 12:27
2

Если сделать отверстие - это уже не присоска...

Увы, в разных программах отверстия делаются по-разному.... И не каждый слайсер делает отверстие...

12.01.2021 в 12:41
1

У меня опыт со слайсерами небольшой, но из тех, с которыми имел дело, все создают адекватные отверстия. 

Если присоска перестает быть присоской, разве это не решение проблемы?

На фото с циклопом, во многом, расположение выбрано исходя из того, что на макушке очень удобно шпаклевать отверстие. И никаких присосок. 

12.01.2021 в 13:02
2

Да, безусловно - это решение проблемы.

Но я имел ввиду, что есть ситуации, когда делать отверстия невозможно - например, в приведенном случае - любое отверстие просто бы испортило внешний вид.

 А если модель под покраску - то там проблема отверстий не бывает - можно заклеить, можно зашпаклевать и т.п.

PS. По поводу пустотелых моделей и отверстий - почти все современные слайсеры это умеют. Просто некоторые могут делать только отверстие, а некоторые - сохраняют "пробку" в виде отдельной детали, чтобы можно было заклеить отверстие без вопросов.

Но я предпочитаю мешмиксер....

12.01.2021 в 13:08
1

например, в приведенном случае - любое отверстие просто бы испортило внешний вид.

Ну в том же чайнике отверстие в его дне никак не испортило бы его вид, да и шпатлевать его особо не пришлось бы :)

12.01.2021 в 13:13
1

Я не пытаюсь наезжать :)

Но не понимаю в чем проблема точно так же зашпаклевать отверстия, в приведенном примере, тем же самым полимером? Да и пробками ни разу не пользовался, даже 3мм легко шпаклюется при помощи кисти и фотополимера.  

12.01.2021 в 13:23
3

Проблема в заказчиках...

Вы работаете за деньги - вы всегда можете отказать неадеквату.

А я печатаю для друзей и знакомых... Мне проще было рискнуть испортить печать, чем объяснять что такое "Присоска" и чем она грозит ....

12.01.2021 в 12:17
16

Давно уже бродит мысль сделать ролик по подготовке моделей к печати - ориентация модели на платформе, расположение поддержек, особенности пустотелых моделей и т.п.

12.01.2021 в 17:19
3

Присоска вообще не проблема, на самом то деле. Иногда, бывают модели, где от неё не избавиться. Да и в целом, сама по себе платформа, пока двигается в среде полимера - тоже присоска. Лечится просто медленной скоростью движения платформы.

Ну и нужно говорить, что это проблема только lcd принтеров, из-за мягкости полимеров. На SLA принтерах такой проблемы вообще нет. Присоски даже на высоких скоростях отрыва не создают дефектов. 

18.01.2021 в 23:43
1

При печати плашмя что от платформы, что на поддержках нижние слои всегда пересвечены и детали постоянно изгибаются после засветки (у меня во всяком случае в 90% так) Какое есть решение ?

Да, последний в очередной раз пробовал напечатать плашмя и деталь после печати висела всю ночь на платформе, после засветки на удивление осталась прямой..   

Для написания комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте в блогах

Немного ощущений и впечатлений от Clotho ABS

Выбор материалов для 3д печати. Часть 2.

Сервис, который мы заслужили

Ночной призрак

Лайфхак #2

Новинки интернет-магазина 3DSN - бесшумные 3D принтеры